МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия >

Выжить в джунглях

Андрей Шляхтинский, Наталья Ародзеро

 

В джунглях можно жить даже там, где нет ни одного человека. Ни «цивилизованного», ни «полуцивилизованного», ни даже «дикого». Как это ни удивительно, но есть места, где никто не строит жилищ и куда никто не ходит. В большинстве случаев тому есть две весомые причины. Первая – большое расстояние, отделяющее дальние уголки джунглей от более обжитых мест. Вторая – отсутствие необходимости отправляться к черту на куличики, когда все необходимое для жизни можно раздобыть поблизости. Причем места, о которых здесь говорится, чаще могут посещаться «белыми», нежели индейцами: первые всегда суют свой пурпурный, облупленный на солнце нос туда, куда совать его небезопасно. Вот о таких уголках мы и поговорим.

Многим, несомненно, частенько приходилось читать и слышать об ужасных хищниках, населяющих сельву и помышляющих только о том, как бы сожрать двуного «царя природы». Ерунда! Куда более треволнений и неприятностей придется испытать от мошек, комаров и муравьев, иногда – от термитов в спальном мешке и клещей, а также жары и влажности, колючих лиан, однообразной пищи и непривычной обстановки тропического леса, чем от скрадывающего вас во мраке ночи кровожадного ягуара. Поэтому давайте вместе расставим все точки над «i».

В большинстве случаев все без исключения дикие животные предпочитают спасаться бегством или затаиваться, как только заподозрят близость человека. Вот почему многих из них куда проще встретить в зоопарке, нежели в самых диких уголках амазонской сельвы. Желаете поглазеть на ягуаров – отправляйтесь в зоосад, потому что в джунглях Вы в лучшем случае найдете их следы, а в худшем – не увидите даже их. Тем не менее, в отношении некоторых млекопитающих хищников, рептилий, насекомых и других живых созданий, способных причинить увечья, следует принимать определенные меры предосторожности.

Среди наземных хищников стоит упомянуть ягуара, или «тигра», как его повсеместно зовут в Южной Америке. Он – один из немногих, кто способен встретиться с человеком лицом к лицу и даже наброситься на него. Но… только когда умирает от голода, в августе-сентябре, когда коты ищут самок и возбуждены, устраивают сражения и вообще становятся невменяемыми от переизбытка половых гормонов, защищая котят, или если зверю отрезали все пути к бегству. Однако стоит ягуару хоть единожды убить человека и попробовать человеческое мясо, как он превращается в грозного врага, нападающего при любом удобном раскладе. В таких случаях хищник днем чаще всего поджидает жертву возле тропы, по которым постоянно ходят люди, и нападает всегда внезапно и молниеносно. Ночами же ягуар может «навещать» лагерь и там убивать спящих.

Из всех крупных кошек сельвы самыми опасными считаются большой пятнистый ягуар-утурунгу и смоляно-черная яна пума. Особенно последняя, которая всегда нападает на спящую жертву. При этом – согласно поверьям – она не притрагивается к мясу, но вместо этого выпивает всю кровь и разгрызет череп, чтобы добраться до головного мозга. Среди лесных жителей бытует легенда, которая приписывает яна пуме способность гипнотизировать добычу на расстоянии, заставляя человека погружаться в глубокий сон. Поверье это настолько живуче, что стоит человеку или нескольким людям наткнуться в джунглях на следы черного ягуара, как они немедленно и весьма поспешно покидают опасное место и как можно быстрее стараются уйти подальше до наступления ночи.

Говорят, никакие меры предосторожности не спасут человека ночью от нападения яна пумы. К счастью, этот злобный хищник живет в самых глухих и редко посещаемых человеком уголках джунглей. Я полагаю, впрочем, что – как и во многих других случаях – несговорчивый нрав яна пумы слегка переоценен.

Два других крупных хищника из семейства кошачьих – собственно пума и льюйчу пума гораздо менее опасны. А маленькие тигрильо вообще никогда не нападают на людей, если те не ставят их в безвыходное положение.

Тем не менее, там, где ягуары встречаются особенно часто – из известных авторам мест назовем верхнее течения реки Бьябопи в Голубой Кордильере в Перу – не стоит быть чересчур беспечным. По меньшей мере, лучше всегда быть при оружии. Хотя бы носить мачете или копье из тех, что все еще делают индейцы. Но это – на самый крайний случай.

Следующее животное, против которого также нелишне принимать меры предосторожности по ночам – это летучая мышь-десмод, в народе известная как «вампир» или под именем мащу. Особенно актуально это для тех, кому выпадает ночевать в покинутых лесных хижинах. Этот небольшой по размерам зверек готов пробраться в любую самую маленькую лазейку в москитной сетке или даже прогрызть дырку, лишь бы добраться до спящего человека и напиться его крови. При этом жертва не чувствует ни самого укуса, ни того, как десмод сосет у нее кровь. Только наутро человек обнаруживает пятна крови на простынях и одежде и вот тогда-то понимает, что подвергся нападению «вампира». Поэтому, укладываясь спать, есть смысл с особой тщательностью вешать москитную сеть, хорошенько подтыкая и придавливая чем-нибудь тяжелым нижние края полотнища. Другое верное средство обезопасить себя от ночных кровососов – жечь на костре острый перец-ахи. Причем так, чтобы дым проникал в каждый уголок убежища, а, поднимаясь кверху, окуривал пальмовую кровлю, в которой устраиваются на дневку десмоды и прочие летучие мыши.

В местностях, где «вампиров» особенно много, люди иногда развешивают в лагере рыболовные сети, таким образом, затрудняя летучим мышам свободное передвижение. Рассказывают, что иной раз десмоды попадают и путаются в них, после чего их безжалостно убивают. Если имеется возможность, то в лагере можно оставлять зажженные коптелки или керосиновые лампы «летучая мышь», чтобы отпугивать светом тех самых летучих мышей.

Среди рептилий главные враги человека в джунглях – змеи. Их много видов, но на глаза все они попадаются далеко не каждый день и не каждую ночь. Тем не менее, больше всего индейцы и метисы боятся бушмейстера шушупи, удава-хергон, каскабель, лоро мачакуи, нака-нака и других, чей укус нередко смертелен, если человеку не оказать своевременную помощь.

Как уже говорилось, подавляющее большинство обитателей джунглей убегают или прячутся, почувствовав близость человека. И змеи не исключение. Их укуса не избежать, если рептилию загнали в угол и ей приходится защищать свою жизнь. Приходилось слышать и читать множество историй о том, что змеи нападали на человека без очевидного повода. Идет себе человек сельвой и вдруг – раз! – укусила его ядовитая гадина. И невдомек ему, что змея спала или же по какой-то иной причине не заметила приближение человека. А когда обнаружила его, спасаться бегством было уже поздно. И единственное, что ей оставалось – нападение.

Рассмотрим простой пример. Представим, что змея, как это часто случается, устроилась отдыхать на ветке дерева или кустарника, как раз на высоте человеческого роста. Она спит, как вдруг, проснувшись, обнаруживает приближающегося человека, а тот даже не подозревает о присутствии рептилии и подходит все ближе и ближе. Расстояние сокращается. Змея боится, что если пошевелится и попытается скрыться, то будет обнаружена. А первое правило джунглей гласит: «Чем ты незаметнее – тем дольше проживешь». Поэтому она принимает единственно правильное решение – подготовиться к защите. Со стороны это частенько выглядит как подготовка к нападению. Змея поднимает переднюю часть туловища и голову, готовая к смертельному броску, замирает и остается в такой позиции до тех пор, пока человек не пройдет мимо. Если он при этом не заденет ветвь, и не будет размахивать руками, то без риска для жизни минует притаившуюся над его головой змею, готовую постоять за себя.

Есть, правда, одно исключение. Это шушупи, или, как ее называют на востоке Эквадора, мутулю палю. Она – самая большая из всех ядовитых змей, обитающих в джунглях преимущественно на высоких, не затапливаемых дождями и паводками местах. Ее длина иногда переваливает за три метра, а в самом широком месте туловище достигает десяти сантиметров в диаметре. Как говорят метисы, это единственная змея, которая не приняла проклятия Бога. Они утверждают, что шушупи, преследуя жертву, не извивается горизонтально, как все остальные змеи, но совершает вертикальные колебания туловищем и даже способна делать длинные прыжки. Как бы там ни было в действительности, но к счастью для человека шушупи активна по ночам, да и не слишком многочисленна. Правда, существуют в Амазонии местности, где шушупи – настоящее бедствие. Но это ненаселенные районы на вроде верховьев уже упомянутой мною реки Бьябопи в дикой Голубой Кордильере. Авторам никогда не приходилось сталкиваться с этой гадиной нос к носу, однако ее ночное серенады, наводящее ужас, одному из них доводилось слышать. И даже несколько раз видеть длинные шкуры, вывешенные в домах индейцев и в лавках торговцев.

Шушупи имеет обыкновение устраиваться на дневной отдых в норах животных, в дуплах поваленных деревьев и вообще в каких-нибудь дырах. Иногда она делит жилье со зверьком, которого в Перу зовут махас, а в Эквадоре – гуанта. Его мясо ценится и индейцами, и метисами за свой нежнейший вкус; на него регулярно охотятся. И шушупи, и махас проводят дни в одних и тех же местах, а звуки, которые издают оба, если потревожить их глубокий и крепкий сон – схожи. Все это иногда приводит к трагическим последствиям для человека или его охотничьей собаки, которые принимают змею за безобидного зверька, скрывающегося в глубине пустотелого древесного ствола.

Среди жителей джунглей бытует немало легенд и поверий о шушупи. Мне приходилось слышать, например, что если тебя преследует эта гадина, то надо бросить на ее пути что-нибудь из своей одежды. Это позволит выиграть время, так как змея кинется на футболку или рубашку и устроит над ними жестокую расправу. А человек, тем временем, сможет убежать как можно дальше.

Индейцы с большим подозрением относятся к змеям, хотя прекрасно различают ядовитые и неядовитые виды. Первых боятся и при случае убивают. Вторые либо вовсе не пользуются их вниманием, либо их тоже убивают. Но не из-за страха, а для того, чтобы – например – забрать их красиво окрашенную кожу или кости, которые идут на украшения. В последнем случае мертвую змею оставляют в сельве недели на две. За это время жара, влажность и муравьи очищают кости дочиста.

Кроме ягуаров, летучих мышей-кровососов, ядовитых змей в джунглях опасность для здоровья человека представляют кое-какие насекомые, пауки, скорпионы и некоторые другие крошечные создания, живущие повсюду во влажном вечнозеленом экваториальном лесу. Чтобы избежать неприятностей следует принимать определенные меры предосторожности. Главное знать, кто есть кто, и научиться хорошенько различать их. Последствия укусов болезненны, но практически никогда не приводят к смерти. Да, боль в укушенном или ужаленном месте бывает адской, а на глаза наворачиваются слезы. Человека может даже колотить в лихорадке, временно парализовать или свалить в сон. Но если он здоров, то вряд ли умрет. Зато получит превосходный урок на будущее.

Многие наверняка читали или слышали об ужасе джунглей – бродячих муравьях, колоннами марширующих по тропическому лесу и съедающих всех и вся на своем пути, независимо от размера. Уж сколько было писано-переписано о них! Я подозреваю, что авторы сих опусов – законспирированные маньяки-извращенцы. Такое впечатление складывается, когда читаешь описания страшных и мучительных смертей жертв, виновниками которых стали полчища кровожадных муравьев-убийц. Но знаете, быть может, где-то и обитают такие чудовища, но в Северо-Западных и Западных районах Амазонии (а это ни много, ни мало – половина бассейна Амазонки) ни разу не довелось слышать о них от индейцев, лучше которых джунгли не знает никто. Да, некоторые виды муравьев действительно странствуют внушительными колоннами, без конца и края длиной. Да, когда насекомые приходят к индейскому дому, то его обитатели сплошь и рядом вынуждены на время покинуть жилье, и в этом видится некоторое неудобство. Да, муравьи могут даже несильно покусать. Но вот парадокс: питаются они исключительно мелкой живностью, вроде клещей, клопов и блох, так что после посещения бродяг индейские дома остаются продезинфицированными от паразитов. Да, и зовут этих «монстров» тамья аньянгу.

Отдельная и очень серьезная тема, которую хочется затронуть, – комары. И даже не столько они, сколько те инфекции, которые переносят эти насекомые. Как правило, неприятности поджидают в заболоченных джунглях и по берегам равнинных рек. Самая известная и распространенная – это малярия в своих двух имеющихся в Северо-Западной Амазонии формах. Более легкая – трехдневная «вивакс», и тяжелая тропическая «фальципарум», последняя из которых дает осложнения и нередко приводит к смерти. И ту, и другую переносят комары Анофелес, заражающие человека при укусе.

Теоретически обезопасить себя от этого заболевания можно, принимая в качестве профилактической меры специальные таблетки. На практике этого в большинстве случаев не делается в силу разных причин. Именно поэтому в районах низкой сельвы малярия распространена среди индейцев и метисов настолько широко, что к ней относятся с философским спокойствием, как к насморку. Поэтому приезжий человек должен отдавать себе отчет в том, что рано или поздно, почти со стопроцентной вероятностью, приступ случится и с ним. Тогда единственная надежда – это таблетки хлорокина и примакина, гидроксихлорокина или аналоги. И не имеет значения, приедет ли он на неделю или проживет несколько месяцев.

Малярия – вещь крайне неприятная. Ибо мало что еще умеет так вымотать человека в короткие сроки, как повторяющиеся через сутки приступы, длящиеся ровно двадцать четыре часа. Ломка во всем теле, дикий озноб, сменяющийся жаром, температура до 39 и выше и сильнейшая головная боль. К тому же малярия имеет устойчивую тенденцию к повторению, не важно, лечишься ты или нет. Она может вновь случиться через месяц, два, через полгода, в любой момент. И поскольку «болезнь плохого воздуха» в заболоченных районах, как показывает практика, неминуема, то обезопасить себя можно лишь единственно надежным способом: не посещать их.

Тут уж каждый решает для себя сам. Тем более что кроме малярии существует еще несколько разновидностей «фьебрес», или «лихорадок», как они именуются в просторечии. В их числе так называемая лихорадка денге и печально знаменитая желтая. Последняя, к счастью, на сегодняшний день практически искоренена, хотя в тридцатых годах прошлого столетия она в буквальном смысле начисто выкашивала целые регионы в Эквадоре и Перу. Есть также масса других заболеваний, сопровождающихся аналогичными симптомами.

Вот, кажется, мы более или менее разобрались с теми «рисками», которые поджидают человека на суше. Настало время перейти к водным и полуводным обитателям джунглей. Прежде остальных должно упомянуть черного каймана, анаконду, которую в Эквадоре и Перу называют боа или амарун, змей яку хергон и нака-нака, хищную пиранью и пакостливого сомика-карнеро, карниру или каниру.

Вам, уважаемый читатель, может показаться странным, что из десятков тысяч видов живых существ, населяющих амазонскую сельву, я упомянул всего-навсего несколько видов, которые могут считаться опасными для здоровья и жизни человека. Однако так оно и есть, если отбросить в сторону красочные, леденящие кровь мифы и легенды, которыми столь богаты джунгли и к которым так любят обращаться некоторые авторы, закладывая их в основу сюжета своих произведений. Вероятно, вы еще больше удивитесь, если авторы попытаются убедить вас в том, что человек может неделями и месяцами путешествовать по рекам на лодке или каноэ, но так ни разу и не встретиться ни с кайманом, ни с анакондой, ни с водяной змеей. Куда проще отыскать их в зоопарке или аквариуме, нежели в реках и озерах Амазонии, хотя они действительно там живут и достаточно многочисленны.

Несмотря на это, отправляясь в джунгли, следует помнить следующее. Черный кайман нападает на человека либо когда тот оказывается в воде, либо на берегу у реки или озера. Происходит это, когда хищник голоден, либо если человек решит забрать яйца из гнезда, которые кайманы устраивают на берегах водоемов. Эти яйца, когда их пошевелишь, издают своеобразный звук, похожий на звон колокольчика. Кайман, даже находящийся под водой и услышавший этот звук, молниеносно выскакивает на сушу и яростно набрасывается на человека или любое другое животное, которое оказалось рядом с гнездом.

Если человек или животное случайно падают в воду или же купаются в местах малонаселенных или вообще диких, то риск нападения черного каймана достаточно велик. Сначала он утягивает свою жертву под воду и топит ее. Затем кайман вытаскивает добычу на берег, чтобы там съесть ее. Не верьте тем, кто рассказывает небылицы о том, будто черный кайман пожирает людей в глубине реки или озера. Это неправда.

В других случаях, когда разозленный кайман лежит на поверхности воды, прячась среди надводных растений, он перед тем, как напасть на каноэ или лодку слегка выгибает хвост. Так он поджидает приближение суденышка, чтобы затем перевернуть его молниеносным и сокрушительным ударом. В том, что удар сокрушительный, можете быть уверены: черные кайманы вырастают до пяти метров длиной, а кое-кто уверяет, что встречал и семиметровых монстров.

Теперь поговорим об анаконде, любимом персонаже многих романов и кинофильмов, а также сказок, мифов и легенд. Повсюду в Западной и Северо-Западной Амазонии ее чаще зовут боа, яку мама или же амарун. Обычно она живет в больших спокойных озерах, а также в заболоченных участках джунглей. На реках ее видят реже. Эта гигантская змея – вопреки немыслимому количеству захватывающих душу историй – лишь в редчайших случаях атакует человека. В редчайших! Происходит это, когда анаконда голодна – питаться она может раз в полгода, а также, если по ошибке примет человека за свою привычную добычу.

Амарун всегда убивает жертву, обвиваясь вокруг нее кольцами и ломая кости грудной клетки. Среди жителей сельвы считается неблагоразумным слишком долго находиться в неподвижности на берегу реки или озера в тех местах, где людей практически не бывает, и животные не испытывают страха перед человеком. Для этого у них находится свое объяснение: бытует мнение, что анаконда гипнотизирует свою жертву перед тем, как напасть на нее точно также, как это делает черный ягуар яна пума.

Лесные жители уверяют, что самый надежный способ освободиться из «объятий» анаконды – это изо всех сил укусить гигантскую змею, после чего она мгновенно ослабит хватку.

Как и черный кайман, яку мама может нападать на человека в воде, когда тот по неосторожности упадет в воду или же купается поблизости от берега. Точно также как и кайман, она утаскивает жертву под воду, а через некоторое время выбирается с ней на сушу. Уже, как правило, вдали от места нападения.

Если добыча была большой, то анаконда, съев ее, на несколько дней остается спать где-нибудь на стволе дерева или в скоплении плавника, переваривая жертву. В это время она резко уменьшается в длине, зато ужасно раздается вширь, потому что – также как и любая другая змея – заглатывает добычу целиком, не разрывая на части. Ясно, что в таком состоянии анаконда теряет способность быстро двигаться и становится уязвимой.

Мясо гигантской змеи съедобно, однако редко кем употребляется в пищу. Индейцы же вообще избегают убивать анаконд, не то, что есть их. А вот, что действительно ценится, так это прекрасная кожа боа, которую используют для тех же целей, что и каймана. Жиру анаконды приписываются лечебные свойства: говорят, что он помогает при артрите и ревматизме.

В джунглях встречается две разновидности анаконд, обитающих в воде, – черного и желтого цветов. Помимо них на суше живет еще одна боа, называемая сача мама, что на языке индейцев кичуа означает «хозяйка леса». Черную анаконду считают самой злобной, но и преследуют чаще, так как ее жир – говорят – намного более сильное снадобье, чем жир желтой анаконды. Также утверждают, что, будучи взятым в ладонь даже в небольшом количестве, он способен разойтись по всей руке. А если этот жир попадет на металлическую деталь какого-нибудь механизма, то последний будет безнадежно испорчен, так как субстанция производит сильнейшую коррозию.

Что касается желтой анаконды, то она попадается на глаза значительно чаще и не столь опасна для человека. Сача мама, или обыкновенный удав, живущий на суше, также не несет опасности. Однако и он окружен ореолом тайны и в сельве ходит немало легенд о хозяйке леса.

Водяные змеи обитают по топким речным берегам и в лесных болотах. Все они крайне ядовиты, но кусают человека только тогда, когда он пробирается по жидкой грязи, не соблюдая осторожности и не производя предупреждающего шума. В остальных случаях они, как и прочие обитатели джунглей, моментально скрываются при малейшем подозрении на присутствие человека. Большинство водяных змей небольшого размера и редко вырастают до одного метра. Яку хергон похож на сухопутного хергона. А нака-нака окрашена в красивые красный, черный и желтый цвета и напоминает аспида, также обитающего в джунглях.

Теперь перейдем к рыбам, представляющим реальную или мнимую опасность для жизни человека. Пиранья, или панья – хорошо известная рыбка, прославившаяся далеко за пределами Амазонии благодаря своему хищному нраву. Есть несколько видов, различающихся размерами и особенностями биологии. Обыкновенно при слове «пиранья» в сознании предстает обезображенное тело человека или животного, имевшего несчастье оказаться в воде там, где обитают эти маленькие кровожадные убийцы. Однако действительность куда менее зловеща, чем людская фантазия. Одному из авторов, например, неоднократно приходилось купаться в реках, где водились пираньи, и есть уху из пираний, выловленных там же. И, признаться, уха из них получается преславная! И никто из индейцев не пугал тем, что есть риск превратиться в обглоданный скелет, если залезть в воду. Ни в эквадорском Орьенте, ни в перуанской Сельве.

Несколько хуже обстоят дела с другой рыбкой, не столь известной за пределами мест ее обитания. Имеется ввиду сомик-карнеро. Его имя переводится как «мясник». Он живет преимущественно в реках, реже в озерах. Проворный карнеро проникает в тело человека или животного через различные отверстия и способен пробраться глубоко внутрь, повреждая любой орган, который встречается на его пути. Если карнеро попал внутрь, то вытащить его оттуда – нелегкая задача, так как рыбка растопыривает плавники и застревает в отверстии.

Есть два вида карнеро: маленький и тонкий, едва-едва достигающий пяти сантиметров в длину, и второй, вырастающий до пятнадцати сантиметров. Первый считается наиболее опасным, потому что благодаря своим незначительным размерам с легкостью проникает в отверстия на теле. Другой же чаще присасывается к незащищенным или поврежденным участкам кожи.

Рыбки-мясники нападают на человека или животное, когда те неподвижно стоят в воде. Поэтому стоит ли удивляться, что в выловленных трупах карнеро кишмя кишат.

Чтобы избежать нападения зловредной рыбешки не следует пренебрегать следующими мерами предосторожности. Входя в воду, надо производить как можно больше шума. Не останавливаться надолго в одном месте, постоянно двигаться и носить плотно прилегающую к телу одежду, надежно прикрывающую «причинное место».

Если же карнеро все же проник внутрь, то есть несколько верных способов изжить его оттуда. Помимо хирургического вмешательства – от одной мысли об этом мне становится дурно! – индейцы и метисы практикуют свои методы. Так, рекомендуют пить настой из уиту. А если его нет, то настой табака. В обоих случаях паразиты выходят из человека уже мертвыми.

Помимо всех вышеперечисленных неприятностей, в джунглях «белый» человек рано или поздно столкнется с болезнями. Порезы, ушибы, отсутствие привычной пищи, очень редко – инфекционные заболевания. Все проходят через это и в конце концов начинают относиться к подобным напастям чуть более философски. Было время, когда один из авторов этой статьи таскал с собой аптечку, до отказа набитую всевозможными таблетками и пилюлями. С каждой поездкой их число неумолимо сокращалось, и в один прекрасный день остались лишь те, которые предназначены для жизни «в цивилизации». Ибо именно в городах путешественника подстерегают неприятности с желудком, быстро проходящие, стоит ему уйти в сельву. Исключения есть. Например, один из авторов и сегодня запасается большим количеством мази-антисептика и каплями от насморка, так как это самые востребованные лекарства. Причем не столько мною, сколько просто нуждающимися в помощи людьми. Приятно помочь больному человеку, особенно если это ребенок, даже если ты сам не получишь ничего, кроме скупых слов «Кай рукуга альи щунгу руна мау», которыми тебя опишут индейцы, рассказывая родственникам и знакомым. «Этот старик – человек с хорошим сердцем», – скажут они.

На собственном опыте узнаешь, что, живя среди индейцев, всегда можно рассчитывать на помощь знахарей или даже рядовых членов общины или племени, хорошо разбирающихся в лекарственных растениях и разного рода снадобьях.

Индейская медицина знает множество лекарственных растений. Например, больса мульяка, маленькое растение, листья которого варят, а горький, отвратительный на вкус отвар пьют как средство от лихорадок и малярии. Ядовитый сок дерева катауа используют как верное средство от чесоточного клеща и других кожных заболеваний. Отваром из скорлупы кокосового ореха лечат дизентерию. Корой чучуваши, настоянной на водке, борются с ревматизмом и простудными заболеваниями. Кроме того, настойка из чучуваши славится как весьма сильный афродизиак. Плоды гуайяба хорошо помогают при расстройстве желудка. От кашля и бронхитов применяют сироп из зрелых плодов дерева уиту, а зеленые используются для приготовления стойкой черной краски: ею раскрашивают тело, спасаясь от мошек и комаров. Размочаленную кору и листья ренако прикладывают к ранам и порезам. Белым млечным соком дерева охе индейцы изгоняют глистов и лечат анемию. Из растертого корня растения юкилья извлекают сок, который помогает при глазных заболеваниях. Для этого его закапывают по две-три капли в каждый глаз. Кроваво-красным соком дерева сангре-де-драго – «кровь дракона» в джунглях лечат язву желудка, а также всевозможные раны, порезы и ушибы. Этот сок в малых количествах смешивают с медом или водой и пьют, или же прикладывают к больному месту.

Помимо растений для лечения заболеваний индейцы и метисы используют разнообразные лекарственные препараты животного происхождения. Так, жир пресноводного ската-хвостокола восстанавливает силы ослабленного организма. Его применяют при астме и болезни бронхов, а также практикуют втирания, когда болят мышцы.

Вонючее мясо хохлатого гоацина употребляют в пищу только больные астмой. Жир, добытый из анаконды, применяют при острых и хронических мышечных болях. Причем считается, что наиболее действенное лекарство дает не желтая, а черная анаконда.

Хорошим средством от астмы, бронхитов и туберкулеза считают и жир каймана, который также обладает восстанавливающими свойствами и помогает при ревматизме.

Жир лесной черепахи-мотело помогает при вывихах и ушибах, а ее желчь лечит заболевания печени и другие болезни.

Жиром очкового медведя излечиваются от ревматизма, а также втирают его в мышцы для их укрепления.

Жир игуаны успокаивает мышечные боли.

Яичники самцов обезьяны-мачин и прочих маленьких обезьян содержат большое количество гормонов, способствующих продолжительной сексуальной активности, причем даже в пожилом возрасте. Для этого у недавно убитого самца отрезают тестикулы и поедают их сырыми, чем-нибудь запивая при этом.

Вот, пожалуй, и все, о чем хотелось бы рассказать относительно жизни в джунглях. Если разобраться, она не более опасна, чем наше существование в городах, в безводных пустынях, в горах или на просторах арктических тундр. Просто надо изучить ее, понять, прочувствовать и не пренебрегать элементарными нормами поведения.