МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография и культура >

Мадодисван - оджибвейская паровая баня, или вигвам потения.

подборка и перевод weshki

 

Дж.Г. Кол «Китчи-Гами. Путешествия вокруг Верхнего Озера» (1860)
Глава XVIII.
Песня паровой бани.

 

Рис. No. II

...Знаки в части II, как сказал мне Пятнистое Перо, это песня паровой бани – то есть магический напев, которым освящается паровая баня, принимаемая индейцами не только для исцеления тела, но и для укрепления ума и являющаяся почти что видом религиозного обряда. Паровая баня также укрепляет охотника, приготовляя его к охоте умственно и телесно. Песня содержит одновременно, по крайней мере, до некоторой степени, описание действий и поведения при принятии паровой бани.

№1 – это человек, несущий камень в паровую баню.

№2 представляет сам камень и огонь, который нагревает его.

№3 – это человек, готовящийся принять баню.

№4 – это человек, который кладет медицину на камни, или освящает их и наполняет силой и помогает принимающему баню. №5 – это дверь храмового вигвама.

№6 – это сам храмовый вигвам.

«В №7», – сказал Пятнистое Перо, – «я пою строку: «Я пойду с человеком, который сидит на шаре»».

Я спросил его, не должен ли знак (№7) представлять цветочный горшок.

«Нет!» – повторил он, – «это человек, который сидит на шаре».

«№8», – продолжил он, – «это мое лицо, освеженное принятием бани и молитвой. №9 – это моя медицинская сумка, которая получила большую силу и может поранить или убить, стрела (№10) вылетает из нее». (Я уже часто отмечал, что индейцы, по-видимому, считают свою медицинскую сумку более важной в охоте, чем лук и стрелы. Медицинская сумка должна давать стрелам новую жизнь, правильное направление и остроту.)

«Стрела летит в дерево с дуплом» (№11). (Медведи часто прячутся в дуплах. Потому такие деревья часто используются в рисуночном письме, символизируя самих животных).

«В заключении», – сказал мой индеец, – «здесь снова стою я» (№12).

«Как так?» – спросил я. – «№12 выглядит как большой жук, в любом случае у него нет ни малейшего сходства ни с тобой, ни с любым другим индейцем».

«Это не имеет значения», – ответил индеец. «Это должно обозначать никого иного как меня, или поющего, принимающего баню и приносящего жертву индейца. Никто не знает этого кроме меня и человека, который дал мне эту надпись и объяснил ее. Если бы любой из наших друзей мог увидеть и понять, что означают знаки, они скоро украли бы все наши берестяные книги. Потому все наши понятия, мысли и люди изображаются различным образом замаскированными».


 

Элансон Скиннер. «Заметки о восточных кри и северных сото» (1911)

 

Жилища северных сото.

Паровая баня, или парильня. Хотя она по праву должна быть здесь, паровая баня, или парильня будет описана в другом месте. Ее строили, как колдовскую полатку, и делали настолько воздухонепроницаемой, насколько возможно. Детальное описание может быть найдено под заголовком о медицинских практиках (стр.161)...

Религия. Доктора и медицина. (стр.161)

...Парильня, или паровая баня в настоящее время используется сото в медицинских, но никогда и в церемониальных целях. Лонг, однако, отмечает ее использование, как части подготовительной церемонии к усыновлению! Это верное средство от всех болезней. После того, как вигвам построен, снаружи неподалеку разводят огонь и нагревают множество камней. Они должны быть гранитными, так как индейцы говорят, что никакие другие камни не отвечают цели. Когда они максимально раскалены, их несут в вигвам при помощи гибких зеленых палок или прутьев, согнутых вокруг них, чтобы сформировать ручку. Перед тем, как внести их, множество мелких холодных камней помещают на пол вигвама, так как если положить горячие камни прямо на землю, они быстро остынут. Раскаленные камни затем кладут по кругу прямо посередине вигвама, а вокруг них оставляют голое пространство, чтобы пациент мог стоять на коленях. Пациент поднимает камни при помощи прутьев, как описано выше, и льет на них, по одному, воду, пока они все не остынут, а он не выйдет наружу, сильно пропотев. Если это лето, он ныряет в холодную воду, а зимой он просто сидит голым на ветру, пока не охладится.


 

Фрэнсис Дэнсмор «Обычаи чиппева» (1929)
Мидэвивин

 

Утварь

(f) Индейская паровая баня. - Перед собранием Мидэвивина было обычаем для стариков принимать паровую баню, что считалось важной частью церемонии. Утварь состояла из четырех камней, таза или ведра воды, пучка травы, используемого для окропления водой камней, согнутой палки, используемой для поднятия главного камня, двух палок, используемых для установки главного камня и называемых «руками камня», также используемых для стучания по камням во время песен. (Pl.37, a) Четыре камня, которые использовались в паровой бане (Pl.37, b), в правильное положение уложил Маинганс. У трех меньших камней одна из сторон была плоской, чтобы они могли поддерживать больший камень, который был настолько сферическим, насколько можно было достать. Этот камень считался их посланником к Мидэ манидо.

Обычно четыре человека заходили в парилку за раз, и вигвам был наименьших возможных размеров, который они могли бы использовать. Вигвам состоял из основы из согнутых шестов, плотно накрытых одеялами. Воздух внутрь не допускался, и говорят, что люди иногда почти задыхались и засыпали в вигваме. Маинганс указал предполагаемый размер вигвама, и он был около 41 дюйма в диаметре. Вигвам такого размера, который недавно использовался, автор видела в Лак Кур Ориль в Висконсине.

Камни

Камни раскалялись на костре вне вигвама. Сначала нагревали три меньших камня и укладывали в середине вигвама. Затем люди входили в вигвам. Самый большой камень раскаляли «настолько докрасна, насколько возможно» и вносили. Когда его вносили, один из мужчин говорил: «Они вносят посланника; следите, чтобы он не упал». Камень помещали на место с большой осторожностью, а другой человек обычно брал «руки камня» и устанавливал его в более правильное положение. Глава Мидэ мог быть приглашен в вигвам, и если это случалось, две палки, вода и пучек травы клались перед ним, и он говорил. «Он курил и затем некоторое время думал». Когда он был готов, он макал пучек травы в воду и окроплял ею верхний камень, говоря при этом: «Ви-и-и-и, хо-хо-хо». Он делал это три раза, и другие люди отвечали: «Хо-хо-хо». То, что говорилось или пелось, не было ритуалом, но с первым окроплением водой, человек обычно говорил: «Сейчас этот посланник готов уйти, чтобы доставить наше послание Мидэ манидо». Поднимающийся пар считался признаком ответа со стороны камня. Когда человек окроплял камень водой в третий раз, он обычно говорил: «Он отдал наше послание Мидэ Манидо, которое есть молитва, чтобы он помог нам в нашем предприятии». Пока от камня шел пар, он «говорил и пел», иногда вытягивая руку над камнем, медленно двигая ею по кругу. Пока он пел, кто-нибудь обычно слегка ударял по нижним камням, используя для этого одну из прямых палок, которые использовались для установки большего камня. Люди обычно сидели с закрытыми глазами. Когда первый человек заканчивал все, что он хотел сказать, он передвигал таз с водой человеку рядом с ним. Этот человек курил некоторое время, а затем мог сказать: «Я желаю, чтобы этот посланник сказал Мидэ Манидо, что мы желаем здоровья и долгой жизни». Он три раза окроплял камень водой с теми же восклицаниями, что и первый человек, остальные отвечали как прежде: «Хо-хо-хо». Когда это совершали все люди в вигваме, покрышка со входа снмалась. Там не было последующего «растирания» своих тел, как это делалось, если принятие паровой бани происходило в лечебных целях. Говорят, что люди «вытирали свои лица и вскоре просили выпить немного воды». Человек, который первым просил воды, выливал немного на самый большой камень, перед тем как выпить. Камни помещались в углу вигвама для хранения.


 

Пол Питер Баффало «Когда все звали меня
Га-бэ-би-нэсс - Вечно-Летящая-Птица». (1965-1977)

 

...Паровая баня - это еще одна вещь, о которой сегодня мало говорят.

Годы назад мы иногда использовали сауну, чтобы понизить высокое давление. Мы всегда использовали для этого сауну(40).

Ты знал, что у индейев была сауна?

Не финны принесли ее. У нас была паровая баня за многие годы до того, как пришли финны.

Откуда сауна?

Она всегда у нас была.

Индейцы использовали ее раньше. Индейцы устраивали баню, используя камни, раскаленные камни. Да. Я видел множество индейцев с ревматизмом и всем таким, которые использовали индейскую сауну. Я видел множество их в резервации, где они использовали это. Я видел, где они оставляют свои камни. Они просто оставляли их стоять. Они просто оставляли весь вигвам стоять. Старые вигвамы делались из березовой коры и ви-гоба(42). Эти старые индейские сауны, которые я видел. Я был маленьким мальчиком, когда впервые увидел это. И я был маленьким мальчиком, когда они исползовали их. У нас была сауна, которую мы построили. Мы просто построили маленькую круглую баню, для одного человека. Ты сворачивался вокруг камней и брал кедровые ветки, чтобы брызгать на них водой. Я тебе скажу, это заставляло потеть. Это сауна, индейская сауна, ма-до-до. Мы называем это «парилка», ма-до-до. Это то же самое название паровой бани, которую используют в Мидэвивин.

Затем, позже пришли финны со своими большими саунами. Мы называем финнов ма-до-до ви-ни-ни, «Люди Ма-до-до» - «Люди Паровой Бани». Это нормально. Это факт. Они нормальные. Когда они пришли в эту страну и построили «сауну-для-всех», это нормально, потому что мы все должны потеть. Большие сауны появились приблизительно в то же время, что и финны. У финнов они более менее были. Я никогда не видел больших саун до этого. До этого все, что я видел, были эти маленькие, знаешь, эти сауны для одного человека, заходившего туда - эти маленькие индейские паровые бани.

А когда появились финские сауны, это помогало им быть здоровыми. Все финны выглядят здоровыми. И они живут. Они подвижные. Они активные. Ничего нет плохого в финской сауне. И вот почему она нам тоже нравится. У нас они были раньше. И когда они пришли и построили сауны, большие сауны, стараясь улучшить жизнь, это хорошо. Мы используем их сейчас. Так что это хорошо. Это не против правил и норм. Ты должен потеть. Ты можешь делать это, как хочешь.

Мы используем паровую баню, когда есть возможность. Ты пьешь много воды, чтобы очистить внутренности и прополоскать продукты застоя и все такое в твоих легких. И выгоняя это с потом, ты почувствуешь себя здоровее. Но пользуйся этим правильно. После этого будь в тепле.

В нашей системе поток крови движется долгое время. Некоторые не потеют, чтобы выгнать это с потом. Или делают кровопускание. Что происходит внутри? Может быть она закисает, как закваска. Но очищение раз или два в год поможет тебе в жизни. Это заставит твой маятник работать лучше. Это сделает тебя очищенным изнутри. Твой поток крови в порядке. Да. Помехи в венах разрушаются от жара, от пота и от свежей воды. Свежая вода лечит кровь, лечит вены.

У этого человека лихорадка, он ослаб. Шаман говорил: «Я предлагаю тебе принять "финскую баню"».

Но это не «финская баня», это «паровая баня».

У каждой семьи была своя баня, если они хотели. Если они хотели, у них была своя собственная. Это их дело. Но обычно, в прежние дни, каждый дом имел свой вигвам потения. Они были 4, 5, 5 с половиной, до шести футов в длину, вокруг. И они были около четырех футов в высоту.

Наша семья обычно клала несколько камней в ведро и строила вокруг него маленький вигвам. Мы строили маленький вигвам, который покрывали корой. Мы использовали березовую кору, а позже толь. Мы делали маленький круглый вигвам с шестью, семью столбами, которые были связаны наверху. Между двумя столбами оставлялось достаточное пространство для входа. Мы строили его так, чтобы там было достаточно места для одного человека. Он был достаточно большой, чтобы один человек мог склониться над камнями и сидеть там. Он не был высоким, но они помещались.

Там не было сидений или платформ. У нас просто ветки лежали на полу внутри бани. Мы клали на пол только сено и ветки. У нас были ветки и солома. Мы называем ее по-индейски «банная солома». Да. Мы клали на пол ветки с соломой, с большим количеством соломы, чтобы ты не находился близко к влаге в земле. Мы ложили кедровые ветки на пол бани, поверх сена, и когда все было готово, мы выкапывали в песке яму, чтобы ведро с горячими камнями вошло и не высовывалось. У нас были еще ветки, чтобы лежать на полу. Ветки кедра очищают кровь, и когда ты лежишь на них, они вытягивают болезнь.

Огонь разводят снаружи. Мы нагревали камни снаружи, а затем брали совок или палки и перекладывали их в ведро. Там было около 10 камней, размером с твой кулак. Некоторые из них были немного больше, чтобы дольше сохранять тепло. После того, как камни раскалялись, мы складывали их в оцинкованое ведро, или в железный котел, и несли в вигвам. Мы приносили туда ведро снаружи. Таки образом у нас всегда было достаточно места внутри.

В паровой бане есть маленькая занавеска, которая служит дверью. Ты осторожно пролезаешь внутрь, после того как раскаленные камни положены на место, и тут же начинаешь потеть. Сначала внутрь помещают раскаленные камни, а затем человек ложится рядом с ними, свернувшись. Он только один в вигваме проходит лечение.

Перед потением ты принимаешь много воды. Ты пьешь много воды, много жидкости. Пей тепловатую воду, или воду, немного остывшую. Выпей немного воды перед тем, как зайдешь, и затем, когда войдешь, брызни немного на горячие камни.

То лекарство тоже можешь пить. То лекарство, приготовленное из дикого картофеля, размолотого сухим. К нему шаман добавляет измельченную в порошок кору. Все, что мы принимаем, сделано из живых существ леса. Это измельченное лекарство - лучшее лекарство, которое ты можешь выпить. Смешение порошка с водой делает такое лекарство. Это как кофе сейчас(46). Ты видел это лекарство. Можешь сказать также, что это лекарство - сорт имбиря. Выпив, ты начинаешь потеть от него. Ты разогреваешься, и то, что делает тебя больным, выходит.

Паровая баня понижает давление крови. Паровую баню используют так же от боли в животе. Но ты должен пить много воды. Тогда это начнет работать. Выпей заранее много воды, и паровая баня начнет работать. Тогда ты придешь в порядок. Почки начнут двигаться. Это главная часть твоей жизни. Если твои почки замедляются, все замедляется, вплоть до сердца.

Когда они парились, они заползали внутрь и сворачивались вокруг камней. Они грели свои колени, они грели свои спины, они переворачивались и грели все. Ты паришься в паровой бане около 20 минут. Там нет опасности обжечься. Но одна вещь - если ты дотронешься яйцами до раскаленных камней... ты больше никогда не будешь париться!!

Когда становится слишком жарко, человек дышит через отверстие для воздуха. Когда ему становится слишком жарко, он брызгает водой на огонь при помощи небольшой ветки. Ветки сделаны из кедра, в основном. Ветки, используемые для брызгания водой, обмотаны, так чтобы у тебя была ручка. Это вроде маленького веника. Ты окунаешь эту ветку в воду и затем брызгаешь им на камни. Человек сам брызгает, используя количество воды в зависимости от влаги, то есть пара, который он хочет. Иногда шаман брызгает воду. Иногда он заглядывает туда, чтобы проверить уровень влажности и жара, а парень, который пациент, внутри, помогает ему брызгать воду на камни.

Мы также использовали кедровые ветки, чтобы помочь высушиться. Когда ты выходишь из паровой бани, тебе очень жарко. Некоторые используют холодную воду. Некоторые катаются в снегу, чтобы закрыть поры. Когда ты принимаешь сауну, твои поры широко раскрыты, а при помощи холодной воды они закрываются. Если на земле снег, иди прыгни в снег. Иди прыгни и покатайся в снегу, когда выйдешь из бани. Если там есть озеро с холодой водой, прыгни в него. Твоя кровь разогрелась. Охлади ее, катаясь в снегу, или прыгнув в холодную воду. Это стимулирует!

Затем хорошо вытрись.

Когда человек выходит оттуда, он гибкий. Ревматизм, что-либо ревматическое, и все, что его беспокоит, выйдет из него.

«Ваа!! Мне хорошо», - скажет он.

«Подожди, пока ты не примешь две, три бани. Тогда тебе будет лучше, тебе будет лучше. Ты будешь здоровым человеком», - скажет ему доктор. «То, что вышло с потом - это то, что отравляло твою кровь. Этот пот выходит. Ты не достаточно много сделал... Ты прошел не долгий путь».

Я устроил моему сыну(47), Дэйву, паровую баню не так давно. Он нехорошо себя чувствовал. Ему было около сорока пяти.

Дэйв сказал: «Ты устроишь мне индейскую баню?»

«Да! Устрою! Сначала мы должны построить ее».

И я построил ее. Я накрыл ее брезентом, индейскую баню, и он забрался туда. Теперь я использую брезент, или одеяло, или что-нибудь, что накроет столбы. В прежние дни они использвали березовую кору.

Мы развели огонь, чтобы накалить камни снаружи. Я взял два ведра раскаленных камней и поставил их в бане. Я открыл дверь и сказал ему: «Все готово для тебя». Не должно было быть слишком жарко, знаешь; можно сгореть там.

Я сказал: «Как ты там себя чувствуешь?»

«Вуу, это хорошо!!Я думаю, все из меня выйдет».

«Я думаю, поле того, как ты примешь ее в третий раз, ты будешь в порядке».

Последний раз я принимал ее около 1927-26го.

Знаешь что?

Я просто поставил туда стул, и оставил там камни. Там было достаточно высоко для стула. И мы просто положили сверху одеяла, брезент, и побрызгали немного воды на раскаленные камни. О, это заставит тебя пропотеть, но тебе будет хорошо. А затем попей холодной воды. Я был там из-за ревматизма. С тех пор он меня не беспокоил. Кроме этого, мои зубы делали меня больным. Я вырвал их, но до того все, что спасало меня - это паровая баня. Она очищала меня.

Последний раз я видел индейца в индейской бане около восьми или девяти лет назад(49), что-то вроде этого, давно в любом случае. А до этого мне было около восемнадцати, когда я видел ее в последний раз. Сосед принимал ее, когда мне было около восемнадцати.

Я бы лучше принимал паровую баню раз в месяц, но часто мы чувствуем себя достаочно хорошо и не принимаем ее. Мы принимаем ее, когда нам плохо. Мы в основном использовали паровую баню, чтобы очистить внутренности. И излечить болезнь. И когда мы лечимся, они нас здорово «натирают» мытьем, потом(50). Но когда наши поры чистые, закрытые, нам не нужна паровая баня. Мытье с губкой и горячей водой так же хорошо, чтобы очиститься. Самое большее, паровую баню принимают раз в неделю, может быть два, три раза в месяц, летом...

 

40 В оригинальных копиях Пол Баффало иногда использует термин «сауна», когда говорит об индейской паровой бане. А иногда нет. Это зависит от того, к кому, как он думает, он обращается. В Миннесоте люди знакомы с сауной, особенно в финских общинах. Если Пол Баффало говорит по-английски с кем-то, кто, как он знает или подозревает, знаком с финской сауной, он обычно использует термин «сауна». В других случаях, по-английски он говорит о потельне или паровой бане. В целом, если обратное не ясно из контекста предложения, «сауна» и «финская баня» используются в отношении финской, часто для нескольких человек, версии индейской «паровой бани». «Потельня», «паровая баня» и иногда «индейская сауна» используются для обозначения разновидности бани анишинабэ, обычно одноместной паровой бани.

42 Полосы липового луба, используемые для связывания.

46 Растворимый кофе

47 Пасынок

49 С апреля 1981; 1971, или 1973.

50 Фрэнсис Дэнсмор (Обычаи чиппева, 1970, стр.95) замечает, что в случае с паровой баней Мидэвивин «Там не было последующего «растирания» своих тел, как это делалось, если принятие паровой бани происходило в лечебных целях».


 

Эдвард Бентон-Бинэ
«Книга Мишомиса. Голос оджибве» (1979)
Глава 12. Вигвам Потения

 

Старец, который посетил вигвам Семи Предков, принес назад людям дар поиска духовного совета и направления через Ба-ва-джи-гэ-вин (Поиск Видения). Когда ребенок достигал наступления зрелости, родители предоставляли ему возможность первого Поиска Видения. Стать наставником для ребенка часто просили Мидэ-винини (священника Мидэвивин), или Ош-ка-бэ-виса (помощника) Мидэвивина. Тело лишалось пищи и воды - животворных сил физической жизни. Надеялись, что с ослаблением физической стороны жизни, духовная сторона начнет преобладать. Также говорится, что пост очищает тело и ум и делает человека восприимчивым к посланиям, приходящим из Духовного Мира. Если ребенок был готов и ему везло, видение могло стать путеведным светом в его жизни. Видение придавало жизни ее цель и направление.

Сейчас рассказывают, как однажды оджибвейский мальчик прошел свой первый Поиск Видения. Он не знал, чего ищет. Он не знал, какие ответы ищет. На четвертую ночь его поста, дух мальчика был взят из его тела. Он отправился в своей духовной форме прямо в направлении Месяца в небе.

Мальчик прошел через четыре цвета, которые окружают Землю силой Гитчи Манито, помещенные на Землю во время Творения. Эти цвета также представляют Четрые Священных Элемента, без которых жизнь невозможна. Эти четыре цвета также представляют четыре уровня духовного знания, которые существуют на поверхности Земли.

Мальчик прошел сквозь невидимую часть Луны - часть, которая как мы знаем есть там, но над которой преобладает яркий, светящийся полумесяц. Луна цела, только когда она взята во всей своей полноте - и та часть, что мы видим, и та часть, что мы не видим. Так же и с жизнью. Жизнь не цела, пока не постигнута полностью. Когда физическая часть жизни, которую мы можем видеть, соединена вместе с духовной частью жизни, которую мы видим не так легко, тогда жизнь может быть полной и совершенной для каждого из нас.

Мальчик прошел через двери Полумесяца и вышел в А-нанг-го-кван (Звездный Мир). Наконец он пришел к вигваму на небе. Это был вигвам Мишо-мис-и-нон-ниг ни-жва-сви (Семь наших Дедов). Испугавшись, мальчик осторожно заглянул внутрь. То, что он видел и чувствовал, никогда не может быть полностью описано и объяснено.

«Ха Би-ин-ди-ген! (Войди)», - сказал один из Дедов. «Мы ждали тебя. Ты был послан к нам Создателем, чтобы отнести назад людям особый дар. Мы научим тебя тому, как церемония очищения может проводиться твоим народом. Это церемония, которая очистит и тело, и ум».

Деды говорили так, словно их слова посылались прямо из их ума уму мальчика. Они рассказали мальчику все детали того, как следует проводить церемонию:

«Вигвам будет сделан из побегов Па-па-ко-си-гана (ивы). Мужчины деревни ответственны за сбор ивы и постройку вигвама. Они должны помнить, что перед тем, как взять что-нибудь от Земли для подготовки вигвама, они должны поднести А-сэ-ма (табак) в благодарность.

У вигвама будет четыре двери, чтобы духи могли войти с любой из Четырех Священных Сторон Света. Только восточная дверь будет использована людьми. Вокруг остова вигвама следует закрепить четрые ивовых круга, которые представляют четыре уровня знания над поверхностью Земли. Есть также четыре уровня знания под поверхностью Земли. Все побеги должны быть связаны вместе лубом Ви-го-би (липы).

В центре вигвама будет неглубокая яма, которая представляет о-ни-джа-вин (утробу) Матери Земли. Вигвам будет покрыт шкурами оленя, лося, бизона, или листами коры вяза.

Снаружи вигвама будет сделана ме-ка-нэнз (тропа) от восточной двери к костру. Костер должен быть окружен Га-ки-на ва-джи бин-гвэ (алтарем) в форме полумесяца.

Вигвам Потения и костер

Мужчины будут ответственны за сбор камней для огоня. Если они положат табак в качестве подношения, им будет показано, какие виды камней выдержат сильный жар огня.

Все эти приготовления, включая сбор дров, будут сделаны мужчинами. Когда их работа будет завершена, женщины деревни приготовят землю Вигвама к церемонии. Они должны тщательно очистить Землю вокруг вигвама, и своими руками придать окончательную форму алтарю в форме полумесяца. Их последним действием будет сбор Ги-жи-кан-даг (кедра) для церемонии. Женщины должны взять немного этого Кедра и посыпать его над алтарем и вдоль по тропе, идущей от восточной двери вигвама.

Некоторым мужчинам будет оказана честь занять определенное место, или исполнять определенные функции во время церемонии. На-ган-вэ-ви-нини (руководитель) церемонии будет занимать очень важное, но опасное положение. В начале церемонии он полагает свою жизнь за всех, кто участвует в церемонии. Его жизнь может быть взята Миром Духов, если кто-нибудь из участвующих питает мысли ненависти или жадности. Он будет хранителем Водяного Барабана и очищающей воды. Он будет сидеть на северной стороне от восточной двери, так же как духовный хранитель барабана сидит в дверях жизни. Рядом с ним будет сидеть Иш-кван-дэ-ви-нини (Привратник), который будет отвественен за направление участников церемонии к их местам и получение раскаленных камней от Смотрителя Огня. В южных дверях вигвама будет сидеть Птичий Человек. В западных дверях будет сидеть Кедровый Человек. Он будет приветствовать а-син-ниг (камни) подношениями Кедра. Эта западная дверь - дверь в следующий мир, а также в будущее. В северных дверях будет сидеть Медвежий Человек. Он сидит на месте, символизирующем чистоту, пост и целительные силы Матери Земли. Каждый из этих четырех человек, которые занимают четыре двери, предложит свое тело духам Четырех Сторон Света, чтобы они могли прийти через него, говорить через него и петь через него. Их положение также относится к очень тонкому и опасному равновесию между Духовным Миром и физическим миром. Иш-ко-дэ-и-нини (Смотритель Огня) снаружи займет важное положение, в котором он будет присматривать за огнем и приносить раскаленные камни к восточной двери Ма-до-до-свана (Вигвам Потения, или Духа). Сначала он приносит четыре камня, которые следует пложить в неглубокую яму в вигваме на каждой из Сторон Света. Затем он принесет три камня, чтобы превратить четыре в семь и представлять нас, Семерых Дедов. Когда камни находятся на своих местах в вигваме, и Привратник попросит, чтобы дверь закрыли, церемония начинается с четырех ударов Водяного Барабана. Пока проходит церемония, Смотритель Огня рассказывает всем тем, кто находится снаружи вигвама, о происхождении церемонии и символизме всех используемых священных предметов. Он будет ответственен за обучение молодых Ош-ка-бэ-ви-саг (учеников), которые помогают и учатся, чтобы однажды тоже смочь заслужить место в Вигваме Потения.

Схема Вигвама Потения

Если руководителю была дана сила через пост или церемонию устраивать Вигвам Потения для женщин, тогда специальная церемония может быть проведена для женщин деревни, которые заслужили право сидеть в вигваме. Руководитель должен быть очень силен, чтобы устраивать Вигвам Потения для женщин. Женщины с их жизнедательными силами делают Вигвам Потения очень сильным. Они могут сделать духовную силу настолько мощной, что у слабого руководителя могут быть трудности с возвратом себя и участников в физический мир в конце церемонии. Женщин также могут попросить занять место у одной из дверей вигвама».

Семь Дедов передали мальчику песни для церемонии Вигвама Потения. Они передали ему песни для каждой из Сторон Света. Они дали ему наставления обо всех деталях церемонии. Они сказали ему, что вода, которую подносят раскаленным камням в Вигваме Потения, способна очистить тела и умы людей, чтобы сделать их чистыми и восприимчивыми к Духовным Церемониям, Поискам Видения и каждодневным жизненным невзгодам.

Деды рассказали мальчику, что сидение возле ямы с камнями в Вигваме Потения подобно возвращению в утробу матери. Когда восточная дверь открывается, и человек смиренно выползает во внешний мир - это подобно новому рождению. Тропа снаружи восточной двери представляет тропу жизни. Эта тропа окроплена священной силой Кедра, которую мы должны с уважением использовать вместе с другими средствами, чтобы поддерживать наши тела сильными и чистыми в этой жизни. Форма полумесяца у алтаря представляет вход в Мир Духов, с которым связано происхождение этой церемонии. И, наконец, огонь представляет очень реальную силу Духовного мира - ту скрытую силу, которая может быть использована для придания равновесия нашей жизни.

Затем Семь Дедов отправили мальчика назад, на Землю, чтобы передать эту церемонию его народу.

Когда мальчик проснулся, он обнаружил, что слишком слаб, чтобы двигаться. Он не знал, где он. Наконец он смог дотянуться пальцами и схватить несколько братьев и сестер растительного мира, которые росли рядом с ним. С большим усилием он поднес руку ко рту. Это был Кедр, росший вокруг него. Он съел немного Кедра, и это придало ему силы.

Через какое-то время он смог сесть. Он обнаружил что находится на вершине чи-ва-джиу (горы). Он попытался вспомнить детали своего видения, но не смог. Он посмотрел по сторонам и обнаружил, что гора, на которой он сидел, была в форме огромного О-шка-гон-джинг ги-сис (Полумесяца). Внезапно память о части его видения вернулась к нему, и он вспомнил алтарь Вигвама Потения. Он заметил, что Кедр растет повсюду вокруг него так же, как Деды говорили ему, следует посыпать Кедр на алтарь Вигвама Потения.

В тот момент, когда он проснулся, на Земле наступал рассвет - краткое время пред тем, как Солнце выйдет из-за края Земли. По мере того, как позади него вставало Солнце, он заметил огонь, зажегшийся на камнях внизу в долине. По мере того, как солнце поднималось, его тень, казалось, создала тропу через середину огня и дальше к вигваму, который стоял точно там, где он находился в его видении. Он запомнил, что алтарь должен находиться к востоку от Вигвама Потения, так же, как та гора, на которой он сидел, находилась к востоку от огня и вигвама внизу. Глядя на запад, в долину внизу, он был поражен тем, что вигвам, огонь и гора, подобная алтарю, находились точно на одной линии с ним и с Солнцем нового дня.

Вспыхнувшая память о времени, проведенном с Семью Дедами, придала мальчику силу, которой он никогда не знал прежде. Он поднялся на ноги, положил на Землю табак в благодарность за все, что было дано ему, и начал долгий путь домой, храня внутри особый дар для людей.

Это учение, которое было передано оджибвеям в объяснение того, как церемония очищения, или Вигвам Потения пришла к нашим людям. Помните, что другим народам и племенам были даны учения, которые немного отличаются от этого. Но во всех учениях разных племен есть общее. Это общее относится к основной Истине, которая переплетает все естественные пути жизни.

Сегодня Вигвам Потения все еще используется группами людей-традиционалистов, которые предпочитают вести естественную жизнь. Церемония сохранила свою оригинальную форму сквозь годы. Многие песни, используемые сегодня, насчитывают сотни лет. Сегодня для покрытия Вигвама Потения используется преимущественно брезент, но все еще есть те, кто строят постоянные вигвамы, используя в качестве покрытия кору вяза. Кору вяза можно собирать только весной, когда кору можно легко снять с дерева.

Это хорошо, что несмотря на все изменения, которые принесла индейцам современная жизнь, есть те, кто крепко хранят дары вчерашего дня. Потому что только зная вчерашний день, мы можем узнать завтрашний.

Вигвам Потения

 

«« назад