МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 


 


 

 


 

 

 


 

Loading

 

 

 

 

Новости археологии >

Теотиуаканский город в штате Керетаро?

 

В ходе весеннего сезона раскопок на городище Эль-Росарио в штате Керетаро мексиканские археологи обнаружили уникальные полихромные фрески в теотиуаканском стиле. По утверждениям специалистов Национального института антропологи и истории, это единственные такого рода росписи за пределами Теотиуакана.

Опубликованные фотографии подтверждают идентификацию росписей как теотиуаканских.

Фрагмент верхнего уровня росписей по-видимому содержит теотиуаканские иероглифы. Это знак, похожий на позднейший астекский иероглиф CALLI «ДОМ», справа от которого находится шлем (или, может быть, элемент костюма), украшенный перьями.

Основной уровень росписей изображает какую-то местность, вероятно, с вписанными в нее топонимическими иероглифами. Между холмами стоят вельможи или воины с щитами и в головных уборах с перьями. К сожалению, фотографии не позволяют опознать тип головного убора. Среди элементов, характерных исключительно для теотиуаканской иконографии и письменности – прямые и изогнутые обсидиановые ножи.

Кроме того, по словам археолога Фьорелли Фенолио, ответственной за иконографическое изучение находки, в росписях присутствуют изображения кровоточащих сердец, символизирующих человеческие жертвоприношения, так называемые «завитки речи», обозначающие речь, а также курильницы. Использованные цвета – красный, черный, желтый и зелено-голубой – также соответствуют теотиуаканской палитре.

Четыре настенных росписи были обнаружены в портике, ведущем внутрь центрального комплекса городища. В настоящий момент исследовано не более 5% строения, поэтому говорить о его функциях невозможно. Однако в Теотиуакане росписи такого типа в основном встречаются в крупных компаундах и в дворцовых ансамблях (Атетелько, Течинантила, Сакуала и др.). В сообщениях о находке ничего не говорится о плане постройки – является ли она теотиуаканским компаундом или нет. Помимо росписей, находки этого сезона включают керамические статуэтки, сосуды, каменные (прежде всего обсидиановые) орудия, деревянные бревна до 1,5 м в длину, остатки тканей.

Эль-Росарио относится в основном к классическому периоду. В его развитии прослеживается четыре основных строительных этапа, три из которых приходятся на III – первую половину VII вв., а последний – эпиклассический – на VII–IX вв. Росписи относятся к первому этапу. При сооружении второй версии здания они были засыпаны и частично повреждены. Археологи обнаружили, что каждый строительный этап сопровождался посвятительными жертвами, следами которых являются пепел в очагах из красного камня, песчаные холмики, кости летучих мышей, обсидиан и другие каменные орудия, деревянные жерди. Все это напоминает строительные жертвенные тайники в Теотиуакане.

Характер и мотивы росписей свидетельствует в пользу того, что перед нами не имитация теотиуканской культуры местной знатью, а полноценный элемент теотиуаканской культуры. Эль-Росарио – одно из городищ обширного региона Бахио, охватывающего низменные районы штата Гуанахуато, часть штата Керетаро (к западу от столицы), долины Морелия и Ла-Пьедад на севере Мичоакана и восточные равнинные районы Халиско. В классический период здесь сложилась оригинальная культура, которую характеризует традиция углубленных площадей (plaza hundida). В конце классического периода население Бахио составило основу первой волны переселенцев, направившейся на юг и поселившейся в долине Мехико.

Эль-Росарио был обнаружен в 1958 г. Роберто Гальего и уже тогда был очень сильно разрушен. В 1975 г. под руководством Энрике Нальды были проведены первые раскопки. В последний раз памятник исследовался в конце 1990-х гг. при составлении Археологического атласа Мексики. В настоящее время в центральной зоне памятника разрушено около 60% построек. Это вызвано с одной стороны, особенностью рельефа, которая приводит к нестабильности построек. С другой, этими естественными разрушениями пользуются мексиканские «черные археологи» и просто местные жители, чтобы обнаружить ценные артефакты. В этой связи археологи Хуан Сен-Чарльз, Карлос Вирамонтес и Фьорелла Фенолио настаивают, что росписи должные быть как можно быстрее извлечены и перенесены в Региональный музей штата Керетаро, где они будут исследованы и реконструированы. Для спасательных работ они запросили у правительства штата финансирование на 1 миллион песо.