МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Юго-восток >

Сила: cила жизни

The People of Pine Arbor View. Power, The Force of Life; перевод С. Педченко

 

Это сложное для чтения и понимания эссе, но усилия стоят того. Изначально предложенное в 1978 году шайеннкой Дороти МакИнтайр, антропологом Майклом Сойером и археологом Брэком Паркмэном, оно было закончено и отредактировано по заметкам, аудиозаписям и бумагам Марка Камминга и С.Рэндэлла Дэниелс-Сакима Чарльзом Симпсоном и Уильямом Майклсом в начале 1980х.

 

«Сила, наилучшим образом выражаемая и понимаемая через церемонию и ритуал, географически специфична, следи за водой, ветрами и дымом...
Сила всегда движется по кругу!»

 

В природе спираль есть глагол Силы

 

Коренные американские космология и мировоззрения часто смущают тех, кто вырос в других традициях, особенно если их традиции содержат ошибочные или стереотипные представления о коренных американцах. Поколениями бесчисленные заявления о концепциях коренных американцев предлагались публике, или публиковались и объявлялись средоточием всего индейского. Редко такие заявления были близки к истине, просто потому что ни одно заявление не по подходит ко всем - ни к регионам, ни к народам, ни к людям. Это не значит, что не существует общих черт, они существуют. Однако, несколько нитей не составят полного покрова культуры или системы верований. И все же одна нить, или идея, имеющая широкое распространение в обеих Америках - это идея Силы. Если одно утверждение и может быть заявлено базовым, то это отнесится к идеям о Силе. Это, в частности, правильно и для людей из индейского поселения Пайн Арбор. Для них Сила и идеи, связанные с Силой, являются сердцем всего маскогского. Определения Силы и всех связанных с ней идей должны быть поняты, чтобы постичь уникальность Пайн Арбора. Это не легкая задача.

Чтобы облегчить эту нелегкую задачу и кратко изложить, что под этим подразумевается, давайте на время вовлечемся в обсуждение того, против чего выступают Пайн Арбор и другие коренные амриканские общины, а именно - критических заявлений и неумышленной полу-правды. Нечеткие утверждения общего характера, основанные на точных утверждениях, широко применяемые, но неуместно прилагаемые вне контекста, послужат нам примером. Затем мы дадим определение Силе, используя взгляды и примеры самих коренных американцев. В конце будет обсуждено понимание Силы, ее функции и использование в жизни общины Пайн Арбор. Предоставить более ясное понимание Силы, ее аспектов и роли, принятых в сохранившихся общинах Флориды и Оклахомы, не простая задача. Решать, кто знает больше - коренные американцы или другие народы, не является ни нашим желанием, ни посильным делом.

Некоторые характеризуют коренных американцев как дикарей, примитивных людей подобных детям, или диких людей, не способных мыслить, которые до конктакта с европейцами жили руководствуясь инстинктами, некоторым практическим знанием и глупыми суевериями. Это абсурдный образ. Традиции и учения коренных американцев развивались в течение тысяч лет тщательного наблюдения за каждым аспектом внешнего и внутреннего мира. На самом деле новые мировоззрения продолжают развиваться. Все культуры продолжают развиваться, застаиваться, расти или приходить в упадок. Приспособление естественно. Культуры и организмы, жизнь на всех уровнях следует схожим схемам.

Предки коренных американцев равны философам и святым европейских, азиатских или других традиций в утонченности, глубине и полноте мысли. Разграничение на примитивное - цивилизованное слишком самонадеянно. Оно не может служить основой для исследования глубинных различий или сходств между мыслью коренных американцев и других народов. Можно решительно заявить, что нет такого явления, как европейская мысль. Можно предложить в пример чеха Яна Гуса и священника по имени Мартин Лютер, или королей и крестьян. Даже краткое изучение откроет большое многообразие в европейских представлениях в течение бесчисленных поколений, многие из которых были восхваляемы, и многие нет. В конечном счете, будет решено, что определенные тонкости и характеристики позволят нам определить что-то, как имеющее европейское, а не азиатское, африканское или какое-то другое культурное или региональное происхождение. Это именно наш вопрос. У коренных американцев тоже есть большое разнообразие. Разнообразие, почти исчезнувшее в умах не коренных американцев при помощи большого количества фильмов, романов и несоотвествующего действительности фольклора.

Ранние европейцы не могли осознать разнообразия коренных американских культур. Эти разнообразные коренные американские культуры не могут быть суммированы на нескольких страницах так же, как невозможно на нескольких страницах суммировать 2000 лет европейской культуры. Европейский ум прибыл на эти берега со своими собственными заранее установленными категориями: религией, наукой, философией, церемонией, ритуалом, обычаями, родством, правительством и тому подобным. Всё отличалось одно от другого. Хотя все эти части культур до некоторой степени взаимодействовали друг с другом, они не были единым целым. Они чаще воздействовали друг на друга, чем взаимодействовали друг с другом.

Для коренных американцев это было непостижимо. Европейцы казались неспособными понять все-проникающую Силу - концепцию, близкую для большинства коренных американцев. Европейцы обожествяли и разделяли Силу, которая предоставлялась только тем, кто выбирал послушание. Разделения, такие как одушевленное или неодушевленное, жизнь или смерть, мораль или безнравственность, королевское или простое, священное или светское, имели очень узкий фокус в европейском уме, фокус настолько узкий, что европейцы могли различать лишь ограниченное количество «Существ», а именно - людей и ангелов. На самом деле европейцы не принимали коренных американцев за людей! Европейцы не признавали природного равновесия и гармонии. Они разделяли все, и верили, что им дано божественное право уничтожать природу.

В сердце Пути Маскоги и большинства коренных американских обществ находится признание и принятие невидимой всепроникающей Силы. Категории коренных американцев были какими угодно, только не узкими и не косными. Желающий неизбежно найдет необходимые мезанихмы для того, чтобы избежать даже этих широких взаимодействующих категорий, которые лучше всего описать как флюидные. В Европе индивидуальная свобода была ограничена. Общество часто урезало ее. Личная свобода коренных американцев пользовалась поддержкой общества. В Европе Сила была отдаленной абстракцией, индивидуально обожественной. В тоже время Сила коренных американцев была куда более, чем отдаленной абстракцией. Она была и неделимой и испытываемой лично, несмотря на то, что Сила, сама по себе, была безличной.

Хотя неудачи и имели место, коренные американские общества старались жить в гармоническом равновесии, неотъемлемом от вселенной, наполненой бесчисленными взаимодействующими «существами" - людьми, соснами, пауками, земляными червями, эфирными существами, бурыми медведями, камнями, синими сойками, что означает, что все вещи обладают формой, субстанцией, целью и местом. Или как некоторые могут это назвать «Волей», или «Жизнью». Восьмилетний мальчик из Пайн Арбор однажды сказал, что у камней мощная и сильная «воля", потому что они остаются неподвижными так долго. «Воля», или «Жизнь» так же называется «Силой» (Power), от французкого «pouvoir» - «быть способным, мочь». Иметь Силу - означает мочь, быть способным, жить и проявлять волю. Сила - это то, что дает возможность существовать всем вещам.

Источник Силы символически - это организованный Высший Мир и неорганизованный Низший Мир, миры энергии, духа, но не физической материи. Сила не имеет ограничений, формы или индивидуальных характеристик. Сила - активатор, дающий возможность существовать нашему твердому Среднему Миру. Люди существуют в Среднем Мире, находящемся между противоположными свойствами Силы - упорядоченностью и хаосом. Люди оказывают влияние и оказываются под влиянием потока или движения Силы, [первоначальной] энергии, одушевителя или чистого источника - глубочайшего духовного выражения Силы. Другое выражение Силы - Природная (Присущая) Мудрость, что есть неискаженная мысль, подобная генетической памяти. Коренная Америка рассматривает Силу, как священную - как священное само по себе. В добавление к этому, все коренные американцы видимо рассматривали Силу, как существующую неизменно и существующую в постоянном движении, когда она активна. Сила, по мнению некоторых, существует в постоянной дуальности - космосе и хаосе, активности и потенциальности, или равновесии и дисбалансе. Не случайно, что план человеческого существования назван Средним Миром.

Для людей Пайн Арбора Сила - со всеми существами. Она либо потенциальна, либо активна, но не то и другое одновременно. Конкретное существо может, а может и не проявить или полностью использовать Силу. Животное может обладать только нормальной Силой - своей жизнью, физической силой и инстинктами. Или может проявить экстраординарную меру Силы, которая выделит его из других животных его вида. Коренные Американцы считают такие выделяющиеся существа священными. Священными, потому что они посвящены или предназначены для единственной цели или использования и поэтому достойны уважения, почтения и преклонения. Дерево, камень, гора активно или потенциально Сильны. Таким образом, они активно или потенциально священны. Все существа получают свое существование из священного источника, все - всё, что сейчас называют «окружающей средой», - должно быть уважаемо. Они все мудры в путях, которые нам еще только следует понять.

Сила безлична. Это наиболее трудная для понимания нить рассуждения. Сила не обладает суждением, но сознательна. Люди могут воплотить Силу. Каждые женщина и мужчина могут повернуть свое сердце к Источнику и войти в сокровенные отношения с ним. Люди создают сокровенное отношение. Сила - нет. Сила равна по отношению ко всем существам. Воплощенная Сила вытекает наружу и называется Тот, Что Наверху, Создатель. Он может быть осознан, но не обладает личным осознанием, простирающимся за осознание самосознания и желание существовать.

Роль человека - искать и поддерживать баланс и гармонию во всех вещах. Мы, как любое «существо», можем служить сосудами для порции, или всей поддерживающий Силы. Сила определяет Мудрость через естественный закон. Человеческая жизнь, неразделимо переплетенная со всеми другими существами, - только один член всей общины, всех существ во вселенной, которая, сама по себе, понимается как целое. Будучи членами этого целого тела, человечество практикует свои религиозные ритуалы - события, которые направляют или объясняют поток Силы. Ритуалы приготовляют человечество для поступления Силы. Ритуал помогает людям и понять и принять Силу из ее источника. То, что многие называют молитвой, может рассматриваться как моление о Силе, из священного, если не центрального, источника, который поддерживает все существа.

Церемония и ритуал предоставляют людям и всем существам образец. По этому образцу они способны получить и использовать Силу для оказания влияния или восстановления частей вселенной. Человеческая община может при помощи своих ритуалов просить священную Силу влиться в нее и принести новую жизнь. Еще одно назначение церемоний - административно-хозяйственное. Сила течет через открытые места или порталы, такие как Главная Площадь (Square Ground) или конкретный человек. Такие священные или выделяющиеся места или люди должны содержаться в определенном порядке, быть свободными от физического или духовного беспорядка и снабжены тем, что необходимо для содержания в себе Силы. Церемонии и ритуалы отмечают границы и течение Силы и ее деятельность. Ритуалы не определяют Силу, как полагают некоторые, но помогают определить и установить эффективные правила для использования Силы. Из обладания таким основанным на Силе представлением о реальности естественно следует, что церемония или ритуал предшествуют чувству вхождения внутрь, впитывания Силы. Многие птицы и животные соблюдают ритуалы ухаживания, предшествующие привхождению новой жизни. Некоторые полагают, что человеческие взаимоотношения - это священный ритуал, который открывает путь для втекания Силы и создания жизни. Как к таковому, к этому нельзя относиться легкомысленно.

Трудности возникают при попытках объяснить, что та же самая Сила, то священное, что может с любовью существовать в сердце человека, - это та же самая Сила, которая может быть использована неправильно теми, чьи сердца нечисты - направлены на себялюбивые цели, которые могут породить дисгармонию. Такая Сила более не священна, более не дает жизни. Она становится извращенной, разрушительной и лишающей жизни. Женщины и мужчины должны стараться всегда сохранять свои отношения со всеми другими существами в уважительном равновесии. Мораль - это относительная степень полезного использования или искажения Силы. Таким образом, мораль есть отвественность человека, потому что люди могут использовать силу. Ее источник - это не безличный Тот, Что Наверху, Создатель и Источник.

«Приобретаемая (Achieved), Относящаяся (Ascribed) или Используемая (Using) Сила" только способы сказать, что жизнь (Относящаяся или Прирожденная Сила) священна и в движении - Активная Сила в использовании. Течение священной Силы (движение, использование) - это базовое представление коренных американцев, из которого происходят обычаи и мораль, основанная на интуиции. Полагается, что старики знают, мудры и Сильны. В результате к ним относятся с уважением. Их долголетие предоставляет множество возможностей для проявления и впитывания Силы. Мудрость рождается из опыта. Такие достоинства как честность, сдержанность, трудолюбие, и т.д., не только необходимы для правильного использования Силы, но происходят из него. Подобные характеристики необходимы, если человек идет священной тропой, такой как Нини Маскоки, Дорога Маскоги.

Во время кризисов жизни, таких как рождение, болезнь и даже менструация, Сила, или ее сила и эффекты, могу быть обманчивы и потому опасны. Для некоторых это может быть слишком трудным, чтобы выдержать и потому тоже опасным. В подобное время общины и отдельные люди проводят определенные ритуалы, чтобы избежать вреда, таким образом, они взывают к правилам понимания и осознавания Силы. Люди, получающие Силу, должны вести себя соотвествующим Силе образом. Они должны твердо держаться освященных временем и доказавших свою эффективность механизмов чтобы, обеспечить что священное не извратится или случайно не обернется к разрушительной стороне. Коренная американская женщина, как и все женщины, имеет ясное доказательство, когда она становится исполненной Силы. Женщины Пайн Арбора изолируют себя во время менструации, чтобы защитить тех людей вокруг себя, которых они любят. Женщины в это время наполнены Силой. Они просто наполненны до краев вливанием Силы - ни в какой степени не нечистой.

Если пропустить 220 вольт электричества через 110-вольтные провода, это вызовет перегрузку силы и возможное расплавление. Современные коренные американцы часто используют электричество как микро-пример Силы. Электричество не хорошее и не плохое. Только его использование создаст добро или разрушение. Церемония и ритуал так же относятся к Силе, как электропроводка к электричеству. Дома с неправильной проводкой обречены на разрушение, немедленное или с течением времени. Следуя этой логике, можно увидеть связь между обученными электриками и обученными людьми, проводящими церемонии. Запомните, Сила сама по себе неосуждающая и безличная. Сила не награждает и не наказывает. Сила не изменяет условия человека намеренно. Некоторые говорят, что Сила недирективна (non-directive) или неспецифична (non-specific). Это неправильное направление или неправильное использование сотрудничества с Силой людьми вызывает разрушение и вред. Сила не хочет этого. Любая концепция Силы, объясненная при помощи англо-европейских философий через использование индуктивной и дедуктивной логики будет совершенно несправедлива. Силу, как концепцию, лучше всего описать как омни-радиальную (omni-radial), флюидную (fluidic) и транс-имманентную (trans-immanent) во всем космосе. Напротив, созданные людьми символы, представляющие умозрительные понимания Силы, созданы при помощи интуитивной логики.

Люди - только одна часть Тела Вселенной, зависящая от других частей. Они сами не являются центром Мира. Люди Пайн Арбора признают, что их действия повлияют на других людей и все остальные вещи и существа - народы животных, народы растений и все народы братьев и сестер любого сорта и вида. Люди не должны оскорблять естественный порядок, природную Мудрость Силы. Сдержанность и уважение - двери к радости и глубине жизни. Люди в значительной мере авторы своей собственной награды или наказания. Природная Мудрость или закон природы может открыть разлом в земле, взорвать вулкан, или созать бурю. Но это другое дело, все вместе - физическое несовершенство как побочный продукт дуальности Силы в ее течении.

Вкратце, существует много важных характеристик Силы: она всеохватывающа, всепроникающа и пропитывает в равной степени всю известную вселенную, все ее части и даже простирается за ее пределы. Сила воздействует по направлению, вокруг, внутри и сквозь все вещи в равной по уровню бесстрастной манере, характеризуемой постоянством. Сила самосохраняющаяся, но все же безличная. Она не обладает суждением, гневом, преднамеренностью или пристрастностью в любой форме, за исключением того, что выражается законами природы, такими как превосходство сильного над слабым, или интеллекта над грубой силой или животными инстинктами. Сила безлична из-за присущего ей равного отношения ко всему. Неравенство может быть найдено только в использующем. Некоторые говорят: «Сила отвечает (на активность человека), она никогда не действует». Это может быть так.

Заметьте, что позитивные или негативные эффекты происходят от вещи или существа, взаимодействующего с Силой. Не Сила определяет, будет ли эффект взаимодействия позитивным или негативным. Это присущая характеристика вещи или существа, вступающего в реакцию, решает, будет исход позитивным или негативным. Люди только существа, которые знают об своем присущем им характере, и которые обладают знанием или способностью изменять присущие им характеристики. Для коренных американцев присущий характер занимает центральное место во всех взаимодействиях со всеи вещами, особенно с Силой. Нечистые сосуды загрязняют.

Одно из использваний церемонии и ритуала - изменить присущий характер. Она переводит организованное знание, нужды, Силу, знание о Силе и неизвестном в символы. Затем символы приводятся в порядок в соотвествии с надвигающейся целью. Шаманы организовали подходящий и полный значения набор поведенческих активностей, выражаемых через церемонию и ритуал, для осовбождения «Силы" из системы символов (paradigm of symbols). Как и Сила, символы, выражающие Силу, остаются постоянными. Их значения определяются положением (position-specific) и меняются с изменением пониманий грамматики Силы. Роль шамана более чем роль Грамматиста Силы. Шаманы также иАвторы этой Грамматики - они помгают нам изменить наше понимание самих себя невообразимыми путями. Они привратники к более широкому видению.

Одни говорят, что Сила это Тот, Что Наверху, символически называемый Властелином Дыхания, Творцом, Правителем и Источником. Другие говорят, что Сила - это не Создатель, а скорее поток исходящий из Создателя, который находится вне понимания, но не восприятия. Есть и такие, кто говорят просто... Сила есть! Независимо от того, какая точка зрения принята, Сила первостепенна для людей Пайн Арбора. Сила - это сердце всего маскогского.

Многие символические изображения Силы, такие как Священный Огонь, Солнце, Мать Земля и другие, обсуждаются в этой работе. Из древнего индейского прошлого, сквозь настоящее и даже в будущем Сила поддерживала и поддерживает возможности человека. Люди, как существа с возможностью выбора и ясной памятью, используют Силу правильно или неправильно. Люди обладают «Относящейся (Природной) Силой», такой как жизнь от рождения и определенные природные способности. Из этого мы превращаем себя в тех, кто мы есть через «Использемую Силу», это значит «Приобретаемую Силу». В Мире Маскоги церемониальная жизнь вокруг Священного Огня фокусирует это сотрудничество и освящяет символы. Это понимание - основа верований, церемоний, космологии и философии Пайн Арбора. Это источник жизни - наш источник жизни.

 

«« назад