МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Амазония >

Рассказы индейцев (шесть правдивых историй о демонах джунглей)

Андрей Шляхтинский, Наталья Ародзеро

 

Первая правдивая история: О демонах с горы Пунгали Урку

Старый индеец по имени Тулумба – так называют один из видов лягушек – из общины лесных кичуа Путулума рассказал вот какую историю о горе Пунгали Урку. Он называл ее «супаигуна уаси», то есть «домом демонов». На этой горе сельва как нигде густая и труднопроходимая, часто случаются сильнейшие грозы, а солнце лишь иногда пробивается сквозь плотные тучи. Никто из индейцев прежде не осмеливался подниматься на вершину из-за страха перед супаи, которые могли превратить человека в черные камни. И вот как-то раз несколько охотников все же решили поохотиться поблизости от Пунгали Урку. Но едва они начали подниматься вверх по склону – а подъем был ужасным – как послышался сильнейший шум, как если бы у горы отвалилась вершина и покатилась бы прямо на них. Мужчины испугались и бросились бежать к водам речки Щикама: ведь старики говорили, что, окунувшись в воду, можно сбить с толку демонов.

Но неудачная попытка забраться на Пунгали Урку лишь воодушевила индейцев, и они решили встретиться с хозяевами горы лицом к лицу, что, по правде говоря, не свойственно жителям сельвы. Едва они снова стали подниматься по склону, как почувствовали в ногах необыкновенную тяжесть. В тот же миг послышался такой шум, будто бы на них несся табун лошадей. Охотники перепугались до смерти, но не желали отступать. Не мешкая, они развели большой костер и набросали поверх него истолченный острый перец и соль. Так посоветовал одному из них дед, уверяя, что едкий дым перца и шум, который производит соль отпугивают демонов и гигантских удавов-амарун. Густой дым от разведенного костра расползся на многие метры. Так же далеко разносился и шум от соли. И вот сквозь эту завесу мужчины увидели фигуры огромных животных, похожих на медведей, вставших на задние лапы. Но, в отличи от настоящих медведей, у животных из пасти виднелись большие скрещенные клыки, такие как у сахино. Это были хури-хури, демоны, которые пожирают людей. Окутанные дымовой завесой, индейцы наблюдали, как звери ходят кругами, не осмеливаясь приблизиться, и медленно отступают.

Когда демоны ушли, злополучные охотники вернулись в общину. Причем были они скорее мертвые, нежели живые от страха, которого натерпелись. И, несмотря ни на что, мужчины были полны гордостью, что смогли выстоять против «руна микух супаигуна», то есть против «демонов, которые едят людей». С тех пор время от времени наиболее отважные охотники ходят за мясом на Пунгали Урку, запасшись изрядным количеством спичек, перемолотым перцем и солью на случай, если им повстречаются хури-хури.

 

Вторая правдивая история: О ягуаре-демоне с реки Курарай

Случилось это на реке Курарай, когда люди повсюду в сельве искали каучук и лечеуайю. То были старики, наши предки. Обычно они уходили в лес группами: одни искали каучук, а другие охотились для еды.

Как-то человек отправился на охоту в высокую монтанью, что лежит по верхнему течению Курарая. С собой он взял ружье. Не простое, а такое, которое стреляет пять раз подряд. За охотником увязалась маленькая собачка. Так вдвоем они ходили по лесу, и дошли до глубокого оврага. Тут собачка куда-то подевалась.

Охотник остановился подождать ее, как вдруг услышал шум, будто сильный ветер ревет в кронах и ломает ветви. Это была пума. Человек перепугался до смерти, так как никогда прежде не встречался с ягуаром. Он решил убежать, и как раз заметил упавший через овраг ствол дерева. Он бросился к нему, а пума кинулась за ним следом, но не удержалась и упала в овраг. Охотник остановился посмотреть, что случилось. И увидел, что ягуар никак не может выбраться из оврага и не может допрыгнуть до него. Рядом с пумой крутилась и объявившаяся собачка, но та не обращала на нее никакого внимания. Ведь это была уагра пума, а она ест только людей.

Пока пума пыталась выбраться из оврага, охотник прицелился и выстрелил в нее. Потом еще и еще раз, но все без толку. Наконец, он увидел на груди зверя овальное желтое пятно и пустил пулю прямо в центр. Только после этого пума умерла.

Но перед тем как умереть она страшно заревела. И на этот рев примчалась еще одна уагра пума – самка, но охотник застрелил и ее. Только после этого он спустился в овраг, чтобы посмотреть на свою добычу и отрезать лапы. Он хотел показать их своим товарищам, иначе они никогда бы не поверили ему.

Когда охотник вернулся в лагерь и извлек на свет свою добычу, все перепугались до смерти, оставили работу и спешно перебрались на противоположный берег реки. И хорошо сделали. Наутро оказалось, что ночью в их лагерь приходила еще одна уагра пума, самец, и натоптала целую тропу вокруг. Если бы люди остались там, то непременно бы погибли.

 

Третья правдивая история: О демонах с горы Пунгара Урку и шаманах

Давным-давно в индейском селении Муйюна, которое находится не то чтобы уж далеко от подножия горы Пунгара Урку, пропали четыре ребенка, которые играли у реки. Их искали несколько месяцев, но даже следов не нашли. Искали до тех пор, пока две женщины, ушедшие по реке на поиски детей, также бесследно исчезли. Жители Муйюны, обеспокоенные исчезновениями людей, собрались все вместе и решили спросить совета у знахарей-бангу. Один из них, самый старый, но в то же время и самый известный, жил у подножия местечка под названием Чуита. Индейцы обратились к нему за помощью. Этот знахарь позвал еще трех, и они принялись – как это обычно водится – голодать. Четыре дня они пили айягуаску и уанду, пока не узнали, что в месте, где пропали дети и женщины, когда-то давно хоронили покойников. С тех пор там живут демоны-супаи и они полновластные хозяева, поскольку им принадлежит несколько душ мертвецов.

Бангу сказали, что есть способ очистить место от демонов. Но для этого необходимо собрать особые растения и долго-долго голодать. Кроме того, они назначили цену: четыре уангана и четыре каноэ, наполненные копченой рыбой. Получив желаемое, один из знахарей отправился вечером к реке и там показал женщинам и детям большие черные камни, которые лежали на дне. Он сказал, что именно в них живут супаи.

И вот, в одну из самых темных и дождливых ночей четыре знахаря отправились на берег реки. С собой они унесли горшки, собранные растения и несколько майту. Что было завернуто в них – никто не знал, ктоме самих бангу. Они никому не разрешили заглядывать внутрь свернутых листьев. Жителям Муйюны знахари велели оставаться в своих домах, так что никто не видел, что происходило у реки. Но все отчетливо слышали, как с той стороны доносились удары, смех, проклятия и свист. Вслед за ними начался сильнейший ливень, вода стала прибывать на глазах и животные, жившие по берегам, притихли.

Наутро вернулись знахари, уставшие, но довольные. Они сказали, что прогнали демонов, и что те укрылись на горе Пунгара Урку. Бангу также посоветовали не купаться, когда в реке много воды, не стирать после шести часов вечера – то есть после захода солнца, и не ловить по ночам сомиков-карачама. Затем знахарей пригласили на праздник, где все пили чичу из плодов пальмы чунда и ели копченую рыбу. Когда все закончилось, бангу разошлись по своим общинам.

Прошло какое-то время и казалось, что жизнь в Муйюне вошла в свое русло. Но вот в один ясный вечер, в один из тех, когда попугайчики-перико устраивают возню на закате солнца, на расчистке одного молодого охотника появилась жирная гуатуса. Юноша стал преследовать ее и ушел в сторону Пунгара Урку. Больше его никто не видел. Его друзья и близкие отправились на поиски. На склонах горы они отыскали загадочные тропы и услышали свисты, от которых волосы вставали дыбом. Напуганные люди были вынуждены вернуться домой.

Говорят, что в полнолуние, около полуночи, те, кому выпадет несчастье проходить неподалеку от Пунгара Урку, слышат странные возгласы и дьявольский смех, эхом разносящийся над сельвой. Лишь немногим удается спастись и рассказать о случившемся. Время от времени на расчистках индейцев, живущих в Муйюне, появляются олени-таруга, гуатусы, сахино или дикие лесные куры. Но никто не осмеливается преследовать их. Теперь уже никто не дает обмануть себя и увести на Пунгара Урку. Все знают, что это демоны, которые охотятся за людьми.

 

Четвертая правдивая история: О черном каймане с реки Ятапи

Двадцать четыре года назад три охотника – Апалисио, его свекор Хайме Танчима и шурин Доминго Танчима каждый на своем каноэ спускались по Ятапи с грузом фибры, которую собрали как раз на пурине Хайме. Воды в реке было немного, и каноэ шли, не встречая серьезных препятствий. Это после дождей, Ятапи становится «словно Пастаса», и плавание по ней требует много сил и рискованно. Но в тот раз воды было немного, и каноэ быстро шли вниз по течению.

На второй день плавания – было уже около двух часов, охотники увидели, как с берега в реку сполз небольшой, метра два в длину, черный кайман. Хайме решил, что надо остановиться, построить укрытие-тамбу, а ночью убить его.

Так и сделали. Когда стемнело, охотники, светя фонариком, по горящим глазам нашли каймана. Старый Хайме выстрелил два раза, когда до животного было шагов шесть-семь, но то нырнуло и исчезло. Охотники решили подождать полчаса и попытаться снова найти каймана.

Они заметили его, лежащим на берегу. Теперь первому выпало стрелять Доминго. Он успел выпалить два раза, прежде чем кайман исчез под водой.

Охотники выждали еще с полчаса и снова поплыли на поиски руна лягарту. Уже в который раз они увидели его на берегу. Теперь была очередь Апалисио стрелять. Он тщательно прицелился и выстрелил… Кайман ушел.

Охотники прекратили охоту и вернулись в лагерь. А наутро, спускаясь по реке, опять заметили каймана, в которого на этот раз выстрелил Хайме.

Так и не убили они его. Только через три дня все добрались до Канелоса: им пришлось спуститься до устья Ятапи, а потом подняться на шестах вверх по Бобонасе. Вернувшись домой, они рассказали всем о случившемся. Тогда знахарь пил айягуаску, а после сказал, что это был не обычный кайман, а супаи. Вот почему они не сумели застрелить его.

 

Пятая правдивая история: О том, как демон Сача Руна хотел увести женщину

Однажды на реке Пакаяку муж с женой отправились на пурину. Они уже почти пришли, когда женщина увидела словно источник из листьев – густые зеленые заросли травы неподалеку от их тамбу. Она сказала мужу, чтобы он шел дальше, а сама решила взглянуть, что же это так пышно разрослось на ее пурине.

Прошло какое-то время, а женщины все не было. Муж раз позвал, два позвал. Никто не откликался. Тогда он забеспокоился, пошел за женой. И увидел, что она уходит прямо в лес, не оборачивается и не обращает ни на что внимания. Он побежал за женщиной, а та бросилась от него наутек. Да так быстро, что взрослый сильный человек не мог сразу догнать ее. Наконец, когда муж схватил жену, она стала кусаться и царапаться. Изодрала ему кожу на теле и на лице. С огромным трудом он связал ее и вернулся домой. Там люди сказали, что Сача Руна хочет забрать его жену. Взяли перец-учу, и стали натирать им женщину, засовывать его в нос, в рот, в глаза. Она кричала, разговаривала с кем-то, вырывалась. Так продолжалось дня два или три, а потом женщина успокоилась и пришла в себя. С тех пор она до самой смерти оставалась нормальной. Только вот в глаза людям прямо уже никогда не глядела. Так всегда бывает с теми, кого забирали супаи. У нее родились несколько сыновей. Они, как и мать, тоже никогда не смотрели в лицо людям. А в остальном – вели себя обычно: шутили, работали. Были нормальными, одним словом.

Говорят, что когда женщина состарилась и умерла, то превратилась в пуму. Ее, так всегда делают, похоронили в земле. Но через три дня она выбралась из могилы и была уже как атун пума или как пука пума.

У одного из сыновей той женщины была дочь. И вот как-то раз женщина-пума явилась во сне своей внучке. Та испугалась сильно, но женщина-пума ее успокоила. Сказала, что она ее бабушка, что не надо бояться и что она всегда будет охранять свою внучку. И правда, та девушка не боялась ходить в одиночку даже в дальнюю сельву. А ведь обычно женщинам страшно уходить далеко в лес без мужей. Они боятся, что Сача Руна или Яку Руна заберет их.

 

Шестая правдивая история: О том, как демоны Сача Уармис украли детей

Как-то мужчина отправился в сельву по своим делам и захватил с собой двух сыновей. Старшему было лет девять, а младшему шесть. Отцу понадобилось отлучиться, и он сказал детям, чтобы они оставались на месте и никуда не уходили. Когда человек вернулся, а времени прошло часа два, то никого не застал. Он долго искал сыновей, но никого не сумел найти. Даже следов их не было. Тогда охотник вернулся домой и пил уанду. Когда он был с уанду, к нему пришли лесные женщины – сача уармис. Они сказали, что увели его детей с собой и что те в их мире стали вроде как принцами. Взамен супаи пообещали человеку, что тот будет сильным знахарем. Так и случилось: человек стал знахарем-йячах и умел лечить многие болезни.