МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Кое-что о пауни

Перевод и подборка Абакумова А.

ПЛЕМЯ ПАУНИ

из работы Джона Свентона «Индейские племена Северной Америки», 1952

 

НАЗВАНИЕ. По самой распространенной точке зрения происходит от индейского слова «парики» (что означает «рог») - из-за особой манеры заплетать скальповую прядь. Однако Лессор и Уэлтфиш (1932) выводят название «пауни» от слова «парису» («охотники»), утверждая, что пауни так сами себя называли. Соседние племена именовали их также «падани» и «панана». Другие известные названия:

атинин (на языке арапахо) - «волчье племя»
авахи (кэддо и уичита)
аваху (арикара)
аво (тонкава; заимствование из яыка уичита)
чахиксичахик - самоназвание, «люди людей». Интересно, что пауни так именовали не только себя, но и другие племена, которые считали «цивилизованными».
даражаж (кайова-апачи)
хо-ни-таньо (чейенны) - «волчата»
квитарей (команчи) - «волчий народ»
паоненехео (чейенны) - «клыкастые»
пайин (канза) - вариант того же названия
пи-та-да (общее название племен южных равнин, данное Дж. Гриннеллом в работе 1923 г.)
тье-са до па ка (хидатса) - «волчий народ»
вохеш (уичита)
ксаратенуманке (манданы)

 

ПЛЕМЕННЫЕ СВЯЗИ. Пауни были одним из главных племен языковой семьи кэддо. Их подразделением были арикара. Тесные контакты поддерживались с уичита.

 

РАССЕЛЕНИЕ. В среднем течении реки Платт, излучине между реками Рипабликен и Канзас.

 

ПЛЕМЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Пауни в действительности состояли из четырех племен (по крайней мере, именно четыре нам известны), как то:

чои, или гранд-пауни;
киткеаки, или пауни р. Рипабликен;
питагуэрат, или пауни-тапаже;
скиди, или скири-пауни.

Первые три говорили на одном диалекте и в целом были больше связаны друг с другом, чем со скиди. Киткеаки в свою очередь подразделялись на собственно киткеаки и «меньших» (литтл) киткеаки. Историк Мери в своей работе приводит еще два названия - Черноголовые и Карикису, но Лессор и Уэлтфиш (1932) возражают ему, говоря, что Черноголовые - название тайного общества, а Карикису - женской пляски, которая проводилась перед посадкой кукурузы. Питагуэрат также имели два клана - собственно питагуэрат и конракис (хотя, возможно, это просто названия отдельных поселений).

 

ИСТОРИЯ. Сами пауни точно не знают своей ранней истории. Одни ведут свое происхождение с американского Юго-Запада, другие - с востока, а третьи считают, что жили на своей земле испокон веков. Первыми белыми, повстречавшимися с пауни, были испанцы из экспедиции Коронадо (1541 г.). В начале 18 в. о пауни впервые услышали французы, а уже в середине века они основали на их землях постоянные торговые фактории. Примерно тогда же с ними познакомилось и испанское население Нью-Мексико: в отчетах того врамени пауни часто обвиняются в грабительских набегах. Территория пауни находилась в стороне от маршрутов первых европейских путешественников, поэтому они не столько потеряли от контактов с европейцами, сколько другие племена. Однако численность пауни сокращалась вследствие постоянных войн с теми же соседними племенами, в первую очередь с дакота.

Хотя пауни не слишком дружелюбно приняли первых белых купцов и трапперов, они быстро нашли общий язык с правительством США и охотно предоставляли воинов для охраны американских границ и несения разведывательной службы в армии. По договорам 1833, 1848 и 1857 гг. они обменяли все свои владения в Небраске на одну резервацию, а в 1876 г. были переселены в Оклахому, где живут и по сей день. Они согласились заняться земледелием по американскому образцу и разделить племенной земельный фонд между отдельными семьями, а сейчас являются гражданами США.

 

ЧИСЛЕННОСТЬ. Муни (1928) оценивает численность племени в 1780 г. в 10 тысяч человек. Ибервиль в 1702 г. насчитал 2 тысячи семей пауни. По подсчетам Данбара и Эллиса (1880-82) в 1838 г. также выходит цифра в 10 тысяч, а по одним данным - даже 12,5 тысяч. В 1849 г. эпидемия холеры уменьшила численность пауни более чем вдвое (до 4,5 тысяч). По переписи 1856 г. вышло 4686 человек, но в 1861 г. - уже только 3416. В 1879 г. потери, связанные с переселением на Индейскую территорию, сократили численность племени до 1440 человек, а к 1906 г. в оклахоме проживало всего лишь 629 пауни. В первые три десятилетия численность пауни менялась следующим образом: 633 человека в 1910 г., 773 в 1923 г., 959 в 1937 г.

 

НАСЛЕДИЕ ПАУНИ. Племя пауни получило известность за:

1. особый язык и культуру;

2. свою численность и воинское мастерство, постоянную вражду с дакота и постоянное же сотрудничество с вооруженными силами США, участие в военных операциях на Великих Равнинах;

3. имя «Пауни» носят город в Оклахоме, графства в Оклахоме, Канзасе и Небраске, реки в Колорадо и Канзасе, отдельные достопримечательности и памятники природы в графстве Морган (Колорадо), графстве Сангамон (Иллинойс), графстве Монтгомери (Индиана); Пауни-Сити в гоафстве Пауни (Небраска), Пауни-Рок в графстве Бартон (Канзас), Пауни-Стейшн в графстве Бурбон (Канзас), а также ручей и холмы в северо-восточном Колорадо.

 

***

ПАУНИ

из «Британской Энциклопедии», 1996

Пауни - племя североамериканских индейцев, относящееся к языковой группе кэддо. Пауни жили в Небраске на р. Платт триста лет - с 16 до конца 19 в. В 19 в. племя состояло из четырех полуавтономных родов: Киткеаки, Чои, Питагуэрат и Скиди. Каждый род в свою очередь распадался на отдельные деревни. Деревня и являлась у пауни основной социальной единицей.

Они жили в больших куполообразных хижинах с земляной крышей, а во время бизоньей охоты сооружали типи из шкур. Женщины выращивали кукурузу, тыкву и бобы. У пауни было хорошо развито гончарное искусство. Лошадей они впервые получили во второй половине 17 в. от испанцев Юго-Запада.

Племенной элитой были вожди, жрецы и шаманы. Вождь каждой деревни являлся хранителем священной связки. Шаманы считались носителями магической силы, способной излечить болезнь, избавить от голода или помочь в бою. Жрецы исполняли религиозные ритуалы и священные песни. В племени имелись тайные общества разного назначения - шаманские, охотничьи и военные.

Религия пауни была довольно сложной. Индейцы верили, что некоторые звезды обладают божественной природой, и в их честь проводили церемонии. Вместе с тем астрономия использовалась и в чисто «земных» целях - например, чтобы определить время посадки кукурузы. Пауни почитали Солнце и Кукурузу (ее считали священным растением - символической матерью, через которую Солнце передает свою благодать). Другими божествами были Тирава (источник всего сущего), утренняя и вечерняя звезды. В жертву утренней звезде раньше приносили пленную девочку, но в 19 в. этот обычай ушел в прошлое.

Отношения между пауни и белыми с самого начала были мирными, а многие индейцы служили в армии США разведчиками. По соглашениям 1833, 1848 и 1857 г. они постепенно уступили свои владения в штате Небраска американскому правительству. В 1876 г. пауни получили резервацию в Оклахоме и переселились туда; там они проживают до сих пор. В конце 20 в. племя пауни насчитывало более 2300 человек.

 

Группа пауни, 1868 г. Группа пауни возле земляного дома, 1871 г. Группа пауни возле земляного дома, 1871 г.
Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. As-Sau-Taw-Ka (Белый Конь) Двое пауни, 1868 г.
Coo-Towy-Goots-Oo-Ter-A-Oos (Синий Ястреб) и Tuc-Ca-Rix-Te-Ta-Ru-Pe-Row (Ходящий Со Стадом), 1868 г. Caw-caw-Kitti-Busk (Маленький Ворон), 1868 г. Пауни, 1868 г.

 

 

«« назад