МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Культура народов Великих Озер >

Культура народов Великих Озер

 

 

Народы Великих Озер были типичными представителями Лесной культуры.

Племена этнической группы ирокезов в регионе (гуроны, нейтралы, эри) имели традиции, схожие с традициями народов, входивших в Лигу Ирокезов, с матриархатом, длинными домами, укрепленными поселениями и упором на сельское хозяйство и кукурузу.

Индеец кри

Культура местных алгонкинских народов отличалась от ирокезской. Социальным устройством их общества был патриархат. Дети наследовали клан отца, а право на охотничьи угодья передавалось от отца к сыну. У племен, как правило, была слабая центральная организация, они делились на группы, имевшие собственные названия, собственные охотничьи территории и достаточно независимые, чтобы проводить отдельную "внешнюю" политику. Общие собрания племен случались очень редко и только по крайне серьезным политическим или религиозным причинам.

Такая значительная независимость групп внутри народа иногда приводила к их полному политическому отделению, и преобразованию в отдельные племена, и их соотношение с каким-то отдельным народом становилось для европейцев затруднительным (как например это случилось с ниписсинг или аттикамекв) из-за полной идентичности культур остальных родственных им племен, которые и сами образовались точно таким же образом (несколько групп внутри одного народа объединились и образовали племя по территориальному признаку). Возможно это звучит дико, но фактически один алгский народ мог образовать несколько племен с совершенно идентичной культурой, разделенных по территориальному признаку. А так как у отдельных групп было собственное самоназвание, кроме общенародного, а иногда общенародное название вообще отсутствовало, это обеспечивало необходимую путаницу европейским этнографам, не создавая при этом никаких проблем для местного населения.

Клановая система была очень разветвленной и служила пожалуй основным связующим звеном между группами, составлявшими народ. Кланы алгонкинов имели также политическое значение, так как между ними существовало своего рода разделение труда: представители одних кланов становились вождями, других - воинами, третьих - охотниками или разведчиками и т.д.

 

 

Вигвамы из березовой коры

Каное из березовой коры

Сбор дикого риса

Алгонкины центра Великих Озер жили в вигвамах - округлых куполообразных строениях, состоящих из плетеного каркаса и покрытых циновками и березовой корой. Слово "вигвам" алгонкинского происхождения и относится именно к этому типу построек. В поселениях жило по 300-400 человек, но многие племена зимой разбивались на большие семьи, имевшие свои собственные охотничьи угодья, объединяясь в поселения только на летний период.

Индеец-оджибве ловит рыбу острогой

В отличие от соседей-ирокезов, выращивавших в основном кукурузу, они предпочитали дикий рис - злак, произрастающий на озерах региона в больших количествах. Его собирали, используя каное из березовой коры, так как он растет в воде и достигает длины в несколько метров.

Агонкины с юга региона жили в длиных домах, состоящих из рамы, покрытой тростником, и выращивали кукурузу. После сбора урожая деревня перебиралась в прерии для общей охоты на бизонов, а потом, как и другие алгонкины, разбивалась на зиму на большие семьи.

Как ни странно, единственный сиуанский народ региона - виннебаго, имел такой же уклад и традиции, как и соседние алгонкины, хотя его клановая система и система управления оставались сиуанскими.

Алгонкины северной части региона жили в типи и занимались в основном охотой из-за очень сурового климата.

Алгонкины были более миролюбивы, чем ирокезы. Некоторые соседи даже называли сильнейшее и наиболее могущественное племя региона оджибве - "кроликами", за их миролюбивый нрав. Но они и считались очень хорошими воинами. Алгонкины не сильно злоупотребляли пытками, но практически у всех племен региона существовал ритуальный каннибализм.

 

 

"Все алгонкины разделяли общую систему верований, во главе которой стоял Великий Дух - высший создатель. Силы стихий контролировали меньшие духи. Добрые духи помогали достойным людям и наказывали недостойных, а злые духи вызывали неудачу и болезни. В мифологии существовала и фигура героя, научившего людей всему, что необходимо для выживания в окружавшей их среде. Темной стороной религии был повальный страх перед колдовством". (Lee Sulzman "Algonkin History")

У некоторых народов (анишинабе и майями) существовало объединение знахарей и шаманов - мидевивин. В период своего расцвета оно достигло небывалой силы и власти. В общество принимались и мужчины и женщины, а обучение состояло из восьми (четырех?) ступеней, после которых миде мог не только разбираться в лекарственных травах и изгонять болезни, но и проводить сложнейшие хирургические операции. Мидевивин вело записи на свитках из березовой коры и являлось основным хранителем знаний и традиций своих народов. После появления французов, которые купив у миде пару свитков, тут же прилюдно сожгли их, мидевивин спрятало записи и больше о них никто ничего не слышал.

На данный момент, наряду с христианством, многие алгонкины по прежнему являются приверженцами своей исконной религии. В последнее время, после годов гонений на религии коренных американцев со стороны правительств Канады и США, начало восстанавливаться оджибвейское общество мидевивин.

 

«« назад