МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины > Кри >

Религия и церемониализм

глава из книги Д. Мандельбаума «Равнинные кри».

 

Сверхъестественные существа
Душа и загробный мир
Поиск Видения
Шаманизм
Связки
Привилегии видения
Верования

 

Сверхъестественные существа

Концепция единого всемогущего создателя доминировала в религиозной идеологии и церемониализме равнинных кри. Каждая молитва о сверхъествественной помощи, каждый ритуал обращенный к божественным силам, должен был начинаться с обращения к киче манито, Великому Манито. Все явления вселенной считались подвластными Ему, и все было создано Его волей. Он не был олицетворен, так же не было ему дано какое-либо обиталище, кроме обобщенного небесного. Он не являлся людям в видениях. Более того, он понимался как слишком великий, слишком внушающий благоговение, чтобы обращаться за Его благословением напрямую.

Посредниками между Создателем и человеком были духовные силы, атайохканак. Число их было легион, так как они владели каждым одушевленным существом. Например, существовала духовная сила медведя, духовная сила лошади, духовная сила колибри, духовная сила клена. В дополнение к этому были и фольклорные персонажи, такие как трикстер, виса-хкетчак, которые тоже были духовными силами. Неорганические предметы тоже могли быть духовными силами, и одним из наиболее важных был «камень». Природные явления, гром, ветер, солнце были среди наиболее мощных духовных сил. Отдельный дух мог находиться в гальке необычной формы. Время от времени мог появиться дух, о котором никто до сих пор не слышал. Так, однажды человек взывал о помощи к «Орлу С Головой Покрытой Железом», другой человек упоминал в своих молитвах «Двуногого Бизона».

Когда духовная сила появлялась в видении человека, она становилась паваканом этого человека - его сверхъестественным охранителем, или, лучше сказать, его духовным помощником. Эта сила не охраняла или защищала человека против всех непредвиденных случайностей, но скорее помогала ему в определенных, оговоренных ситуациях. Когда духовная сила открывала себя, она перечисляла человеку благословения, которые дарованы ему, и подвиги, которые он может совершить под ее защитой.

Духовные силы обитали в своих тезках, но не были ограничены ими. Духовная сила медведя обитала в каждом медведе, но и присутствовала также где-то на небесах, где обитали все силы. Более того, существовала концепция о более великой силе медведя, правящей остальными духовными силами медведя, которая называлась «Великий Предок Медведя». Более великие духовные силы никогда не были видимы, но они управляли теми силами, которые открывали себя людям. Подобным же образом существовали владыки Лося, Лошади и всех других духовных сил.

 

Душа и загробный мир

Достаточно отстояли от концепций духовной силы идеи относительно жизненной силы в человеке. Эта сила присутствовала во всех живых существах и называлась атчак, что можно перевести как «душа». Душа входила в тело при рождении и покидала его со смертью. Она обитала в задней части шеи. Только когда человеку угрожала опасность, он чувствовал присутствие своей души в задней части шеи.

Во время видения душа могла покидать тело и путешествовать с духовным помощником. Именно душа вступала в контакт со сверхъестественным гостем. После смерти душа бродила вокруг бесцельно в течение четырех дней, а затем пересекала Млечный Путь и попадала в страну мертвых. В Мире Зеленой Травы (оскаског-васк) мужчины, женщины и дети - все вели беззаботную жизнь.

Хотя души могли время от времени возвращаться на землю, особенно во время церемонии в честь Связки Носимой На Спине, они не появлялись в видениях и не могли дарить людям силу. Душам усопших не делалось никаких подношений. Когда к ним обращались молитвы, во время церемонии, или при уборке могилы, их просили просить высшие силы оказать помощь смертным. Иногда души возвращались на землю и посещали дома людей. Душа человека, который умер до того, как смог исполнить свое обещание устроить Танец Солнца, посещала лагерь своего сына, пока он не организовал церемонию. Неспособность устроить достойный погребальный пир могла привести к тому, что душа задерживалась, пока наконец пир не был организован. Такие души обозначали свое присуствие странными звуками и назывались тапайак, призраки.

Неприятные вещи, злобные животные, колючие кусты, болезни происходили от матчи-манито, Злого Манито. Его духовными силами были пума, рысь, змея. Они могли подарить человеку определенные способности, но требовали в качестве платы жизнь его жены или ребенка. В настоящее время Злой Манито напоминает христианского дьявола, и вся концепция злой силы возможно берет начало в миссионерском влиянии.

Термин манито главным образом относился к Высшей Сущности, но у него было и другое использование. Его относили к проявлениям мастерства, удачи, благословения, везения и любым необычным явлениям. Он означал любой феномен, который превосходил обычную действительность.

 

Поиск Видения

Когда малчик достигал половозрелости, его отец или дед мог отправить его «поститься». Не все мальчики искали видения, но многие. Мальчик и его отец отправлялись в уединенное место, неся с собой одежду для подношений и набитую трубку. Выбранное место часто находилось на вершине холма, хотя могло быть выбрано любое уединенное место. Некоторые мальчики залезали в медвежью берлогу, другие отправлялись к дереву, свисающему над рекой, некоторые садились на плот, меньшинство оставалось на время поиска на неоседланной лошади. Существовала вера, что скорее всего мальчика посетит дух лошади, если он ищет видение сидя на лошади, и что у него больше шансов увидеть духа бизона, если он положит голову на бизоний череп. Но в этом не было никакого постоянства, и иногда юноша, который спал на черепе бизона или который оставался в берлоге медведя узнавал множество духовных сил, но не бизона и не медведя.

Мальчик раздевался до набедренной повязки и обмазывал себя белой глиной. Сооружалось укрытие из веток и на нем вешалась одежда для подношения. Отец подносил трубку и затем возвращался в лагерь.

Несколько последующих дней и ночей мальчик плакал, молился и постился, постоянно сосредоточившись на своем желании о посещении его сверхъестветсвенным. Он мог решить стоять весь день, или смотреть на солнце, или совершить любые другие подвиги, которые могли ускорить видение, так как духовные силы приходили к человеку, потому что знали о его страданиях и сжаливались над ним. Потому, чем большие муки претерпевал мальчик, тем больше была уверенность, что он достигнет цели.

Пока мальчик спал, он мог увидеть человека, приближающегося к нему. Это была сила, которая станет его духовным помощником. Посетитель обозначал себя, часто мгновенно принимая вид своего тезки. Мальчика вели на собрание духовных сил, всех в форме людей, которые сидели в кругу в больом типи. Там юноше говорили о дарах, которые были переданы ему. Очень часто ему сообщали, что он сможет исцелять больных. Затем открывался порядок действий, которому он должен следовать, и песня, которую следует использовать. Некоторым юношам даровалось право проводить определенную церемонию, возможно, Танец Солнца. Другие получали возможность строить загон для бизонов. Особено желаемое благословение давало человеку право возглавлять военный отряд. В каждом случае ищущий видения обучался песне, которую следовало исполнять при использовании способностей и привилегий данных видением.

По пробуждении мальчик шел обратно в лагерь. Он не открывал свое видение тотчас же, и его переживание могло оставаться неизвестным до тех пор, пока его не звали исцелить или провести церемонию в зрелом возрасте. Часто поиск повторялся, или потому что были получены инструкции сделать это в предыдущем видении, или в попытке получить дополнительные силы, или из-за неудачи в получении видения в прошлые разы. Человек мог иметь несколько духовных помощников, каждый из которых учил его песне и наделял его определенными возможностями.

Девочки никогда преднамеренно не искали видений, но были способны приобрести силу во время месячных. Духовные помощники обычно, хотя и не всегда, являлись женщинам в виде женщин, а мужчинам в виде мужчин. Скиннер упоминал о «курсе обучения [детей обоих полов], чтобы приучить [их] к трудностям поста при достижении половозрелости». Ничего подобного не происходило среди Речных Людей. Видения могли прийти нежданно. Ясный День сделал следующие замечания:

Духовные силы могут прийти к тебе когда ты спишь в своем типи, пока ты юн. Если ты хочешь быть еще более могуществен, тогда ты идешь и постишься. Обычные сны, которые ты видишь когда спишь, называются павамувин. Они ничего не стоят, хотя иногда тебе снятся вещи, которые произойдут.

Ты можешь описать сон силы таким образом. Тебя приглашают в раскрашенное типи, где находится только один человек. Глашатай, Дух Ворона, призывает, и многие входят. Я сам сразу же знал, что это духовные силы. Я сидел и думал про себя: «Это Лошадь, это - Дух Бизона». Тот, что пригласил меня, сказал: «Правильно».

Меня звали множество раз и всегда говорили мне одну и ту же вещь - что я должен больше поститься. Каждый раз они приглашали меня в другое разрисованное типи. Часто я просыпался и удивлялся, почему они мне ничего не сказали. Я должен был не иметь дел с девушками, когда пытался видеть сны. [Мужчины меньше подходили для получения видений чем мальчики, потому что они были загрязнены половыми связями с женщинами].

Наконец они сказали мне, что это будет последний раз. Они хотели, чтобы я пошел и постился восемь дней. Один из них сказал: «Очень постарайся завершить эти восемь дней, так как в этом будет все». Я собрал так много подношений как смог. Это было во время только что прошедшей луны [июль] и в лагере было много еды, потому я знал, что люди не тронутся с места какое-то время.

Я обещал стоять лицом к солнцу и поворачиваться с солнцем. Я садился только после заката. Я слышал, что это труднее всего делать, вот почему я решил сделать это. Я думал что смогу помочь себе немного таким образом. [Создавая себе больше страданий, он обеспечил бы себе большие благословения]. Солнце было не слишком высоко, когда я устал. Я мучался весь день. Я пытался стоять по-всякому, но я вымотался. Я воздел руки и плакал. Я с трудом смог закончить. Солнце село, и я просто упал. Это был первый день.

На следующее утро у меня была сильная жажда. Я не был голоден, но я все время хотел пить. На четвертый вечер пришел мой брат с лошадьми, чтобы забрать меня. Я сказал ему, что останусь. Он пришел на шестой вечер, но я сказал, что останусь еще две ночи. Он сказал: «Судя по твоему виду, я могу не найти тебя живым».

Разные духовные силы приходили ко мне каждую ночь. Каждый, кто приглашал меня, давал мне силу и песни. Затем один дал мне силу провести Танец Солнца. Вот как я получил силу и вот откуда я знаю много песен. Теперь почти каждую ночь я пою некоторые из этих песен.

Сверхъестественные существа иногда обманывали ищущего обещая ему определенные блага и бросали его, когда он пытался их применить. Ясный День продолжает:

Когда мне был дан Танец Солнца, я думал что знаю как сделать, чтобы вода потекла из моего свистка, чтобы дать ее жаждущим танцорам. Я попробовал сделать это в тайне. Я раскрасил свое лицо и подул в свисток как должен был, но я не вышел к центральному шесту [как дух сказал ему сделать]. Внезапно свисток заблокировало, я подумал, что наверняка это вода. Затем он очистился. Воды не было. Это один случай когда духовные силы одурачили меня. Может быть если бы у меня была вера, и я бы подошел к центральному шесту, я мог бы сделать это. Может быть.

Нахождение под попечительством сверхъествественных сил не было одним только чистым благословением, так как человек мог разочаровать своих духовных помощников, возможно, нарушив одно из их указаний, или нарушив обещание, данное им. Если человек обещал подношение в виде одежды духовной силе Лошади и не выполнял его, лошадь могла лягнуть его и причинить ему вред каким-то другим образом. Мужчины и женщины, которые никогда не имели видений, и у которых не было духовных помощников, находились под защитой одного киче-манито.

Духовный помощник человека мог наложить запрет на пищу. Так, известному шаману духовной силой Собаки было запрещено есть собачье мясо. Однако, не каждому человеку, который обладал духовной силой Собаки, было запрещено есть собак. Обычно доктор был рад дать своим пациентам немного еды, которая была для него табу.

 

Шаманизм

Так как многие люди обладали сверхъестественной силой, дарованной им, шаманизм не ограничивался лишь некоторыми, но практиковался в разных формах и на разном уровне значительной частью племени. Некоторые люди были известны как обладающие особо мощными силами в следствие достигнутых результатов, и к ним обращались чаще, чем к остальным, для вызова их духовных помощников.

Основным даром, который можно было получить в видении была способность исцелять. Когда заболевал человек, его родственники посылали подарки в виде одежды или лошадей целителю. Вместе с этим подарком посылалась и одежда, которая должна быть предложена шаманом своим духовным помощникам. Могли быть посланы и подарки для жены шамана, так как старая пара часто вместе проводила лечение. Было много женщин-шаманок. Если дары принимались, шаман вскоре приходил к пациенту. Он подносил трубку и призывал своего духовного помощника снизойти до помощи, обещанной в видении. Шаман повторял обстоятельства сна, рассказывал когда и где он был получен и уведомлял силы, что он собирается продемонстрировать открытую ему последовательность действий. Таким образом доктор публично заявлял о своем праве провести лечение напоминая духовным силам, что он выполняет свою часть их соглашения, и что их обязанность - выполнить свои обещания.

Затем шаман пел свои песни силы под аккомпанимент погремушки. Пение обычно проводилось несколькими помощниками и самим шаманом и продолжалось в течение всей процедуры лечения. Барабаны при исцелениях использовались редко.

Обычно шаман проделывал магические действия, которые в укрепляли веру в его сверъествественные связи у пациента и наблюдающих. Один доктор мог заставить пропасть и появиться свисток; другой мог вонзить стрелу себе в грудь; третий мог ходить босиком по раскаленным углям. О том, что сами шаманы относились к этим подвигам с совершенно практической точки зрения, свидетельствует то, что Ясный День рассказывал мне, как один шаман однажды учил его как брать горящие угли в рот. Жар углей однако напугал его, и он не смог последовать инструкциям. Формально, однако, все эти подвиги производились в соотвествии с наставлениями, полученными в видении.

После того, как подношения были сделаны, молитвы произнесены, фокусы показаны, пение раздавалось все громче и громче, и шаман подходил к пациенту. Держа рот на расстоянии нескольких дюймов от кожи больного, он дул на его тело. Внезапным движением он прижимал рот к больной части тела и высасывал оттуда причину болезни. Иногда трубка, сделанная из части рога, или куска, вырезанного из ствола ружья, использовалась для высасывания. Затем шаман выплевывал то, что извлек из тела пациента.

Обычно шаман демонстрировал желтую, отвратительно пахнущую субстанцию, как причину нездоровья. Часто, однако, болезнь происходила от внедрившегося предмета, посланного злым шаманом. Если такой объект извлекался, доктор клал его на ладонь и показывал зрителям. Он мог иметь форму какого-либо странного насекомого, или напоминать кусочек кремня, или, возможно, быть только кусочком веточки. Эти предметы посылались шаманами, которые завидовали или обижались достижениям какого-либо человека. Пловец рассказывал, что питчитчитчикан, дословно «нечто двигающееся», был послан в его ногу соперником, которого он победил в беге. Женищна-информатор, Живущая-В-Медвежьей-Берлоге, говорила, что такой предмет вошел в нее, когда у нее и ее мужа выдался необычайно удачный охотничий сезон. Кто-то позавидовал их удаче и воспользовался своими силами, чтобы принести им горе.

Посылая предмет, злой шаман, держа его на ладони, обращался к своим духовным помощникам, и сдувал питчитчитчикан по направлению к жертве. Злой предмет уносился прочь и входил в тело несчастного, где оставался, пока человек не умрет, или пока шаман не сумеет вынуть его. Только шаман, чьи духовные помощники были сильнее, чем помощники пославшего, мог вынуть внедрившийся предмет. Если предмет вынимался, шаман, пославший его, жил не долго.

Хотя столкновение со злым шаманом было серьезным делом, ни непреодолимого ни распространенного ужаса пред колдовством не существовало. Трое информаторов откровенно и спокойно рассказывали мне, как заболели из-за внедрившегося предмета и описывали церемонию исцеления и ее результаты. В случае с Наступающим Днем, колдуну удалось ослепить его. Двое остальных выздоровели немедленно после извлечения предмета. Злых сил племен Вудленда боялись гораздо больше чем сил собственных соплеменников. Жители равнин мало занимались колдовством.

Другой способ, которым объект или злая медицина могла войти в тело, был в использовании магии соотвествия. Шаман мог сделать фигуру человека из глины, или вырезать кусок шкуры в форме человека. Внедряющийся объект вставлялся в нужную часть тела, или, в случае с фигурой из шкуры, медицину клали на эту часть.

Любовная медицина могла использоваться тем же образом. Ясный День вспоминает такой случай:

Я часто слышал о любовной медицине, но я видел только одного человека, использовавшего ее. У него было две жены. Одна была молодой девушкой, которой он не нравился, и она все время бросала его. Он пошел к старику, у которого был такая медицина. «Я приготовлю для тебя собаку и устрою пир в честь твоей медицины». Он также снял свою одежду и отдал ее старику.

Владелец медицины сказал: «Да, она вернется, если медицина все еще сильна». Он разложил медицину. Нам, мальчикам, было сказано не смотреть. Но я посмотрел. Владелец вырезал две фигурки из коры, одну в форме мужчины, одну в форме женщины. Он спел свои медицинские песни. Он положил немного медицины на маленькую палочку и прикоснулся ею к сердцу мужской фигурки, затем к сердцу женской фигурки. «Если медицина хороша, она вернется этой ночью. Мы немного попоем сегодня ночью». Они прекратили петь около полуночи.

Когда девушка спала той ночью, она проснулась с мыслью о мужчине. Ей пришлось пойти к нему. Она больше никогда его не покидала. Иногда женщины тоже покупали любовную медицину.

Любовные зелья были специализацией суто, хотя некоторые кри изготавливали их. Один из информаторов Скиннера говорил, что

у равнинных кри было много сильной любовной медицины, которую другие индейцы покупали у них.

Однако этот информатор происходил из группы Зовущих Речных Людей, которая была ближайшей к суто.

Чтобы отвратить злое влияние, носили или хранили амулеты. Они составлялись из нескольких мелких предметов, вложенных в пакет из бисера. Природа заключенного предмета зависела от инструкций, полученным в видении изготовителем. Одному человеку его духовный помощник мог сказать использовать коготь медведя в качестве амулета. Другой мог носить маленькую кость. Пятьдесят лет Ясный День носил на шее две свинцовые дробины, нанизанные на сухожилие. Масква до сих пор носит крошечный мешочек, наполненный смесью определенных корней, которую его научил готовить один из его духовных помощников. Часто старик, который давал имя ребенку, делал для малыша амулет, который всегда носился с тех пор.

Большинство шаманов назначали и лечение травами своим пациентам. Тогда как шаманские церемонии, описанные выше, происходили из опыта видения, знание и использование лекарственных растений почти всегда было приобретенным за плату или наследственным. Составные части лекарств держали завернутыми в маленьких пакетах и хранили в целой шкуре мелкого животного. Шкура была похожа на те, что использовались в митэвивин, и на самом деле, многие лекарства приобретались путем передачи на этой церемонии.

Хотя слава «медицины кри» была широко распространенной, информаторы писателя заявляли, что равнинные кри на самом деле получали большинство своих лекарств от суто (равнинных оджибва). Максва рассказывал о равнинном кри, который отправился в путешествие на восток со специальной целью достать охранительную медицину. Он взял с собой две лошади, нагруженных прекрасной одеждой. Суто были особенно рады получить лошадей, так как у них их было очень мало. Они взяли его в свою палатку митэвивин, где научили использованию многих трав в медицинских целях. Везде, где было возможно, лечить больных приглашали шаманов суто.

Равнинные кри считали суто и лесных кри людьми «плохой медицины», которые сражались скорее силой магии, чем силой рук. Однако, принимались меры, чтобы не обидеть людей из этих племен, и их компании не избегали.

Следующий рассказ о шаманах иллюстрирует отношение к суто. Его рассказал Пьер Ла Кри, чьим отцом был суто, а матерью равнинная кри.

Брат моей матери был человеком имевшим много видений. Он был из группы Западных Людей. В молодости он был католиком. Повзрослев он отбросил христианство, и сразу же его посетили видения. Он видел в видениях все: все, что летает в воздухе, и все, что ползает по земле. Он видел в видениях, что они сжалились над ним. Его имя было Красивые Перья.

Осенью у торгового поста близ Эдмонтона ставился большой лагерь. В один год он жил там. Там был старый суто, который доставлял массу неприятностей своей магией. Когда кри увидели его, они сказали: «Вот и неприятности». Конечно же, сразу человек в лагере пошел с объявлением, что суто вызывает шаманов кри на состязание в своем типи. Им всем пришлось пойти, иначе старый суто причинил бы им еще больше вреда, если бы они остались в стороне. Красивые Перья ждал до последнего, пока большое типи суто не было полно людей. Он вошел и занял место у двери. Рядом с суто был боченок виски, мешок скрученного табака, патроны и новое ружье. Это предназначалось победителю соревнования.

Суто начал зажегши трубку и передав ее по кругу. Но когда следующий человек взял ее, из трубки показалась голова змеи. Человек передал ее дальше, и так она пошла по кругу, пока не дошла до Красивых Перьев. Он просто зажал голову змеи в зубах, вытащил ее, выбросил и закурил трубку. После этого трубку закурили по кругу.

«Аха, - сказал старый суто, - это становится интересно. Молодой человек, мы с тобой немного поиграем. Начинай, молодой человек». Но Красивые Перья сказал: «Нет, старик, ты вызвал, ты начинаешь».

Тогда суто засунул большой палец в ствол ружья, разорвал его и передал. Красивые Перья схватил ствол, вытянул руку, и ружье снова стало целым.

«Аха, - сказал суто, - интересно». Он взял орлиное перо, погладил его и сказал: «Молодой человек, осторожнее». Он бросил перо в Красивые Перья, и тот поймал его. Красивые Перья погладил перо и сказал: «Старик, осторожнее». Он бросил перо и оно вонзилось в старого суто, только кончик остался торчать снаружи.

Сатрый суто упал, но у него было четверо певцов как раз на такой случай. Один певец начал петь - старый суто перестал истекать кровью. Второй певец присоединился - и старый суто начал дышать. Когда третий и четвертый запели, он был здоров. Затем он выкатил виски, табак и ружье из своего типи и сказал: «Молодой человек, ты победил». Когда суто вернулся домой в свою страну, он умер.

Я могу рассказывать тебе о вещах, которые совершил брат моей матери два дня и две ночи».

Бердаши обычно становились известными шаманами. Когда Ясного Дня спросили, знает ли он о каком-нибудь трансвестите, он сказал:

Их называли а-яхквэу. Это случалось очень редко. Но один из них был моим родственником. Он был очень хорошим доктором. Когда он говорил, его голос был как у мучжины, и выглядел он как мучжина. Но он всегда находился среди женщин и одевался как они. Он был большим игроком, и когда проигрывал всю одежду, он делал себе другую. Он был хорошим работником и ходил копать дикую репу с женщинами.

Его отец заболел и умер. Он много плакал и сказал: «Хотя я знал, что могу спасти жизнь, мне было стыдно вылечить своего отца». Некоторое время спустя его младший брат заболел. Он попросил кого-то сделать ему два барабана. Он сделал себе собственную погремушку. Перед тем, как она высохла, он нанес на нее знаки и повесил. Он ничего не положил внутрь, но спустя четыре ночи она загремела на ветру. Он снял ее.

Его брат был достаточно слаб и потерял сознание. Он попросил кого-то созвать стариков, чтобы петь с ним. У них было большое типи в месте, где было много леса, вдоль реки. Довольно скоро стал чувствоваться запах сладкой травы. Был виден большой костер, слышен звук погремушки, и затем стал слышен звук голоса, очень громкий, когда он молился. В это же время играли барабаны.

Я не был внутри типи, но мы могли слышать как он поднялся. Он встал на огонь. Затем он начал дуть на своего больного брата. Это создавало сильный свистящий шум. Молодому парню начало становиться лучше. Затем он пел и снова дул на него. Затем он сосал там, где него болело, «Вот что вредило тебе. Теперь с тобой все будет хорошо». Закончив он сказал: «Теперь у меня будет другое имя. Меня будут звать пиесивисквэу, громовая-женщина. Именем моего брата будет пиесиовасис, громовой-ребенок». Он лечил юношу четыре ночи и спас его.

С тех пор мы называли юношу Громовым Ребенком, а его все равно называли а-яхквэу, потому что он был им. У него было другое имя, оскас-эвис, Когтистая-Женщина. Он хотел чтобы его звали пиесивисквэу, потому что Гром было именем для мужчины, а исквэу - женское имя; половина на половину, каким он и был.

У него никогда не было жены, и он не беспокоил ни женщин ни мужчин. Мы никогда не дразнили его и не смеялись над ним. Мы боялись, потому что он был сильным доктором.

Однажды старик принес ему одежду и привел лошадь, чтобы он вылечил мальчика, который упал с лошади. Он сразу взял их. Он позвал моего отца петь с ним. Снова он развел большой костер. Он снял одежду, оставшить только в набедренной повязке. Я снаружи слышал звук, когда он встал на огонь. Он дул в сторону мальчика и потребовал деревянную миску. «У него внутри какая-то жидкость, но не в легких». Он снова запел, он держал руки над сладкой травой и ударял ими друг о друга. Внезапно, показались медвежьи когти торчащие из его ладони. Он положил мальчика на животy. Он вонзил медвежий коготь в шею мальчику. Затем он высосал из него много жидкости и выплевывал ее в миску. Он потер руками рану и хотя был день, мы не увидели никаких следов на теле мальчика в том месте, где был прокол. «Я достал почти всю жидкость. Но немного осталось. Я не хочу высасывать ее всю, потому что боюсь повредить мальчику. Я извлеку оставшееся сегодня вечером». Вечером он вернулся и высосал еще жидкость. Он спас больного мальчика.

Он спас много людей. Иногда он лечил их только один раз, и они поправлялись. Так он получил много лошадей. Даже те, у кого была только одна лошадь, отдавали ему ее, чтобы он вылечил их.

Но он сам заболел, и ни один доктор не смог спасти его. Однажды он проиграл всю свою одежду и одолжил одежду у женщины. Она дала ему нечистое платье, которое носила во время месячных.

Он сильно заболел и попросил кого-то поставить колдовскую палатку. Они закончили до заката. Затем они вынесли его наружу на одеяле на небольшой холм на небольшом расстоянии от места. Два молодых парня завернули его в бизонью шкуру и связали. Затем они положили его головой к палатке. Мой отец начал петь песни а-яхквэу. Темнело. Как только молодные люди связали его, они побежали к палатке со всех ног. Но прежде чем они добежали, он был внутри.

Затем были слышны разные духовные силы, которые разговаривали. Старик спросил их почему а-яхквэв заболел. «Ты знал, а-яхквэу, что одежда, которую ты одел причинит тебе вред. Мы пытаемся сделать все, что можно, чтобы спасти тебя, но мы не можем. Те, кого ты зовешь паваканак, духовные помощники - это мы. Но мы сами напуганы тем, что ты сделал».

Он долго страдал перед тем как умер. Он не был стар, когда он умер. У нго было платье с изображением летящего дикобраза, сделаным из дикобразьих игл, на которое он никогда не играл. Он сделал его сам и никогда не играл на него. Его похоронили в этом платье.

Неудача в лечении могла быть приписана нескольким причинам. Как в случае, приведенном выше, смерть больного могла быть вызвана проступком настолько смертельным, что духовные помощники сами оказывались беспомощны. Более часто, доктор, видя пацинта ослабевшим до опасного сильно, обвъявлял что злое влияние действовало слишком долго, до того как его позвали. Друзья больного могли сказать, что духовные помощники шамана были слабы или, возможно, он допустил ошибку в ритуале, открытом ему.

Определенные хирургические и медицинские техники использовались при определенных болезнях. Они часто были осонваны на практическом опыте и использовались в связи с обычными шаманскими действиями - пением, дышанием и высасыванием. Лечение поломанных ног было писано Ясным Днем в таких словах:

Я однажды преследовал бизона, когда моя лошадь упала и сломала мне ногу. Когда меня привезли домой, старик посадил меня на подушку и вставил жердь в мою промежность и другую немного позади ступней. Он дернул за мою ногу, вправил кости на место, затем положил лекарство вокруг ноги. Он взял палки, положил их параллельно одну другой и связал их вместе тремя шнурками, по одному на концах, и одним посередине. Он примотал эти палки очень плотно к моей ноге. Они торчали ниже моей ноги и он прикрепил их к двум жердям. Мне пришлось оставаться в таком положении четрые дня и четыре ночи.

После того как это сделали со мной, и я видел как это делается, я поправил шесть сломанных ног. Не обязательно видеть это во сне, чтобы уметь вправить сломанную руку или ногу. Надо смотреть, как это делается, и быть к тому же достаточно смелым. Некоторые из тех, чьи ноги я вправлял, теряли сознание. Когда это случалось, мне было легче все сделать правильно.

При переломах ребер они надрезали кожу кремнем и втирали лекарство. Они также вызывали у больных чихание при помощи растолченых лепестков желтого цветка (горчица).

Кровопускание часто практиковалось. Ланцет делали из заостренного куска металла или кремня, прикрепленного к короткой палочке и крепко привязанного. Ланцет держали над веной и слегка ударяли по нему указательным пальцем, чтобы лезвие сделало быстрый резкий надрез. От болей в верхней части тела, руку перевязывали над локтем, пока не набухали вены. Затем надрезали вену на локте и выпускали немного крови. Чтобы остановить кровотечение, руку просто сгибали, пока циркуляция не уменьшалась. От болей в животе надрезалась вена над лодыжкой.

Людей, которых кусали бешеные волки и бешеные собаки, туго заворачивали в бизоньи шкуры, пока они не были полностью завернуты. Разводился дымный костер, и жертву катали в огне и заставляли вдыхать дым. Смесь дыма от огня и обожженных шкур вызывала рвоту, и считалось, что это помогает в лечении.

Тех, в кого ударила молния, заворачивали в шкуру и подбрасывали в воздух на другой шкуре.

Обмороженные руки и ноги кололи острой костью. Медицинскую щелочную соль [medicinal alkaline salt] или снег втирали в царапины и накладывали вокруг обмороженных частей.

Раны промывали бизоньей шерстью, смоченной водой, в которой растворялись определенные лекарства.

Чтобы вылечить кишечных глистов отрезали кусочек мужской крайней плоти.

Сырая бизонья печень, смоченная в желчи, считалась лекарством от туберкулеза.

Управление погодой было известно, но делать это пытались не часто. Шаман просто пел свои песни силы и просил духовных помощников принести более благоприятную погоду.

Существовало незначительное количество видов охотничьей медицины. Те что использовались, были в основном для привлечения пушных зверей в ловушки. Вообще, существовала замечательно незначительная заинтересованность в сверхестественных существах при добывании пищи.

Способность шамана исцелять могла принести ему значительную славу и уважение, но это не особенно влияло на его социальный статус. Человек мог никогда не стать вождем только потому, что он был известным доктором. Однако, считалось что каждый влиятельный человек имеет могущественных духовных помощников, иначе он не смог ты завоевать свою славу на поле боя.

 

Связки

Другим видом помощи, который мог быть передан в видении, была способность делать связки, содержащие военное снаряжение, чтобы защитить насящего их от ран и другой опасности в битве. Любимыми элементами были головные уборы из перьев, головные уборы из рогов бизона, целая шкура совы или орла, пришитая к одежде вроде накидки, медвежьи когти воруг шеи, узорные рубахи и раскрашенные щиты. Их хранили аккуратно завернутыми в несколько слоев материи или кожи. Они подвешивались на треножнике за типи владельца и оберегались от контакта с нечистыми людьми. Любой предмет, который был указан духовной силой как магически защитный, хранился таким образом. Так, духовный помощник одного человека сказал ему в видении сделать украшенное копье, и обещал, что он не будет ранен, если будет носить это копье в бою. Искавший видения изготавил оружие и использовал его в набеге. Поскольку он принимал участие в схватке и не получил ранения, копье доказало свою ценность и после этого высоко ценилось.

Общий термин для священных связок - виствэхпитакан, «хранящийся в чистом месте». Каждая связка имела свое описательное название. Одна, содержащая медвежью лапу, была известна как «рука сына вождя», термин «сын вождя» был иносказательным названием медведя. Когда подобное снаряжение использовалось в бою, к связке добавлялась материя, как подношение силам за использовние средства. Когда содержимое связки использовалось в церемониях, материю следовало поднести связке так же, как и когда ее использовали в бою.

Связки содержали немного больше, чем один предмет военного снаряжения завернутый в мнежество слоев ткани. Сладкая трава и табак и мелкие талисманы, такие как особой формы галька, тоже могли быть заключены в них. Свзки никогда не использовались при исцелениях и развязывались, только когда вещь следовало надеть в битве или на танец. Некоторые люди были известны тем, что одевали свои военные головные уборы и накидки на охоту, но это было чрезвычайно редко.

Когда связка демонстрировала свою эффективность в защите владельца во время схватки, она высоко ценилась, и молодые люди, выходящие на военную тропу желали получить ее. Они могли поднести подарки владельцу и попросить передать им связку. Если он хотел расстаться с ней, или потому что его военные дни закончились, или потому что подарки были очень привлекательны, устраивалась передача. Связку разворачивали; предмет военной одежды передавался покупателю бывшим владельцем, и нового владельца обучали песням и ритуалу, который следовало проводить со связкой. У каждой связки были свои песни и особый ритуал, который передавался в видении, и без которого она не имела никакой цены.

Связка, сделанная Большим Медведем, вождем бэнда Речных Людей, который руководил ими в восстании 1885 года, сейчас находится в Американском Музее Естественной Истории (50.2-3739 A-M). Это «Рука Сына Вождя» упоминавшаяся выше. Амулет сам по себе - это просто дубленая шкура с медвежьей лапы с прикрепленными когтями. Она пришита к квадратному ошейнику ярко-красной фланели, и носилась на шее. Большого Медведя посетила духовная сила Медведя и сказала ему сделать связку и научила его песне. Слова песни «Мои зубы - мои ножи; мои когти - мои ножи». Перед тем как развернуть связку, Большой Медведь выкапывал яму и доставал оттуда немного глины, которой намазывал свое лицо и проводил полосы расставленными пальцами, имитируя царапины от медведя.

При разворачивании любой связки должно было быть сделано подношение трубки. Когда разврачивалась связка Большого Медведя, наполненную трубку проносили сквозь дым сладкой травы, затем держали, повернув черенком точно вверх. К Великому Манито обращались и просили обратить внимание, что подношение трубки было сделано, как он указывал. Затем трубку зажигали; выпускали четрые клуба дыма, и черенок трубки вращался против часовой трубки так, чтобы мундштук описал полный круг. Затем черенок опять поднимали вверх, но ниже чем раньше, Обращались к духу Великого Предка Медведя и говорили, зачем равзвернули связку. К связке прилагали материю в качестве упоминавшейся платы. Трубку вращали еще раз и черенок указывал на слияние рек Южный Саскачеван и Ред Диер, на место, где вождю Большому Медведю пришло видение. Обращались к духу Медведя и перечисляли обстоятельства видения. Трубку вращали еще раз и направляли к земле. Ее держали над четырьмя местами на земле, словно указывая на четыре ноги медведя или медвежьей шкуры. Снова обращались к Великому Предку Медведя. Никакого объяснения не давалось четырехкратному указанию трубкой, кроме того, что таковы были инструкции видения.

Трубка затем передавалась по кругу людям, наблюдавшим за ритуалом, и елись ягоды, любимая пища медведей. Женщины не могли присутствовать при этой процедуре. Когда связка была снова завернута, проводилось такое же подношение трубки. Новая материя была использована как внутренняя обертка, и связку опять завязывали. Один конец связки был согнут и укреплен ремнями; второй висел свободно. Когда связка висела на своей треноге, связанный конец был сверху.

Одна священная связка была по природе скорее племенным, чем индивидуальным средством защиты. Это была оскитчи, связка Черенка Трубки, которая как было сказано, была дана Великим Манито Человеку Земли, первому человеческому существу. Последующие владельцы этой связки получали ее не через приобретение или откровение, а избирались исходя из их достоинства на совете бэнда. Владение ею влекло за собой обязательства бесстрашия, щедрости и самообладания; люди, избираемые для этого часто убегали, пытаясь ускользнуть от отвественности.

Связка содержала черенок трубки трех или четырех футов длиной, искусно украшенный иглами дикобраза, бисером, мехом и перьями. Сладкая трава, табак и украшенная трамбовка тоже входили в нее. У черенка не было чашечки; на самом деле черенок не использовался для курения. Некоторые священные черенки трубок не были просверлены на всю свою длину. Как в других связках, новая материя добавлялась каждый раз при развязывании черенка. Связка хранилась на треноге вне типи.

Ни одно несдержанное действие не могло происходить в присутствии Черенка Трубки, и в этом качестве скрывалось его особое могущество. Если два человека спорили, не важно насколько серьезно, они были вынуждены остановиться, когда им показывали оскитчи. Человек, решивший отомстить за смерть родственника, не мог исполнить свое намерение если сталкивался с этим Черенком Трубки. Когда нужно было заключить мир с враждебным племенем, Хранитель Черенка Трубки шел впереди. Когда враги видели трубку, они узнавали ее и уважали ее святость.

Владелец связки должен был посредничать во всех междуплеменных спорах, часто опасная обязанность, когда люди были вне себя от ярости. Хранитель сам по себе не мог участвовать в спорах, не имело значения, как сильно его провоцировали, и во всем его поведение должно было быть образцовым. Когда он чувствовал, что не может больше выполнять обязательства, возложенные на него, он мог, по совету совета, передать ее более молодому человеку. Новый владелец отдавал много лошадей тому, от кого получил связку. В бэнде могло быть до трех или четырех таких связок.

Одна оскитчи все еще существует в резервации Литл Пайн и была показана мне. Ритуал разворачивания был исполнен Ночным-Путником. Очень немногие люди отваживаются прикасаться к чему-либо настолько исполненному сверхъествественной силой как связка Священного Черенка Трубки, но Ночной-Путник, благодаря своим видениям и военным подвигам, считал себя пригодным для этого назначения.

Процедура, в сущности, не сильно отличалась от той, что производилась для связки, описанной выше. Связку Черенка Трубки клали на чистое одеяло; множество стариков было приглашено поименно, чтобы быть свидетелями происходящего. Трубка передавалась по кругу и затем зажигали немного сладкой травы. Ночной-Путник умывал свои ладони в дыму, затем проводил ими по рукам, лицу и лбу. Это делалось четыре раза. Затем он снова опускал свои руки в дым, проводил ими над связкой и одним движением поднимал руки вверх и обращался к Создателю, говоря ему зачем разворачивается оскитчи. Он произносил четыре отдельные молитвы, прерывая каждую опусканием рук вниз вдоль тела, над связкой и снова поднимая их вверх.

После этого наполненная трубка проносилась сквозь дым сладкой травы, подносилась вверх Великому Духу, затем ею указывали на духовную силу. Трубка передавалась по кругу, и пока все ее курили, связка развязывалась и черенок демонстрировался. Там было три обертки из материи. Чам черенок был около четрыех футов длиной, полностью покрытый голубым бисером, с красными и белыми перьями. Шкурки ласки свисали с обоих концов, а в центре висел в ряд четыре пера.

Черенок проносили сквозь дым и держали перед одним из стариков. Старик повторил проделанную Ночным-Путником процедуру умывания дымом сладкой травы своего тела и затем провел руками вдоль черенка трубки. Делая это он продолжал повторять церемониальное слово благодарности «хаи». Он пробормотал короткую молитву, и затем трубка была поднесена другому человеку. Так она прошла по кругу всех присутствующих. После того как все помолились ей, чернок был завернут и ягоды съедены.

Д.A. Кадзов, получивший Священный Черенок Трубки для Музея Американских Индейцев, написал прекрасное описание черенка и его использования. Ео информация отличается от моей в нескольких отношениях. Он цитирует утверждение Скиннера, что во владении племени находились только два таких черенка. Несомненно было много больше. Старая женщина, у которой была приобретена связка, хотела избавиться от нее, и ходила из резервации в резервацию чтобы «получить полномочия от стариков определенного тайного общества» передать связку. Эта скорее всего означает, что она искала совета у определенных наделенных силой стариков, потому что «тайных обществ» не существовало.

Согласно данным Кадзова, было несколько Хранителей Трубки, и каждый назначался сроком на четыре года. Это не согласуется с моей информацией, что был только один Хранитель, и срок его службы не был определен. Кадзов также писал что оскитчи играла важную роль в танце Солнца. Это не так. Мои информаторы не были уверены мог ли человек получить право сделать связку Черенка Трубки в видении. Кадзов утверждает, что «черенок мог быть сделан только человеком, который во сне получал право сделать его».

Последним известным у равнинных кри типом связок была связка «Носимая на Спине», упомянутая выше в разделе о смерти, трауре и похоронах. Она не передавалась духовным помощником, и использовалась только в одной церемонии - Круговом танце. Эта связка была однако ценной семейной собственностью, и содержала косы из волос умерших родственников. Женщины носили эти связки на своих спинах, когда лагерь переезжал, отсюда и название. У каждой семьи была одна такая связка и они передавались по отцовской линии.

 

Привилегии видения

В дополнение к дарам исцеления и владения связкой, в видении могли быть дарованы и другие права. Сила прорицать могла быть дарована имевшему видение. Обычно она давалась как возможность предвидеть местонахождение врага. Это была важное свойство, поскольку от руководителя военного отряда предполагалось знание местонахождения вражеских лагерей и, соотвественно, план нападения. Это знание приходило к главе отряда, когда он пел свои песни силы на тропе войны.

Способность использовать колдовскую палатку была еще одной магической силой, которая могла быть получена от духовного помощника. Коча-пахтчикан, палатка, сооружалась внутри типи. Большие бревна, четырех или пяти дюймов в диаметре и около шести футов в длину, вставлялись в землю на глубину двух футов и укреплялись двумя обручами из ивовых прутьев. Раму, которая была так крепко сделана, что сильный человек едва мог тряхнуть ее, обворачивали плащами и шкурами. Законченная палатка была около четырех футов в диаметре и от четырех до пяти футов в высоту.

Когда должно было произойти магическое действо, шаман раздевался до набедренной повязки. Процедура всегда происходила ночью. Делалось подношение трубки, и два человека свзявали прорицателя ремнями. Они заводили его руки за спину, ладонями наружу, и связвали вместе соответсвенные пальцы обеих рук. Затем шаман вставал на колени и наклонял голову к земле. Ремень закреплялся вкруг его шеи и обвязывался вокруг лодыжек. Его тело обматывалось большим количеством петель, пока он не оказывался крепко связан. Погремушка вставлялась в ремни на его спине, и он помещался напротив полатки. Некоторые прорицатели, по рассказам, входили в полатку без человечествой помощи. Джефферсон, однако, утверждает, что шамана «опускали через верх так аккуратно как возможно».

Затем огонь затаптывали, и человек с барабаном начинал бить в него. Типи всегда было заполнено зрителями, которые помогали петь одну из песен силы прорицателя. Вскоре ремни, которые связывали его, начинали вылетать через верх палатки, каждая петля все еще на своем месте, как если бы шаман просто выскользнул из них. Постройка начинала дрожать все сильнее и сильнее, заставляя звонить колокольчики, привязанные в вершинам шестов. Слышались голоса, которые называли себя различными духовными силами, звучащие, как если бы они спешили прийти в ответ на зов. Старик задавал много вопросов духовным силам, и они отвечали. Их могли попросить определить болезнь, сказать благоприятно ли предпринять конкретное путешествие, сообщить как дела у дальних родственников. когда все вопросы были заданы и ответы получены, снова зажигали огонь. Шесты, которые были глубоко вкопаны, теперь ослабли. Один из них вытаскивался и шаман выходил из полатки.

Лишь несколько шаманов среди равнинных кри могли использовать колдовскую палатку. Они не были организованы в какое-либо общество, хотя Скиннер предполагал, что они были.

Баптист Пуйяк, сведущий индеец и набожный христианин, рассказывал о представлении колдовской палатки, которому был свидетелем в 1903 году. Шаман, Совиный-Гром, сделал ее чтобы узнать почему его пациенn заболел.

Два человека связали Совиного-Грома снаружи типи. Связав его, они побежали обратно в типи, расстояние около десяти ярдов, но Совиный-Гром был в полатке до того, как они вошли. Вскоре веревки были выкинуты через верх. Я видел, что узлы не были развязаны. Словно он выскользнул прямо из пут. Полатка дрожала. Где-то на ней были колокольчики, и они звонили. Мы слышали всевозможных животных и птиц, а также духовную силу Старухи. Затем духовную силу Грома спросили: «Почему этот человек болен, Гром?» [Ответ был]: «У него было много лошадей. Он отказался одолжить одну кумустусумиту, Владельцу Скота, и этот человек послал питчитчитчикан (внедрившийся объект) в него».

Было задано много других вопросов. Белый-Теленок потерял двух лошадей. Он спросил где они. «Прямо на юг от твоего дома есть маленькое болото, обросшее вокруг ивами. Они пасутся там сейчас. Утром они будут немного к западу оттуда». На следующее утро я сам поехал посмотреть. Там были две лошади, которые потерялись неделю назад. Белый-Теленок позже обещал дать материю Совиному-Грому [как подношение духовным помощникам Совиного-Грома].

Другой человек женился на девушке и спросил, от него ли у нее родился ребенок. Ответ был: «Да [ты прав] это не твой ребенок; это ребенок от твоих яиц». Мы все смеялись.

Затем мы увидели искры улетающие вверх. Это были улетающие духовные силы. Совиный-Гром вышел и был разведен огонь.

Определенные методы предсказания не требовали получения разрешения в видении. Человек мог увидеть свое будущее глядя в загустевшую кровь барсука, оставленную в туше на ночь. Наступающий-День предоставил описание предсказания по барсучьей крови.

Если ты убил барсука, положи его на спину. Вытащи внутренности, но оставь внутри кровь, и ты сможешь кое-что сказать следующим утром. Если человек посмотрит в нее, он сможет увидеть там себя. Я знал о четырех молодых людях, которые сделали это. Один увидел человека с черным лицом, только кожа да кости. Он умер после долгой болезни. Другой увидел очень старого человека с множеством морщин и волосами, белыми как снег. Он дожил до преклонного возраста. Один увидел оскальпированного человека. Его убили в битве вскоре после этого. Последний увидел молодого человека с закрытыми глазами. Он умер в раннем возрасте.

Все эти люди были молоды. Старики говорили им не делать этого, потому что это был верный способ узнать, как ты умрешь. Старики думали, что это будет беспокоить молодых людей и потревожит их. Это вглядывание в барсучью кровь было открыто случайно, когда один человек пошел на охоту.

Информация о предсказании по лопатке и воде предоставлена Ясным-Днем. Он не был уверен были ли это техники, которым обучались или которые открывались в видении.

Я знал старого суто, который мог предсказать будущее разбивая лопаку животного и читая трещины. Я никогда не видел ни одного кри, который бы делал это.

Равнинные кри предсказывали будущее глядя в воду. На тропе войны у каждого человека была чашка [для питья]. В пути глава отряда наполнял свою чашку водой до половины. Затем он говорил с Манито. Люди развели большой костер. Глава встал на колени, натянул на голову плащ, держа его с обеих сторон, чтобы затенить глаза. Он пристально смотрел в воду - постоянно вглядывась под разными углами. Он спрашивал: «Огонь ярко светит на воду?» Люди отвечали: «Да». Когда костер потухал, он говорил им разжечь его снова. Наконец он сказал: «Затвра враги найдут вас, пока вы будете охотиться на бизонов». Случилось так как он сказал. Я никогда не видел чтобы это делалось кроме как на войне, хотя это можно сделать также и на охоте. Это называлось вапи-мумпи, Зеркальная Вода. Иногда то, что предсказывал провидец, не случалось, но довольно часто случалось».

Привилегией видения, которая давала значительный престиж, была привилегия постройки загона для бизонов. Человек должен был обладать сверхествественными гарантиями, что он сможет заманить бизонов в загон, прежде чем он сможет построить его, поскольку успех зависел от помощи сверхъестественных существ шамана. Примечательно что сооружение запруды для рыбы не требовало разрешения видения.

Не все возможности, полученные через видение могли быть переданы. Мы уже отмечали, что связка могла быть предана и могла защищать нового владельца, так же как она защищала получившего видение. Знание различных лекарств из растений считалось изначально переданным через видения, но почти всегда достигалось через приобретение. Способность лечить, однако, не было полностью передаваемой. Шаманские приемы лечения и ритуалы определенно предавались от одного шамана к другому, но право заниматься лечением должно было быть получено во сне. Человек вряд ли мог стать известным врачом, кроме как сам пережив сверхъествественное посещение. Физические детали, связанные с постройкой колдовских палаток и загонов для бизонов несоменнно получались новичками от опытных людей, но новички в целом утверждали, что они получили сверхъестественное одобрение на проведение этих практик.

Привилегией видения, которая часто предавались от отца к сыну, было право организовать определенную церемонию в соотвествии с обетом. Все священные церемонии проводились в исполнение обетов, данных для того чтобы обеспечить сверхъестественную помощь больному родственнику или себе самому. Человек обычно клялся организовать церемонию, которую он имел право проводить. Если давший обет этого права не имел, он был вынужден воспользоваться услугами человека, который имел необходимое одорбение видения, и который проводил церемонию.

Когда духовный помощник говорил человеку, пользующемуся его помощью, что ему дастся право проводить церемонию, например Дымящегося Типи, песни, которые он будет использовать, передавались ему. Однако, детали ритуала должны были быть тщательно изучены у людей, которые принимали участие во многих церемониях Дымящегося Типи.

Обычно, любая духовная сила могла назначить церемонию. Например, право организовать танец Солнца может исходить от Солнца, или Бизона, или Грома, или других духовных сил. Это было истинным для всех опытов видения. Среди сверхъествественных существ было мало специализации в назначениях. Немногие ритуалы проводились в честь и передавались одним конкретным духом. Так, танец Отдачи был подношением Костлявому Призраку, и привилегия проведения этого танца давалась только этой духовной силой.

 

Верования

Рассказывались истории о встрече с гномами, мемеквечивак, которые жили по берегам рек и в дюнах. Кремневые наконечники с обтыми краями, находимые во многих местах, по поверью изготавливались этими гномами. Хотя эти существа не являлись людям в видениях, они могли даровать силы и дейстовать как духовные помощники. История, рассказанная Наступающим-Днем, иллюстрирует поврерья, касающиеся их.

Около двадцати лет назад тот, кто рассказал эту историю, умер. К юго от Юнити было озеро называетмое «Где Они Видели Детей». К юго от озера, приблизительно в миле, есть дюна. Вот где он их видел.

Они разбили лагерь около того места в «Маленькой Круглой Долине». Была осень и было немного снега. Хорошо-Одетый-Человек взял свое ружье и пошел охотиться на бизонов. Он увидел волка и застрелил его. Он был почти белый. Он вспомнил, что однажды видел во сне, что если наденет в битве белую волчью шкуру, ни одна пуля не попадет в него. Он снял с него шкуру, когди и все остальное. Он поговорил со стоим духовным помощником. «Ты сказал, чтобы я носил твое одеяло. Я надеюсь, что ты не солгал мне». Он привязал ремень к носу и потащил тушу, чтобы смыть кровь в снегу.

Проходя мимо дюн он что-то услышал. Он увидел маленького человека, стоящего на небольшом растоянии. Он улыбался ему. Он видел это. Дюна была похожа на дом, и маленький человек стоял у двери. Дверь открылась и вышел еще один и прислонился к косяку двери. Он так внимательно смотрел на маленьких людей, что не заглянул внутрь. Они были одеты как белые дети, в ботинках и темной одежде, шапках с козырьком; у них были кудрявые волосы. Их глаза были пустыми, а их рты как морды животных.

Один вышел и поглядел на волчью шкуру.

«Отдай ее мне».

«Нет я не могу».

«Лучше отдай».

«Нет, я не могу. Я взял ее, чтобы сделать из нее то, что хочу».

«Хорошо, мы будем бороться за нее».

«О нет, я никогда не борюсь». Маленький человек просил четыре раза. Наконец Хорошо-Одетый-Человек согласился бороться. Он положил ружье. Он снял свою куртку. Он затянул свой пояс. Маленький человечек снял свою шапку. Хорошо-Одетый-Человек внимательно посмотрел на него. Они начали бороться. У маленького человека были короткие руки, поэтому он не мог обхватить Хорошо-Одетого-Человека вокруг пояса, но он сжал его в своих руках так, словно они были из железа.

[Здесь Наступающий-День перешел к рассказу от первого лица и в настоящем времени.] Я поднял его, думая бросить его. Я бросал его, но он снова вставал. Иногда он хватал меня и бросал меня, но я всегда приземлялся на ноги. Он не мог бросить меня. Я начал потеть. Маленький человек у дверей смеялся. Я почти выдохся, когда сбил его и положил на землю. Второй засмеялся. «Поделом тебе. Ты побежден». Маленький человек сказал: «Я запнулся о твою ногу, вот почему ты победил меня». Переведя дыхание, мы начали бороться снова. Я снова почувствовал его руки. Когда я был почти совершенно измотан, я сбил его. Человечек у двери очень смеялся.

[Гном сказал] «Я думаю достаточно. Ты победил меня два раза, но только потому что я запнулся об твою ногу». Он поискал в своих карманах и вытащил что-то. Он передал это мне - это был камень в форме наконечника стрелы. «Храни его всю жизнь. Никогда не будет зла. В случае, если твои друзья заболеют, ты сможешь вылечить их этим. Если будет война, я позабучусь о тебе. То, что я дал тебе, сделает твое тело крепким, как камень. Тебя никогда не убьют. вот все, что я хочу тебе сказать». Он взял свою шапку и пошел назад. Перед тем, как войти в дом, он повернулся и сказал: «Всегда, когда приближается болезнь, думай обо мне. Я буду с тобой. Думай о месте, где я живу». Я увидел как закрылась дверь, и в следующий момент там не было ничего кроме песка. Я больше никогда не видел его после этого.

Он [Хорошо-Одетый-Человек] был храбрым человеком, и его ни разу не ранили. Он был единственным человеком, кого я знаю, кто видел их. Вещь, которую он получил, называется петпехака. Я видел ее дважды. Он показывал ее перед тем, как рассказывал эту историю. Он хранил ее в мешочке на шее.

Некоторые шаманы утверждали, что посещали страну мертвых. Один утверждал что он принес слоговую письменность кри из мира духов. Эта письменность была на самом деле изобретена в 1841 году Джеймсом Ивансом, миссионером. Ясный-День передал свою версию этого события:

Лесной кри по имени Зов-Барсука умер, а потом ожил снова. Пока он был мертвым, ему были даны буквы слогового письма и было сказано, что ими он может писать на кри.

Бьющий-Его-В-Спину изучил эту письменность у Зова-Барсука. Он организовал пир и объявил, что научит ей любого, кот пожелает учиться. Вот так я выучил ее. Зов-Барсука также научил письменности миссионеров. Когда письмо было дано Зову-Барсука, ему было сказано: «Они [миссионеры] изменят письменность и скажут, что она принадлежит им. Но только те, кто знает кри, смогут прочитать ее». Вот откуда мы знаем, что эта письменность не принадлежит белым, потому что ее могут прочитать только те, кто знают язык кри.

В другом случае, воскресший человек видел особую пищу подаваемую жителям страны духов. Он организовал танец, во время которого подал пищу, похожую по виду на ту, которую заметил в «мире зеленой травы».

В третьем случае посещение страны мертвых было связано с личным опытом информатора. Он не принес назад послания.

Надо заметить, что присутствовали все необходимые элементы для ревайвалистского восстания, такие как пляска Духов. Сильная личность легко могла объявить, что она посетила мертвых и получила поддержку от них для изгнания белых. Однако, такая личность не появилась.

Несколько лет назад шаман из Моз Маунтин по имени Па-тчапич, создал культ, который содержит элементы старой шаманской практики и католических ритуалов. Он распространился на две другие резервации, но не приобрел большого влияния.

Поведение животных было признано показателем изменений погоды. Вот некоторые из признанных примет погоды:

Если нырки кричат во время полета, это знак приближающегося дождя.

Если собаки играют в плохую погоду, скоро наступит хорошая погода.

Если лошади трясутся во время бури, это означает что буря скоро стихнет.

Если койот лает коротким лаем, будет сильный ветер.

Крик земляных белок означает, что приближается дождь.

Случайное осквренение священного объекта считалось плохим предзнаменованием. Если священная связка падала на землю, мог последовать гнев духовных сил. Во время одного танца Солнца изображение орла, которое было прикреплено к центральному столбу, открепилось и упало. Устроитель танца устроил большую индейскую паровую баню в честь Силы Духа Орла вскоре после танца и таким образом предотвратил плохие последствия.

 

«« назад