МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Амазония >

Краткое описание провинции Кито, в Южной Америке, а также ее церковных миссий Сукумбиос де Сан-Франсиско и Майнас на берегах великой реки Мараньон, сделанное для карты 1740 года отцом Хуаном Маньеном, миссионером в названных миссиях. (избранное)

Работа с источниками: Андрей Шляхтинский, Наталья Ародзеро

 

Разные народы. – 25. В поселениях живут различные народы, совершенно отличающиеся друг от друга языками, обычаями и манерами, от которых их невозможно отучить. Главные из них это майна, кокама, хеберо, чамикуро, муниче, юримагуа, андоа, роамайна, шимигаэ, конибо, хибаро, уранине, аунало, ямео, пеба, уате и арчидона. Остальные происходят от некоторых из них, другие же – суть те же народы по языкам. Омагуа – это кокама, кокама – кокамилья, паранапура – хеберо, с небольшими отличиями; от ямео происходят кабачи, от шимигаэ – сапара. То же самое и с остальными.

Некоторые языки их настолько легки, например омагуа, что их можно выучить за восемь дней. Другие же столь сложные, как ямео, что их не осилишь и за всю жизнь.

О поселениях. – 26. Из всех этих народов состоят поселения, в которых одних больше, других меньше. Так, в Лагуне живут кокама, кокамилья и пано…

Причина этого кроется в том, что способ обращения индейцев в христианскую веру представляет собой не что иное, как охоту за ними в лесах, как на диких животных, и привод их в поселения…

Их разделение. – 27. Все эти народы делятся на различные группы, которыми управляют касики или кураки. Последние в своем правлении руководствуются ни чем иным, как личными прихотями: многие ведут между собой войны, не испытывая ни малейшего уважения к родственным связям, уничтожают и захватывают добычу.

Майна делятся на майюрине, поркале, сапете и других на реке Мараньон. Андоа представляют собой часть агуаруна, жителей реки Сантьяго, на которой прежде обитали тангасанапа, хибьяоне, пиндаоне, чубасо, шанено, виритайюри, шопсикаса, ауарамане, ираоне, мурато. Хибаро делятся на андаренго, чангата и кумбинамо, живущих в поселениях по дороге на Лоху. Шимигаэ с реки Курарай делятся на негрито, инуру, иинури, амакакоре, кумакакоре, отсикооре, ичунакоре, аракоре, неуа, мокотсиоре и сапара. Сюда же относятся икито, или коронадо, подразделяющиеся на тамано и муэнамоко и являющиеся частью народа гаэ.

Как из них собирают поселения. – 30. Из всех этих групп и различных народов формируются поселения. В одной только Борхе, где помимо белых, метисов и мулатов, проживает всего 237 душ, представлены 17 народов: майна, андоа, агуаруна, тонтоне, напо, конибо, хеберо, чончу, кауамари, шимигаэ, пинче, итукале, урарина, ямео, пано, хибаро и сапара.

Первый из языков, который они впитывают, это родной язык. Затем они выучивают язык инга, используемый как универсальный для общения, хотя последнее замечание в меньшей степени применительно к женщинам.

Поселения индейцев отделены друг от друга расстоянием в один, два, три, шесть, восемь, двенадцать и двадцать дней или около того, что зависит от количества воды в реках, а также от того, вверх или вниз по течению предстоит путешествовать. Среди индейцев царит такое упорство, что они никак не желают объединяться в одно поселение. Даже те, кто связан родственными узами. Или же по природной неприязни друг к другу, которая распространена среди них. Иногда лишь силой можно заставить их жить вблизи друг друга, но и то в различных районах. Случается, что если один из представителей какого-нибудь народа встречается с другими, то он будет играть отдельно от них, как если бы у него были соплеменники. И подобное происходит не только дома, но и в пути, где он ест отдельно от остальных, тогда как те питаются сообща.

Обычаи народов. – 32. Насколько разнообразны все эти народы, столь же различны их ритуалы и обычаи. Главное, что объединяет их, это то, что они не ведают Бога, не боятся его, не почитают, и в мыслях этого не имеют. Дьявол же всем им известен, и они боятся его. Неоднократно он является им в различных образах: то как ягуар, то как уангана, то обезьяной, то торговцем с белыми лицом, ногами и руками, а в остальном черного цвета и с ружьем на плече. Однако они не почитают его.