МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 


 


 

 


 

 

 


 

Loading

 

 

 

 

Новости археологии >

Уастекская культура раскрывает свои тайны: раскопки в Тамтоке

Дмитрий Беляев

Постройки Тамтока после раскопок и реставрации
Раскопки темаскаля в Тамтоке
Одна из резных каменных плит темаскаля
Вид уастекского города Тамуина
Центральный комплекс в Тамуине (реконструкция)
Здание А в Лас-Флорес (штат Тампико)
Центральный комплекс в Тампосоке (реконструкция)
Постклассическая пирамида в Тампико
Городище Консуэло
Постклассические росписи в стиле Миштека-Пуэбла в Тамуине
Стела с изображением бога смерти
Статуя правителя из Осулуамы (XIII-XV века)

В начале февраля археологи из регионального центра Национального института антропологии и истории (INAH) в штате Сан-Луис-Потоси, работающие на городище Тамток (Танток) - руинах древнего города уастеков - обнаружили остатки темаскаля - ритуальной паровой бани - и систему водоводов, по которой туда подавалась вода.

Открытие было неожиданным: археологи наткнулись на сооружение при расчистке места для лестницы, которая должна была вести к городищу. Здесь они обнаружили помещение овальной формы, имевшее 11 м в длину и 7 м в ширину, выложенное резными каменными плитами. Сначала они решили, что это погребальная камера, однако затем были найдены водоводы, выложенные большими каменными плитами. Вся система состояла из большого резервуара для воды, большого канала длиной 8 м и боковых ответвлений, по которым распределялась вода. В центре помещения собственно бани сохранились остатки очага.

Уникальность находки, как подчеркнул директор проекта Гильермо Ауха, состоит в том, что это первый пример такой сложной гидравлической системы классического периода. Другой пример - так называемые «Бани Несауалькойотля» - находились в Тескоко и датируются постклассическим периодом, в то время как темаскаль в Тамтоке датируется 300-400 гг. н.э.

Уастекская культура развивалась на побережье Мексиканского залива (север штата Веракрус, восток штата Сан-Луис-Потоси, юг штата Тамаулипас) до испанского завоевания. В языковом отношении уастеки (самоназвание - те'енек) входят в семью майя-киче. Ранее считалось, что они отделились от остальных майя очень давно, во II тыс. до н.э. Однако последние исследования американского лингвиста Джона Робертсона показывают, что уастекский язык (вместе с ныне вымершим чикомусельтекским) входил в одну группу с чоланскими (чоль, чонталь, чорти, иероглифический майя) и цельталанскими (цельталь, цоциль, тохолабаль). Если это так, то миграция уастеков на север должна была произойти не ранее 2-й половины I тыс. до н.э.

Важнейшие уастекские памятники - это Тамуин, Кастильо-де-Теайо, Лас-Флорес, Тампосоке, Тампико, Консуэло и др. В Х-ХV вв. уастеки испытали сильное влияние культур Центральной Мексики. Обнаруженные в Тамуине постклассические росписи демонстрируют широкое распространение стиля Миштека-Пуэбла. Монументальная скульптура также похожа на центральномексиканскую - это стелы (например, стела с изображением бога смерти) и несвойственные майя статуи (например, статуя правителя из Осулуамы). В конце ХV в. раздробленные уастекские царства были подчинены астеками.

Тамток - один из крупнейших городов уастеков (площадь - около 150 га), расположенный в долине реки Тамуин (штат Сан-Луис-Потоси). Первые масштабные раскопки на нем велись французскими археологами в 1961-1962 гг. В 2001 г. начался новый проект по изучению и реконструкции Тамтока под руководством Гильермо Ауха. Открытие археологического музея-заповедника планировалось на 2005 г.

Первоначально считалось, что Тамток относится к постклассическому периоду (ХIV - начало ХVI вв.). Однако раскопки продемонстрировали, что город гораздо древнее, и его расцвет пришелся на классический период (400-800 гг.). Фрагменты резных каменных монументов свидетельствуют о политическом могуществе правителей Тамтока. На настоящий момент в центре города раскопано около 70 зданий, организованных вокруг семи площадей.

Среди находок прошлых сезонов - погребение музыканта, которого сопровождал барабан из панциря черепахи и резная человеческая кость, очевидно служившая для игры на барабане. Также были раскопаны два погребения обезглавленных женщин, головы которых были обнаружены вне захоронений. Специфической особенностью уастекского погребального ритуала является то, что тела перед погребением варили.

В мае 2003 г. в Тамтоке была найдена нижняя часть каменной стелы. На ней сохранились ноги стоящего в фас человека. Сбоку от главной фигуры находятся завитки - черта, свойственная искусству побережья Мексиканского залива классического периода. Другой давно известный памятник - монумент 22 - также имел рельеф в виде завитков. По мнению Гильермо Аухи, стела изображала правителя, имя которого и древнее название Тамтока были вырезаны сбоку. Однако данные, которые бы свидетельствовали о существовании у уастеков собственной письменности, малочисленны. На постклассических скульптурах иногда бывают высечены цифры и календарные иероглифы (например, статуя бога пульке с календарным именем 2 Кролик или известная статуя «Юноши»), но они выполнены в стиле иероглифики науа.

Открытия в Тамтоке существенно меняют наше видение истории побережья Мексиканского залива. В 1978 г. в своем обобщающем труде «Уастека: доиспанская история и культура» известный мексиканский археолог Лоренсо Очоа писал, что реальное становление уастекской культуры приходится на постклассический период. Форпостом же классической цивилизации считался Эль-Тахин. Теперь становится ясно, что к северу от Эль-Тахина располагались царства уастеков.

Вид на Тамток до начала раскопок в 2001 году
Уастекская постклассическая статуя (Юноша)
Фрагмент классической стелы из Тамтока

 

[an error occurred while processing this directive]