МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография и культура >

Нэнабожо

Andrew J. Blackbird (Mack-e-te-be-nessy), «History of the Ottawa and Chippewa Indians of Michigan And Grammar of Their Language» (1887), отрывок из главы XI; перевод weshki

 

У них есть традиция, говорящая о великом потопе, подобном описанному в библейской истории, и у многих других племен индейцев, говорящих на диалекте языков оттава и чиппева, есть такая же история. Легенды говорят, что он был вызван не дождем, а великим Нэнабожо, наиболее выдающимся, чудесным и сверхъестественным существом, когда либо ходившим по земле. Он мог превращать себя в формы всех животных и жить среди них долгое время. Он сделал много вреда и также много пользы обитателям земли, которых он называл «своими племянниками», и он придал вид практически всему, обучая своих племянников, тому из чего они должны делать свои орудия. Вредный Нэнабожо испортил сахарные клены, разбавив их сок водой. Легенды говорят, что однажны сахарные клены производили сок в определенное время года, который был подобен чистому сиропу, но когда озорной Нэнабожо попробовал его, он сказал себе: «О, это слишком легко. Это не пойдет. Мои племянники будут получать этот сахар слишком просто, и в будущем сахар потеряет свою ценность». И он разбавил сок до состояния, когда он не мог больше чувствовать в нем никакой сладости, тогда он сказал: «Теперь мои племянники должны будут тяжко работать, чтобы превратить этот сок в сахар, и сахар будет гораздо более ценен для них в будущем». В прежние времена сердцевина каждого дерева содержала жир, из которого все обитатели земли получали вкусное масло, но вредный Нэнабожо, своим сверхъестественным образом, поместил древесину в сердцвину каждого дерева, поэтому сердцевина деревьев различается по цвету.

Большого ковчега, на котором можно было бы плыть во время великого потопа, не было, но Нэнабожо, когда он уже не мог найти сухой земли, где бы он мог спастись от гор преследующей его воды, сказал: «Пусть здесь будет большое каное». И появилось большое каное, в которое он и сел со своими животными и плавал на нем.

О происхождении Нэнабожо легенды говорят, что однажды жила девушка вместе со своей бабушкой, и была она очень послушной и исполненной долга, соблюдая все наставления, которым учила ее бабушка, она проводила много времени постясь, и во время постов она видела чудесные сны, которые она передавала своей бабушке каждое утро в течение всего поста. Очень часто она имела видение, в котором она общалась с некоторыми божествами и в конце концов ей было показано в видении, что ее дети будут чудовищем и спасителем всех жителей земли, освободящим их от больших бед. Соответственно она родила двух сыновей. Первый был как обычный человеческий ребенок, а второй был монстром, вызвавшим смерть своей матери, и, хотя он выглядел как человек, сразу же после рождения он бросился в чащу, и больше его никто некогда не видел, но первый ребенок был выкормлен и выращен его бабушкой. Когда этот ребенок рос, будучи игривым и разговорчивым, рядом со своей бабкой, он вел себя так странно, что она часто говорила ему: «Ты ведешь себя как Нэнабожо». И ребенок отвечал: «Я и есть великий Нэнабожо на земле». Это слово на языке алгонкинов означает «клоун» и таким образом он имел в виду, что он великий «клоун» мира.

Когда Нэнабожо стал мужчиной, он стал великим пророком для своих племянников и выдающимся охотником. Его охотничьей собакой был великий черный волк. Когда он узнал от своей бабушки, что его мать была убита, и что его брат - монстр с телом, подобным кремню, стал причиной ее смерти, Ненбожо пришел в большую ярость, выслушав эту историю, и решил найти это злое существо и убить его. Он немедленно приготовился к длительному путешествию и привел в порядок свою тяжелую боевую палицу, подготовившись к великой битве. И выступил на тропу войны со своим великим черным волком. Проходя через лес, чтобы испытать свою силу и силу своей боевой палицы, он просто делал движение в направлении одной из самых высоких сосен, и гигантское дерево рассыпалось в щепки. «Ах, - сказал Нэнабожо, - кто может устоять против силы моей и моей палицы». После многих дней путешествия, зайдя и обыскав каждый угол и расселину на земле, он в конце концов, добился успеха, сумев мельком увидеть объект своих поисков. Нэнабожо бросился, чтобы схватить его и преследовал его по всему миру; время от времени он нагонял его и ударял своей палицей. Но он мог лишь отколоть кусок каменного тела чудовища, которое было подобно горе кремня. Легенда говорит, что когда мы находим кучу кремня, лежащего на поверхности земли, то это то место, где Нэнабожо нагнал своего брата и ударил его своей огромной палицей. В конце концов он загнал его на восточный берег залива Гранд Траверс Бэй в Мичигане, около места, называемого нынче Антрим Сити, но раньше оттава и чиппева называли его Па-ва-нэ-го-инг, что значит Кремневое Место, из-за больших скал кремня возле берега озера. Оттава и чиппева говорят, что здесь лежит старое тело монстра - брата великого Нэнабожо. После этого он обошел практически все места этого континента, иногда в форме животного, а потом снова возвращаясь в форму человека. У реки Оттава в Канаде на гладкой скале есть отпечатки подобные следам человека, а также круглое углубление размером приблизительно с обычный котел на этой плоской скале со следами, и все оттава и чиппева называют это «Следами Нэнабожо» и «Котлом Нэнабожо, где он бросил его погнавшись за братом», и потом они бросают немного табака в котел как жертвоприношение и молятся о счастливом и богатом путешествии в Монреаль и обратно в Мичиган, к родному дому, когда проходят это место.

«« назад