МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 


 


 

 


 

 

 


 

Loading

 

 

 

 

Новости археологии >

Чью статую ритуально «убили» майя? Новые находки в Морале (Табаско, Мексика)

 

23 марта мексиканские археологи из регионального центра Национального института антропологии и истории в штате Табаско начали новые раскопки на городище Мораль-Реформа. И вот, спустя всего два месяца, они обнаружили первый ритуальный тайник.

По сообщению сетевого издания TabascoHoy.com, 20 мая исследователи во главе с Франсиско Куэвас Рейесом вскрыли в Храме 14 тайник состоявший из шести масок, антропоморфной каменной скульптуры, остатков курильниц, одной вазы и наконечника дротика.

Храм 14 – самая высокая пирамида городища – достигает 27 м. Он был выбран для раскопок в результате предварительного осмотра в 2006 г., поскольку проросшие деревья сделали реальной угрозу обрушения постройки. После расчистки завалов стало ясно, что главная лестница вела на первый уровень пирамиды, с которого три меньших лестницы вели на вершину, где стояло два святилища. Такой архитектурный тип нехарактерен для данного региона.

Центром тайника являлась скульптура, которая была найдена на глубине 50 см от пола второго строительного горизонта. Она представляла собой человеческое туловище без рук и ног высотой чуть более 1 м, шириной 46 см и весом 150 кг. Отколотые руки и ноги скульптуры были тщательно уложены с обеих сторон ниже пояса. Здесь же располагались шесть каменных масок, покрытых сверху штуком и раскрашенных в зеленый цвет. Маски были двух видов: три имели около 15 см в длину и 11 см в ширину и три – около 25 см в длину и около 19 см в ширину.

Сооружение подобных ритуальных тайников обычно было связано со строительством новой версии храма или пирамиды. Однако в данном случае перед нами несомненно пример ритуального «убийства» и захоронения скульптуры – практика, которая была достаточно широко распространена у майя в классический период. Возможно, скульптура изображала воина. В древности она была раскрашена, о чем говорят остатки пигмента в районе пояса. Кого же жителя Мораля запечатлели в камне и потом «убили»? Одного из собственных правителей или могущественного врага?

В сообщениях СМИ говорится, что археологи датируют находку раннеклассическим временем – между 300 и 600 гг. н.э. В то же время директор регионального центра INAH в штате Табаско Антонио Феррер заявил, что маски выполнены в паленкском стиле и могут указывать на зависимость Мораля-Реформы от Паленке. Между тем скульптурная традиция Паленке относится уже к VII в. К этому же времени относятся и свидетельства иероглифических надписей о связях между царями Баакаля, чьей столицей была Лакамха (ныне Паленке) и правителями Мораля.

Мораль-Реформа (также известный как Мораль, Моралес, Реформа, Реформа III и Баланкан) – городище майя классического периода, расположенное в муниципалитете Баланкан штата Табаско. Впервые оно было обнаружено Теобертом Малером между 1897 и 1911 гг. и названо Реформа III. В конце 1930-х гг. Э. Уиллис Эндрюс III останавливался на городище. В ходе короткого обследования он обнаружил Стелу 1 (756 г.). В 1945 г. Рау Павон обнаружил на городище еще две стелы и один круглый алтарь с надписями, а в 1961 г. мексиканский археолог Сесар Лисарди Рамос предпринял инспекцию руин с сделал их первое описание (материалы хранятся в архиве INAH). К тому времени местные жители перенесли Стелы 3 и 4 в здание муниципалитета, впоследствии они составили основу местного музея. Первые археологические работы были проведены на городище в середине 1970-х гг. Национальным Автономным Университетом Мехико в ходе разведки в бассейне реки Сан-Педро-Мартир. Активность грабителей заставила INAH в 1992-1993 гг. провести охранные раскопки. Они показали, что городище существовало с III в. н.э. и было связано с другими поселениями бассейна реки Сан-Педро-Мартир – Тьера-Бланка, Эль-Ареналь, Сента-Элена и Тирадеро. Расцвет Мораль-Реформы пришёлся на позднеклассическое время (VII – начало IX вв.). В это время центр города занимал 87 га, где располагались 99 зданий – храмов, дворцов, жилых и хозяйственных построек.

Полностью древнее название Мораля неизвестно. В начале идут слоговые знаки ’a и ma, а в конце – слоговой знак la, но центральный знак блока, изображающий какое-то животное, пока не опознан. Таким образом, мы имеем Ама…ль. Судя по использованию титула к'ухуль Ама…ль ахау, «божественный царь Ама…ля», царство со столицей в Морале считалось принадлежащим к «высшей лиге» майяских государств.

Между тем реальная судьба древнего Ама…ля была не столь величественной. Его стратегическое положение на реке Сан-Педро-Мартир, на пути, ведущем из Петена в Табаско, привело к тому, что он стал полем борьбы между могущественными врагами – каломте Йукном-Ч'ееном (636-686) из Каануля, и его соперниками из Баакаля. Так Муваан-Холь-Пакаль, правивший во второй половине VII в., оказался (помимо своей воли) участником майяской геополитики. Ему было всего 5 лет, когда в 661 г. его короновали. Однако уже в 662 г. малолетний владыка был коронован во второй раз «пред ликом» Йукном-Ч'еена. Это было связано с ожесточёнными войнами Каануля и Баакаля в 660-е годы. Три десятилетия после этого он правил как вассал далекого каанульского повелителя, но после смерти Йукном-Ч'еена власть его сына и преемника Йич'ак-К'ак'а ослабла и Муван-Холь-Пакаль был вынужден короноваться в третий раз, теперь уже как вассал К'инич-Кан-Балама II (683-702), сына К'инич-Ханаб-Пакаля I баакальского.

 


 

Ссылки по теме:

Tabasco HOY

Moral-Reforma (статья из Мезовеб-энциклопедии)

Simon Martin. Moral-Reforma y la contienda por el oriente de Tabasco. Arqueología Mexicana. 2001. Vol. XI, número 61, pp. 44-47. (html; pdf)