МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Юго-восток >

Оцеола: человек и легенда

Б. Дебари; перевод А. Абакумова

Любую знаменитость всегда окружают всевозможные небылицы и мифы, а вождь семинолов Оцеола был, бесспорно, человеком известным. Правда, известен он главным образом по роману Майн Рида и ему подобным. Оцеолу превратили в романтического героя Флориды, и еще при его жизни газеты публиковали о нем массу домыслов и откровенных сплетен. Затем их брали на вооружение не слишком добросовестные историки, пренебрегая неписаной заповедью настоящего ученого - пользоваться только проверенной информацией. Читатели, за неимением ничего лучшего, принимали эти сказки за чистую монету. И небылицы продлевали свою жизнь и портили жизнь тем, кто искренне пытался отделить зерна от плевел в биографии вождя семинолов. Автор этой небольшой статьи надеется, что она поможет развенчать хотя бы самые известные мистификации, связанные с личностью Оцеолы. И ему не придется жалеть о годах, унесенных активной научной и преподавательской работой.

Следует сразу предупредить читателя, что кое-что из проблем, о которых пойдет речь, не решено до сих пор. За них до сих пор ломают копья маститые историки, и автор отнюдь не навязывает с в о е й точки зрения.

...Из всех книг об Оцеоле, что мне попадались, самая неудачная - это, пожалуй, «Военный вождь семинолов» Мэй. Макнир. Она заявляет, что писала на основе подлинных семейных преданий, однако 80% содержимого легко опровергаются историческими документами. Это - детское чтение, и не более того. Правда, многие читатели покупаются на то, что Макнир - потомок агента по индейским делам Уайли Томпсона. Хотя как раз от Томпсона объективности можно ждать меньше всего. Конечно, он - непосредственный очевидец событий флоридской истории того времени, и его воспоминания ценны как всякий исторический источник. Но ведь именно ему выпал жребий подготовить депортацию семинолов с родных земель, и он был полон решимости выполнить свое поручение как можно лучше. Поэтому особой любви к семинолам он не питал и отзывался о них в лучшем случае как о «неразумных детях». Когда к нему обращались с жалобой на индейца, Томпсон неизменно становился на сторону истца, даже если обвинение было ложным, а факты доказывали правоту индейца. В конце концов Томпсон поплатился за это жизнью - Оцеола лично казнил его.

Говорят, что: Оцеола родился у р. Чаттанучи, на территории штата Джорджия.
На самом деле: Оцеола родился в Таласси, селении верхних криков на юго-востоке Алабамы, в 1804 г. Известный алабамский политик, Т. Вудвард (сам с примесью индейской крови), лично знал обо многих семьях криков. Вудвард точно указал место рождения Оцеолы. Сам он выводит происхождение Оцеолы от рода, начатого неким Джеймсом Маккуином - тот в конце 17 в. дезертировал с корабля в Чарльстоне, бежал «от цивилизации» к индейцам и занялся торговлей. Маккуин (индейцы называли его «Черепаха-без-Панциря») прожил больше ста лет. У него было много детей, и он стал в буквальном смысле «индейским Авраамом».

Говорят, что: Имя «Оцеола» означает «Восходящее Солнце».
На самом деле: На языке криков точное имя выглядит как «Аси Яхоло». «Аси» - так называемый «Черный Напиток» (галлюциноген, использовавшийся на военных церемониях), а «яхоло» - вестник, глашатай, оратор. Поэтому имя «Оцеола» примерно переводится как «Глашатай Черного Напитка». Причем «яхоло» - это не имя, а титул. У криков и семинолов считалось обычным иметь вообще четыре имени: личное имя, детское имя, титул и тайное имя или прозвище. Т. Вудвард называет Оцеолу «Усса Яхоло». У того же автора есть упоминание о воине по имени «Хосса Яхоло», сподвижнике Питера Маккуина (Питер Маккуин был сыном Дж. Маккуина и унаследовал от него власть над родом). Оба - и Питер Маккуин, и Хосса Яхоло - участвовали в Семинольских войнах и сражались с американцами. Отца Хосса Яхоло (что означает «Поющее Солнце») звали Пауэлл (а как мы помним, в романе Майна Рида Оцеола среди белых был известен как «Уильям Пауэлл»), но Поющее Солнце был лет на 15 - 20 старше Оцеолы. На языке криков (мускоги) «солнце» - «хассе», а «восходящее солнце» - «хассе-осса». Видите, в чем разница? Чтобы запутать вас еще больше, скажу, что по моим данным во Флориде в одно и то же время жили четыре человека с именем «Уильям Пауэлл». Один из них похоронен на национальном военном кладбище в Форте-Гибсон (шт. Оклахома).

Говорят что: Отцом Оцеолы был англичанин по имени Уильям Пауэлл.
На самом деле: Это, пожалуй, самый спорный момент из того, что вошло в эту статью. Многие соглашаются с тем, что Оцеола был англо-крикским метисом, но когда пытаются выяснить, чьей крови в его жилах было больше - начинаются разногласия. В 1836 г. лейтенант М. Коэн писал, что отцом Оцеолы был индеец-крик, который умер вскоре после его рождения, а его вдова вышла замуж за того самого англичанина Пауэлла. Говорили, что Оцеола не знал английского вообще (а если так, неужели белый отец не обучил бы его родной речи?). Но с этим также не все согласны. Художник Дж. Кэтлин, кисти которого принадлежит портрет Оцеолы, вспоминал такие слова индейского вождя: «Я - чистокровный мускоги, в моих жилах нет ни капли чужеродной крови». Волос человека, «похожего на Оцеолу», брался на генетическую экспертизу, но она не дала однозначного ответа - только предположение, что этот человек скорее всего был смешанного происхождения. С другой стороны, так ли важно выяснять, кем был Оцеола на самом деле - белым, индейцем, хотя бы даже негром? Ясно одно - он был семинолом.

Говорят, что: Оцеола был вождем.
На самом деле: Он не был наследственным вождем, а выделился благодаря своей воинской доблести, личному обаянию и стойкой позиции против переселения индейцев. Под его командованием находилось не более ста воинов - на это указывают многие американские офицеры, близко знавшие Оцеолу. В родном племени Оцеола был не политическим, а исключительно военным лидером - вроде генерала или шерифа. Широкого признания он добился в 1834 г., во время работы договорной комиссии (он вошел в ближайшее окружение вождя Миканопи и завоевал его безраздельное доверие). Сами семинолы при ответе на вопрос, кто был главным идеологом борьбы против переселения, склоняются скорее в сторону шамана Сэма Джонса (Абиаки). Какого-либо «верховного вождя» у семинолов не было вообще. К тому же в самом начале Второй семинольской войны 1835-42 гг. значительная часть семинолов бежала в Форт-Брук и отказалась воевать с американцами.

Говорят, что: Оцеола воевал с Эндрю Джексоном.
На самом деле: Джексон воевал с криками и семинолами гораздо раньше, в 1813-14 гг. (Крикская война) и 1817-18 гг. (Первая семинольская война). Тогда Оцеола был еще слишком юн, чтобы стать воином (хотя, конечно, возможно, что Оцеола и его родичи могли случайно встречаться с Джексоном или даже попасть в плен). Скорее всего, в данном случае Оцеолу путают с Поющим Солнцем.

Говорят, что: У Оцеолы была жена-негритянка, которую похитили работорговцы.
На самом деле: Письменных свидетельств этому нет. Агент У. Томпсон в своих письмах вообще ничего по этому поводу не говорит. А если бы это было правдой, война началась бы гораздо раньше. Легенда о жене Оцеолы появилась через много лет после его смерти и превратилась в излюбленный аргумент противников рабства. Сам Оцеола заявлял, что не общался с неграми, черных рабов у него тоже не было. В то время во Флориде жил другой индеец по имени Эконончатти-мико, на самом деле женатый на негритянке, а его сына звали «Оцеола Никанучи».

Говорят, что: Оцеола проткнул ножом текст Оклавахского договора.
На самом деле: Это - самый яркий факт в биографии Оцеолы, но даже он спорен. В источниках мне не удалось найти ни единого упоминания о чем-то подобном; тот же У. Томпсон славился своей великолепной памятью (а за «беспокойными» вождями семинолов он следил особенно пристально), и уж он бы знал наверняка. Какой-то очевидец на самом деле видел, как Оцеола в порыве гнева выхватил кинжал, но бумаги с договором тогда поблизости не оказалось. Того же, кто в первый раз написал об инциденте с ножом и договором, в то время вообще не было во Флориде. Это доктор Эндрю Уэлч. В 1841 г. он выпустил книжку, написанную в романтическом духе и просто кишащую фактологическими ошибками. Там даже был рисунок, изображавший Оцеолу, протыкающего договор - но, как уже говорилось, сам доктор этого не видел, а книга вышла не в Соединенных Штатах, а в Англии. В 1931 г. один автор привел фото «подлинной бумаги с договором», где и вправду можно разглядеть какой-то след. Но при внимательном рассмотрении «след ножа» оказывается банальным сгибом. Однако эпизод с ножом стал символом индейского сопротивления и борьбы за свои права; его помнят и знают, несмотря на то, что ничего за ним нет. Получается, что это легенда - но какая красивая легенда!

Говорят, что: Находясь в плену, Оцеола посетил Нью-Йорк и Вашингтон.
На самом деле: Это самое нелепое из того, что мне приходилось встречать. Севернее Чарльстона - столицы Южной Каролины - Оцеола точно не бывал.

Говорят, что: В Сент-Огастине или Чарльстоне Оцеола посещал театральное представление (или даже сам выступал перед публикой).
На самом деле: Источники этого не подтверждают. Оцеолу схватили в октябре 1837 г.; он тяжело болел, и его самочувствие постоянно ухудшалось. Когда в ноябре 20 семинолов ухитрились бежать из крепости в Сент-Огастине, Оцеола даже не пытался последовать их примеру - он был уже слишком плох. Он безропотно вынес перевод из Сент-Огастина в Форт-Моультри (близ Чарльстона), а в конце января 1838 г. скончался.

 

Использованные источники (хорошие и плохие):

The Complete Story of Osceola, a reprint by the St. Augustine Historical Society of the Florida Historical Quarterly
Osceola Double Issue, Vol. XXXIII, Jan.-Apr. 1955, No. 3 & 4.
Seminole Hostilities, U.S. House Doc. No. 271, 24th Congress, 1st Session, June 3, 1836.
Woodward's Reminiscences by Thomas S. Woodward, 1859. :)
Osceola's Legacy by Patricia R. Wickman, 1991. :)
Army and Navy Chronicles, journal published 1835-1842.
New American State Papers, Military Affairs, 1979, 19 Vol. Set.
New American State Papers, Indian Affairs, 1972, 13 Vol. Set.
Notices of Florida and the Campaigns, by M.M. Cohen, 1836.
The Origin, Progress, and Conclusion of the Florida War by John T. Sprague, 1848.
A Narrative of the Early Days and Remembrances of Oceola Nikkanochee, Prince of Econchatti by Andrew Welch, 1841. :(
The Exiles of Florida by Joshua Giddings, 1858. :(
Osceola; Florida's Seminole War Chieftain by Minnie Moore-Wilson, 1931.
War Chief of the Seminoles by May McNeer, 1954. :(

 

«« назад