МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Тиуанако >

Предшественники Тиуанаку

 

Южная часть бассейна озера Титикака в формативный период

 

Культура Чирипа (1500-250 до н.э.). Ядро и эпонимный памятник на полуострове Тарако. Земледелие: семена киноа, остатки картофельных клубней. Однако животноводство и охота уступают в значимости и эксплуатации озерных ресурсов (кости лам, альпак и диких камелидов уступают по частоте рыбьим костям, раковинам моллюсков, остаткам водных растений).

 

Ранняя Чирипа (1500-1000 до н.э.). Небольшие (менее 1 га) деревни, располагавшиеся поблизости от источников воды. Следов общественной или ритуальной архитектуры нет. Верхний предел населения деревень – около 200 человек, после его достижения часть жителей выселяется и основывает новые деревни.

 

Средняя Чирипа (1000-800 до н.э.). Всего на полуострове существовало около десятка общинных объединений, в центре которого располагалась большая деревня (3-8 га), а вокруг – мелкие поселки. Появляется первая ритуальная и общественная архитектура в виде земляных платформ-насыпей и углубленных площадей. Хотя предельный размер деревни вырастает до 300 человек, по-прежнему отмечаются случаи выселения и основания новых деревень. Около 1000 до н. э. в Чирипе воздвигается церемониальная платформа, облицованная камнем с углубленной площадью на вершине, окруженной в свою очередь небольшими прямоугольными постройками.

Культура Чирипа распространяется за пределы полуострова Тарако, в долины Катари и Тиуанако, где также появляются двухуровневая (деревни – поселки) система поселений, а также земляные платформы и углубленные площади. В долине Тиуанаку обнаружены две такие площади, хотя размерами они меньше, чем в Чирипе. На севере влияние Чирипы прослеживается до Инкатунувири на западном берегу озера и Титимани на восточном, где встречается с культурой Кальуйю.

 

Поздняя Чирипа (800-250 до н.э.). В южной части бассейна озера Титикака формируется так называемая традиция «Йайа-Мама», возможно, отражающий общую религиозную традицию. Основные черты этого стиля: 1) углубленные площади; 2) декорированные чаши для питья; 3) керамические трубы; 4) специальные чаши-курильницы на кольцеобразном основании, использовавшиеся в ритуалах; 5) каменная скульптура с изображением геометрических фигур, стрелообразных объектов, зооморфных образов, змей. Весь этот комплекс сформировался на основе религиозных практик культуры Чирипа. Примечательно, что с формированием традиции Йайа-Мама деревни прекращаются выселки из деревень. Элементы этой традиции встречаются и за пределами распространения культуры Чирипа, проникая на территорию культуры Кальуйю.

Начиная с середины I тыс. до н.э. появляются свидетельства формирования профессионального ремесла: высококачественная декорированная керамика, изделия из металлов, каменная скульптура. Предполагается существование озерной торговли на лодках.

Ок. 450 г. до н.э. озеро Виньяймарка (южная часть Титикаки) высыхает, что приводит к усилению роли земледелия и животноводства, активная эксплуатация озерных ресурсов прекращается. Связи между циркумозерными обществами теперь осуществляются по суше.

На городище Чирипа центральный церемониальный комплекс перестраивается несколько раз после 600 г. до н. э. Поверх платформы начиная с начала IV в. до н.э. стояло 14 каменных построек размерами 3 на 4 м. Они были идентичны и имели две стены (внешний контур с внутренним пространством). Пространство между стенами было разделено на камеры, куда вели окошечки. Стены были выбелены и покрыты терракотой и зеленым пигментом. Кроме этого, на террасах были созданы еще три углубленных двора (13 на 11 м). Под полом одного из них Беннет еще в 1936 г. раскопал 13 погребений различного пола и возраста. Инвентарь включал изделия из золота, меди, раковин и ляписа. Центральное погребение принадлежало взрослому мужчине, похороненному с относительно богатым инвентарем. По предположению М. Бэнди 14 построек соответствовали 14 социальным группам, составлявшим социум Чирипы.

Нерешенным остается вопрос о социальной стратификации в обществе Чирипа. Ч. Стэниш предполагает, что социальные ранги, неравный доступ к ресурсам и сложились уже в период Средней Чирипы, и объединения деревень этого времени представляли собой простые вождества. М. Бэнди считает, что в обществе Средней Чирипы еще не было социальных рангов и наследственного лидерства, а вождества складываются только во 2-й половине I тыс. до н.э.

 

Позднеформативный период. Культура Тиуанаку I-III (Кея)

 

Позднеформативный период-1 (250 до н.э. – 300 н.э.).

Около 270–250 гг. до н.э. (радиоуглеродная дата) постройки на вершине платформы в Чирипе были сожжены. После того, как стены обрушились внутрь, платформа была засыпана, покрыта глиной и облицована каменными блоками. На поверхности сооружается новый углубленны двор, также облицованный камнем. В стены двора были вмурованы резные каменные панели с змеиными, зоо- и антропоморфными мотивами. Размеры Чирипы сокращаются, население падает. Это примечательно совпадает с возвышением Кала-Уйуни (юго-западная оконечность полуострова Тарако), который превращается в крупный региональный центр площадью около 15 га и объединяет под своей властью весь полуостров Тарако.

Еще один региональный центр – Лукурмата в долине Катари. Хотя формативные слои скрыты под монументальной архитектурой тиуанакского времени, раскопки Берманна показали, что под ней находятся шесть слоев, включающих остатки жилых строений, бытовой мусор, погребения и др. В это время появляются первые поселения в районе Коани-Пампа, которая потом станет житницей Тиуанакского государства. По-видимому, первые приподнятые поля были воздвигнуты там уже в III в. до н.э. – II в. н.э.

Третий региональный центр в южной части бассейна Титикаки – это Тиуанаку. Изучение ранних слоев затруднено масштабным позднейшим строительством. Раскопки Понсе Санхинеса на глубине от 2 до 4 м под Каласасайей выявили фундаменты позднеформативных жилищ, остатки очагов и погребения. Также тиуанакский «Подземный храм» в ранней своей версии по-видимому представлял собой углубленную площадь трапециевидной формы. Размеры Тиуанаку в это время оцениваются приблизительно в 20 га.

Региональные центры располагаются на вершине трехуровневой иерархии поселений. Ниже находятся поселения с незначительными церемониальными сооружениями, а на последнем уровне – простые деревни. Внутри этих объединений отмечается рост социальной стратификации и ремесленной специализации. Все это позволяет интерпретировать эти общества как сложные вождества. Для увеличения объема контролируемых ресурсов элита начинает интенсификацию аграрного производства, и так начинается активное сооружение «приподнятых полей» (англ. raised fields). В некоторых районах (в частности, Хули-Помата, изученный Стэнишем) более 70% населения жило в зоне приподнятых полей.

В 28 км к югу от Тиуанаку, в Мачаке, исследован любопытный памятник Конко-Ванкане. В центре городища располагалась трапециевидный углубленный двор, соединенный коридором с обширной площадью. Рядом находился обнесенный стеной жилой комплекс знати. В нем были найдены привозные материалы, ритуальные объекты и металлические изделия. Вокруг центрального ансамбля располагались монументы в очень специфическом стиле, изображающие антропоморфные фигуры в фас (правители ил предки?), а также пум, змей и крылатых лам. Центральный комплекс окружали жилые кварталы из небольших, округлых в плане жилищ.

На северном берегу Титикаки в это время достигает расцвета культура Пукара (250 г. до н.э. – 380 г. н.э.). Искусство Пукары отличает появление нового мотива – изображений отрубленных трофейных голов на керамике и на каменной скульптуре. Это свидетельствует об усилении военных столкновений и развитии милитаризма.

 

Позднеформативный период-2 (300-450/475 гг.)

В это время Тиуанаку подчиняет себе земли сначала в южной части бассейна Титикаки, а затем на севере. Первым, по-видимому, был подчинен полуостров Тарако. Население здесь резко сократилось и, скорее всего, было переселено в Тиуанаку. Вскоре такая же судьбы постигла и Конко-Ванкане, церемониальные постройки которого были заброшены. Как и когда правители Тиуанаку поставили под свой контроль долину Катари неясно, но это, по-видимому, произошло достаточно мирно, поскольку Лукурмата не испытывает никакого упадка, а наоборот, становится вторым по величине городом.

В Тиуанаку идет активная перестройка. Жилища на месте Каласасайи сносятся, поверх начинается сооружение этого комплекса. То же самое происходит в Акапане: жилища сносятся, освободившееся пространство используется для ритуалов. В это время был достроен «Подземный храм» и первая, самая ранняя версия Акапаны. Также существенно расширилась жилые кварталы – остатки жилищ и очагов встречаются в 300-метровой зоне вокруг Каласасайи. К концу V в. н.э. Тиуанаку превращается в полноценный город площадью в 1 кв. км.