МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Пауни

Стукалин Ю.В.

Пауни были одним из наиболее воинственных племен Великих равнин, и представляли собой союз четырех родственных кэддоязычных племен: киткехахки - Маленький Земляной Дом; чауи - Просящие Мяса; питахауират - Человек, Идущий Вниз по Реке (или на Восток) и скиди (также известны, как «скири"). Первые три племени составляли Южную группу пауни. В 1867 году скиди жили в четырех поселениях: Тиуахукаса - Деревня за Хребтом, Тухицпиат - Деревня в Низине, Цкирирара - Волк в Воде, Пахукстату - Тыквеная Лоза. Каждое из них состояло из десяти-двенадцати земляных домов. В таком доме жило по 30-50 человек. Племена также были известны как Волчьи (Луп) пауни - скиди, Великие (Гранд) пауни - чауи, Пауни с Рипабликэн - киткехахки, и Тапахе пауни - питахауират. Сами себя пауни называли «Чахиксичахикс» - «Мужчины из мужчин».

Когда сиуязычные племена вошли в долину реки Платт, они обнаружили там племена пауни. Скиди охотились самостоятельно к западу и северу от своих поселений, а военные отряды посылали на юг вплоть до Ред-Ривер. Хуан Падилья определил численность скиди в 1819 году в «чуть более 800 человек», а Берландье в 1828 году - в 1500. Остальные три племени действовали как отдельная группа. В 1835 году эта группа насчитывала около 4000 человек, проживавших приблизительно в 600 типи. Практически до конца XIX века киткехахки, чауи и питахауират относились к скиди почти как к чужакам. В XVIII веке между ними и скиди даже случались кровопролитные столкновения и в 1864 году старейшие пауни все еще могли назвать имена многих участников тех сражений. Враждебные настроения между скиди и остальными тремя племенами пауни прекратились приблизительно в 1847 году. Селение скиди на р.Луп было сожжено сиу, их зимняя охота 1846-1847 гг. закончилась плачевно. Скиди уже более не могли охотиться вблизи рукавов р.Платт, а остальные пауни были измучены нападениями сиу, шайенов и других врагов на своих землях у р.Рипабликэн. Поэтому, когда скиди, запрятав поглубже свою гордость, попросили у чауи разрешения охотиться на их землях, вожди чауи согласились принять их. Три племени были рады иметь под боком воинов скиди, и уже в октябре 1848 года все племя пауни в полном составе отправилось на совместную бизонью охоту.

Религия пауни представляла собой необычайно глубокую и отточенную систему воззрений и церемоний. Скиди пауни были единственным племенем Равнин, приносившим своему божеству Утренней Звезде человеческие жертвы. Эту практику они оставили только в 1830-х годах благодаря стараниям вождя Петалашаро.

Основными чертами пауни были агрессивность по отношению к своим краснокожим соседям и дружелюбие к белым людям, что, несомненно, было вызвано политическими соображениями. В начале XIX века они, подобно многим другим племенам, иногда грабили белых путешественников, но к 1840-м годам ситуация полностью изменилась. Брекенридж отмечал в 1811 году, что у пауни «есть одна черта, которую стоит упомянуть. Они редко, если вообще когда-либо, проливали кровь белого человека. Когда они находят на своих землях белого охотника, то отбирают его меха и оружие, избивают шомполами от ружей и прогоняют». Но во второй половине XIX века многие путешественники и исследователи высказывали искреннее восхищение этими храбрыми и во многом необычными людьми. Джордж Гриннел так писал о них: «Я был до глубины души поражен характером пауни, достойным самой высокой оценки». Батальон из сотни разведчиков пауни, служивших в армии США с 1864 по 1877 год, сыграл важную роль в войнах с враждебными племенами Равнин. Однако, некоторые пауни порой все же нападали на американцев с целью грабежей, если были уверены, что их не узнают. Любопытный случай произошел в 1865 году. Пятнадцать солдат из разных частей после выздоровления двигались из форта Ливенворт в форт Кирни, штат Небраска, сопровождая запряженный шестью мулами фургон. По некому бюрократическому недоразумению им не было выдано оружие, и бедняги оказались практически беззащитны. 18 мая к ним подъехало около двадцати индейцев, вооруженных, помимо прочего, кавалерийскими саблями. Они убили двух солдат, ранили шестерых, после чего разграбили фургон. Одного из американцев краснокожие скальпировали живым. Воины не стали убивать остальных и уехали. По словам оставшихся в живых солдат, эти индейцы были странными. Прически нескольких из них были такими же, как у пауни, но они утверждали, что являются дружественными сиу и шайенами, и даже показали стрелы этих племен. Как раз в те годы, по словам Джорджа Белдена, многие пауни начали отращивать волосы именно для того, что бы не быть узнанными во время грабежей. Можно не сомневаться, что если бы они были сиу или шайенами, то убили бы солдат не раздумывая. В других случаях сомнений относительно принадлежности краснокожих не возникало. 29 января 1869 года в одном из поселений Канзаса были угнаны лошади и капитан Эдвард Бирн из форта Додж с 25 кавалеристами бросился в погоню. Он нагнал конокрадов у Малберри-Крик и отбил лошадей. В результате схватки двое солдат получили ранения, но им удалось убить семерых пауни.

Самым агрессивным племенем среди пауни, пожалуй, были скиди. Берландье в 1828 году сообщал относительно них: «Агуахи (скиди - Авт.) торгуют с любым незнакомцем, посещающим их. Они очень напоминают команчей. Подобно им, они воюют с разными другими северными народами, но союзны с тавехашами. Агуахи, должно быть, имеют значительную боевую силу, поскольку в 1822 году они послали на церемониальное заключение мира с команчами 600 хорошо вооруженных воинов. Они очень воинственные люди».

Брекенридж утверждал, что пауни «хотя и в войне с большинством своих соседей, народ весьма трусливый». Фраза весьма сомнительна, поскольку трусливый народ едва ли мог воевать с таким количеством врагов и при этом пользоваться их уважением. Они сражались не только со всеми своими соседями, но и со многими отдаленными народами. Среди их врагов были сиу, шайены, арапахо, кроу, понки, омахи, канзы, ото, осейджи, айовы, юты, команчи, кайовы, кайова-апачи, вичиты, кэддо, а также переселенные на Равнины чероки, шауни, крики, семинолы, делавары, сауки, фоксы и кикапу. Старики арапахо говорили, что пауни были их наиболее серьезными врагами после ютов и самыми свирепыми бойцами на Равнинах. Шайены всегда хотели истребить пауни и постоянно нападали на них, но и они считали пауни храбрыми людьми. По словам шайенов, тяжелее всего для них было сражаться с пауни и кроу. Столкновения с этими племенами, как вспоминали их старики, напоминали сражение двух быков-бизонов - оба сильно толкают, упираясь друг в друга, сперва один давит другого пока не устанет, после чего второй бык начинает толкать первого, и т.д.

Непримиримая война между пауни и союзными сиу и шайенами была одной из самых жестоких и кровопролитных межплеменных войн на Равнинах. Враги обычно собирали огромные, конные военные отряды и отправлялись на поиски пауни, когда племя уходило на ежегодную бизонью охоту. Они ждали, когда воины пауни рассредоточатся в погоне за бизонами, а затем нападали на них и гнали до их охотничьего лагеря, убивая по ходу много людей. Сэмуэль Эллис сообщал, что только между 1 марта и 1 июля 1843 года враги пауни убили 200-250 человек и угнали около 400 лошадей и мулов. На бизонью охоту племя уходило на равнины в июне или июле и возвращалось назад в свое поселение в августе или начале сентября. Зачастую вражеские отряды появлялись у постоянных деревень пауни и атаковали их, пользуясь значительным численным превосходством. В 1860 году огромные отряды сиу, шайенов и арапахо нападали на деревни пауни 10 апреля, 19 и 21 мая, 22 июня, 5 и 11 июля, 1 и 14 сентября.

История пауни изобилует многочисленными кровопролитными столкновениями с сиу и шайенами. В 1830 году против них в поход отправилось все племя шайенов. На реке Южный Луп, штат Небраска, они обнаружили церемониальное собрание скиди, которые намеревались принести в жертву Утренней Звезде пленницу. В начале битвы, когда оба племени вытянулись в линию друг против друга, один из пауни вышел вперед и сел перед шеренгой соплеменников. Во время атаки ему удалось выдернуть из рук шайена копье, к которому был привязан племенной талисман - Магические Стрелы. Шайенам не удалось их отбить и они уехали полностью деморализованные.

В 1832 году пауни впервые были атакованы огромным отрядом конных воинов сиу, которые убили около 100 человек. Битва скорее всего произошла не в деревне, а в охотничьем лагере скиди. 27 июня 1843 года сиу напали на селение пауни, состоявшее из 40 домов, сожгли 20 домов и угнали всех лошадей. В ноябре 1843 года скиди и часть питахауиратов охотились вблизи рукавов Платта, когда огромный отряд сиу, шайенов и арапахов неожиданно атаковал их лагерь. Несколько храбрых мальчиков пауни спасли племенной табун, пригнав лошадей в лагерь, но людям хватило времени лишь на то, чтобы вскочить на коней и бежать. Они потеряли всю утварь, свежее мясо и шкуры. Вернувшись в свое поселение в феврале 1844 года, пауни обнаружили, что все их запасы маиса, бобов и сушеных тыкв, хранившиеся в тайниках, испортились. Этой же зимой сиу атаковали одно из поселений пауни, убили около 80 человек и сожгли 100 жилищ. В результате массированных атак сиу 1842-1846 годов пауни ушли из своих деревень на р.Луп, а затем поселились в новых деревнях к югу от р.Платт, где, как они надеялись, сиу не будут доставлять им беспокойств. Но в январе 1847 года сиу атаковали охотившихся вблизи рукавов Платта скиди. Произошло крупное сражение, в котором погибло 32 пауни. В мае 1847 года огромный военный отряд сиу из 700 или 800 воинов выступил против пауни. Они подошли к поселению пауни, единственному оставшемуся на р.Луп, и обнаружив, что жители отсутствуют, сожгли и уничтожили его. Они уже сжигали это поселение в 1846 году, а теперь докончили работу. Затем они наткнулись на лагерь из 200 пауни и в яростном бою убили 83 человека. 6 июля 1849 года военный отряд из 500 сиу и шайенов приблизился к деревне чауи на южном берегу р.Платт, ниже Грэнд-Айленда. Обнаружив, что в ней никого нет, они сожгли ее. Чауи использовали эту деревню до весны 1849 года, после чего покинули ее и в мае построили себе новую в устье Солт-Крик. 9 июля караван белых людей встретил отряд из 700 воинов пауни, ото и омахов, искавших этот вражеский отряд. Один из белых указал направление, в котором уехали встреченные ими сиу и шайены, и воины бросились в преследование. Никаких сведений о последствиях этой погони нет. В 1849 году в результате нападения сиу скиди лишились практически всех своих лошадей.

Весной-летом 1852 года против пауни выступила огромная экспедиция из представителей пяти племен: шайенов, сиу, арапахо, кайовов и кайова-апачей. Все племя пауни находилось на летней охоте. Произошло крупное сражение, в котором обе стороны понесли большие потери. Эта летняя охота прошла для пауни очень тяжело из-за постоянных нападений врагов. Скиди двинулись вверх по р.Платт, а затем повернули на юг к р.Рипабликэн, где и разбили лагерь всего на одну ночь. На следующий день их атаковали враги и был серьезный бой. На следующий день скиди двинулись на юг вдоль Бобриного ручья, где встретили три остальные племени пауни: чауи, киткехахки и питахауират. Через день снова появились враги. Бой продолжался приблизительно до 16.00. На пятый день пауни откочевали на юго-восток и разбили лагерь на ночь. На следующее утро появились сиу и произошел еще один бой, который закончился после полудня. На следующее утро пауни перенесли лагерь и перед рассветом следующего дня появилось много команчей, которые попытались угнать лошадей, но им это не удалось. Снова начался бой. Люди были встревожены постоянными нападениями различных племен и на следующее утро лагерь снялся и пауни откочевали далеко на юго-восток. Утром следующего дня появился отряд шайенов, арапахов, кайовов и команчей. Бой продолжался все утро. Пауни было очень много, но и военный отряд союзных племен был огромен. Линия боя растянулась на полторы мили. В полдень бой прекратился, но вскоре начался снова. К вечеру враги разъехались. По словам шайенов это было печальное время, поскольку племя потеряло несколько своих лучших воинов. Шайены плакали и в скорби резали себя ножами, обрезали волосы и хвосты лошадей.

В 1854 году пауни снова постигло несчастье. Превосходящими силами шайенов и кайовов была вырезана их община, состоявшая из 113 человек.

24 сентября 1857 года вожди пауни подписали договор с правительством США, согласно которому они уступили свои последние земли в обмен на маленькую резервацию на р.Луп и правительственную помощь. Впервые в договоре было записано обещание активной защиты пауни от нападений сиу. Но в августе 1858 года 2500 охотников пауни - мужчин, женщин и детей бежали на восток после битвы с сиу, в которой потери были с обеих сторон и сиу угнали большую часть лошадей.

Лето 1863 года началось с серьезного нападения, произошедшего 22 июня. Позже, тем же летом, 300 брюле атаковали селения пауни, ранили стрелой капитана, убили одного солдата и много пауни, прежде чем охранявшие пауни кавалеристы отогнали их. Маленькие отряды сиу почти ежедневно убивали работавших на полях женщин, а ночью прокрадывались в селения и уводили лошадей. Рота кавалерии оказалась бесполезной. Белые работники агентства были так испуганы, что прекратили все работы и оставались поближе к строениям, где располагались солдаты.

На летнюю охоту 1865 года пауни отправились под охраной роты кавалеристов. Это была лучшая охота за последние много лет. Будучи защищены от сиу, пауни убили 1600 бизонов, получив таким образом очень много мяса и шкур. В 1865 году на резервацию пауни не было совершено ни одного набега сиу и шайенов. Зиму 1864-1865 гг. большинство сиу и шайенов провели на р.Паудер вдали от пауни, и зимняя охота последних прошла хорошо. Сиу появились в мае, но это был маленький набег - сиу пробрались в селение пауни ночью и увели два десятка лошадей. Это событие так напугало нового индейского агента Хилера, что он потребовал послать солдат для охраны агентства. Но нападения крупных отрядов продолжались и пауни теряли своих людей десятками. В 1873 г. произошло большое сражение на р.Рипабликэн, когда охотничий отряд из 400 пауни, из которых всего 213 были мужчинами, атаковало около 600 сиу. Погибло 83 пауни.

В 1874 году пауни поехали на юг на Индейскую Территорию, и заключили мир с кайовами, команчами, вичитами и южными шайенами. С тех пор войн между южными шайенами и пауни не было, а набеги их северных родичей и сиу продолжались до конца 1870-х годов, но крупных сражений уже не происходило.

Считается, что первым упомянутым пауни был индеец, которому испанцы дали имя «Турк». В 1541 году он стал проводником экспедиции Коронадо из Новой Мексики через равнины в Канзас. Испанцы Новой Мексики уже в XVII веке столкнулись с пауни, нападавшими на их поселения, чтобы захватить лошадей, и в течение двух столетий испанские власти с переменным успехом пытались установить с ними мирные отношения. Однако, при этом не следует забывать, что до начала XIX века испанцы и американцы зачастую путали пауни и вичитов, причем последних часто называли «Черными пауни» и «Татуированными пауни», а потому некоторые атаки на белых людей, приписываемые пауни, были делом рук вичитов.

Поскольку в XVII и XVIII веках деревни пауни располагались далеко от районов, на которые претендовали испанцы и французы, они на время избежали фатального влияния контактов с белой расой. Но во второй половине XVIII века белые люди все чаще стали проникать на земли пауни и эпидемии новых, неизвестных болезней серьезно сократили их численность, что отразилось на военной мощи племени.

Первый свой договор с правительством США пауни подписали в Сент-Луисе в июне 1818 года, когда был заключен официальный мир со всеми племенами региона, пострадавшими от Войны 1812 года. По договору в форте Аткинсон, штат Небраска, от 28 сентября 1825 года, пауни признали власть правительства США. В дальнейшем - в 1833, 1848, 1857, и 1876 годах племя подписывало договора, по которым уступало американским властям свои земли.

Согласно Ибервилю, численность пауни в 1702 году составляла 2000 семей. Перри ду Лак сообщал, что в 1802 году скиди могли выставить 200 воинов, киткехахки - 300, а чауи (вероятно, вместе с питахауират) - 500. В 1806 г. (Зебулон Пайк) - 6223 человека, из которых 1993 были воинами. В 1820 г. (Эдвин Джеймс) - 6500 человек. В 1825 г. (полковник Генри Аткинсон) - 10250 человек, из которых 2050 воины. 1833 год (Джордж Кэтлин) - 10000 человек. 1834 год (официальные данные) - 11000 человек. Но по сообщениям миссионеров, в 1834 году пауни составляли 8000 человек. В 1838 году, по сведениям миссионеров Данбара и Эллис, они насчитывали около 10000 человек, что подтверждается другими сообщениями того периода. В 1840 году численность пауни, по данным миссионеров, сократилась до 6244 человек, а в 1847 повысилась до 8400. К 1849 году эпидемия холеры и войны с краснокожими врагами сократили племя до 4500 душ, а к 1861, согласно индейскому агенту, их осталось всего 3416. В последующие годы численность пауни постоянно уменьшалась: 1862 г. - 3414 человек, 1864 г. - 3350, 1865 г. - 2800, 1866 г. - 2750, 1867 г. - 2935, 1868 г. - 2831, 1869 г. - 2389, 1871 г. - 2364, 1872 г. - 2447, 1875 г. - 2276, 1876 г. - 2026, 1879 г. - 1140 (в первые пять лет, которые племя провело на Индейской Территории, умерло 800 человек), 1881 г. - 1250, 1886 г. - 998, 1890 г. - 804, 1900 г. - 804, а в 1906 году - всего 649. В XX веке численность племени начала медленно расти и к 1940 году достигла 1017 человек. Относительно раздельной численности всех четырех племен пауни: 1806 г. (Зебулон Пайк): скиди - 1485 человек, из которых 480 воины; чауи и питахауират - 3120, включая 1000 воинов; киткехахки - 1618 (500 воинов). 1820 г. (Эдвин Джеймс): скиди - 3500 человек, чауи и питахауират - 2000, киткехахки - 1000. 1825 г. (Генри Аткинсон) скиди - 3500 человек, чауи и питахауират - 5500, киткехахки - 1250. 1840 г. (миссионеры): скиди - 1906 человек, из которых 469 воины; чауи - 1781, включая 330 воинов; киткехахки - 1923 (404 воинов), питахауират - 832 (246 воинов). 1872 г. (сообщения индейского агента): скиди - 630 человек, из которых 154 воины; чауи - 759, включая 140 воинов; киткехахки - 550 (124 воина); питахауират - 508 (91 воин). 1938 г. (по словам пауни): скиди - 450 человек, чауи - 200, киткехахки - 250, питахауират - 100.

 

Группа пауни, 1868 г. Группа пауни возле земляного дома, 1871 г. Группа пауни возле земляного дома, 1871 г.
Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. As-Sau-Taw-Ka (Белый Конь) Двое пауни, 1868 г.
Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. Caw-caw-Kitti-Busk (Маленький Ворон), 1868 г. Пауни, 1868 г.

 

 

«« назад