МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Волчья сила

рассказал «Кайова Джордж» Пулоу, кайова (из книги Alice Marriott and Carоl K. Rachlin - «Plains Indian Mythology», N.Y., 1975); перевод Black Wolf, редакция weshki, 2004.

 

* * *

 

Лесной волк1 не встречается на Равнинах, так как там нет лесов. Прерийные волки и койоты по размерам заметно мельче лесных волков. Поэтому, вполне естествено, что в тех редких случаях, когда племена Равнин встречались с этими огромними черно-серыми зверями, они смотрели на них с восторгом и удивлением.

История, которая следует ниже - это история старых времен, но описанные события показывают, что часть племени кайова уже в те далекие дни обитала на землях, называемых теперь их територией - это покрытая невысокой травой область, распростертая между горами Вичита в юго-западной Оклахоме и рекой Арканзас в Канзасе. Похожая история, только у сиу, была записана Стенли Весталем и опубликована в книге «Миссури», изданой в 1964 г. Университетом Небраски, в Линкольне.

Название, которое кайова дали горам Вичита в общем то же самое, что и в английском языке - горы Вичита, хотя у каждой из невысоких вершин есть свое имя - гора Седло, сохранившая это название и в английском переводе, гора Силы, известная сегодня как гора Скотт, и Прячущаяся гора, где по преданию изчезли последние бизоны и которая сегодня известна как Цeментовая гора из-за каменного карьера, обрамляющего ее восточный склон.

Река Арканзас носила название Рeка Острия Стрелы, потому что именно там, на берегах этой реки, недалеко от ее истоков, кайова нашли кварц, из которого делали ножи, лезвия копий и стрелы. Воины из каждого боевого или охотничего отряда, достигнув реки, брали с собой столько необработанных камней, сколько могли унести, чтобы позже обработать их дома. Были люди, которые стали настоящими специалистами в выделке оружия, и ожидалось, что каждый человек поделится принесенными камнями в первую очередь с мастером. Эта практика проявляется и сегодня в правиле «сделай одно и оставь одно» при выделке вееров и отделке погремушек.

 

* * *

 

Группа кайова

Участники охотничего похода принадлежали к общине Большого Щита племени кайова. Они стояли лагерем у реки Вашита, когда воины решили поднятся к горам Шеста Типи (Скалистые горы в Колорадо), где росли величественные сосны, и поискать там своих врагов из племени юта. В те дни оба племени постоянно воевали.

Вождем был Птица-Прявазанная-К-Его-Голове. В четвертый раз он был предводителем боевого отряда. Он ходил на апачей хикарийя, на навахо и пуэбло-которые-дерутся (таос). В этот раз он пошел войной на юта, которые были самым опасным противником.

Мужчин вместе с бизоньим доктором2 было двенадцать, и вторым по рангу человеком после Птицы-Привязанной-К-Его-Голове был его брат, Бизоний Рык. Их сопровождало четверо юношей, которые вели запасных лошадей и должны были ухаживать за животними, когда мужчины остановливались на привал. Мальчики также по очереди готовили еду, когда было достаточно безопасно резжечь огонь. В остальное время воины доволствовались вяленым мясом, бобами мескита и холодной водой. Разумеется, в те времена они и не слышали о кофе.

Боевой отряд ехал на северо-запад через Равнину-Со-Столбами. Единственными индейцами, которых они могли встретить, были команчи, которые были друзями, и, наверное, некоторые липан апачи, но о них никто не беспокоился. Они не походили на остальних апачей, вроде хикарийя, или навахо. Липан апачи по-видимому не имели желания сражаться.

Так что воины кайова провели восемь ночей под небом, непобеспокоенные никем. Они достигли того места на реке Острия Стрелы, где добывали камни для обработки, и некоторые из мужчин захотели собрать как можно больше камней. Но Птица-Привязанная-К-Его-Голове заставил их продолжать путь вперед.

- Мы сможем взять камни на обратном пути домой, - сказал он. - Если возьмем их сейчас, они только будут нам в тягость и будут мешать во время сражения.

Так что боевой отряд продолжил свой путь, и через два дня, к вечеру, мужчины увидели перед собой великие горы на фоне садящегося солнца. С этого времени они начали ехать только по-ночам, ориентируясь по большой неподвижной звезде в небе, которая была рукой Сейндея3, и по остальным звездам, которые медленно двигались вокруг нее в течение года, оберегая мир Сейндея. Они составляли пальцы руки.

Прошло еще четыре дня, прежде чем воины кайова уловили запах дыма. Перед ними был лагерь племени юта, и типи с трудом можно было разглядеть в свете занимавшейся зари. Кайова подождали, пока солнце не показалось над концом мира, и тогда Птица-Привязанная-К-Его-Голове поднял руку и затем резко отпустил ее, - и воины кайова понеслись в атаку.

Юта были захвачены врасплох, но они умели хорошо сражаться, и даже их женщины не испугались. Они стояли рядом со своими мужями и подавали им стрелы, пока те посылали их в кайова.

Битва продолжалась с переменным успехом все утро. И когда солнце поднялось прямо над головами воинов, четверо мужчин из племени юта были убиты, а остальные вскочили на лошадей и обратились в бегство, после того как их женщины уже покинули лагерь, уйдя далеко, прячась среди теней огромных сосен.

Бизоний Рык упал на землю. Он не был мертв, но одна стрела вонзилась ему справа под грудь, а другая пронзила насквозь ногу. Бизоний доктор приказал мужчинам убить одну лошадь, снять шкуру, и приготовил тесную ленту из сырой кожи для раненой ноги. Но единственное, что он мог сделать для другой раны, - это спеть свои песни силы и молится.

Юноши привели двух самых смирных лошадей, что были у боевого отряда. Сделали носилки из оставшейся конской шкуры и положили на них Бизоньего Рыка. Потом кайова отправились в обратный путь, но из-за раненого были вынуждены ехать медленно. Несмотря на все усилия бизоньего доктора, состояние раненого становилось все хуже и хуже, и он горел в лихорадке. Он даже терял сознание время от времени.

Утром третьего дня, когда они уже приближались к равнинам, Бизоний доктор покачал головой.

Воин кайова

- Я сделал все, что было в моих силах, - сказал он, после того как спел последную из своих четырех песен восходящему солнцу. - Если его состояние не улучшится к вечеру, придется оставить его и продолжить путь без него.

- Бросить собственного брата! - воскликнул Птица-Привазанная-К-Его-Голове. - Вы не можете требовать от меня сделать это!

- Приходится выбирать между его жизнью и жизни всех, - обяснил бизоний доктор. - Юта могут настигнуть нас в любой момент, потому что мы двигаемся слишком медленно.

Мужчины думали, что Бизоний Рык не в состоянии услышать и понять их слова, но вот он открыл глаза.

- Иди вперед, брат и оставь меня! - сказал он. - Я все равно умру. Не губи и жизнь остальных.

Но Птица-Привязанная-К-Его-Голове не мог оставить родного брата лежать беззащитным. Он послал юношей найти какую-нибудь пещеру, и они действительно успели найти одну пещеру на склоне горы. Птица-Привязанная-К-Его-Голове и бизоний доктор подвели лошадей с носилками как можно ближе к пещере, а потом вдвоем, местами неся, местами таща, успели положить Бизоньего Рыка внутри. Юноши уже постелили несколько бизоньих шкур для ложа, и мужчины положили больного на них. Все остались в пещере вместе с ним, а это и в правду вышло хорошо, потому что большой военный отряд юта прошел внизу, ища их следы. Но на каменистой поверхности не осталось никаких следов, и кайова были в безопасности.

В пещере чувствовался какой-то странний запах животного, и бизоньий доктор обратился к остальним:

- Кажется, когда-то это была волчья берлога. Пахнет волками.

И все согласились, что запах очень похож на запах из норы койота, только сильнее.

Когда спустился мрак, прежде чем взошла луна, Птица-Привязанная-К-Его-Голове пожал своему брату руку на прощание. Боевой отряд продолжил свой путь, оставив Бизоньему Рыку тыкву-горлянку с водой, немного вяленого мяса и мескита.

Можеть быть то, что произошло потом, случилось той же ночью, а может и следующей. Бизоний Рык так и не узнал это наверняка. Он проснулся в ясном сознании, вполне спокойным, и ему очень хотелось пить. Пошарив рукой вокруг себя, он нашел горлянку с водой. Она была наполовину пуста, и Бизоний Рык решил, что наверное просыпался ночью и пил из нее.

Бызоний Рык слегка повернулся на одну сторону и увидел снаружи несколько пар зеленых светящихся пятен, образующих круг. Сперва он подумал, что это злые духи - совы, пришли за ним. Он лежал неподвижно, не двигаясь, и зеленые пятна тоже не двигались. Они напоминали ему о чем-то, и вдруг он понял - это глаза койотов!

- О, братья мои, - сказал он, протягивая к ним рукой - не причиняйте мне вреда! Я только бедный человек, очень тяжело раненый. Сжальтесь надо мной и позвольте мне остатся в вашей пещере еще немного.

Воин кайова

Не последовало никакого звука, но потом от группы отделились два зеленых глаза и приблизились к нему. Огромная серо-черная волчица встала над Бизоньим Рыком и начала обнюхивать его с головы до ног. Потом она улеглась рядом с ним так, что он смог дотянутся до ее сосков! и он начал сосать ее молоко как маленкий волчонок.

Когда наконец он откинулся на шкурах, волчица-мать подняла голову и посмотрела на свой народ. Они все приступили к Бизоньему Рыку. Один старый и мудрый самец - наверное вожак стаи - долго обнюхивал повязку из лошадиной шкуры и потом начал жевать ее.

После этого он долго облизывал языком раненую ногу, а все остальные волки, чередуясь, облизывали рану на груди Бизоньего Рыка. Он погрузился в дремоту, а когда проснулся было уже утро, и он был один в пещере с волчицей-матерью, которая лежала рядом и прижималась к нему как собака, чтобы согревать его.

С этого дня волки долго заботились о Бизоньем Рыке, пока он не почувствовал себя снова хорошо и не восстановил силы. Даже после того как он уже мог двигаться, он продолжил жить с волками. Его брат оставил ему лук и стрелы и когда он уже мог ходить и стрелять, он ходил на охоту. Он добывал дичь для волков, чтобы показать им свою благодарность за помощь, которую они оказали ему.

Бизоний Рык жил в пещере на склоне горы до наступления весны. Он уже мог ходить как здоровый и сильный мужчина и потому покинул пещеру волков и отправился домой.

Кайова стояли лагерем недалеко от истоков реки Острия Стрелы и когда увидели человека, приближавшегося с запада, не смогли узнать его. Некоторые приняли его за юта, другие - за навахо, но затем Птица-Привязанная-К-Его-Голове вышел из своего типи и узнал его.

- Это мой брат! Мой брат, которого мы бросили умерать! Он возвратился к нам!

И побежал навстречу ему.

Когда Бизоний Рык рассказал, что с ним произошло, люди не могли поверить.

- На-на-на - повторяли его жены - это что-то чудесное!

- Это воистину чудо, - сказал бизоний доктор. - Волки вылечили его, когда я не успел это сделать. Пусть с этого дня его именем будет Серый Волк и пусть его сила будет как сила волка, потому что она так же могуча, как сила дикой кошки. Он будет великим лекарем.

Итак, с той поры Бизоний Рык стал известен как Серый Волк. И с той поры кайова почитают лесных волков и называют их братями и сестрами.


КОММЕНТАРИИ

1 Все волки в Сев. Америке и Евразии составляют один биологический вид - серый волк (Canis lupus); в Сев. Америке обитают еще койот (Canis latrans) и рыжий волк (Canis rufus), который по мнению некоторых зоологов является предком волков и койотов. Упомянутие здесь прерийные волки - просто относительно более мелкий подвид серого волка. (Прим. переводчика)

2 Бизоний доктор - у кайова владелец так называемого «бизоньего щита». Вот что пишет о них американский антрополог Рон Мак-Кой: «Воины кайова, владельцы бизоньих щитов, имели особый статус (бизоньих сновидцев), поскольку видели вещий сон о бизоне - это были целители, останавливавшие кровь при ранении от пули или стрелы. Любой военный поход кайова, по возможности, сопровождал бизоний сновидец. В битве они испускали хрюкающие звуки, подражая бизону. Носили они и особый головной убор - красные шапки из вылинявших бизоньих волос с украшениями из ястребиных перьев с красными полосами. Готовясь к битве, владелец бизоньего щита окрашивал левую половину головы и тела в красный, а правую - в белый цвет. Лицо покрывалось красно-коричневой краской, красное пятно наносилось на лоб и белые - на подбородок». (цитируется по книге Н. Скотта Момадея «Дух остающийся жить», М. 1997)

3 Мифологический герой кайова, демиург и трикстер. (Прим. переводчика)

 

«« назад