МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 


 


 

 


 

 

 


 

Loading

 

 

 

 

Новости археологии >

Шесть тольтекских погребений под площадью Конституции

 

Одно из захоронений в Тула-де-Альенде (фото INAH).
Карта Чолулы из Сообщения из Чолулы (1581).
Каменная табличка с иероглифом из Чолулы (конец XVIв.).
Иероглиф Толлан-Чололлан-Тлачиуатипетль.

В ходе работ по починке канализации под площадью Конституции - центральной площадью город Тула-де-Альенде в штате Идальго - рабочие наткнулись на археологический материал. Вызванные специалисты из Национального института антропологии и истории Серхио Камарена и Хуан Тостле организовали охранные раскопки. В их ходе были вскрыты шесть погребений, относящихся к раннему постклассическому периоду (Х-ХII вв.) - эпохе расцвета государства тольтеков. Находки были перенесены в лабораторию INAH для расчистки и исследования.

Только одно захоронение содержало погребальный инвентарь - три вазы, одна из них полихромная, с сохранившимися следами красной, черной и желтой краски. Один скелет принадлежал ребенку 5-7 лет. Он лежал на правом боку и его окружали черепки керамики, относящейся к фазе Толлан (950-1150 гг.). Все погребения располагались неглубоко, всего в 20 см от уровня площади.

Внимание археологов привлек также обнаруженный ими алтарь. Он был построен из сырцовых кирпичей-адобов и покрыт блоками тепетате - белого пористого известняка. Такая технология характерна как раз для тольтекского времени. Остатки других сооружений начала II тыс. н.э. прослеживаются под площадью в различных местах. По-видимому, это остатки небольшого святилища, рядом с которым были размещены захоронения.

Помимо материалов тольтекского времени были также обнаружены материалы, относящаяся к фазам Фуэго (1150-1350), Паласио (1350-1520) и Тесоро (раннеколониальное время начиная с 1521 г.). Судя по керамике, население этой эпохи было пришлым и заселило тольтекское поселение после падения Толлана в середине или второй половине ХII в.

Подозрения о том, что поселение тольтекского времени существовало не только на холме, где сейчас располагается археологический парк Тулы, но и под современным городом Тула-де-Альенде. Новые открытия подтверждают эти предположения. В ближайшее время охранные раскопки продолжатся. У археологов возник план сооружения на площади специальных витрин, через которые можно будет осматривать древние руины на площади, сообщает пресс-служба Национального института антропологии и истории

Историческая справка:

Город Тула-де-Альенде расположен поблизости от древнего города Толлана, который также часто называют Тула. На самом деле топоним Толлан ("Место тростника") часто встречается в Центральной Мексике. Нам известно, что Чолула в постклассическое время называлась Толлан-Чололлан-Тлачиуальтепетль ("Место тростника - Место бегущей воды - Искусственная гора"). Это название дважды записано иероглифически. На карте Чолулы, включенной в "Сообщения из Чолулы" (1581), топонимический иероглиф изображен в европейском стиле. На знаменитой каменной табличке, высеченной в конце ХVI в. и хранящейся в Музее Метрополитен, иероглиф стилизован под герб. Другой Толлан - Тулансинго (Толланцинко) в штате Оахака (долина Коиштлауаки) - часто упоминается в миштекских кодексах. В переводе с науатля полное название древней Тулы - Толлан-Шикокотитлан - означает "Место тростника, там, где много ос". Американский исследователь Дэвид Стюарт показал, что у майя в классический период тростник был одним из иконографических символов, связанных с Теотиуаканом.

Очевидно, Толлан в центральномексиканской мифологии - это мифологическое место, связанное с богами, прежде всего с Кецалькоатлем, с которым ассоциировались многие города-столицы. В науке название "тольтеки" (tolteca; буквально "люди Толлана") закрепилось именно за жителями Толлана-Шикокотитлана. Сам город чаще называют Тулой.

Тольтекское государство возникло в долине реки Тула (современный штат Идальго, север Мексиканского плато) в конце IX в. и быстро распространилось на значительную территорию в Центральной Мексике. Новая держава претендовала на восстановление былой славы Теотиуакана, и тольтеков последующая традиция считала создателями высокой древней культуры. Поэтому в астекскую эпоху слово тольтека стало обозначать искусного ремесленника, мастера, а тольтекайотль обозначало цивилизацию, городской образ жизни в противовес чичимекайотлю - варварству (образу жизни чичимеков).

Наиболее известным правителем тольтеков был Топильцин Кецалькоатль (сер. X в.). Позднейшая традиция смешала его образ с богом Кецалькоатлем, поэтому вычленить исторические данные о его правлении из полумифологических сказаний очень сложно.

Согласно археологическим данным, расцвет тольтекского государства пришелся на Х-ХI вв. В легендарной традиции его падение связано с нечестивостью его последнего правителя Уэмака, покончившего с собой в 1168 г. Долгое время считалось, что после этого Толлан был разрушен варварами-чичимеками, и жители его покинули. Однако археологические раскопки показали, что город, хоть и уменьшился в размерах, продолжал существовать вплоть до Конкисты.

 


 

Ссылки по теме:

Р.В. Кинжалов "Тамоанчан, Тлалокан, Метналь и Толлан (представления о рае у народов Месоамерики в доколониальный период)"