МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины > Вожди Техаса >

Вожди Техаса

Перевод Абакумова А. из The Handbook of Texas Online

 

КАСТРО, Куэльгас де (?-1842) - вождь апачей-липан в первой половине XIX века и самый влиятельный предводитель апачей к тому времени, когда Мексика освободилась от испанского колониального гнета (1821 г.). Он родился в последнем десятилетии XIX в. и стал вождем после своего отца, Жозефа Кастро. Будучи другом белых поселенцев, он заключил союз с жителями Остина и властями Республики Техас, направленных против извечных врагов липан - команчей.

Кастро принимал участие в войне за независимость Мексики, которая началась в 1811 г. Республиканцы охотно принимали на службу индейцев, и в 1812 г. Кастро с другими липанами сопровождал С. Кемпера в походе на столицу испанского Техаса, г. Сан-Антонио. Когда Кемпер одержал победу, Кастро получил разрешение вернуться домой; в последующих крупных сражениях (как, например, разгром республиканцев на р. Медина) он не участвовал. В последние годы испанского владычества апачи время от времени тревожили Техас набегами. После образования независимой Мексиканской республики Кастро и другие вожди липан посетили Мехико и подписали мирный договор. Липаны обещали хранить в Техасе мир, однако не смогли его сдержать; мексиканское правительство обещало торговые льготы, но это также осталось на бумаге. В результате липаны остались без ружей, необходимых для успешной борьбы с команчами. Ценного союзника они обрели позднее - в лице англосаксонских поселенцев, которых в 1821 г. привел в Техас С. Остин.

В годы существования Техасской республики (1836 - 45 гг.) Кастро служил разведчиком у рейнджеров. Его первым делом стало участие в экспедиции Д. Мура против команчей. Белые оставили без внимания совет Кастро угнать вражеских лошадей, и команчи получили возможность спастись. Преисполнившись презрения, Кастро ушел от Мура и с того времени служил только под началом знаменитого Д. Хейса. В 1838 г. Кастро подписал договор о дружбе и взаимопомощи с техасцами. Липаны участвовали в походе Сомервеля в Мексику в 1842 г. и охотно приняли подарки, предложенные союзниками. В тот же год Кастро скончался, и вождем стал его сын Хуан. Хуан боролся за права индейцев в резервации Бразос; в 1859 г. липаны отказались переселяться на Индейскую территорию, бежали в Мексику и присоединились к кикапу.

 

Библиография:

Roy D. Holt, Heap Many Texas Chiefs (San Antonio: Naylor, 1966).

Adele B. Looscan, "Capt. Joseph Daniels," Quarterly of the Texas State Historical Association 5 (July 1901).

Amelia W. Williams and Eugene C. Barker, eds., The Writings of Sam Houston, 1813-1863 (8 vols., Austin: University of Texas Press, 1938-43; rpt., Austin and New York: Pemberton Press, 1970).

Dorman H. Winfrey and James M. Day, eds., Texas Indian Papers (4 vols., Austin: Texas State Library, 1959-61; rpt., 5 vols., Austin: Pemberton Press, 1966).

Томас Шильц

 

***

 

ИСАТАИ (точные даты рождения и смерти неизвестны), Зад Койота - воин и проповедник из племени команчей, происходивший из рода квахади. В 1873-74 гг. Исатаи получил широкую известность как пророк и «мессия». Ему удалось - хотя лишь на короткое время - объединить разрозненные группы команчей для отпора американским колонизаторам. Помимо этого, именно Исатаи познакомил соплеменников с ритуалом Пляски Солнца.

Проповеди Исатаи основывались на заверениях, что сам Великий Дух вознес его на облака и наделил сверхъестественными способностями. Среди них были дар исцелять больных и воскрешать мертвых, управлять погодой и другими явлениями природы, а также останавливать пули белых людей, заставляя их бессильно падать наземь. Чтобы доказать свою неуязвимость для вражеского оружия, шаман утверждал, что проглотил целый фургон с боеприпасами. Соплеменники окончательно поверили Исатаи, когда в 1873 г. он точно предсказал появление кометы и сильную засуху.

Руководствуясь в том числе и личными мотивами (его дядя погиб в бою с американскими солдатами), Исатаи в мае 1874 г. собрал команчей вместе на Пласку Солнца. Шаман объявил бледнолицым «войну на истребление» и обещал своим последователям защиту от вражеских пуль. Проповеди Исатаи услышали и в других племенах; к нему присоединились воины кайова и шайеннов. Первоначально союзники собирались снарядить карательную экспедицию против племени тонкава, которых молва обвиняла в людоедстве; к тому же тонкава уже давно служили в американской армии разведчиками. Однако затем Исатаи избрал совершенно другую, и значительно более важную цель. Несмотря на все преступления индейцев-тонкава - действительные или мнимые - отнюдь не они являлись главным врагом команчей. Настоящая угроза исходила от белых охотников, обосновавшихся в северном Техасе и занимавшихся поголовным истреблением бизонов. Тем самым под удар ставилось само существование традиционной культуры степных племен.

27 июня 1874 г. отряд в 700 воинов (в основном команчей, кайова и шайеннов) атаковал сборный пункт охотников, Глиняные Стены (Эдоб-Уоллс), на реке Канадиэн. В бою воинами руководил молодой команч Куанах Паркер; Исатаи же обосновался на холме неподалеку и таким образом не стал подвергать опасности свою магию. Белые - 28 мужчин и одна женщина, укрытые прочными глиняными стенами и вооруженные дальнобойными винтовками - смогли отразить атаку. Нападавшие потеряли около 15 воинов убитыми и многих ранеными.

Исатаи пытался оправдаться, говоря, что его магия ослабла из-за случайности - якобы перед самым боем один шайенн нарушил священный запрет, убив скунса. В ответ несколько шайеннов попросту избили Исатаи, и это стало крушением его популярности. Само сражение у Глиняных Стен стало моральным поражением племен южных равнин, которые слишком понадеялись на помощь высших сил. Их воля к дальнейшему вооруженному сопротивлению оказалась подорванной. Исатаи же из могущественного и влиятельного шамана превратился в персонаж для анекдотов.

Известно, что после событий 1874 г. Исатаи прожил еще долго. Ему пришлось пережить и финал индейских войн в 1890 г.

 

Краткая библиография:

T. Lindsay Baker and Billy R. Harrison, Adobe Walls: The History and Archaeology of the 1874 Trading Post (College Station: Texas A&M University Press, 1986).

Wilbur Sturtevant Nye, Carbine and Lance: The Story of Old Fort Sill (Norman: University of Oklahoma Press, 1937; 3d ed. 1969).

Rupert N. Richardson, The Comanche Barrier to South Plains Settlement (Glendale, California: Clark, 1933; rpt., Millwood, New York: Kraus, 1973).

Ernest Wallace and E. Adamson Hoebel, The Comanches (Norman: University of Oklahoma Press, 1952).

Гейнс Кинкед

 

***

 

ВИКТОРИО (ок. 1825-1880) - военный вождь апачей. Он родился, вероятно, близ Черных Гор в Нью-Мексико и принадлежал к восточным чирикахуа (называемым также мимбреньо или «апачи Теплого Источника»). О ранних годах его жизни почти ничего не известно. До конца XIX в. в северной Мексике ходили слухи, что Викторио был наполовину мексиканцем, однако большинство историков считают это чистой выдумкой. В 1850-х гг. Викторио разделил тропу войны с Нана и Джеронимо; вместе они совершали набеги в северную Мексику. В 1862 г. Викторио, насколько известно, присоединился к Мангасу Колорадасу. После убийства Мангаса в 1862 г. Викторио постепенно стал вождем рода. Под своим руководством он собрал группу из мимбреньо и мескалеро примерно в 300 человек. Офицеры армии США, встречавшие Викторио на поле брани, высоко оценивали его дар тактика и умение управлять людьми. В 1869 г. группа Викторио поселилась у форта Крэйг (Нью-Мексико), чтобы дождаться переселения в новую резервацию в Охо-Кальенте. Все это время Викторио вел сравнительно тихую и размеренную жизнь. Однако 20 апреля 1877 г. правительство распорядилось отправить род Викторио в Аризону, в резервацию Сан-Карлос. Викторио пытался получить отсрочку для сбора урожая, но получил отказ и подчинился приказу. Индейцев поместили в исключительно плохие условия, и, когда Пойнсене, другой вождь апачей, совершавший набеги в Мексику, похвастался перед Викторио своими успехами, тот вместе со своим ближайшим сподвижником Локо увел несколько сот апачей из резервации за границу. Три года он тревожил жителей северной Мексики, Техаса и Нью-Мексико. В Техасе для его поимки были отряжены негритянские кавалеристы 9-го кавалерийского полка под командованием полковника Э. Хэтча и 10-го кавалерийского полка под началом подполковника Б. Грирсона. 10-й полк базировался в форте Кончо близ современного Сан-Анжело, но для борьбы с воинами Викторио был переведен в форт Дэвис. Первый поход Грирсона против мятежного вождя окончился ничем. Его солдаты проделали марш в полторы тысячи миль и 20 мая 1880 г. вернулись в форт Кончо. В июле полк Грирсона был оттянут в форту Дэвис. Операция проходила в тесном взаимодействии с гарнизоном форта Квитмен из Нью-Мексико.

Почти все лето 1880 г. Викторио кочевал по западному Техасу, останавливаясь в горах Гуадалупе, Квитмен и Каррисо. Когда в начале августа Грирсон узнал, что Викторио идет от Рио-Гранде на север, в горы Гуадалупе, он повел туда своих людей, двигаясь по ту сторону гор. Он рассчитывал устроить засаду у источника, известного как Рэттлснейк-Спрингс (Гремучая Змея). План удался; в трехчасовом бою кавалеристы разбили апачей, и те бежали на запад, в горы Каррисо и в Мексику. Весь остаток осени Грирсон пытался разыскать их, но безуспешно, и вернулся в форт Кончо. В охоте за Викторио принимали участие и техасские рейнджеры: так, с этой целью они пересекали мексиканскую границу в сентябре 1880 г. Экспедиция имела в своем составе 12 рейнджеров и около 100 ополченцев в сентябре 1880 г. Однако, по словам ее участника Дж. Гиллета, мексиканцы не захотели делиться славой «победителей Викторио», и власти пограничного штата Чихуахуа распорядились выслать рейнджеров на родину. Инициатива исходила от полковника Х. Террасаса - ветерана войн с индейцами и командира ополчения штата. Его люди сами вели тщательные поиски мятежного апача, которые в октябре 1880 г. увенчались успехом. Отряд мексиканских ополченцев под командованием Террасаса и его заместителя Х. Ортиса обнаружил лагерь Викторио в горах Трес-Кастильяс, в 60 милях от границы. 15 октября мексиканцы окружили и атаковали лагерь; Викторио и большая часть его воинов пали в бою. Женщин и детей победители захватили в плен и несколько лет держали в заключении в столице штата.

 

Библиография:

Eve Ball, In the Days of Victorio: Recollections of a Warm Springs Apache (Tucson: University of Arizona Press, 1970).

James B. Gillett, Six Years with the Texas Rangers, 1875 to 1881 (Austin: Von Boeckmann-Jones, 1921; rpt., Lincoln: University of Nebraska Press, 1976).

James B. Gillett, The Texas Ranger: A Story of the Southwestern Frontier (Chicago: World, 1927; rpt., Lincoln: University of Nebraska Press, 1976).

Oliver O. Howard, My Life and Experiences among Our Hostile Indians (Hartford, North Dakota: Worthington, 1907; rpt., New York: Da Capo Press, 1972).

William H. Leckie, The Buffalo Soldiers: A Narrative of the Negro Cavalry in the West (Norman: University of Oklahoma Press, 1967).

Joseph A. Stout, Jr., Apache Lightning: The Last Great Battles of the Ojo Calientes (New York: Oxford University Press, 1974).

Robert M. Utley, Frontier Regulars: The United States Army and the Indian, 1866-1891 (New York: Macmillan, 1973).

Джозеф Стаут

 

«« назад