МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Народы Северного Вудленда > Переводы и статьи >

Мтеоулин или индейская магия.

Чарльз Г. Леланд, подборка из книги «Легенды алгонкинов Новой Англии», 1884.

 

Губернатор Джон Фрэнсис Нептун, последний избранный пожизненно вождь пассамакуодди. 1863

Магия пасcамакуодди и пенобскотов, как и сами маги, называется метеоулин, мдеулин, или мтеоулин. В действительности это тоже самое, что и мидэ, которое происходит от того же корня. Это сила, но мнения разделяются в том, как она обретается. Несомненно, как мне сказал старый индеец пасcамакуодди из Себека возле Кампобелло, что некоторые дети рождаются мтеоулинами. Это проявляется, даже в младенческом возрасте, в виде причуд, эксцентричности и злонамеренности. Другие овладевают этим искусством по мере взросления. Из всего, что я слышал, я заключаю, что мтеоулин принимает две формы – колдовства и магии. Первое врожденно, или может быть приобретено. Последее, судя по тому немногому, что я знаю, может быть иногда врожденно, но обычно приобретается через пост, воздержание разных видов и церемонии. Эти две формы отчетливо различаются. Ринк обнаружил в Гренландии и на Лабрадоре, что и эскимосы делают это различие.

Дальше я представлю слово в слово замечания некоторых индейцев по этому вопросу, начиная со слов мудрого и преуспевающего старого индейца, гораздо более просвещенного и приверженного христианству, чем его народ в среднем. Я спросил его, есть ли еще мтеоулины, или маги. Он ответил:

«Есть. Много мтеоулинов все еще есть в Сэнт-Джоне и Себеке. Я видел это сам тридцать пять лет назад в Сэнт-Джоне. Там был глухой индеец. Белые люди обижали его. Они плевали на него. Мимо проходил мтеоулин из Сэнт-Джона, человек тридцати пяти или сорока лет. Он увидел это. Мтеоулин попросил их не обижать глухого и увечного индейца. Они набросились на мтеоулина. Тогда он закричал так страшно и ужасно и выглядел словно дьявол, что эти люди испугались. Они попадали на колени и не могли пошевелиться. Они отпустили этого человека».

Это точно то, что рассказывают многие писатели о крике и пугающих способностях шаманов. Очень немногие люди знают, на что способен человеческий голос. Его можно научить не только божественному пению, но и такому демоническому вою, который оглушит и приведет в ужас даже охрану в сумасшедшем доме. В Лапландии, Центральной Азии или в Нутка Саунд посвященные тренируются в удаленных уединенных местах таким звукам, которые никто не может слышать без страха. Мой информатор продолжил:

«Две или три недели спустя я был в другом месте. Мы говорили о мтеоулинах. Белые люди смеялись над ними. Я сказал, что один из них есть в Фредериктоне, и сказал, что поставлю десять долларов на то, что он обойдет их. А они поспорили, что ни один индеец не сможет сделать больше того, что могут они. И так пришел мтеоулин. Сначала он закричал так, что никто не мог пошевелиться. Это было ужасно. Затем он сделал семь шагов сквозь землю по щиколотку, словно это был снег. Когда я попросил десять долларов, белые люди заплатили. Я отдал их мтеоулину».

Ринк пишет, что среди гренландских эскимосов колдун «после встречи с томассуками, или духами-хранителями, иногда проявляет свое искусство в том, что его ноги тонут в каменистой почве, словно если бы это был снег». Он использует те же самые слова, которыми индеец описал это мне.

«Женщины иногда бывают мтеоулинами. Этим летом одна из них была в Псесуке (Бар-Харбор). Я встречался с ней. Это жена ---.1 Если ее обидеть, она может навредить вам необычным образом.

Она хорошая шаманка. Однажды она вылечила человека. Когда он поправился, он не смог заплатить ей за лечение. Его имя Луис ---. Она потребовала свои деньги, она просила много раз, но не могла их получить. Он собирался в леса, далеко, ставить капканы. Он сказал, что заплатит ей по возвращении, но она хотела их тогда же. Она сказала: «Я этого никогда не забуду. Я буду отмщена». Он ушел далеко вверх по реке Сэнт-Джон со своими капканами. Он поставил их на бобров на реке. Все, что он поймал в ту зиму, были палки и иногда угри. Затем, к концу дня он сказал своим людям: «Это бесполезно». И тогда они услышали смех ведьмы позади в кустах, и хихиканье, когда он пришел домой. И так долго продолжалось. Тогда он пожалел и сказал: «Лучше бы я заплатил этой женщине то, что должен». И сразу же из кустов или камней раздался голос: «Хорошо, Луис. Этого достаточно». И на следующий день они поймали двух бобров, и каждый день по два и так далее, пока сезон не закончился.

Это произошло в 1872 в Мирамичи Вотэрс».

Не существует единого проверенного метода приобретения метеулина. Некоторые, как я сказал, рождаются с ним, но они оказываются волшебниками или колдунами. Другие формально обучаются с детства опытными магами. Третьи приобретают определенные дарования через определенные церемонии или епитимью. Такой была и сила, полученная способом, рассказанным в следующей истории, которую я слышал от старого пассамакуодди:

«Жил однажды юноша, который хотел стать мудрым и храбрым воином, подобно своему отцу. И его отец сказал ему: «Вся моя удача происходит из моих снов. Ты тоже можешь видеть подобные сны. Любой человек может это, если сделает одну вещь. Но эту вещь юноше вроде тебя сделать нелегко. Ты должен семь ночей спать с девственницей и ни разу не коснуться ее».

Молодой человек размышлял над этим несколько дней и затем спросил своего отца, как это можно устроить.

«Я скажу тебе», – ответил старик. «Найди девушку, чем она красивее, и чем больше ты ее хочешь, тем сильнее будет магия. Пойди к ее родителям и попроси у них их дочь в жены. Обмани их. Перед тем как вы поженитесь, достань семь медвежьих шкур, и пусть никто, кроме одного человека, не знает об этом. Заставь его вычистить их. Нужно чистить по шкуре в двадцать четыре часа. Так пройдут семь дней».

Родители приняли молодого человека. Он отправил семь медвежьих шкур молодой женщине. Они поженились. Они ушли в свой вигвам. Он расстелил медвежьи шкуры. Он приказал своей жене сделать другую постель и спать на ней. Они лежали отдельно. Невеста подумала, что это странно. Она рассказала об этом своей матери. Мать сказала: «Ничего. Со временем все будет нормально». Жена думала, что все плохо. Когда прошло семь ночей, жених исчез. Его не видели в деревне двадцать пять лет или тридцать лет. Затем он вернулся к своему отцу. Он мог предсказавать из снов все. Он просто брал магическую медвежью шкуру и ложился на ней спать, и видел сон. Он мог сказать, где хорошая охота или рыбалка. Он предсказал войну с мохоками. Кто-нибудь может это сделать? Так говорят, и я знал многих, кто тщетно пытался это сделать. Они не могли пройти испытание.

Есть камни в лесу со письменами на них. Они дают велику силу видеть сны. Я видел во сне мтеоулинов древности – магов прошлого, о которых рассказывал мне мой отец. Я видел как они ныряли под воду, переходя с одного острова на другой. Я видел, что они ныряли на десять миль.

Когда я был молод, J.N., который был великим мтеоулином, предложил научить меня этому искусству. Я мог стать одним из них, но я отказался. Я не думал, что это правильно.

Однажды старый J.N. и мой дед охотились в лесу. Это было возле Катадина, Великой Горы.2 И они были в нужде. У них закончились все припасы. Однажды вечером старый N. сказал: «Я больше так не могу. Хочешь выкурить хорошую трубку табака? У нас нет ничего кроме мяса на четыре недели». И он ненадолго ушел, возможно на час. Он вернулся с ящиком. Там было три фунта табака, сыр, рис и сахар. Там было пятьдесят фунтов провизии».

Этот знаменитый мтеоулин долгое время был известным губернатором пасcамакуодди. У меня есть любопытный старый латунный подсвечник, которому, говорят, сто пятьдесят лет, и который принадлежал ему всю его жизнь. Следующие замечательные воспоминания об этом умнейшем старом вожде были предоставлены мне Мэри Сакис из пенобскотов:

«Старый губернатор был великим мтеоулином. Он научился этому среди чиппева. Он сказал, что должно произойти, что он умрет до следующей вьюги. Нет, сам он о себе не беспокоился, но мать моего мужа – да, когда она услышала это, она заплакала. Тогда он сказал: «Хорошо, я попытаюсь выжить, иначе я умру через месяц. Но это будет трудная битва.3 И он сделал себе лук и натянул его волосами своей жены. И сделав это, он выпустил стрелу через дымовое отверстие своего вигвама.4

Все это было в Нессиаке, возле Истпорта. Затем он сказал своей жене: «Возьми один из своих леггинов и надень мне на голову». Она сделала это. Затем он принял медицину. В небе появилась радуга, и большой слепень вылетел из его рта, а затем большой кузенечик. Он закричал своей жене: «Не убивай его!» А затем вышел каменный наконечник копья.5

«Ну вот», – сказал губернатор, – «пока все в порядке, но впереди еще великая битва. Это сделал вивилмек». (Вы знаете, что это – пасcамакуодди называют его вивилмек. Это червь в дюйм длиной, который превращается в отвратительное чудовище с оленя величиной, да, и намного больше. Это мтеоулин, да, это великий маг.) Я собираюсь сразиться с ним. Ты должна прийти с маленькой палочкой и ударить его один раз, только слегка ударить.6 Но она не пошла. И он пошел бороться с Вивилмеком. Он убил его. Это была ужасная битва. Вернувшись, он пах свежей рыбой. Его жена приказала ему пойти и помыться, но сколько бы он ни мылся, запах не проходил много дней. Пруд, где он сражался, с тех пор стал грязным и вонючим.

Губернатор мог просверлить в любом дереве в лесу дырку, и извлечь из нее по своему желанию любое вино или другой спиртной напиток. Однажды он был далеко в лесу с белыми джентельменами, и захотел их развлечь. К их изумлению ему это удалось. Он чудесным образом произвел табак, когда тот потребовался. Затем, вернувшись в Истпорт, он пошел к мистеру Пирсу, который держал магазин, и показал ему, что определенное количество вина пропало из его бочек, и заплатил за него. Он сам никогда не пил вина или спирта.

Однажды он ушел на охоту и взял с собой жену, которая была беременна. Была середина зимы. Ей очень хотелось зеленой кукурузы. Он поставил на землю блюдо, и сверху в него посыпались початки только что сваренной зеленой кукурузы. «Вот», – сказал он, – «как я и обещал, это тебе».

У нее был серебряный крест на бусах. Однажды она его потеряла и очень горевала. Он сказал: «Переверни эту деревянную миску вверх дном возле огня». Она сделала это и когда подняла ее, под миской лежал крест. Он сказал, что его принесли кетаукс, духи».

Следующая легенда, рассказанная мне Тома Джозефсом, выявила еще один способ получения мтеоулина.

«Две индейские семьи жили в отдалении от главной деревни. В одной был молодой человек, который каждую ночь ходил к другим вигвамам повидаться с девушками. Его мать предупреждала его, что это может навлечь неприятности, так как вне дома опасно, но он не обращал на ее слова внимания.

Однажды ночью в конце зимы, когда на земле не было снега, он услышал, что кто-то следует за ним. И у него была тяжелая твердая поступь. Юноша остановился и увидел высокую фигуру, белую, но без рук или ног. Она выглядела как завернутый труп. Он ужасно испугался, но когда она напала на него, пришел в ярость. Предмет, хотя и без рук, боролся бешено. Он обвивался вокруг него, колотился об него, бился словно рыба об землю. И юноша тоже боролся как сумасшедший. Он был одним из тех, чья храбрость только возрастает и никогда не убывает. Он мог умереть, но не сдался бы пока не умер. Перед рассветом Призрак предложил отдохнуть, или примириться. Индеец не обратил на это внимания и продолжал бороться. Призрак начал просить о пощаде, но юноша увидел на севере кивал ло кессо, рассвет. И тогда он понял, что если продержиться еще немного, то одержит действительно великую победу.

Призрак стал умолять его: «Отпусти меня, и ты получишь все, что хочешь, и удача будет сопроводжать тебя всю жизнь». И все же индеец не отступил, потому что знал, что победив, он получит все, что Дух должен отдать. И когда первый луч солнца коснулся его, он лишился чувств, а когда пришел в себя, это было словно пробуждением от сна. Рядом с ним лежало большое, старое, гнилое бревно, покрытое мхом. Он вспомнил, что во время битвы ему показалось, как он сильным ударом всадил свой кулак во врага по локоть, и в бревне была дыра, соотвествующая этому удару. Он вырвал прядь волос врага, отодрав кожу вниз до поясницы. И он увидел длинный, похожий на волосы кусок мха, оторванный от конца до середины бревна. А вокруг валялись куски мха и пряди его собственных волос, подтверждающих ярость битвы.

Он был ужасно избит и изодран, но не обратил на это внимание, потому что теперь он был другим человеком, и ужасным человеком. Его мать сказала: «Я предупреждала тебя об опасности». Он он победил опасность. У него была сила пяти силачей и вся магия Духа. Да теперь сам Дух был в нем. После этого он мог делать все и находить добычу там, где никто ее не мог найти. Победа над призраком дает силу».

Главным элементом или основной причиной магической силы среди индейцев является Воля. Она проявляется во множестве форм, одной из которых является простая отвага. Так Вивилмек передает сверхъестественные способности или другие дары только тем, кто не боится его. Демоническое Бревно, как мы только что видели, дает силу и благополучие человеку, если он просто сражается как бульдог. Помимо смелости, мужество или выносливость у этих индейцев почти так же связаны с магией, как поэзия у греков... Когда настоящий маг «безумен» и действует все безумнее до самого конца, он непобедим. С этим связана и настойчивость. Кролик получает дар магии посто продолжая свои попытки. Сами его провалы содержат в себе это, и он непоколебимо продолжает идти, хотя и по неверной дороге. Никто не терпит неудачи в этих легендах северо-восточных алгонкинов, как часто малчик или взрослый на вопрос, сможет ли он следать что-либо трудновыполнимое, отвечает: «Я могу попытаться». Весь этот апофеоз мужества, настойчивости и терпения граздо более развит в этих легендах, чем в легендах чиппева или прочих западных и южных племен, по крайней мере, насколько я с ними знаком. Он существует везде, где есть краснокожие индейцы, но восточный алгонкин кажется осмыслял и разрабатывал его более остальных. Поэтому его цикл мифов, или его «Эдда» занимает высокое положение. Он менее хаотичен и более последователен. Это хор, в котором каждый голос натренирован отвечать и согласовывать свои действия с запевалой. В этом отношении он замечательно напоминает скандинавские мифы и поэмы...

Очень важной частью мтеоулина являются ипользуемые материалы. В магии Старого Света это исключительно пугающие или отвратительные вещи, части человеческого тела, мертвые рептилии, или вещи единичные и редкие. У индейцев вместе с этим используются и самые обычные предметы. Магия содержится не в них, а в маге и его методах. Он видел, скажем так, свои сны, или получил, находясь один в лесу, свои откровения, которые сообщили ему, что делать. Он берет предложенные предметы и совершает при их помощи чудеса. Иногда он говорит, чтобы и другие сделали то же самое с этими же предметами, но и в этом случае он все равно остается основной силой. Это его магия. Чтобы проиллюстрировать это, я расскажу следующую легенду:

Далеко в лесу находилось индейское поселение. Возле него жили двое стариков, у которых было две прекрасные дочери, но не было сыновей. Девушки были очень пугливы. Они редко показывались на людях. Они не хотели и слышать о молодых людях.

У вождя племени был прекрасный сын, великий охотник, обученный тайнам.7 Молодой человек хотел жениться на одной из девушек. Его отец отправился к их родителям и получил их согласие, но девушки отказались вступать в брак.

Жил в деревне и молодой человек, который не был ни силен, ни красив, ни искусен в каком-либо деле. Услышав, что сын вождя не смог получить одну из этих стеснительных или гордых девушек, он сказал в шутку, так как имел о самом себе жалкое мнение, что он – парень что надо, чтобы заполучить их. «Если бы они только видели меня сейчас», – воскликнул он, – «они тут же пожелали бы выйти за меня замуж!» Все засмеялись и предложили пойти этим же вечером попытаться увидеть девушек и узнать, как они примут этого простого парня.

И перед ужином они тихо и так внезапно вошли, что у девушек не было времени спрятаться за занавеску, так что они были вынуждены принять гостей. После ужина все играли в мингвадокаджик. В этой игре кольцо прячут в золе или песке, и каждый игрок делает удар острой палкой, пока в кольцо не попадают и не вытаскивают (Это индейский покер. – Т.Б.)

Так прошел вечер, и ничего не было сказано о женитьбе. И наконец гости ушли, а молодой человек шутил, что ходил на свидание. Однажды он был один далеко в лесу, когда встретил старуху очень странной наружности. Она была сморщена и согнута своим возрастом, а ее волосы были заплетены в великое множество сакалоби, или прядей, которые свисали до ее щиколоток. Вежливо поприветствовав его, она спросила, действительно ли он хочет жениться на одной из тех красавиц, к которым он ходил. «О, ногоми (бабушка)», – ответил он, – «Мне все равно». «Только если тебе не все равно», – ответила она, – «я могу дать тебе ту, что ты хочешь, лишь скажи».

Тогда молодой человек понял, что старуха говорит серьезно, и ответил, что на самом деле был бы счастлив получить одну из девушек, но что он не стоит и взгляда ни одной девушки. Тогда старуха, взяв одну из своих прядей, сказала: «Сверни ее и носи какое-то время в своей сумке.8 А затем пойди, и когда предоставится возможность, набрось косу ей на спину. Но смотри, чтобы она не заметила, что ты это сделал, и никому об этом не говори».

И он взял скалоби и, снова зайдя к девушкам, набросил ее на одну из них, в этот раз более надеясь на успех. И все получилось, хотя тогда она ничего не сказала. Но на следующий день, будучи один в лесу, он встретил ее, так как она пошла за ним. Она сказала: «Тамеалин?» («Куда ты идешь?») «Я иду на охоту», – ответил он. – «Но если ты не потерялась, что ты здесь делаешь?» «Я не потерялась», – ответила она, но больше ничего не сказала. «Все же было бы лучше, если бы я вернулся с тобой к твоим родителям и сказал, что нашел тебя заблудившуюся и показал дорогу домой». И когда он сделал это, отец девушки заметил, что ей нравится молодой человек, и спросил у него, хочет ли он жениться на ней. И так как оба желали этого, вскоре был готов свадебный пир, приглашены друзья и пара поженилась.

Несколько дней спустя муж, увидев, что его жена носит волшебную прядь, спросил ее: «Где ты взяла эту красивую сакалоби?» «Я нашла ее», – ответила она, – «на своем нтобонке» (обычное место для сидения в вигваме). Это заставило молодого человека понять, как доброжелательно отнеслась к нему старая фея или колдунья, и как легко безо всякой заслуги, он получил жену, и вспомнить о сыне вождя, которому это не удалось. И он взял его с собой в лес, они нашли старуху, которая, как всегда доброжелательно, сделала для сына вождя то, что уже сделала для его друга, и тоже дала ему волшебную прядь. Использовав ее тем же образом, он получил вторую сестру. И это было хорошо, потому что она и была той, которую он желал больше всего. И двое молодых людей, чьи жены были сестрами (вичосджик) стали лучшими друзьями и много времени проводили вместе.

Молодой вождь задумался о том, что его свояк был очень добр к нему безо всякой причины, и решил отплатить ему тем же. И однажды спросил, не хочет ли тот стать быстрым бегуном. «Конечно хочу», – ответил его друг. «Тогда пойди и найди несколько перьев, дай им взлететь, когда налетит ветер, и беги за ними. Вскоре ты сможешь обогнать ветер, и когда это искусство прийдет к тебе, оно больше тебя не покинет». И он сделал это и стал так быстр, что ни человек, ни зверь не могли уйти от него.

И снова сказал сын вождя: «Хочешь ли ты стать сильным и полным энергии?» И когда он конечно же сказал: «Да», его друг ответил: «Оденься в самую плохую и изношенную одежду и напади на первого встречного человека. Он схватит тебя за одежду, но ты выскользни из нее и беги». Он сделал это. Первым человеком, кого он встретил, оказался лунатик, который с радостью бросился в драку. И юноша выскользнул из одежды и убежал. А сумасшедший решил, что одежда была человеком и долго колотил ее и бросил, приняв за умершего. После того, как молодой человек проделал это со многими людьми, он и в правду стал сильным и энергичным.

Тогда сын вождя сказал: «Я научу тебя быстроте взгляда, чтобы ты мог замечать животных на охоте там, где другие не могут. Возьми горсть лосиной шерсти. Крепко держи ее скатанной между большим и указательным пальцами. Подними ее вверх на ветру и отпусти. Так ты сможешь со временем видеть всех лосей. И чтобы видеть оленей или любое другое животное, возьми их шерсть и поступи так же». Он сделал это, и с помощью магии стал так зорок, что замечал любого зверя.

И снова спросил сын вождя: «Хочешь ли ты видеть птиц там, где другие не могут?» Юноша согласился, и ему было сказано оторвать от пера птицы оперение (чекакадега) и пустив его по ветру, внимательно смотреть в том направлении, куда оно полетит. Поупражнявшись, он стал совершенен и в этом искусстве.9

Изучив все это, он спросил сына вождя, как научиться видеть рыб в море. И ему было сказано, что нужно собрать кости всех видов рыб, сжечь их и размолоть в порошок, и он сделал это. Пустив его по ветру, он смог видеть любых рыб и призывать их к себе.

Молодой человек желал большего. Он вспомнил, что киты подобны великанам в силе, он задумался о том, что же можно сделать с ними при помощи магии. И его друг сказал, что и правда киты могут дать человеку неземную силу и очень долгую жизнь. «Потому что», – сказал он, – «они не умирают, пока их не убьют, и с их помощью человек может прожить до грани бессмертия». И волшебник сжег кусочек китовой кости (путап-авигон), размолол ее в порошок, и, стоя на скале, выдающейся в море, сдул его в сторону моря. Вскоре он увидел вдалеке темные точки, они увиличивались и умножались, и на каждую сдутую им песчинку приплыло по киту. И он сдувал их семь раз. И вся когорта огромных созданий приплыла к нему. И самый большой из них, китовый вождь, подплывя к человеку на скале, сказал: «Зачем ты звал меня?» И он ответил: «Сделай меня сильным».

И Кит ответил: «Хорошо. Вложи руку мне в рот!» И сделав это, он нашел и вытащил золотой ключ.10 Храни его», – сказал Кит. – «Пока он будет у тебя, тебе не причинит вреда ни человек, ни зверь, ни болезнь. Враг не повредит тебе. Духи, бродящие в пустыне, обойдут тебя. Ты не будешь знать голода и боли. Смерть не будет стоять на твоем пути».

И молодой человек поблагодарил великого волшебника и отправился домой. И все случилось так, как и было ему обещано. С ним все всегда было хорошо. Беда и лишения оставили его. Люди, что жили в его деревне, не знали голода. Дичи было много, и она приходила к ним, когда они звали ее. На них не нападали враги. Солнце и луна улыбались им. Они пели песни древних времен и мирно играли на флейтах.

Со временем жизнь старого вождя подошла к концу, и его сын спросил своего друга нельзя ли продлить дни его отца. Но волшебник решил, что лучше дать ему уйти с миром. И так он и умер. Тогда молодой вождь предложил свое место и власть своему свяку (вичосол). Но тот отказался и провел жизнь, всячески помогая своему другу своей силой и мудростью. Кеспеахдвоксит (конец истории).

Эта легенда – немного большее, чем многочисленные популярные способы обретения силы.

Можно заметить, что она ограничена тем, что необходимо настоящему индейцу. Она сильно отличается от того, что пожелали бы белый человек или азиатский дикарь. А в предложенных методах достаточно правды и здравого смысла, чтобы сделать ее правдоподобной. Читатель заметит, что волшебная прядь волос играет такую же важную роль в мтеоулине, как и в магии Старого Света. Вряд ли это совпадение, которое можно приписать случайному развитию схожих причин. Это может быть и так, но может быть они проникли на другую сторону и через эскимосскую калитку.

Другим способом обрести магию, было влияние высших и таинственных сил.


 

1 Я знаком со всеми, но по очевидным причинам скрываю их имена.

2 Катадин, подобно Интервейлу возле Северного Конвея, является часто посещаемой духами волшебной землей, изобилующей феями и прочими чудесными созданиями. Но в Новой Англии нет квадратной мили, с которой не были бы связаны свои легенды.

3 В легенде чиппева мальчик вкладывают магическую силу в лук, натягивая его волосами своей сестры.

4 Это также упомянуто в легенде, где говориться, что каждая стрела убивала сверхъестественного врага.

5 Все это совершенно в духе шаманизма. Запах свежей рыбы после подобного боя есть и в эскимосской легенде. Слепень (ган) есть у саамов.

6 В легенде о Перепеле легкий удар сваливает водяного духа.

7 На пассамакуодди «нпаоулин» – человек, обученный тайнам, ученый. Это мое собственное индейское имя. Это по-видимому то же самое, что и буоин, т.е. «человек пау-вау».

8 Одним из надежных древних методов превращения чего-либо в фетиш или амулет, было долгое ношение человеком этого предмета с собой.

9 Тайна этих чар очевидна. Но учитель заставит ученика поверить, что успех зависит от цвета и вида используемых шерсти и перьев.

10 Это явно современное дополнение. Есть все признаки того, что сама история древняя, вероятно эскимосская.