МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Сапотеки и миштеки > История и культура >

Древняя история Оахаки

Беляев Дмитрий

Оахака - один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки - это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м), покрытая горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой.

В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки.

Карта

 

Сапотекские и миштекские государства.

Оахака была одним из первых очагов формирования государственности в Мезоамерике. В V в. до н. э. был основан Монте-Альбан. Первые письменные памятники появились в Оахаке еще в I тыс. до н. э. Они представляют собой каменные монументы с изображениями страдающих пленников, зачастую с выпущенными внутренностями, рядом с которыми высечены их календарные имена. Неправильная идентификация поз, в которых изображены эти пленники, привела к тому, что их назвали «танцорами». В III-II вв. до н. э. в Монте-Альбане была воздвигнута грандиозная галерея из более, чем 300 «танцоров». Очевидно, она запечатлела ход завоевания долины Оахаки правителями Монте-Альбана. Во II в. до н. э. сапотекское вождество трансформируется в государство со столицей в Монте-Альбане.

Ко II в. н. э. его цари завоевали целый ряд областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между Центральной Мексикой и тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан был тесно связан с Теотиуаканом, откуда поставлялся обсидиан. В самом Теотиуакане существовал квартал, где жили сапотекские ремесленники и торговцы.

Во времена расцвета население Монте-Альбана достигало 25 000 чел. Процветанию способствовало наличие плодородной земли, древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка. Со сложением единого сапотекского государства изменился характер триумфальных монументов. На смену «танцорам» пришли более пространные надписи на каменных панелях, в которых упоминаются даты, топонимы и календарные имена пленников. Победные монументы, в соответствии с общемезоамериканской традицией, располагались в самом центре Главной площади Монте-Альбана. В III-VI вв. н. э. основной формой письменных памятников в Монте-Альбане становятся надписи на стелах. Они посвящены воцарениям, завоевательным походам и ритуалам сапотекских царей.

Миштеки заселяли западную часть Оахаки. Их история тесно связана с сапотекской, первые местные протогорода (Монте-Негро, Йукуита, Уамелульпан, Серро-де-Лас-Минас) чуть моложе Монте-Альбана. Ранние государства Миштека-Альты (Уамелульпан и Йукуита) возникли во II в. до н. э. как ответ на внешнюю экспансию Монте-Альбана. После распада первых миштекских государств в III-IV вв. н.э. Миштека-Альта превратилась в конгломерат небольших княжеств, связанных друг с другом брачными связями и союзами, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии».

В миштекских областях формируется особый стиль надписей - Ньуинье. Он известен как в горных долинах Миштека-Альты (Тидаа, Серро-Энкантадо, Тилантонго, Йукуньудауи и др.), так и в предгорьях Миштека-Бахи (Серро-де-Лас-Минас, Текиштепек, Уахуапан и др.). Содержание надписей Ньуинье такое же, как и в Монте-Альбане: воцарения, войны, ритуалы. Появляются также надписи на тихоокеанском побережье и в Герреро.

Начиная с VII в. сапотекское государство вступило в полосу кризиса, началось усиление провинциальных центров, таких как Саачила, Куилапан, Ламбитьеко, Шошокатлан, Макуильшочитль, Этла, Уицо. В этих городах появляются надписи, ранее отсутствовавшие. Древняя столица теперь почиталась как «дом предков» и использовалась для захоронений знати. Длинные повествовательные надписи исчезают, и их место занимают изображения с сопутствующими календарными именами. Масштабные стелы сменяются небольшими палетками, помещавшимися внутри гробниц. В настоящее время известно более 200 таких палеток. Как правило, на них изображены супружеские пары: мужчина напротив женщины, между ними располагаются ритуальные объекты. Над ними помещается так называемый мотив «небесных челюстей» - изображение портала в мир предков. По-видимому, на этих монументах изображены различные церемонии, проводившиеся местными князьями - заключения браков, принесение жертв божествам, общение с предками и т.д. Наиболее популярны сцены браков, которых известно более 20. Часто супруги сидят на циновках (символ власти) или на иероглифах-топонимах, называющих владения, откуда они родом.

В постклассический период долина была поделена между 20 небольшими княжествами, сильнейшим из которых была Саачила. В ХIV в. началась экспансия на восток, в сторону перешейка Теуантепек, где было основано новое княжество. В 1480-е годы на территорию Оахаки вторгся астекский император Ашайакатль, которому удалось разбить коалицию сапотекских и миштекских князей. В 1486 г. на месте современного города Оахака была основана астекская крепость Уашаякак, где располагался военный гарнизон.

Миштеки. Военный предводитель и жрец Миштеки. Воин-пращник Миштеки. Жрец, правительница и воин-пращник Миштеки. Флагоносец

Вплоть до испанского завоевания горные районы Миштеки были поделены между десятками мелких княжеств, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии». Самая крупная из них была создана правителем 8 Олень «Лапа Ягуара» из Тилантонго (1095-1115 гг.), подчинившим земли от побережья до гор. Наследники 8 Оленя на побережье создали здесь могущественное государство Тутутепек, просуществовавшее до начала ХVI в. С ХII в. началось проникновение миштеков в долину Оахака. Миштекские князья заключали браки с сапотекскими династиями и оседали на их землях со своими родами как союзники. В конце ХV - начале ХVI вв. миштексие земли неоднократно подвергались нападениям астекских войск. Многие миштекские государства были подчинены и вошли в состав провинции с центром в Тлашиако.

Сапотеки. Военный предводитель и жрец Сапотеки. Военный барабанщик

 

Социально-политическая организация, экономика.

В постклассическое время общество Оахаки состояло из трех страт: знать (мишт. дзайя йаа, сап.), общинники-землевладельцы (мишт. ньандахи, сап.) и неполноправные безземельные (мишт. тай ситундайю, сап.). В классическое время, судя по археологическим данным, существовала та же структура. Простые общинники жили в небольших тростниковых хижинах или домах из кирпича-сырца, знать обитала в каменных дворцах с множеством комнат и богатыми захоронениями. Царские дворцы были раскопаны в Монте-Альбане и Йукуите.

В долине Оахака существовала сложная ирригационная система, поддерживавшаяся государством. В горных долинах Миштека-Альты использовалось террасное земледелие, и высокопродуктивная система лама-бордо - искусственных многоступенчатых террас в оврагах, на которых накапливалась плодородная почва. Профессиональные ремесленники работали на дворцовое хозяйство. В экономической жизни важную роль играла производственная специализация деревень с последующим распределением товаров через систему рынков. Для изготовления орудий труда использовались местные породы камня, и импортировался обсидиан из Центральной Мексики.

 

Культура и искусство.

Сапотеки разработали собственную систему иероглифического письма, заимствованную миштеками. Эта письменность ещё не дешифрована, но, по-видимому, она была словесно-слоговой, как письмо майя. С падением Монте-Альбана она выходит из употребления, и в Оахаке распространяется центральномексиканский вариант логографической письменности, в которой сфера применения фонетических знаков ограничена именами и топонимами.

Основным видом письменных памятников в постклассическое время являются рукописи-кодексы, среди которых выделяются религиозные и историко-генеалогические. В доиспанское время кодексы изготавливались из оленьей кожи (у миштеков) и из местной бумаги-амате. После испанского завоевания, в ХVI в. широкое распространение получили кодексы на европейской бумаге и на хлопковой ткани.

Сапотекских иероглифических кодексов до нас не дошло. Несколько рукописей были созданы в ХVI в. сапотекской знатью в долине Оахаки: «Льенсо Гевеа», «Льенсо Уилотепек», «Генеалогия из Макуильшочитля», «Льенсо Тильтепек», «Льенсо Табаа», «Сапотекская генеалогия», «Генеалогия из Этлы», «Генеалогия из Оахаки». В них, несмотря на европейское влияние, сохранялась древняя традиция генеалогий. Их отличительная особенность - отсутствие дат для доиспанской эпохи.

«Льенсо Тильтепек» представляет собой родословную колониальных правителей Сан-Мигель-Тильтепека в 12 поколениях (приблизительно с ХII-ХIII в.). В ней подробно перечисляются все жены и дети, включая не правивших. «Льенсо Гевеа» и «Льенсо Уилотепек» совмещают карту владений и генеалогию. Они происходят из сапотекского государства на перешейке Теуантепек, возникшего в ХIV в., и перечисляют правителей Саачилы - сапотекского центра на юге долины Оахаки. По-видимому, Саачила рассматривалась как центр притяжения всех сапотекских политий, хотя к ХV-ХVI вв. этот город потерял былую славу. «Генеалогия из Макуильшочитля» повествует о 15 поколениях владетелей Макуильшочитля, сменивших сапотекских князей Ламбитьеко. В рукописи изображены правители и их жены, рядом латиницей подписаны их имена и места, откуда происходят женщины.

Известно 7 доиспанских миштекских кодексов, таких как: Нэттол, Бодли, Селден, Виндобоненсис, Бекер II, Коломбино и Бекер I (два последних, видимо, были частью единого свода). Все они являются историко-генеалогическими по своему содержанию и посвящены династиям миштекских правителей. В ХVI в. миштеки называли их тониндейе, «история родов», а также наандейе, «воспоминания о прошлом». Кроме того, от раннеколониальной эпохи дошло 22 рукописи, записанных латиницей. Среди них выделяются льенсос и мапас (мишт. таниньо) - карты, изображавшие земли, подвластные династии.

Кодекс Селден (Codex Selden 3135), хранящийся в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде, представляет собой изложение генеалогии правителей Аньуте (совр. город Санта Магдалена Хальтепек в долине Ночиштлана) от его основания до ХVI в. Он был создан ок. 1556 г. на основе более древних кодексов сер. ХIV в. Озабоченность создателей Селден только местной генеалогией привела к тому, что знаменитый завоеватель 8 Олень «Лапа Ягуара» упомянут в нем лишь однажды как отец трех девушек, вышедших замуж за сыновей правителя Аньуте.

Кодекс Селден Кодес Нэттол

Кодекс Нэттол (Codex Zouche-Nuttal), хранящийся в Британском Музее, состоит из двух частей. Реверс кодекса посвящена деяниям 8 Оленя «Лапы Ягуара» (1063-1115), подчинившего себе почти все миштекские земли. Аверс состоит из трех повествовательных блоков, каждый из которых сопровождается генеалогией: 1) история мифического предка 8 Ветер «Орел-Кремень» - четыре генеалогии первых правителей; 2) история правительниц по имени «3 Кремнь» - 5 генеалогий, одна из которых представляет собой генеалогию 8 Оленя «Лапы Ягуара»; 3) путешествие четырех первых правителей из Апоалы - список из четырех брачных пар и генеалогия. Кодекс был создан около 1330 г.

Кодекс Виндобоненсис, хранящийся в Вене (Codex Vin-dobonensis Mexicanus), также делится на аверс и реверс. Аверс из 52 страниц посвящен сотворению мира богами, происхождению первых людей и основанию миштекских династий. Реверс из 13 страниц - это обстоятельная родословная правителей Тилантонго (одного из крупнейших миштекских царств), перечисляющая всех правителей, их детей и т.д. Аверс Виндобоненсис был расписан до 1350 г., в то время как реверс моложе и был создан уже во 2-й пол. ХIV-ХV вв.

Кодексы Коломбино и Беккер I объединяются в единый свод, посвященный истории 8 Оленя «Лапы Ягуара» и его потомков в Тутутепеке на тихоокеанском побережье. Как полагал Альфонсо Касо, это наиболее древний кодекс, созданный еще в ХIII в.

Рукописи историко-геналогического содержания ХVI в., основанные на древней традиции, дошли и из других областей Оахаки: 16 - из княжеств чочо-пополока (север Оахаки и юг Пуэблы), 3 - куикатеков (север Оахаки), 4 - тлапанеков (юг Пуэблы).

Для сапотекского и миштекского искусства характерна сложность образов, высокая проработанность деталей. В классическое время широкое распространение получили антропоморфные керамические фигуры предков (так называемые «урны»), которые находят в погребениях. Высокого развития достигла каменная скульптура. В постклассический период у миштеков бурно развивается металлообработка. Миштекские ювелиры изготавливали украшения из тончайшей золотой фольги и проволоки.

Важным вкладом миштеков в мезоамериканскую культуру было создание стиля «Миштека-Пуэбла» в искусстве, в ХIII-ХV вв. ставшего «интернациональным». Многочисленные «мексиканские» элементы в различных культурах (например у юкатанских майя) являются не свидетельством мексиканского влияния или завоевания, а результатом культурных и торговых контактов, охватывавших всю Мезоамерику.