МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Ото

Стукалин Ю.В.

Одно из трех сиуязычных племен, формирующих группу чивере вместе с айовами и миссури. В преданиях говорится, что в прошлом группа чивере отделилась от виннебагов. Название племени происходит от слова «ватота» - «распутники» или «совокупляющиеся». Индейцы объясняли его, рассказывая, что во время миграции на запад, ото отделились от миссури в результате ссоры, возникшей из-за дочери вождя последних. Покинув родственных миссури, ото двинулись вверх по реке Миссури. Об этом племени известно крайне мало. Как отметил Вильям Уитмэн в 1937 году: «Мы не можем обсуждать материальную культуру ото, поскольку от нее ничего не осталось».

Ото упоминались белыми путешественниками и исследователями еще в конце XVII века. Первый зафиксированный контакт с белыми людьми произошел в 1680 году, когда два индейца ото посетили форт Кревекур в окрестностях озера Пеориа. В 1720 году ото подтвердили свою лояльность французам, когда испанская экспедиция Педро де Вильясура проникла на территорию современной Небраски. Ото присоединились к пауни и совместно разгромили испанцев, убив половину людей, а остальных обратив в бегство. Льюис и Кларк в 1804 году обнаружили их живущими на южном берегу реки Платт в количестве 500 человек. Сообщалось, что с 1817 года по 1841 ото жили в четырех деревнях вблизи реки Платт. В 1819 году половина племени айова, симпатизировавшая американцам во время Войны 1812 года присоединилась к союзу ото и миссури. В 1820 году сауки сожгли совместную деревню ото-миссури-айовов, вынудив их переместиться вниз по реке, вскоре после чего айовы вернулись к сородичам. Ссора между двумя влиятельными лидерами ото привела к разделению племени на две отдельные деревни. Война ото с команчами, сауками, фоксами и сиу, а также постоянный наплыв белых поселенцев, принесли много несчастий племени. В 1837 году один из соплеменников убил вождя Йетана, и ото-миссури вновь разделились. В 1839 году миссури покинули деревню и мигрировали к югу от реки Платт. В 1841 году ото сожгли свою деревню, считая, что в ней поселился злой дух, и в 1842 году они и миссури жили в пяти маленьких поселениях. В результате войн и эпидемий численность ото сильно сократилась, и они были вынуждены переселиться поближе к пауни, под чьей защитой они жили совместно с родственным племенем миссури.

Ото жили в постоянных деревнях из земляных домов, подобных жилищам канзов и омахов, немного занимаясь земледелием. Они выращивали маис, бобы, дыни и три вида тыкв. Отправляясь на равнины, ото пользовались кожаными типи. Ото сражались с сиу, шайенами, арапахо, канзами, осейджами, пауни, понками, омахами, сауками, фоксами, айовами и другими племенами. Впоследствии, для большей безопасности, племя объединилось с миссури. В равной схватке ото считали себя лучшими воинами, чем пауни и даже после 1840 года не задумываясь сражались с ними, если их задевали. В первой декаде 1800-х несколько воинов ото, несмотря на предупреждение своего вождя не связываться с могущественными соседями, украли у чауи-пауни лошадей. Вскоре после этого пауни ушли на свою ежегодную охоту. Вождь ото, узнав о содеянном, пришел в ярость и сказал, что если его воины хотят войны с пауни, он позаботится о том, чтобы они получили желаемое. Он вскочил на коня, поехал вверх по р.Платт к оставленному селению, и сжег его. Пауни вернулись спустя два-три месяца и узнав, что их поселение сожжено индейцами ото, начали готовиться к войне. Ото, к тому времени, остыли, собрали много ружей и других подарков для вождей чауи, и попросили белого торговца замолвить за них слово о мире. Мир был восстановлен. Пауни не стали отстраивать сожженное селение и покинули его. Но столкновения с пауни происходили и в последующие годы. Летом 1845 года пауни из поселений с р.Платт отправились на бизонью охоту, но по пути встретили лагерь ото и сразу же с ними поссорились. Произошло сражение, в котором пятеро мужчин пауни были убиты и четверо ранены, со стороны ото погибло пять мужчин и одна женщина. Пауни продолжили искать бизонов, а ото вернулись на Платт и разграбили продуктовые тайники в пустом поселении пауни. Затем они убили четверых пауни в индейском агентстве Бельвуе. После этого 60 вооруженных воинов ото заставили находившийся там караван с товарами для пауни, оставить в Бельвуе все предназначенные пауни боеприпасы. Когда пауни вернулись с бизоньей охоты, они узнали, что обещанные им правительственным агентом боеприпасы, благодаря ото, остались в Бельвуе. Это их сильно разозлило, поскольку им больше негде было взять пуль для своих ружей. В декабре 1845 года ото вновь сожгли поселение пауни, расположенное рядом с миссией, когда те находились на бизоньей охоте.

Несмотря на периодические схватки с индейскими противниками, ото мало выделялись в военной истории Равнин, в большинстве случаев лишь защищаясь от более могущественных врагов, хотя некоторые путешественники отмечали среди них прославленных воинов, чьи боевые заслуги действительно были значимыми.

Ото подписали много совместных договоров с правительством США об уступке своих земель. В 1854 году они продали все свои земли, кроме небольшой резервации на р.Биг-Блю, штат Небраска, где вместе с миссури жили до 1882 года. В 1880 году часть племени переместилась на Индейскую Территорию на земли сауков и фоксов, а в 1882 году оставшаяся часть покинула Небраску и вместе с миссури присоединилась к перебравшимся на Индейскую Территорию родичам. В 1880 году среди ото произошел раскол и они разделились на две группы - «Койотов» и «Квакеров». Первые, желавшие жить сохраняя старые традиции, переместились на Индейскую Территорию в резервацию сауков-фоксов. Спустя два года Квакеры присоединились к ним на землях, выбранных для них между резервациями пауни и понков в Оклахоме, где в 1886 году они вместе насчитывали всего 334 человека.

Перри ду Лак сообщал, что в 1802 году ото могли выставить 350 воинов. Согласно различным источникам численность племени постоянно сокращалась: 1833 г. - 1200 человек, 1849 г. - 900, 1862 г. (здесь и далее вместе с миссури) - 708, 1867 г. - 511, 1877 г. - 457, 1886 г. - 334. С начала XX века численность Ото-Миссури начала понемногу расти и в 1935 году составляла 727 человек, а в 1998 - 1520 человек.

 

«« назад