МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины > Статьи и переводы >

Понятие подвига у индейцев Равнин

Стукалин Ю.В., глава из книги «Путь воина: энциклопедия военных практик индейцев Дикого Запада» (2004)

Понятие подвига и его моральная сторона у индейцев Равнин значительно отличались от взглядов европейцев, и потому этот раздел крайне важен для понимания действий краснокожего на тропе войны. Лишь подробное изучение шкалы воинских ценностей и относительно гибкой градации подвигов, дает нам возможность попытаться осознать, что же стояло за тем или иным поступком дикого воина Равнин, в зависимости от внешних факторов и его племенной принадлежности.

Убийство мужчины или женщины из враждебного племени оценивались практически равнозначно. Многочисленные утверждения о том, что определенные действия ценились особенно высоко, потому что исполнение их было сопряжено с особой опасностью, хотя и верны в целом, зачастую не выдерживают критики. Как это не покажется странным, но данные свидетельствуют как раз о том, что для индейцев гораздо более важен был именно сам факт совершения определенного деяния, а не обстоятельства, при которых оно было совершено. Кроу Бычий Язык, однажды посланный разведчиком к лагерю сиу, наткнулся на женщину, отошедшую в лесок помочиться, и убил ее. Этого было достаточно для возвращения всего отряда, победных плясок и причисления деяния к разряду подвигов. Любая хитрость, дающая возможность нанести урон противнику не подставляя себя, всячески приветствовалась соплеменниками. Хорошим примером может послужить убийство черноногими членов мирной делегации кри весной 1869 года. Знаменитый вождь кри Маскипитун (Сломанная Рука) решил положить конец кровопролитной войне между племенами. Он отобрал десять человек, в числе которых были его сын и внук, и отправился вместе с ними в страну заклятых врагов. Обнаружив лагерь черноногих, храбрые кри сели полукругом на вершине ближайшего холма и, когда к ним подскакали воины черноногих, предложили им трубку мира. Кри знали, что черноногие легко могут перебить их, но полагались на их благоразумие. Но они не могли предположить, насколько коварен окажется враг. Здесь стоит упомянуть, что величайшим подвигом у черноногих считалось отобрать у противника оружие, особенно ружье. И верховный вождь черноногих Много Лебедей решил пойти на хитрость. «Я собираюсь отобрать все их ружья», - хвастливо заявил он своим соплеменникам. Вскочив на коня, он подъехал к сидящим с трубкой мира кри вытянув перед собой руки, что означало его мирные намерения. Он сказал, что не вооружен, и если кри хотят заключить мир, то им следует отдать свое оружие. Маскипитун согласился и через несколько мгновений Много Лебедей собрал все их ружья. Затем он повернул коня и поехал прочь. «Вперед! Убейте их!» - закричал он своим воинам, и множество вооруженных до зубов черноногих ринулось на беспомощных посланцев мира. Победители скальпировали трупы, сорвали с них одежды и распевая военные песни вернулись в лагерь. Миссионер Джон Макдугалл писал, что индейцы «изрубили старика (Маскипитуна) на куски и, привязав его останки к хвостам своих лошадей, поскакали в свой лагерь». Черноногие были восхищены деянием своего вождя. Как сказал один из них: «Много Лебедей совершил свой величайший подвиг. Он был единственным в племени, кто когда-либо захватил сразу столько ружей - более десяти за раз. Это был хороший бой, потому что в нем не пострадал никто из наших соплеменников». Индеец не только высказал всеобщее восхищение поступком своего вождя, но и назвал «боем» резню, в которой многочисленные воины огромного лагеря черноногих, вырезали горстку безоружных людей, а Много Лебедей, совершивший «величайший подвиг», не подвергался абсолютно никакому риску. Безудержная храбрость черноногих никогда не ставилась под сомнение их белокожими и краснокожими врагами, но дело в том, что в убийстве безоружного или беспомощного врага, по индейским понятиям не было ничего предосудительного. Напротив, сам факт того, что его враги - несомненно, не без помощи магической силы его духов-покровителей и амулетов - попали в его руки безоружными, не имея возможности причинить вред ему и его соратникам, только повышали его статус предводителя. Предводителя, с которым без опаски можно отправляться в военные походы под защитой его магических сил. Вышеприведенные данные ни в коем случае не ставят своей целью принизить воинские качества и боевой дух равнинных индейцев, которые доказали свою храбрость в многочисленных битвах, и зачастую наносили поражения выпускникам Вест-Пойнта и боевым генералам американской армии. Они лишь свидетельствуют о двойственности, существовавшей в системе подвигов индейцев Равнин.

Положение воина в племени во многом зависело от количества совершенных им воинских деяний, и чем больше на его счету было подвигов, тем выше был его статус и широка его известность. Одной из характерных черт индейского общества было право воина хвалиться своими подвигами, для чего у него было много возможностей публично перечислять свои деяния - различные пиршества, собрания воинов и племенные церемонии всегда сопровождались ритуальным перечислением своих заслуг. От него ожидали, что он честно поведает о воинских заслугах, но не преувеличивая их при этом. Возможность хвалиться своими подвигами была признаком успеха, а скромность в этом вопросе считалась глупостью и свидетельством недостаточной уверенности в себе. После боя воины совершали церемонию подсчета совершенных ими героических деяний, связанных с данным событием. На публичных перечислениях подвигов, после упоминания каждого из них присутствующие музыканты один раз ударяли в барабан. Например, во время Ночной Пляски, являвшейся своего рода общественным балом индейцев сиу, после окончания одного из составляющих церемонию танцев, в которых воины приглашали девушек, первый из них просил барабанщика ударить в барабан, чтобы он смог поведать о своих воинских подвигах. Перечислив их, воин делал маленький подарок одному из детей, наблюдавших за происходящим. Затем по очереди также поступали все танцоры, после чего делали подарки кому-нибудь из толпы. Джон Брэдбери писал в 1811 году: «Среди индейцев Миссури существует обычай обозначать свои военные подвиги делая насечки на рукоятке томагавка, и в зависимости от количества насечек они считаются либо бедными, либо богатыми. Во время военных плясок любой воин может поведать о своих подвигах и перечислить их. При этом он указывает на каждую из насечек и описывает совершенное им деяние. Сиу устанавливают рядом с костром столб, представляющий врага каждого последующего воина, пока он перечисляет свои боевые свершения. Он бьет по столбу, живописуя, как поразил врага… Мистер Крук рассказал мне, что за день до нашего прибытия в форт, он видел, как один осейдж побил другого, не оказавшего ему никакого сопротивления. Мистер Крук спросил его, почему он не защищался. «О! - ответил несчастный, указывая на рукоять томагавка. - Я слишком беден, а он богаче меня».

Практически каждая церемония или племенное собрание, сопровождалось перечислениями воинских заслуг. Именно из-за этого белые люди объявляли индейцев прирожденными хвастунами. Интересное описание публичного перечисления боевых заслуг оставил Эдвин Джеймс, путешествовавший по Равнинам в 1819 году. Он был свидетелем выступления Маленького Солдата - великого воина племени ото. Во время плясок индейцы подскакивали к врытому в землю столбу и ударяли его, давая клятву говорить только правду. Когда дошла очередь до Маленького Солдата, он в красках начал рассказывать о своих подвигах, рисуя кровавые сцены схваток с осейджами, пауни, понками, омахами, сиу, сауками, фоксами, айовами и другими - он ударил восемь человек из одного племени, семь из другого... Спустя некоторое время вождь ото подбежал к нему, закрыл рукой рот, и вежливо усадил его на место. Но это не было проявлением неуважения. Напротив, то была величайшая похвала. Тем самым вождь показал, что у Маленького Солдата на счету еще столько боевых побед, что перечисление их займет слишком много времени, и лишит возможности высказаться других. Кроме того, некоторым воинам будет стыдно рассказывать о своих деяниях на фоне его заслуг.

 

«« назад