МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Юго-восток > Переводы и статьи >

Племена Виргинии, Северной и Южной Каролины

Бабкин Ярослав

Карта расселения племен Виргинии и Каролин

Регион располагающийся в центре Атлантического побережья США больше знаменит событиями Гражданской войны, нежели колониальной эпохой. Индейский же период этой части Северной Америки изучен значительно хуже. Тем не менее, это не означает, что здесь не было ничего интересного до прихода европейцев. Наоборот это довольно густонаселённый по индейским меркам район с довольно разнообразными племенами.

Обычно выделяют три группы этих племён: Алгонкины в восточной части береговых низменностей, ирокезы во внутренней части низменностей, дальше от моря, и сиуязычные племена в предгорьях и на юге. Данная схема хорошо известна и кочует из работы в работу, хотя является отнюдь не бесспорной. Дело в том, что от большинства местных языков не сохранилось ни слова и выводы об их «алгонкинской», или «сиуанской» принадлежности делаются на основании очень косвенных свидетельств. Например если какое-то племя в ходе войн и переселений влилось в катоба, оно объявляется «родственным катоба» и соответственно его язык - сиуанским, и так далее.

Натянутость подобных трактовок очевидна, и восходят они к попыткам ряда исследователей классифицировать все племена по известным языковым семьям. Однако не факт, что все языковые группы региона нам известны. Скорее наоборот. Из десятков племён мы имеем представление о языке пяти(!): тускарора, ноттовей, катоба, воккон, тутело. Что скрывается за остальными нам решительно неизвестно. Вполне возможно, что языковое разнообразие области было сопоставимым если не с Калифорнией, то уж Северо-Западным побережьем. К сожалению местные языки так и не дождались своих исследователей. То что мы сейчас знаем, это крупицы сохранившиеся буквально чудом. Языки тускарора и тутело уцелели лишь благодаря переселению их носителей на север к ирокезам. Причём данные о языке народа тутело были записаны буквально со слов его последнего представителя, и умри он годом раньше, сам факт присутствия сиуанских языков на Восточном побережье остался бы неизвестен.

Исходя из этого, я постарался быть сдержан в языковой классификации и о неизвестных языках писал, что они неизвестны, но могут признаваться теми или другими.

Ваккамо

Племя населявшее бассейн одноимённой реки и нижнее течение реки Пи-Ди. Не исключено, что оно было знакомо испанцам под именем уакайя. Однако в целом до 1716 года об их контактах с белыми известно немного. В 1720 году ваккамо вели скоротечную войну с колонистами. В 1755 году они были атакованы чероки и рассеяны. Большинство примкнуло к катоба, но часть осталась самостоятельной. Племя ныне существует, и состоит из потомков индейцев укрывавшихся в болотах Северной Каролины. Язык точно неизвестен, но считается сиуанским.

Весто

Возможно самостоятельное племя, но возможно и одна из групп ючи, вторгшаяся в Южную Каролину около 1660 года и осевшая на реке Саванна. В ходе войны ямаси они покинули регион в неизвестном направлении.

Виньо

Также известны как винья и вини. Область обитания этого племени находилась на берегах залива Виньо, Блек-Ривер и нижнего течения Пи-Ди. Как и многие племена региона они впервые могли быть обнаружены испанцами, но точно сопоставить данные испанцев и более поздние сведения английских колонистов трудно. Возможно именно виньо были известны испанцам как йеньоль, а возможно и нет. Англичане впервые столкнулись с ними в 1670, и уже в 1683 напали на виньо, убив и уведя в рабство нескольких человек. Впрочем это не помешало виньо выступить на стороне белых в экспедиции Барнвелла против тускарора в 1712 - 12 годах. Они не принимали участие в войне ямаси, но в 1720 вели с белыми собственную войну. Позднее виньо слились с ваккамо. Язык точно неизвестен.

Воккон

Небольшое племя Северной Каролины, обитавшее на нижней Ньюсе. Практически всё, что о них известно, это записи Лоусона, посетившего их в 1701 году. Среди записей оказался и перечень из 150 слов их языка, позволивший установить его родство с катоба. Воккон приняли участие в войне тускарора, выступив против белых, и этой войны уже не пережили. Никаких упоминаний о племени в послевоенный период нет. Возможно уцелевшие влились в какое-то из более крупных племён.

Гаттерас

Небольшое, предположительно алгонкиноязычное племя, обитавшее возле одноимённого мыса и на одноимённом острове к востоку от Памлико-Саунд. В 1701 году их насчитывалось около 80 человек, которые, по словам Лоусона «демонстрировали примесь европейской крови», проще говоря могли быть метисной группой. В 1761 году миссионеры крестили около тридцати человек бывших потомками гаттерас, матамаскет и белых, живших в этих местах. Возможно какая-то часть гаттерас присоединилась к более крупным алгонкиноязычным племенам региона.

Индейцы Кейп-Фир (Cape Fear Indians)

Жили в устье одноимённой реки в Северной Каролине. Их собственное название, как и язык неизвестны. Неизвестно точно и то, были ли они самостоятельным племенем или частью более крупной общности. Упоминаются в истории они не слишком часто. Во время войны тускарора они были союзниками колонистов. После войны ямаси их переселили вглубь материка на территорию южной Каролины. Последний раз это племя упоминается в 1751 году. Обычно считается, что индейцы Кейп-Фир в той или иной степени родственны катоба.

Индейцы Медвежьей реки (Bear River Indians)

Небольшое племя, жившее в Северной Каролине на одном из притоков реки Ньюсы. Известно о них крайне мало. В 1709 году они населяли одну деревню и могли выставить 50 воинов. Обычно их считают алгонкинами, иногда частью мачапунга.

Катоба

Пожалуй наиболее значимый народ региона. Назывался также эсо или исса - «река», происхождение самого слова катоба неизвестно, иногда его возводят к слову языка чокто katape «отделившиеся». Первоначально катоба занимали бассейны рек Катоба и Уотери. По данным Лоусона в 1701 году катоба делились на две группы: собственно катоба и исва, и были вторым по численности и значению племенем региона после чероки. Катоба традиционно враждавали со своими северными соседями, и по одной из версий, весьма сомнительной, переселись в Каролину из Огайо в 1660 годы под давлением ирокезов. Впрочем испанцы застали катоба в Каролине примерно столетием раньше. Во время войны тускарора катоба поддержали белых, но пару лет спустя поддержали ямаси в их выступлении против колонистов. Впрочем мир с англичанами был довольно быстро восстановлен, и катоба вообще пользовались репутацией «пробританского» племени. В течение XVIII столетия численность катоба сокращалась быстрыми темпами из-за эпидемий оспы и постоянных войн с ирокезами, шауни, делаварами и прочими северными племенами. Даже интеграция в состав народа массы мелких племён не спасла положение. В XIX веке основная масса катоба избежала депортации на индейскую территорию, лишь немногие присоединились к чокто и поселились с ними в Оклахоме. Прочие же остались либо в собственной резервации на реке Катоба, либо осели среди чероки в Северной Каролине. Племя существует и поныне, и его численность на 1990 год оценена в 1.400 человек. Язык катоба относится к сиуанской семье, но представляет собой наиболее уклоняющуюся её группу.

Кеяуви, Кейяуви

Небольшое племя, впервые упомянутое Лоусоном в 1701 году. Тогда оно населяло одну укреплённую деревню в тридцати милях от реки Ядкин на месте нынешнего города Хай-Пойнт. Специфической особенностью племени был тот факт, что его мужчины отращивали усы, что весьма нетипично для индейцев. В течение XVIII столетия вместе с эно, черо и шакори совершили ряд переселений спасаясь то от набегов ирокезов, то от белых поселенцев и приводимых теми индейских союзников: ямаси, чероки и катоба. В ходе этих миграций их след теряется, наиболее вероятным представляется включение остатков кеяуви в состав катоба. Язык кеяуви неизвестен, но поскольку кеяуви традиционно вступали в союзы с сиуанскими племенами его тоже нередко считают сиуанским.

Конгари

Небольшое племя жившее на одноимённой реке в Южной Каролине. Известно о нём крайне мало. Лоусон в 1701 году упоминал о единственном селении этого племени. Во время войны ямаси 1715 - 16 годах свыше половины племени было обращено в рабство и отправлено в Вест-Индию. Оставшиеся ушли к катоба. Язык племени неизвестен, но иногда считается родственным катоба.

конфедерация Манахоак

Название этой конфедерации племён возможно происходит от алгонкинского «те, кто были счастливы». В начале XVII столетия она занимала территорию между Аппалачами, и так называемой Линией Водопадов от реки Потомак, до реки Анна, однако весьма вероятно, что они переселились сюда незадолго до этого из долины Огайо. Капитан Джон Смит называл среди входивших в конфедерацию следующие племена: манахоак, танкснитания, шакакония, онтпонеа, теньинатео, вонкенти, стегараки и хассинунга, и говорил о «многих ещё». Он характеризовал эти народы как «очень варварские», живущие в основном охотой и сбором диких плодов Манахоак воевали с повхатан и ирокезами, и находились в союзе со своими южными соседями - монакан. С середины XVII столетия конфедерация более не упоминается в исторических документах, но её отдельные племена жили в Вирджинии как минимум ещё столетие. Представляется наиболее вероятным, что в конце концов их остатки были поглощены племенами тутело и сапони. Язык манахоак обычно считают сиуанским, но это лишь предположение, поскольку сам язык неизвестен. Известно лишь, что он сильно отличался от языков соседей - ирокезов и алгонкинов.

Кори

Также известны как коранин, по названию одно из своих деревень. Населяли полуострова в устье реки Ньюсы, Северная Каролина. Часто кори считают алгонкинами, но с другой стороны, Лоусон сообщал что их язык и язык «северных племён» были взаимопонятны. Под северными племенами скорее всего подразумевалась Лига ирокезов. К тому же в культуре кори было много общего с тускарора. Незадолго до 1696 года они потерпели серьёзное поражение в войне с одним из соседних племён и их число заметно снизилось. Во время войны тускарора они выступили против белых, и после её завершения остатки племени были выселены в резервацию на озере Матамаскет, где их следы теряются. Европейцы описывали кори как народ «кровожадный и варварский».

Кусабо

Многочисленный народ населявший южную часть Южной Каролины от бухты Чарльстона до реки Саванна, и разделявшийся на большое число отдельных племён: этиво, уондо, кьява, стоуне - сотавлявших северную группу, или собственно кусабо; и эдисто, ашепу, комбахи, уимби, эскамаку и возможно нескольких ещё, образовывавших южную группу, или куса. В течение XVI и XVII столетий кусабо имели контакты с испанцами и французскими гугенотами, пытавшимися основать на их территории колонию. Кусабо были союзниками англичан в набегах на Флориду и войне тускарора. Численность их постепенно падала, и к середине XVIII столетия кусабо сходят с исторической сцены. Возможно часть из них ушла к катоба. Язык кусабо обычно считают маскогским.

Мачапунга

Название племени происходит от алгонкинского «много пыли» или «дурная пыль», что связывают с песчаным характером местной почвы. Племя было маленьким даже по местным меркам, имея единственную деревню. В 1701 году она насчитывала не более сотни жителей. Возможно ранее они были частью конфедерации секота, в конце XVI столетия занимавшей побережье между Албемерлом и Памлико Саунд. Несмотря на свою малочисленность мачапунга приняли активное участие в войне тускарора и доставили некоторое количество неприятностей белым колонистам. После войны они вместе с кори и индейцами Медвежьей реки были поселены в резервации на озере Матамаскет. В конце XVIII века там ещё жило около десятка мачапунга. Язык мачапунга обычно считают алгонкинским.

Мехеррин

Небольшое племя населявшее берега одноимённой реки в Вирджинии. Впервые упоминаются под именем махаринек в 1650 году. В 1669 году их насчитывалось около 1.280 человек, и они могли выставить 50 лучников. Примерно десятилетием позже, они включили в свой состав беженцев сасквеханнок, спасавшихся от преследования ирокезов, чем существенно увеличили свою численность и дали повод некоторым исследователям считать их не самостоятельным народом, а осколком сасквеханнок. Последний раз они упоминаются в 1761 году, когда около двадцати мехеррин жили на берегах Роанока среди тускарора. Дальнейшая судьба племени неизвестна. Возможно последние мехеррин ушли на север вместе с тускарора в 1802 году. Язык мехеррин решительно неизвестен, но на том основании, что названия двух селений этого народа упомянутые в 1650 году Эдвардом Бландом похожи на ирокезские, большинством исследователей делается смелый вывод об ирокезской принадлежности этого народа.

Монакан

Название возможно происходит от алгонкинского слова обозначавшего палку для копания или лопату, но вероятнее восходит к собственному языку монакан. В начале XVII века монакан занимали верхнее течение реки Джеймс. Они были союзниками конфедерации манахоак в войне с повхатан. Язык монакан считается сиуанским, но это лишь предположение. Точно известно лишь то, что он сильно отличался от всех соседних, включая манахоак. В течение XVII столетия численность племени стремительно снижалась, и после 1699 года его следы теряются. Предполагается, что монакан могли влиться в состав тутело или сапони.

Мораток

Племя, иногда считаемое алгонкинским, жившее в низовьях реки Роанок и довольно быстро исчезнувшее. Практически никаких подробностей о нём неизвестно. Упоминается только однажды.

Нахиссан

Небольшое, обычно считающееся сиуязычным, племя обитавшее в среднем течении реки Джеймс. В середине XVII века нахиссан воевали против повхатан, но неудачно, после чего их имя исчезает из истории. Возможно одно из селений нахиссан ещё существовало в Вирджинии до конца столетия, но не позднее 1701 года оно было покинуто обитателями.

Ноттовей

Небольшое ирокезоязычное племя, обитавшее на берегах одноимённой реки. Их название восходит к алгонкинскому слову «nadowa» значившему «змеи», «гадюки», а сами себя они называли чероенхака, что предположительно обозначало речную развилку. Племя знаменито тем, что практически не упоминается в качестве участников каких-либо исторических событий, но при этом смогло дольше других сохранить свою самобытность. Ещё в 1825 году 47 ноттовей продолжали жить на родной земле сохраняя язык и племенные традиции.

Ньюсиок

Племя жившее в низовьях реки Ньюса. Впервые европейцы услышали о нём в 1584 году. Тогда ньюсиок вели войну с северными соседями. То ли из-за войны, то ли по иной причине, но их численность катастрофически упала, и они в конце концов влились в состав тускарора. Язык их разные исследователи определяют либо как алгонкинский, либо как ирокезский. Однако и то и другое лишь предположения, основанные на весьма шатких основаниях.

Оканичи

Небольшое племя населявшее остров на реке Роанок чуть ниже впадения в неё рек Стаутон и Дан близ Кларксвилля. Оканичи пользовались в регионе репутацией торговцев и их язык использовался соседними племенами для взаимного общения. Сам язык не известен, но предполагается его близость к сиуанским языкам сапони и тутело. Племенным тотемом оканичи была змея. Управлялось племя двумя вождями, один из которых руководил военными действиями, второй хозяйственной жизнью племени. В 1677 году оканичи предоставили убежище спасавшимся от ирокезов сасквеханнок, что повлекло печальные последствия. Несколькими годами спустя оканичи самим пришлось бежать на юг под ударами ирокезов и виргинских колонистов. В 1701 году они жили на реке Эно. Позднее оканичи слились с сапони и тутело и вместе с ними ушли на север под защиту ирокезов.

Пиди, Пи-Ди

Племя населявшее среднее течение одноимённой реки. Предполагается, что название племени происходит от слов языка катоба pi'ri «нечто хорошее», или pi'here «умный, знающий, способный». Об их истории известно не очень много. Они поддержали белых в войне тускарора. В 1744 представители племени вместе с некими натчезами убили нескольких катоба, за что серьёзно поплатились. Катоба выгнали их с родной земли, заставив уйти к белым. Вскоре враждующие стороны достигли соглашения, и большинство пи-ди примкнуло к катоба, но некоторые остались жить среди белых. Последний раз племя упоминается в 1755 году, под 1808 годом упоминается некая женщина, наполовину пи-ди, наполовину Кейп-Фир. Язык пи-ди неизвестен, но в лучших традициях считается сиуанским.

Салуда

Довольно таинственное племя упомянутое практически единожды, под 1730 годом. Возможно одна из групп шауни.

Санти

Также известны как серети или сатти, имя племени предположительно означает «река» или «речной народ». Жили на одноимённой реке в Южной Каролине, где были обнаружены сначала испанцами, а затем Лоусоном. В войне тускарора воины санти приняли участие в экспедиции Барнвела, но уже в войне ямаси выступили против белых. В 1715 году они населяли две деревни с общим населением около 85 человек. Но уже в следующем году союзные белым кусабо разгромили их, и большая часть племени была продана в рабство в Вест-Индию. Уцелевшие, видимо, примкнули к катоба. Современное официально признанное правительством США племя санти является частью катоба и его преемственность с исходным племенем не бесспорна. Язык точно неизвестен.

Сапони

Одно из небольших сиуанских племён Виргинии. Самое раннее из известных мест его обитания - верховья реки Роанок, рядом с тутело, хотя возможно, что они фигурируют под именем монасукапано на карте составленной Джоном Смитом и помещавшей их северо-восточнее, в пределах территории монакан. В последней четверти XVII столетия, сапони, спасаясь от ирокезских набегов, селятся у слияния рек Роанок, Стаутон и Дан. Но вскоре уходят ещё дальше на юг. В процессе этих миграций они сливаются с тутело, оканичи и ещё несколькими мелкими группами, и позднее все вместе входят в состав каюга. Последние упоминания о сапони относятся к концу XVIII столетия. Тогда, в отличие от ушедших в Канаду тутело они остаются в Нью-Йорке, где растворяются среди ирокезов.

Севи

Название племени возможно переводится как «островитяне». Исходно оно населяло нижнее течение реки Санти и морское побережье на запад до реки Эшли. Возможно оно было известно ещё в 1521 году испанцам под именем шоши, но англичане обнаружили их лишь в 1670. Тогда они оказали британским колонистам ощутимую помощь в боях с испанцами и поддержав продовольствием. За это колонисты отблагодарили их занеся оспу и активно торгуя алкоголем. В результате за очень короткий срок многочисленное племя превратилось буквально в ничто. К 1715 году севи насчитывалось всего 57 душ. Дальнейшая судьба их неизвестна. Когда война ямаси завершилась севи на прежнем месте уже не было. Язык неизвестен.

Сиссипахо

Небольшое племя обитавшее на реке Хо в северной Каролине. Впервые упомянуто испанцами в 1569 году, и после этого ухитрялось сто пятьдесят лет не попадаться на глаза белым. Следующее упоминание о нём относится уже к войне ямаси в 1715 году, когда оно вместе с другими племенами региона выступило против белых. Те кто пережил войну, скорее всего примкнули к катоба. Язык, как водится, принято считать сиуанским, хотя ни слова от него не сохранилось.

Сугери

Название племени может восходить к тому же корню, что и у шакори, и в переводе с катоба означает либо «скупцы», «испорченные люди», либо «река, воду из которой нельзя пить». Племя обитало в районе Шугар-Крик и о нём практически ничего неизвестно, кроме того, что около 1700 года оно было достаточно многочисленно и населяло много деревень. Возможно, что сугери принимали участие в войне ямаси, и после неё влились в катоба. Язык неизвестен.

Тускарора

Крупнейшее и заметнейшее племя региона. Тускарора представляли собой союз трёх ирокезоязычных групп, населявших бассейны рек Памлико, Роанок, Тар и Ньюса. По словам Лоусона тускарора доминировали среди окружающих народов и их язык служили различным племенам для общения между собой. Тускарора также пользовались репутацией наиболее воинственного и боеспособного из местных племён. В 1712 году часть тускарора, так называемые «нижние» или «южные» тускарора, в союзе с окрестными племенами начали войну с белыми поселенцами, известную как «война тускарора». К 1715 году они были разбиты и вынуждены уйти на север, сначала в Пенсильванию, а затем в Нью-Йорк, где вошли в Лигу ирокезов на правах шестого члена союза. Произошло это между 1715 и 1722 годами. Позднее (в 1802 - 1803 гг.) на север ушло и большинство «верхних» тускарора бывших в войне 1712 - 1715 годов союзниками белых. Племя существует и поныне, как часть ирокезов, и его представители живут в Онтарио (Канада), штате Нью-Йорк, а некоторое количество потомков тускарора и поныне живёт в Северной Каролине.

Тутело

Единственное из так называемых сиуанских племён Виргинии, чей язык бесспорно известен. Именуются также тотеро, катера и шатерас. Название этого племени, как впрочем и сапони, довольно часто использовалось для обозначения всей массы небольших племён Пидмонта, что вносит некоторую путаницу в историю отдельных народов. Не исключено, что изначально они могли входит в состав конфедерации Манахоак, но в 70 годах XVII столетия белые обнаружили их в верховьях рек Джеймс и Рапаханнок. В ближайшие десятилетия этот регион оказался зоной военных операций ирокезов, что вынудило местные племена отступить к югу. В процессе миграции тутело объединились с сапони и оканичи, а также, по-видимому, поглотили многие мелкие группы оставшиеся от иных племён. В 1712 - 1713 годах они были союзниками тускарора в войне против белых, за что жестоко поплатились. В последующие годы остатки племени были включены в состав Лиги ирокезов на правах «особых друзей каюга» и поселились на берегах озера Каюга. В 1779 году их селение было разрушено генералом Салливаном, и после войн тутело ушли в Канаду, где поселились на Гранд-Ривер. Две эпидемии холеры в 1832 и 1848 годах практически поголовно уничтожили племя и последние оставшиеся в живых тутело остались жить среди каюга, где их и обнаружили этнографы, несказанно удивившиеся тому, что язык тутело оказался не ирокезским, как всё время считали, а сиуанским. Последний настоящий тутело по имени Никохна умер в 1871 году, а последний человек имевший большую долю крови тутело и с рождения говоривший на этом языке в 1898.

Уоксхо

Также именуются плоскоголовыми (flathead), что, впрочем, может относиться и к катоба и к чокто, и чикасо, поскольку все эти племена практиковали деформацию черепа, при которой с помощью специальных повязок или дощечек кости черепа у детей заставляли срастаться особым образом, отчего голова приобретала уплощённую форму. До войны ямаси о них существуют отдельные упоминания, причём под разными названиями, и не факт, что они относятся именно к уоксхо. В конце войны ямаси уоксхо отказались заключать мир с англичанами, за что те натравили на них катоба. Более половины уоксхо было перебито, а уцелевшие бежали к черо и ямаси. Язык неизвестен, но на основании сходных обычаев предполагают родство с катоба.

Уотери

Также известно как чикани и уатари. Впервые было встречено Хуаном Пардо во время его путешествия 1566 - 67 годов. Тогда область обитания племени лежала глубоко внутри материка на границе с чероки. Однако в конце XVII столетия Ледерер застал их на реке Ядкин, а несколькими десятилетиями позже Лоусон уже на реке Уотери, значительно дальше к югу. В 1711 - 12 годах принимали участие в экспедиции Барнвелла против тускарора, а затем воевали уже против белых в войне ямаси. Этот конфликт подорвал силы племени, и его численность стала быстро падать. Официальной кончиной племени можно считать 1744 год, когда последние его представители продали белым остаток племенной земли на реке Уотери. Язык неизвестен, но обычно сближается с катоба.

Черо

Также известны как саро, сара, суали или шуали - изначально одно из наиболее значимых племён Северной Каролины, уступавшее по численности лишь тускарора, однако практически сразу после первых контактов с белыми их численность драматически сократилась. Впервые были упомянуты ещё де Сото, затем Хуаном Пардо. Оба отмечали многочисленность и значимость этого племени. Однако к концу XVII столетия их число заметно уменьшилось и черо переселились в Вирджинию на реку Дан. Там они попали под удар ирокезов и были вынуждены отступить на юг, чем навлекли на себя гнев колонистов, объявивших черо войну. После серии переселений, в тридцатых годах XVIII века, остатки племени влились в состав катоба, раньше бывших их врагами. Язык черо обычно определяется как сиуанский, но точных данных о нём нет.

Чованок

Алгонкинское племя, название которого означает «южане», обитавшее на реке Чован у слияния рек Мехеррин и Ноттовей. Впервые упомянуты в 1584 году, и на тот момент были доминирующим племенем этой области. В 1663 году признали себя подданными английской короны, но в 1675 году нарушили договор и вступили в войну с белыми. Войну они проиграли и были загнаны в резервацию на Беннет Крик. Во время войны тускарора поддержали белых, и в тридцатых годах XVIII столетия двадцать уцелевших семей чованок влились в состав той части этого племени, что осталась в Северной Каролине. К 1755 году в живых осталось не более пяти представителей этого народа.

Шакори

Народ название которого переводят либо как «скупцы», «испорченные люди», либо как «река, воду из которой нельзя пить», кроме того, в результате опечатки, они получили ещё имя какори. Характерной чертой этого племени являлась высокая подвижность, из-за чего довольно трудно определить место их первоначального проживания. В процессе миграций они обычно выступали в одной компании с эно, и даже одно время жили одним селением. В отличие от миролюбивых эно, шакори пользовались репутацией отважных воинов, отстоявших свою независимость даже от тускарора. Дальнейшая судьба племени была той же, что и у эно. Язык шакори принято считать сиуанским, впрочем без каких-либо существенных на то оснований.

Эно

Другое название хайноки. Небольшое племя жившее на одноимённой реке в селении Адшушир вместе с представителями племени шакори. Известно о нём довольно немного, так как уже в 1720 году племя исчезло как самостоятельная единица, а его члены влились в состав катоба. По свидетельству немногих сталкивавшихся с ними европейцев эно заметно отличались от соседей. Они были не столько воинственны, сколько усердны и работящи, являлись хорошими земледельцами, имели склонность к торговле и игре «в бросание камней», которую ряд исследователей сближает с популярной среди криков чунки. Кроме того, в отличие от всех соседних народов эно строили дома не из древесной коры, а из обмазанного глиной плетня, как куапо в Арканзасе. Язык эно неизвестен, но как и все прочие Вирджинские и Каролинские диалекты неясной принадлежности его принято записывать в семью сиу.

 

«« назад