МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Древние культуры Северной Америки > Миссиссипи >

Введение.

Хронология:

Архаика - 6,500 - 800 до н.э. (7,500 - 900 до н.э.)
Адена - 1000 до н.э. - 100 н.э. (900 до н.э. - 100 н.э.)
Хоупвелл - 100 до н.э. – 500 н.э.
Миссиссипи - 500 – 1300 н.э. ( 800/900 - 1500/1600 н.э.)

Время начала строительства курганов в Северной Америке обычно связывают с появлением культуры Адена, т.е. где-то в 1000 г. до н.э. Но в последнее время выдвигаются предположения, что первые курганы появились возможно еще в среднюю архаику, около 4,500 - 4,000 г. до н.э. В периоды Адена и Хоупвелл строительство могильных курганов велось очень интенсивно.

Адена - головка трубки в виде человека

 

Хоупвелл - алтарная фигурка

 

География.

Культура Хоупвелл и географически и хронологически сменила культуру Адена в долине Огайо на рубеже нашей эры и распространилась дальше на восток, юг и запад, в том числе и вдоль долины Миссиссипи. До сих пор ведутся споры о переемственности этих культур и их связи между собой, так как на некоторых стоянках датировка найденных артефактов Адена и Хоупвелл совпадет, тогда как на других артефаты Хоупвелл сменяют Адена. Так же существуют разные датировки распространения и этих, и последующей культуры Миссиссипи (связь которой с двумя предыдущими вызывает еще больше споров) от региона к региону по всему востоку США.

К закату культуры Хоупвелл широкое распространиение получили курганные насыпи в виде птиц, животных и рептилий, возводившиеся в отличие от могильных курганов, на вершинах холмов. Тогда как могильные курганы ставились в низинах. Культура Хоупвелл сменилась несколькими региональными культурами, вроде культуры Форт Эйншент (Огайо), представителей которой тоже относят к Хоупвелл, хотя постройка ими Змеиного кургана датирована 1075 годом.

Большой змеиный курган

 

 

Миссиссипи.

Представители культуры Миссиссипи продолжали строить могильные курганы, подобные курганам Хоупвелл и Адена, но они более известны земляными постройками другого типа - храмовыми курганами или земляными платформами квадратной формы, иногда в несколько ступеней в высоту, напоминающими по виду пирамиды Месоамерики. Культура Миссиссипи повторяла географическое распространение поздней культуры Хоупвелл. Основным центром ее распространения была долина Миссиссипи, но она покрывала весь восток США от Миссиссипи до Атлантики.

 

Поселения и политическое устройство.

На данный момент известно несколько сотен различных поселений Миссиссипи. Четыре самых крупных центра этой культуры - Кахокиа в Иллинойсе, Маундвилл в Алабаме, Спиро в Оклахоме и Этова в Джорджии.

 

Миссиссипи - курган в Кахокиа, Иллинойс

 

Миссиссипи - курганы в Маундвилле, Алабама

 

В настоящий момент большинство ученых соглашается, что культура Миссиссипи представляла собой вождество или сложное вождество с главным центром - Кахокиа.

Кахокиа - самое большое поселение своего времени к северу от Мексики. На его территории находилось как минимум 104 кургана, самый большой из которых (он же самый большой курган доисторического периода) - курган Монкс, имеющий стороны 291 и 236 метров в длину, и высоту около 28-30 метров.

Курганы Миссиссипи использовались не только для постройки храмов, но и резиденций правителей и элиты. Курган Монкс считается местом резиденции вождя, названного учеными - Великое Солнце. Кахокиа был одним из крупнеших городов своего времени (13 век), с населением около 10,000 - 20,000 жителей (некоторые считают - 30,000). Это был крупнейший религиозный и политический центр культуры Миссиссипи.

 

Миссиссипи - реконструкция поселения

 

Поселения культуры Миссиссипи можно разделить на несколько типов:

  • Кахокия - главный религиозный и политический центр;
  • густо-населенные второстепенные курганные центры с множеством курганов и других специальных сооружений;
  • деревни и маленькие города с курганами и другими нежилыми постройками;
  • селения без курганов с одной или двумя нежилыми постройками;
  • отдельные хозяйства.

Существуют разногласия по поводу структуры вождества Кахокиа, насколько оно было могущественным и сложным, распространялась или нет прямая власть Кахокия на второстепенные центры, или они имели относительную самостоятельность.

Археологические данные указывают и на то, что хотя Кахокиа вне сомнений был главнейшим и самым большим центром в долине Миссиссипи, его влияние на культуры на востоке США было ограниченным и не прямым.

Миссиссипи - реконструкция поселения

Крупные поселения (курганные центры) Миссиссипи обносились укрепленным частоколом, а иногда и рвом (Маундвилл). Постройки группировались вокруг главной площади (plaza), имевшей прямоугольную форму, и покрытой глиной. Площадь окружали курганы. В Кахокия находилось несколько площадей. В центре главной площади в поселении Этова стоял большой храмовый курган (курган А, второй по величине после Монкс), ступени которого спускались на площадь, на которую также выходил спуск еще одного храмового кургана. Площадь Этова была окружена еще четырьмя курганами с четырех сторон.

Могильные курганы предназначались для захоронений знати. При раскопках одного из могильных курганов в Спиро, Оклахома, в 30х годах 20 века (курган Крейг) внутри была обнаружена погребальная камера конической формы из кедровых бревен, внутри и вокруг которой находилось множество ценных и для европейцев (два галлона речного жемчуга) и для древних обитателей предметов. Некоторые церемониальные предметы были сделаны из материалов, привезеных из Иллинойса и Теннесси.

Простые жители жили в небольших прямоугольных или округлых домах, покрытых тростником, которые в затопляемых районах ставились на сваи (Маундвилл). Под многими домами находились погребения. Дома знати и правителей располагались на курганах.

Стоит отметить резкое имущественное расслоение миссиссипского общества - тогда как в захоронениях знати и правителей находят больше количество ценных и прекрасно изготовленных артефактов, захоронения простых людей бедны.

Во главе вождества стоял вождь, сочетавший вероятно и функции главного жреца. Возможно, что фигура вождя обожествлялась и это обожествление имело связь с солнцем. У племени натчез, которое рассматривается учеными как возможные потомки миссиссипской культуры, вождя называли "братом солнца". Вероятно, клан вождя был правящей элитой и другие важные должности в обществе занимали его родственники и люди, принадлежащие к тому же клану.

По теории, в которой Кахокия представлен вождеством, главному вождю подчинялись вожди меньших курганных центров (возможно его родственники), которые контролировали деревни и хозяйства, поставляя в Кахокия продовольствие и товары и содержа правящую элиту главного центра.

По другой теории, Миссиссипи являлась сложным вождеством, и хотя Кахокия и сохранял главенствующее положение, второстепенные центры могли быть более независимы в получении и распределении своих ресурсов, а Кахокия имел в подчинении свои собственные мелкие города, деревни и хозяйства, которые поставляли ему ресурсы напрямую. Эта теория также предполагает существование соревновательности между второстепенными почти (?) автономными центрами.

Эти теории также по разному представляют падение культуры Миссиссипи.

 

Экономика.

Население Миссиссипи было земледельческим. Представители более ранних культур Адена и Хоупвелл выращивали множество местных злаков и овощей для употребления в пищу, и хотя им уже была известна кукуруза, она не стала значительой добавкой к их рацону. Миссиссипцы, в отличие от предшественников, сделали кукурузу своей главной сельскохозяйственной культурой. Они выжигали землю под свои кукурузные поля и достигли выдающихся успехов в земледелии. Каждое хозяйство имело большие ямы-хранилища для урожая, а его излишки позволяли содержать знать и население крупных и мелких городов.

Миссиссипцы выращивали и несколько видов овощей. Вторым после продуктов сельского хозяйства источником пищи была рыба. Они также занимались охотой.

Основной единицей экономической структуры было хозяйство. Хозяйства были натуральными и полностью обеспечивали сами себя. Хозяйства принадлежали отдельным семьям, численностью 4 - 7 человек и состояли из одной-двух жилых построек и нескольких больших ям для хранения продуктов. Хозяйства были окружены полями.

Иногда отдельные хозяйства объединялись в деревни с достаточно широко разбросанными по местности отдельными домами и ямами-хранилищами. В некоторых деревнях существовали отдельные нежилые строения, возможно для проведения церемоний и собраний, а также ямы-хранилища большего размера, чем обычно. Возможно, это указывает на проживание больших семей, способных лучше обеспечить себя, или использование поселения в каких-то специальных целях, как центр для собраний местных жителей и проведения религиозных церемоний.

Следующей ступенью были деревни и мелкие города с курганами. Наличие курганов означает присутствие представителей правящей элиты в этом поселении, а значит и более насыщенную религиозную и политическую жизнь. Эти поселения уже могут считаться центрами власти, в них также было больше нежилых и культовых сооружений, вроде парилок (sweatlodge). До сих пор точно не известно как именно эти поселения были связаны с Кахокиа. Но некоторые исследования последних лет показывают, что рост самого Кахокия сопровождался возникновением новых поселений и постройкой курганов в других более мелких поселениях, предполагая тем самым связь роста главного центра с появлением и развитием более мелких центров и распространение знати, связанной с Кахокия по всей долине Миссиссипи.

Развитая торговая сеть покрывала всю территорию распространения культуры Миссиссипи и выходила далеко за ее пределы, достигая Скалистых Гор на западе, Великих Озер на севере и Нью Мескико на юге. Из разных регионов поставлялись разные товары: с Великих Озер завозилась медь, из Скалистых Гор доставляли обсидиан и т.п. Однако завезенные издалека ресурсы и изделия в первую очередь предоставлялись в пользование элите. Простые жители использовали доступные местные ресурсы.

 

Культура и религия.

Культура Миссиссипи не имела письменности и все данные о ней исследователи получают из археологических раскопок. Особенно из раскопок могильных курганов и захоронений, которые содержат множество церемониальных предметов и изображений, позволяющих составить общее представление о культуре и религии миссиссипцев.

Из находок в курганах можно сделать вывод, что искусство Миссиссипи было предоставлено в распоряжение знати и было в первую очередь проводником религиозной идеологии. Большое количество превосходно выполненых артефактов, находимое в погребениях знати и почти полное отсутсвие ценных предметов в захоронениях простых людей, указывает, что обладание церемониальными предметами и другими искусно сделанными ценными вещами, выполненными из не местных материалов или завезенными из других регионов мира Миссиссипи, было не доступно простым людям.

Представители культуры Миссиссипи были искусными мастерами в обработке многих видов камня, глины, меди и изготовлении тканей и достигли большого художественного мастерства в исполнении своих работ.

Одних произведений искусства (культовых предметов и ценных вещей), находимых при раскопках конечно не может быть достаточно для восстановления мировоззрения и религии миссиссипцев. Но все же по ним можно сделать некоторые выводы.

К тому же у ряда племен, некогда населявших или населяющих регион распространения культуры Миссиссипи, до сих пор сохранились мифы и верования, по-видимому имеющие отношение к этой древней культуре. Некоторые из них мы также попробуем указать наряду с мнением ученых.

Миссиссипцы особенно почитали некоторых животных, видимо игравших значительную роль в их мифологии и религии, на некоторых изображениях также присутствуют мифические существа и знаки, видимо имеющие политическое или религиозное значение.

Вождь в наряде сокола с крестом и головой
Вождь в наряде сокола с крестом и головой

Особое значение придавалось соколу, который видимо считался связующим звеном с высшим миром и ассоциировался с властью, силой и вождем-жрецом. Вожди часто изображались в одежде сокола и со специфической раскраской на лице, имитирующей окраску головы сокола. Символика, связанная с соколом и вождем, вероятно имеет и военный смысл. На одном из изображений вождя из Этова (Джорджия), он одет в наряд сокола и держит в руках крест и голову, вероятно поверженного врага, также с раскраской сокола на лице.

Символом власти вождей также вероятно считался крест. Среди изображений встречается крест, заключенный в круг, или крест в середине которого горит огонь. Причем круг может иметь солнечные лучи, вероятно изображая солнце. Возможно, это символы солнца и/или четырех сторон света.

Объяснение этих символов с точки зрения племени алабама-кушатта:

«Огонь был важной частью религиозной традиции. В каждом доме был священный огонь, который горел все время. В главном храме тоже был огонь, который горел все время. Этот огонь разжигали особым способом. Они ложили четыре бревна в форме креста вокруг центра огня. Одно бревно указывало на север, одно на восток, одно на юг и одно на запад. Когда концы бревен обгорали, бревна двигали к центру. Огонь считался частью солнца, которое представляло верховного Бога».

В искусстве Миссиссипи встречается и изображение неба, солнца, огня и воды. Предположительно, небо, солнце и огонь также имеют отношение к вождю.

Объяснение этих символов с точки зрения племени алабама-кушатта: четыре элемента - воздух, огонь, вода и земля - это те элементы, которые делают жизнь на земле возможной.

Другой культ представлен изображениями женщины, вероятно богини, связанной с плодородием и землей. Ее изображения имеют широкое распространение, вероятно этот культ был более близок к простому народу и связан с земледелием, возможно, возделыванием кукурузы.

Среди изображений животных часто встречается лягушка, возможно связанная с подземным (подводным) миром и змея, иногда имеющая голову пантеры. Различные части пантеры встречаются на разных изображениях, иногда объединенные с чястями других животных в виде неких мифических существ.

У миссиссипцев был распространен один ритуальный вид спорта - чунгке. Для игры в чунгке делались специальные ровные площадки на окраинах поселения. Игра состояла в катании каменного диска по земле. Его запускали по как можно более прямой траектории и двое игроков пытались попасть в него бросая палку около двух метров длиной. Игра носила священный характер (на данный момент ее ритуальный смысл неясен) и диски для игры в нее были собственностью города. В разных регионах их форма варьировала. Когда европейцы добрались до Северной Америки, чунгке все еще была очень популярной игрой и диски для игры считались настолько священными, что их запрещалось хоронить вместе с умершими. Однако в захоронениях вождей Миссиссипи было найдено множество прекрасных дисков для чунгке.

 

Диск для игры в чунгке

 

Культура Миссиссипи исчезла буквально перед самым носом у европейцев. Она еще существовала, когда испанцы добрались до Кубы и Центральной Америки. Но первая экспедиция, добравшаяся до территории ее распространения - экспедиция де Сото, уже не застала ее, по крайней мере на той территории, которую посетил де Сото. Современные ученые не знают наверняка какие нынешние племена являются потомками представителей культуры Миссиссипи, так как никаких прямых ее следов у нынешних народов не прослеживается. Но наиболее вероятными претендентами на эту роль считаются натчез. Есть также версия, что Миссиссипи была мульти-национальной культурой, и не относилась к какому-то одному племени.

 

 

Кахокия
Кахокия находится на самой границе американских штатов Иллинойс и Миссури, и представляет собой большое количество курганов, построенных индейцами.

 

Внешние ссылки:

Native Americans: The Mississippian Saga

 

The Mississippian Moundbuilders and Their Artifacts

 

Moundville Archaeological Park

 

Comp-archaeology.org

 

«« назад