МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Реликвии племени кайова

перевод Стукалина Ю.В.

 

Лагерь кайова

У каждого индейца кайова был свой собственный талисман, чем-то похожий на ангела-хранителя или святого покровителя в христианской религии. В добавление к этому, существовало большое количество племенных талисманов, к которым с уважением относились все кайова. Охрана этих священных предметов была очень почетным делом.

Самая старая племенная реликвия была разделена на десять отдельных частей - она называлась Бабушкины Боги или Наши Бабушки. Этнограф Джеймс Муни использует для них два названия: Адалбеахйа, которое, кажется, имеет какое-то отношение к волосам или скальпам, и Талйидаи, которое переводится в кайовском словаре Гаррисона, как Магический Мальчик. Мои же информаторы называли их Таилиопекау, что по их словам означает Наши Бабушки. Легенда об этом талисмане не объясняет почему он так называется, а вот имя Магического Мальчика, как свидетельствует источник Муни, было дано им примерно в 1890-м году старым кайова Тайбодалом. Адалбеахйа - это евхирастическое тело, фигурирующее в их учении о героическом Солнечном Мальчике, которое было им известно с самых первых дней существования племени. В соответствии с мифом, как-то раз одна девочка играла со своими друзьями и обнаружила дикобраза, сидевшего в ветвях дерева. Она взобралась наверх, чтобы поймать его, и в этот миг дерево стало расти, возносясь вместе с ними, пока не пробило небесный свод и очутилось в Верхнем Мире. Здесь дикобраз принял свой настоящий облик и стал Солнцем. Девочка стала его женой и у них родился сын. Муж предупредил ее, чтобы она, собирая корешки и ягоды, никогда не подходила близко к растению, называемому азон (Pomme blanche), если его верхушка будет сорвана бизоном.

Подобно Еве или Пандоре, женщина долго соблюдала табу, и все же, в один прекрасный день, выкапывая съедобные корешки, взялась рукой за запретное растение, верхушка которого была сорвана бизоном, и вытащила его корень, проделав дыру в небесном своде, сквозь которую далеко внизу увидела землю, позабытую ею с тех пор, как она влезла на дерево за дикобразом. Нахлынули старые воспоминания и страстное желание вернуться в свой прежний дом. Она взяла своего ребенка, привязала под дырой веревку и начала спускаться вниз, на Землю. Муж, вернувшись с охоты домой, обнаружил ее отсутствие и понял как она убежала. Он бросил камень ей вслед и, прежде чем она успела достигнуть земли, камень ударил ее по голове и женщина рухнула замертво. Ребенок не пострадал. Он долго оставался возле ее тела, пока его не нашла и не взяла под свою опеку Женщина-Паук, ставшая для него второй матерью.

Мальчик кайова

Однажды, заигравшись, он подбросил вверх игральное колесо, которое упало ему на голову, прошло сквозь тело и вышло наружу не убив его, но теперь вместо одного мальчика там стояли два близнеца. После с ними произошло множество приключений, в ходе которых они избавили мир от нескольких зловредных чудовищ. Потом один из братьев вошел в озеро и навсегда исчез в его водах, а другой превратился в магический талисман и отдал себя кайова, которые по сей день хранят его, как залог благополучия и защиты своего народа.

Этот Магический Мальчик существует в десяти частях, их считают священными и хранят особые люди - «священники» или «хранители». Предводителем этих священников является Т'ебодал, старейший мужчина племени, который единственный может видеть священную связку, в которой они хранятся и нет на свете человека, кроме этого священника, которому бы было позволено открыть связку и посмотреть на ее содержимое. Обычно, реликвию хранят в небольшой сумке, увешанной бахромой многочисленных скальпов, в особом типи, построенном специально, как ее «резиденция»; иногда талисман выносят наружу, чтобы использовать в церемонии палатки-потельни, потому что ее участники могут пожелать что-нибудь пожертвовать ему, в отличии от Тайме на общем собрании племени [James Mooney «Calendar History of the Kiowa Indians»].

В 1935-м году я раздобыл чуть больше информации, касающейся содержимого сумки Бабушкиного Талисмана. По сообщению Джоржа Ханта, в ней были небольшие пакетики с красной краской, красящие минералы, добытые на особой отмели вдоль ручья, который впадает на севере Горы Скотта в Медисин-Блафф-Крик, несколько пакетиков сухих и, вероятно, измельченных в порошок лечебных трав и корней, а так же человеческие скальпы, растянутые на маленьких обручах. Что же представляют из себя сами Боги - неизвестно; эти таинственные предметы были плотно завернуты в скальпы. В качестве догадки я мог бы предположить, что это могут быть «магические камни», добытые из желудка бизона или сушеные медвежьи лапы, или что угодно обладающее, как считается, магическими свойствами. Скальпы принадлежали людям, которые приносились в жертву богу раз в несколько лет. Раньше, если они начинали подгнивать, то хранитель талисмана выбрасывал их и заменял новыми. Я не берусь утверждать, что этот обычай практикуется по сей день.

Хранителю Бабушкиного Бога не позволялось видеть содержимое священной сумки. Несомненно, что одной из причин, удерживающей его от этого, был суеверный страх того, что могло произойти с ним или его семьей в случае нарушения табу. Поэтому, если было необходимо заменить скальпы или починить что-то из хранящегося в сумке, это делалось в полной темноте, на ощупь.

Мне посчастливилось увидеть сумки двух Бабушкиных Богов: одна хранилась у Анпайкауте, которому она досталась по наследству от его отца Сатанка. Вторая была под охраной Серебряного Рога, шамана, который не желал показывать ее кому бы то ни было, даже в настоящее время. Анпайкауте доставал свою сумку и с гордостью демонстрировал большую серебряную медаль, подаренную его отцу в прошлом по какому-то поводу, вероятно во время заключения мирного договора у Медисин-Лодж. Мне так же сообщили, что помимо этих двух, идолы или талисманы хранятся еще у нескольких человек: один - у Апомаха, два у Ауделпагуитайна, один у Голубой Сойки и несколько (по подсчетам получается четыре) у миссис Хаумпо. Сегодня все эти реликвии еще находятся во владении своих наследственных хранителей.

ТАЙМЕ

Бусы кайова-апачи

Другой важной реликвией кайова был Тайме, иногда называемый Дедушкиным Богом. Этот талисман Танца Солнца относится к священным знаниям и истории племени. Джеймс Муни в своей «Календарной истории индейцев Кайова» дает следующее описание Тайме и историю его появления:

Центральной фигурой Танца Солнца является Тайме. Это небольшое - не более двух футов длины, изображение человеческой фигуры, одетой в платье из белых перьев, с головным убором, состоящим из одного пера, торчащего вверх из его макушки, с подвесками из кожи горностая, с многочисленными нитками синих бус вокруг шеи и с нарисованными краской на его лице, груди и спине символами Солнца и Луны. Сам же идол представляет собой темно-зеленый камень, имеющий грубое сходство с человеческой головой и бюстом, вероятно вырезанный искусственно, подобно каменным фетишам Пуэбло. Его хранят в коробе из сыромятной кожи и передают по наследству; ни при каких обстоятельствах на талисман нельзя смотреть кому бы то ни было, кроме как во время ежегодного Танца Солнца, когда его привязывают к короткому вертикальному шесту, воткнутому в землю у западной стены Жилища Танца Солнца. Последний раз он проводился в 1888 году. Древний образ Тайме был изображен на коже со стеблем индейского табака на своем головном уборе. Это кожаное изображение было выставлено в Магическом Жилище вместе со всеми другими украшениями и жертвами Тайме, сопутствующими такой церемонии. Два из трех настоящих Тайме, были получены от кроу через воина арапахо, женившегося на женщине кайова, а третий был захвачен у черноногих.

Если верить легенде, арапахо, у которого не было ни лошадей, ни других богатств, посетил вместе со своим племенем Танец Солнца кроу. Он долго и горячо танцевал перед талисманом в надежде на то, что тот смилостивится и дарует ему процветание. Главный жрец кроу вознаградил его и, несмотря на протесты своих сородичей, подарил ему образ Тайме. Другие кроу сильно обиделись, видя такую демонстрацию благосклонности по отношению к чужаку. Однако, теперь удача улыбнулась арапахо; он угнал множество лошадей и получил новое благословение, привязав нескольких пони к Жилищу Танца Солнца, как жертву Тайме. Скоро его табун стал одним из самых больших. Его богатство выросло и когда на следующий год его люди вновь посетили кроу, он собрал всех своих лошадей и отправился домой. Но завистливые кроу тайно последовали за ним, отвязали сумку с Тайме от шеста, установленного перед его типи и украли талисман. Обнаружив пропажу, арапахо сделал две копии, которые и привез своему народу. Впоследствии он женился на женщине кайова и принес с собой Тайме, который с этих пор стал племенной реликвией кайова. С тех пор Тайме передавался по наследству только в его семье и, следовательно, Хранитель всегда имеет часть арапахской крови.

Сейчас (1895 год) хранителем Тайме является женщина по имени Эмеа, которая унаследовала эту должность в 1894 году после смерти Таймете (Человека Тайме); она - девятый наследственный Хранитель, первым был арапахо. Пятый хранитель Длинная Нога (или Большая Нога) владел им сорок лет - еще до резни, устроенной оседжами и своей смерти в 1870-71 гг. Должно быть кайова получили Тайме где-то в 1770 году.

Оба идола Тайме имеют сходные очертания и материал. Первый, «мужчина», маленький, имел всего пять дюймов в длину, в то время как другой, «женщина», был намного длиннее. Среди кайоваов бытует поверье, что кроу все еще хранят оригинал, который они украли у арапахо.

Много позже, когда кайова объединились с команчами, последние воевали с черноногими. Они убили их воина и захватили талисман. Команч, завладевший идолом, продержал его в своем типи только одну ночь, потому что он издавал странные звуки, которые напугали команча и на следующий день он отдал его кайова. Кайова сняли длинный «зуб», прикрепленный к талисману и он замолк. Узнав, что это часть волшебства Тайме, команч передал его Хранителю, который положил его вместе с другими идолами. А еще говорится о том, что этот Тайме был не очень похож на маленькие изображения Солнечного Бога.

Таким образом, полная реликвия Тайме состоит из трех разукрашенных идолов. Их хранили в кожаном футляре по внешнему виду напоминающем что-то вроде человеческой почки, разрисованной символами Тайме. Один большой идол лежал в одном конце футляра, а два других, поменьше, в другом. Один из маленьких талисманов, как утверждают кайова, как-то раз был взят на войну, его прикрепили на лямках за спиной человека, который был его хранителем и, во время одного сражения он был захвачен юта. Большой талисман никогда не выносили из его типи в главном лагере. Тайме были дважды захвачены врагами: первый раз оседжами в 1833 году, а второй раз юта в 1868. В первом случае оседжи внезапно напали на кайова и захватили всех идолов прямо в сумке, убив жену священника Тайме, когда она попыталась освободиться от связывавших ее пут, но два года спустя, после заключения мира между двумя племенами, талисманы были возвращены. Во втором случае кайова взяли двух маленьких Тайме в военный поход, как залог предстоящей победы, когда неожиданно наткнулись на большой отряд юта, которые разгромили их, убив при этом хранителя и забрав обоих идолов, которых кайова никогда больше не видели. Самый большой Тайме все еще находится в племени.

Вот список Хранителей Тайме, который я смог составить, беседуя с почтенной Аймахой (Муни называет ее Эмеа):

1770-75 гг. - арапахо.
1775-90 гг. - племянница арапахо.
1790-1810 гг. - Сеттоийоте (Много Медведей) - муж племянницы арапахо. Он тоже имел частицу арапахской крови.
1810-30 гг. - Много Медведей, племянник предыдущего хранителя.
1830-70 гг. - Ансогиани или Ансоте (Длинная Нога).
1871-75 гг. - Дохент (Нет Мокасин), племянник второго Много Медведей.
1876-93 гг. - Много Медведей (племянник До-хента).
1894-1939 гг. - Аймаха, внучка второго Много Медведей.
1940-.... - Ботоне - сын Аймахи.

Палица кайова-апачи

История о большом Тайме, не захваченном юта, который, якобы, был получен от команчей, отличается от рассказа, данного под названием «Тау». Истории, переданные мне Аймахой несколько отличаются от опубликованных Муни. Однако, в основе своей, они похожи, особенно в деталях, касающихся реальной жизни.

В 1935 году Аймаха жила вместе со своей дочерью и зятем Бенни Томпсоном в доме на восточном склоне Дождевой Горы, в области, которую кайова облюбовали себе с 1830 года. Она хранила Тайме в подвале (где пряталась во время ураганов), потому что у нее не было материала, чтобы поставить типи. Футляр был завернут в промасленную ткань. Когда ее разворачивали, взорам открывалась кожаная сумка, похожая на яйцо около двадцати дюймов в длину. Сегодня молодых кайова не так-то легко заставить присматривать за Тайме - они предпочитают заниматься другими вещами, вместо того, чтобы сидеть дома и охранять древний религиозный памятник.

Аймаха родилась в 1854 году, в поворотный момент истории кайова, когда произошло сражение с Сакибо. Она говорит, что ее брат, от которого она унаследовала Тайме, дал ей имя, означающее «Подающая Еду», в честь случая, который произошел во время большого похода в Монтегю-Кантри, в Техасе. Во время атаки, он обнаружил притаившуюся в кустах белую женщину, которая протянула ему еду. В благодарность он сохранил ей жизнь.

В соответствии с рассказом Аймахи, первоначально Тайме был собственностью шамана кроу, который жил далеко на севере возле Черных Холмов. У него был слуга арапахо. Кроу обучил арапахо ритуалу, связанному с талисманом, а потом подарил ему самого Тайме. Вскоре арапахо отправился обратно в свою страну. Но когда он приехал в свой лагерь, завистливые люди племени арапахо решили, что талисман должен принадлежать более влиятельному человеку. Они отобрали его и тогда арапахо сказал:

«Ладно, мне все равно. Я единственный из вас, кто знает все подробности церемонии и значение всего, что связано с талисманом. Я сделаю себе дубликаты Тайме».

И сделал.

Из-за ненависти и враждебности со стороны соплеменников, арапахо ушел жить к кайова и женился в их племени. Он показал им магическую церемонию, которая так понравилась Ккайова, что те приурочили ее к своему самому большому племенному празднику - Танцу Солнца. После смерти арапахо, талисман перешел к его племяннице, а далее к другим хранителям. Когда он дошел до Дохенте, проводить ритуал был назначен мексиканский пленник, по имени Мокин (может быть искаженное Хоакин?), приемный сын родителей Дохенте, из-за того, что он сам стеснялся плясать на глазах всего племени практически обнаженным.

Аймаха говорила, что принадлежности Тайме так же хранили в футляре. К ним относились: свисток из костей орла, веер из вороньих перьев, краски и другие вещи. Как говорит Бенни Томпсон, Мокин, будучи помощником Мозеса Ботоне, вынимал Тайме из футляра в 1932 году, чтобы обновить его. Кожаный футляр тоже время от времени обновляли. Самого Тайме запрещалось выставлять напоказ, кроме как во время исполнения Танца Солнца. В 1887 году тупой индейский агент угрожал привести войска, если индейцы будут продолжать упорствовать и проводить Танец Солнца. А в 90-х годах прошлого века капитан Эйч.Л.Скотт, служивший в форте Силл, всеми силами пытался убедить кайова возобновить этот праздник. Но они не могли этого сделать, в основном из-за отсутствия бизонов. Вероятно, сегодня они могли бы достать одного в заповеднике «Дикая Природа», но очевидно, у них нет желания возобновлять старые церемонии. Практически все кайова сегодня являются христианами и, несомненно чувствуют, что Танец может стать возвращением к язычеству.

 

«« назад