МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Амазония

 

Индейцы шуар: кто они и откуда?
Шуар – еще менее полувека назад «охотники за головами» и самая многочисленная народность восточных лесов и предгорий от Бобонасы и Пиндояку на севере до Мараньона на юге. В числе им примерно равны лишь лесные кичуа.

 

 

Ритуальные песни – анент – «охотников за головами» индейцев унтсури шуар
Анент, или «магические песни» наряду с прочими ритуалами исполняются юношами индейцев шуар во время их инициации в священных водопадах, называемых «туна». Все они направлены на то, чтобы встретиться с безличной жизненной силой, на языке шуар-чичам именуемой «арутам».

 

 

Шаманские песни и заклинания лесных кичуа Северо-Западной Амазонии
Amasanga warmi, Amasanga warmimi, Amasanga warmi chauwi ucuwi.
Charicusha, tucasha, midicusha, chi curaga maima rin.

 

 

Мифы индейцев Северо-Западной и Западной Амазонии
Несколько небольших мифов индейцев Амазонии: «Этса и Амич», «Юноши Тимиу и Масу», «Лягушка Гоноару», «Бульюкуку», «О том, кого вырастили предки шауи», «Человек, который насмехался над птицей Херонци», «Человек, который увидел дочерей Луны».

 

 

Рассказы индейцев (шесть правдивых историй о демонах джунглей)
Старый индеец по имени Тулумба – так называют один из видов лягушек – из общины лесных кичуа Путулума рассказал вот какую историю о горе Пунгали Урку. Он называл ее «супаигуна уаси», то есть «домом демонов».

 

 

Легенды «речных пано» об Инках. Три Инки
Когда-то на реке Укаяли жили три Инки. Первого звали Йоащако Инка – Скупой Инка, и жил он в Тсоайя на Нижней Укаяли среди шетебо. Второго называли Чеще Инка – Черный Инка, и жил он в Санта-Росе, выше по реке, среди шипибо. Третьего звали Щане Инка – Инка Птица, и жил он среди кунибо, в Кумария, на Верхней Укаяли. Только три Инки жили на этой реке. Других не было...

 

 

Старики говорили, что… Легенды и мифы кичуа-пастаса (Эквадор)
Давным-давно колибри-кинди и аканга были людьми. Жили они вместе в одном доме. Кинди был совсем маленького роста, но очень работящий. Аканга же имел рост, как у обычного человека, но работать не любил...

 

 

Старики говорили… Легенды и мифы ашенинга (Перу)
Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья...

 

 

Космогонические представления индейцев чайяуита (шауи) бассейна р. Паранапура
Прежде наши предки пили отвар из растения нусету ка’пи и у них были видения. Они видели семь миров похожие на осиные соты. Первый мир находится под землей, а последний – наверху. Там, где обитают существа, прежде жившие на земле, но по каким-то причинам поднявшиеся на небо. Вот эти миры...

 

 

Космогонические представления индейцев ашенинга (кампа) р. Укаяли
Наши предки курили табак. Так они могли видеть духов, которые недоступны глазам обычных людей. Только особенные могут общаться с существами, что живут в невидимости, и видеть их точно так, как мы – друг друга...

 

 

Космогонические представления этнографических групп лесных кичуа среднего и нижнего течения р. Пастаса
Когда-то, давным-давно, Йяйя создал мир, который плавал, и по сей день плавает, поверх вод. Время от времени вода затапливает его. Вот почему мы боимся, что однажды он утонет навсегда...

 

 

Теория и практика шаманизма
Из книги Дженни Иглесиас «Сача Хамби. Использование растений в традиционной медицине индейцев напо-кичуа»
«Среди тех представителей индейских общин напо-кичуа, которые призваны следить за состоянием здоровья их членов, помимо курандерос – лекарей, существуют йячах – знахари. Они представляют собой группу людей, знакомых с различными формами борьбы против заболеваний, носящих сверхъестественный характер»...

 

 

Видение, сон и психотропные вещества
Из книги Элке Мадер «Превращения Силы. Личность, миф и видение в обществе шуар и ачуар»
«Можно сказать, что как керосин заставляет летать самолеты, так и эти растения заставляют двигаться arutam»...

 

 

Стрелы, духи и песни: основополагающие компоненты концепции «шаманских сил»
Из книги Элке Мадер «Превращения Силы. Личность, миф и видение в обществе шуар и ачуар»
Для того чтобы успешно выполнять свои обязанности, знахарь – увишúн, должен обладать максимально обширным и полным «конгломератом сил»...

 

 

Символы Силы: многообразие проявлений арутам
Из книги Элке Мадер «Превращения Силы. Личность, миф и видение в обществе шуар и ачуар»
Человек, обладающий Силой, отличается от других трудолюбием, борется за возможность занять почетное положение в обществе и знаком с традициями и ритуалами...

 

 

Краткое описание провинции Кито, в Южной Америке, а также ее церковных миссий Сукумбиос де Сан-Франсиско и Майнас на берегах великой реки Мараньон, сделанное для карты 1740 года отцом Хуаном Маньеном, миссионером в названных миссиях. (избранное)
Разные народы. – 25. В поселениях живут различные народы, совершенно отличающиеся друг от друга языками, обычаями и манерами, от которых их невозможно отучить...

 

 

Имена собственные индейцев кандоши-шапра (мурато)
(Амазония, Северное Перу: реки Мараньон, Чамбира и Морона)

 

Имена собственные индейцев сапаро из племен пуэйя, кашикьори и пананухури (арабела)
(Амазония, Северное Перу: река Ракамо)

 

Материалы по культуре карибских племен Венесуэлы