МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Чимор >

Империя Чимор

Параллельно с культурами Касма и Сикан в центральных долинах бывшей территории мочикской цивилизации сложилась культура Чиму, в наибольшей степени унаследовавшая традиции своей предшественницы, заметно трансформировавшиеся под влиянием горных культур, в первую очередь Уари. Археологическая культура Чиму соответствует государству Чимор, упоминаемому в письменных источниках.

Чан Чан. Стены сьюдаделы Тшуди.
Чан Чан. Сьюдадела Тшуди.

Столицей Чимора был город Чан-Чан в долине Моче, где некогда располагался центр мочикского государства. Наряду с кварталами бедноты, состоявшими из глинобитных хижин и не имевшими упорядоченной планировки, в городе находились резиденции зажиточных и знатных граждан. Центр Чан-Чана составляли «сьюдаделы» - огромные, до 10 гектаров, прямоугольные компаунды со стенами из сырца, поднимающимися на высоту до 9 м. Их ширина у основания достигает 4 - 5 м. Сьюдаделы имели только один вход с северной стороны, где в специальных нишах стояли деревянные статуи божеств-стражей.

Каждая сьюдадела делилась на три части. В первой, северной, находились двор с колодцем, большая кухня, хранилища и «аудиенсии» - П-образные постройки, считающиеся чисто административными сооружениями. Проход в поперечной стене вел отсюда в центральную часть, где основное место занимала сырцовая платформа с погребальными камерами. При ней также имелись кухня, колодец, хранилища и несколько аудиенсий. Третья часть сьюдаделы была занята жилыми и хозяйственными постройками.

Чан Чан. Церемониальная площадь сьюдаделы Тшуди.
Чан Чан. Стена Церимониальной Площади сьюдаделы Тшуди.

Такой компаунд представлял собой дворцовый комплекс, передняя часть которого предназначалась для накопления, хранения и распределения продуктов, собиравшихся государством как с сельской округи, так и с более отдаленных территорий, подвластных Чан-Чану. Погребальная платформа в центральной части сьюдаделы содержала гробницы правителей и их близких. Эта часть явно носила сакральный характер. Южная часть комплекса была местом обитания правителя, его семьи, многочисленной свиты и обслуживающего персонала. Считается, что после смерти и захоронения очередного правителя сьюдадела оставлялась. Для каждого последующего строился новый дворцовый комплекс.

Сельская округа Чан-Чана была занята полями, орошавшимися при помощи сложных ирригационных систем. В них входила сеть оросительных каналов и магистральные акведуки. Крупнейший из них - Ла-Кумбре - должен был перебрасывать воду реки Чикама в смежную долину Моче. С течением времени под влиянием постепенного тектонического поднятия Тихоокеанского побережья ирригационные системы переставали функционировать и перестраивались. При этом посевные площади неуклонно сокращались.

В узловых пунктах ирригационной системы среди полей размещались поселения, в отдельных из которых обнаружены небольшие компаунды с аудиенсиями. Они, видимо, представляли собой административные центры, контролировавшие процесс ирригации и концентрировавшие земледельческие продукты, которые затем переправлялись в государственные хранилища Чан-Чана.

Чан Чан. Стена сьюдаделы Тшуди с фризом из плывущих рыб
Чан Чан. Фриз с плывущими рыбами на стене сьюдаделы Тшуди.

Сырцовые стены сьюдадел были покрыты рельефными узорами «коврового» стиля, состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологических стен, геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто геометрические орнаменты - ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный декор стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые также встречаются среди археологических находок.

Чиму. Сосуд.
Чиму. Сосуд.
Чиму. Сосуд.

Сходными изображениями была украшена чернолощеная и красноглиняная посуда, в которой выделяются бутыли со стремявидным горлом, восходящие к мочикским прототипам, сосуды с мостовидной ручкой и двугорлые. Они часто делались в формах и имели на тулове панель с оттиснутым изображением. Очень характерны маленькие скульптурные фигурки обезьяны или птицы у основания горла сосуда. Изображения на керамике, так же как и вытесненные на металлической посуде, демонстрируют определенную преемственность с образами мочикского искусства, но со следами заметного влияния горных культур. Особенно выделяется фигура антропоморфного божества в сложном головном уборе и с дисковидными серьгами.

Чиму. Нож для жертвоприношений

Возникнув в конце I тыс. н.э., культура Чиму несколько веков развивалась в пределах Чикамы и Моче - центральных долин бывшего мочикского государства, преемником которого в значительной степени и являлся Чимор. В ХШ в. он начинает расширяться, подчинив себе территорию до долины Санья на севере и до Санты на юге. В следующее столетие Чимор распространяет свою власть вплоть до Лече и до Форталесы, на северном берегу которой стоит трехступенчатая крепость Парамонга, защищавшая южную границу государства. К середине XV в., непосредственно перед инкским завоеванием, территория Чимора простиралась уже от Тумбеса до Лимы.

Сопоставление археологических данных и этнической карты побережья, составленной по письменным источникам, показывает, что ядро государства Чимор составляло население, говорившее на языке мучик и жившее между долинами, Моче и Лече, т.е. на территории, где существовали родственные культуры: Чиму и Сикан. Южнее Моче, вплоть до долины Чильон, был распространен язык кингнам. Именно на этой территории представлены археологические культуры Касма и Чанкай; имеющие много черт сходства и сильно отличающиеся от Чиму и Сикана. Крайний север Косты занимали носители языков ольмос и сек, но эти районы до сих пор практически не исследовались археологами.

Таким образом, к середине XV в. правители Чан-Чана подчинили себе как родственное, так и иноэтничное население, создав огромную империю, протянувшуюся на 1300 км вдоль перуанского побережья. Империя управлялась из Чан-Чана, в хранилищах которого концентрировалось огромное количество продуктов земледелия и ремесел. Администрация завоеванных провинций. опиралась на крупные вторичные центры, такие как Фарфан в долине Хекетепеке и Манчан в долине Касма. В этих центрах обнаружены компаунды, аудиенсии, хранилища и погребальные платформы с захоронениями знати, Поселениями третьего порядка были упоминавшиеся уже административные центры сельских районов; а самый нижний ярус поселенческой иерархии составляли небольшие селения с одним компаундом, изученные до сих пор только в долине Моче. Четырехступенчатая иерархия поселений свидетельствует о высокой степени централизации управления.

Предполагается, что основой экономической системы Чимора была концентрация прибавочного продукта в государственных хранилищах с последующим перераспределением его среди населения в виде потребительских товаров и престижных вещей, прежде всего металлических изделий. Рядовое население несло обязательную трудовую повинность по постройке каналов, общественных зданий, дворцов правителей и домов знати.

Империя Чимор просуществовала очень недолго. Во 2-й половине XV в. она была завоевана инками, создавшими Тауантинсуйю - империю третьего поколения, включившую в себя все Центральные Анды и далеко вышедшую за пределы этой культурно-исторической области.

 

Список литературы