МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Белые пленники Техаса

Дж. Норман Херд, статья из Электронной энциклопедии Техаса; перевод А. Абакумова

 

Мальчик-мексиканец, пленник племени кайова. 1896 г.
Мальчик-мексиканец, пленник племени кайова. 1896 г.
Мальчик-мексиканец, пленник племени кайова. 1896 г.

Обычай захватывать пленных у индейцев Северной Америки имеет давнюю историю. Этим они восполняли потери в войнах или мстили за прошлые обиды еще в доколумбову эпоху. В колониальный период индейцы научились брать пленных с целью выкупа, а то и просто по договоренности с белыми союзниками.

Жизнь белого в индейском плену была преисполнена лишений и опасностей. Часто она зависела от прихоти хозяина и стойкости, проявленной самим пленником. Для мужчины попасть к индейцам считалось хуже смерти. Женщин же в Техасе, да и в других местах к западу от Миссисипи, обычно превращали в наложниц и служанок (и их доля не сильно отличалась от участи индейских скво). Это порой приводило к ранней смерти – еще до освобождения или вскоре после него. Примеры Рэйчел Пламмер и Сары Энн Хорн наглядно показывают то, что ожидало белую женщину у степных племен. Однако это отнюдь не было правилом. Некоторым женщинам удавалось заслужить неожиданно хорошее отношение.

Что касается детей, то если они мешали военному отряду уходить от погони, их убивали. Тех же, кто добирался до индейского селения, обычно принимали в племя на место погибших родичей. После этого к ним относились как к собственным детям. Многим белым юнцам нравилась привольная, дикая жизнь в прерии, и они так привыкали к ней, что даже отказывались возвращаться в цивилизованный мир. Кое-кто из них стал настоящим индейским воином и участвовал в набегах на поселенцев. Среди самых известных «белых дикарей» были Клинтон и Джефф Смиты, Герман Леманн, Адольф Корн, Рудольф Фишер и Кайова Датч.

Белые девочки, попавшие к индейцам до достижения половой зрелости, обычно легко свыкались с новой жизнью и выходили замуж за вождей и воинов. Самый известный пример – Синтия Энн Паркер. Она стала женой вождя команчей по имени Пета Нокона и матерью Куаны Паркера – последнего военного вождя племени. В 1860 г. ее отбили техасские рейнджеры под началом Саля Росса. Синтия вернулась к своим белым родственникам, но не смогла жить среди них и пыталась бежать к индейцам. Милли Дарган счастливо дожила до старости замужем за воином кайова. Девушки постарше обычно ненавидели своих пленителей и бежали, порой рискуя жизнью. Так, Мартина Диас (она была в числе пленных, которых освободил агент по делам индейцев Лоури Татум) пряталась от индейцев в доме Татума, когда воины пришли за ней. Матильде Локхарт было тринадцать, когда ее захватили команчи. Ей удалось вернуться к белым; она рассказала, что индейцы надругались над ней, и у них еще много пленников. В результате произошли печально известные события в Сан-Антонио 1840 г., известные как «Бой у Дома совета».

Многих белых пленников освобождали или выкупали родственники, техасские рейнджеры, солдаты регулярной армии, агенты по делам индейцев или торговцы. Чернокожий ранчеро Бриттон Джонсон выменял у индейцев собственную жену с детьми, сестру Милли Дарган и нескольких других пленников. Сэм Хьюстон купил у дружественных делаваров миссис Элизабет Келлог, захваченную команчами в 1836 г. во время набега на Паркерс-Форт. Двух мальчиков, взятых в плен тогда же (Джона Паркера и Джеймса Пламмера), в 1842 г. выкупил генерал Захария Тэйлор. Генерал Альберт Сидни Джонстон освободил Ребекку Джейн Фишер и ее брата, Уильяма Гиллилэнда (команчи захватили их у Рефугио в 1842 г., а родителей убили). В 1858 году Саль Росс, напав на лагерь команчей, отбил еще одну белую девочку; она не помнила своего имени, и установить, кто она, так и не удалось. Росс взял ее к себе и вырастил как родную, дав ей имя Лиззи Росс.

Когда команчей и кайова поселили в резервации и заставили освободить всех пленных, многие из них настолько свыклись со своей новой жизнью, что сами решили остаться с индейцами. Большинство их уже обзавелось семьями, и по примерным подсчетам у 30% апачей, команчей и кайова в жилах текла кровь белых.

 

Библиография: Hugh D. Corwin, Comanche and Kiowa Captives in Oklahoma and Texas (Guthrie, Oklahoma: Cooperative Publishing, 1959). J. Norman Heard, White into Red: A Study of the Assimilation of White Persons Captured by Indians (Metuchen, New Jersey: Scarecrow, 1973). Carl Coke Rister, Border Captives: The Traffic in Prisoners by Southern Plains Indians, 1835-1875 (Norman: University of Oklahoma Press, 1940).

 


Герман Леманн, белый индеец

А. С. Грин, статья из Электронной энциклопедии Техаса; перевод А. Абакумова

 

Мальчик - не индеец, пленник племени кайова. 1896 г.
Мальчик - не индеец, пленник племени кайова. 1896 г.
Мальчик - не индеец, пленник племени кайова. 1896 г.
Герман Леманн

ЛЕМАНН, ГЕРМАН (1859-1932) – индейский пленник, сын немцев-иммигрантов Морица и Августы Леманн. Он родился в Техасе близ Лойял-Вэлли (юго-восток графства Мэйсон). В мае 1870 г. Германа и его младшего брата Вилли захватили апачи. Герману тогда было около 11 лет, он не ходил в школу и говорил только по-немецки. Двух младших сестер Германа апачи не тронули.

Вилли бежал и примерно через неделю вернулся домой. Герман остался у апачей и был усыновлен индейцем по имени Карновисте, который и пленил его. Тот воспитал Германа настоящим воином. Леманн участвовал в боях с техасскими рейнджерами, команчами и мексиканцами, набегах на поселенцев. Его племя кочевало по Нью-Мексико (горы Гуадалупе), Техасу и северной Мексике.

Когда Карновисте погиб, а сам Герман убил соплеменника-шамана, ему пришлось уйти от апачей. Почти год он прожил один в прериях западного Техаса, а затем присоединился к команчам. Они знали его под именами «Монтечена», «Эн Да» и «Аламан». В рядах команчей Герман воевал с индейцами тонкава и американскими кавалеристами. Он был в числе последних воинов куахади-команчей, которые сложили оружие в форте Силл. Знаменитый вождь Куана Паркер называл Германа своим сыном.

Однако власти признали Германа Леманна «белым пленником», которого команчи обязаны были выдать. В мае 1878 г. Герман воссоединился со своей белой семьей, которая все эти восемь лет считала его погибшим.

Первое время он шокировал домашних тем, что отказывался есть свинину, спать в кровати, а гостей часто встречал в индейском наряде, перьях и боевой раскраске. Его брату Вилли с трудом удавалось удерживать Германа от кражи телят, свиней и лошадей с соседних ферм. Затем он вновь выучил немецкий и английский, пытался ходить в школу, сменил много разных профессий. Хотя цивилизованный мир так и не стал для Германа родным, он нашел свое место среди белых, а простота в общении и чувство юмора снискали ему множество приятелей. Он дважды вступал в брак; первый был несчастливым, а от второго (в 1890 г. Герман женился на мисс Фанни Лайт) родилось два сына и три дочери. С другой стороны, как член племени команчей, Герман получил от правительства США участок земли в Оклахоме. Значительную часть жизни он провел со своими краснокожими братьями.

В родном графстве Герман пользовался широкой известностью. Время от времени он выступал на различных праздниках, поражая зрителей своим мастерством в обращении с конем, луком и лассо. На исходе жизни Герман повидал многих старых рейнджеров и солдат, с которыми сражался, будучи индейским воином. Умер он 2 февраля 1932 г. и был похоронен в Лойял-Вэлли.

 

Библиография: Chester William and Ethel Hander Geue, eds., A New Land Beckoned: German Immigration to Texas, 1844-1847 (Waco: Texian Press, 1966; enlarged ed. 1972). A. C. Greene, The Last Captive (Austin: Encino, 1972). Herman Lehmann, Nine Years among the Indians (Austin: Von Boeckmann-Jones, 1927; 3d ed., A New Look at Nine Years with the Indians, San Antonio: Lebco Graphics, 1985).

 

«« назад