МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография и культура >

Рисуночное письмо оджибвеев

George Copway (Gaagigegaabo), «The traditional history and characteristic sketches of the Ojibway nation» (1850), отрывок из главы «Chapter X. Their Language and Writings»; перевод С. Педченко

 

...Записи оджбвеев имеют двойное значение. Иероглифические символы материальных объектов представляют передачу традиций от одного поколения другому. Это более относится к их религии, которая сама основана на традиции. Рисуночное письмо наиболее распространено, и используется вместе и в шаманизме и в охотничьих песнях. Вот знаки, подразумевающие предложения, которые следует петь:

Это одна из их военных песен, которую можно прочитать по-английски следующим образом:

I.
Я поспешу на землю врага,
С воинами в боевом убранстве и с луками.

II.
Я выпью кровь из самого их сердца;
Я превращу их радость в горе
Их храбрецам, их предкам я брошу вызов,
И утолю месть народа.

III.
Они в своих домах сейчас счастливы и свободны;
Но хмурые облака увидят они над своим лагерем;
И самые маленькие из моих людей увидят высоких
Храбрецов разогранных, скитающихся и падающих.

Воин представлен фигурой человека с луком подле него и стрелами в его руке; с орлиным пером, развевающимся над его головой, означающим его знакомство с военной жизнью. Следующая фигура представляет наблюдающего воина, такого же храброго, но сердце представлено как умершее. Изогнутая линия из его рта показывает, что он кричит. Следующая фигура представляет человека с длинными волосами, показывая что лучшие воины врага падут и их стоны будут слышны как стенания женщины. Вигвам с дымом, вьющимся вверх, означает огонь совета и пренебрежение к надпадению. Остальные вигвамы без огня; а черный вигвам означает тишину и смерть.

Когда я был маленьким, меня научили этому, и, распевая, я мог в воображении увидеть врага, хотя ни одного из них не было в радиусе ста миль.

В их военных песнях животные таким же образом представлены по-разному. Из копыт оленя делают погремушку, которую трясут во время пения.

Эта погремушка иногда использовалась для передачи новостей от одного народа другому; но в большинстве случаев для этого использовались раковины. Я присутствовал на собрании в Канаде, когда связка бус была получена с истоков Верхнего Озера. Воцарилось глубокое молчание, затем последовало прочтение послания, а по его окончании продолжительный шум огромного собрания, выражающий согласие людей.

Есть место, где священные записи хранятся в индейской стране. Эти записи сделаны на коре и деревянных листах, и проверяются раз в пятнадцать лет, когда испорченные листы заменяются на новые. Эта тайна обычно неизвестна тем людям, которые с интересом изучают индейцев, и следят за ними во всех их скитаниях, чтобы получить представление о их религии и обрядах, которые, какими бы абсурдными ни казались, тем не менее содержатся в таком стойком уважении, что они создали для этого покров почти непроницаемой тайны. Он заключил, что вся Природа вокруг него окутана тайной - бесчисленные духи всегда были рядом, чтобы передать благую вещь и отвести зло, и что они существововали как цепь, соединяющая небеса с землей. Его шаманская сумка содержала все эти природные предметы леса, вокруг которого, по его мнению, скапливалась великая тайна. Чем больше тайны, тем больше казалось связан с ними Великий Дух.

Кит был объектом большой важности, потому что он был посвящен Высшему Существу, и приближение к нему и непочтительный взгляд на него, оскорбили бы его и его детей. Поэтому они никогда не приближались к нему, кроме как в глубочайшем молчании и благоговении. С большим благоговейным трепетом перед духовными вещами, индеец неохотно открывал все, что знал о своем культе и предметах и обрядах, которые увековечивали его.

У большинства индейских народов Запада есть места, в которых они хранят записи, от которых, как говорится, произошла их религия. У оджибвеев есть три таких места около вод Верхнего Озера. Десять мудрейших и наиболее достойных почтения представителей народа живут около них и назначены их хранителями.

Пятнадцать лет проходят между каждым открытием. В конце этого срока, если появляются вакантные места в следствие смерти, другие люди избираются весной этого года, которые, около августа месяца созываются присутствовать при открытии хранилищ. Когда они открываются, вся информация, известная и связанная с ними, передается новым членам. Затем предметы демонстрируются им. После этого листы тщательно проверяют, и если какие-либо из них начали портиться, их изымают. Делаются точные копии и помещаются вместо них. Старый документ разделяется поровну между мудрецами. Он очень высоко ценится из-за того что подвергся хранению. Как священный предмет, каждая частица его считается священной, и кто бы ни использовал его, может стать мудрым. Он считается действенным средством для любой доброй цели, для которой может использоваться.

Эти записи сделаны на пластинах сланца, меди, свинца и на коре березы. Говорится, что запись - это запись того, что Великий Дух дал индейцам после потопа, и что руками мудрецов было предано с тех пор в другие части страны. Там содержится свод моральных законов, которые индейцы называют «тропой, созданной Великим Духом». Они верят, что долгая и благополучная жизнь будет результатом соблюдения этого закона. Записи содержат определенные знаки, которые передают древнюю форму религии, и правила для посвящения четырех священников, которые одни должны разъяснять их. В них представлено, как человек жил счастливо в своем вигваме, пока смерти не было в этом мире, и тропа, которой он тогда следовал, является примером для тех, кто живет в настоящее время.

Во время своих путешествий по всей стране оджибвеев, мне было рассказано большое множество фактов относительно этих тайных хранилищ, о которых большинство моих собратьев не знает.

Вождь из Лак Кор Орей («Лосиного Хвоста») весной 1836 года рассказал моему дяде Джону Тончи с озера Райс Лейк об одном из этих хранилищ около устья озера «Раунд Лейк».

Он сказал, что был избран одним из хранителей за пять лет до этого, и что хранители долгое время выбирали для хранилищ наиболее необычные места, где они выкапывали пятнадцатифутовую яму и врывали в землю вокруг нее большие кедровые деревья. В центре помещали большое полое кедровое бревно, замазанное с одной стороны смолой. Открытый конец был наверху, и в него помещали записи, после того как заворачивали их в пух гуся или лебедя, который сменялся при каждой проверке. Эти перья потом использовались на войне, так как предполагалось, что они меют защитную силу. При установке лагеря несколько таких перьев оставляли возле места, где танцуют воины.

Вот нескоторые фигуры, используемые в письме. Ими и другими подобными оджибвеи могли записать свои военные и охотничьи песни.

Хорошо сведущий в них индеец мог отправить послание другому индейцу и при их помощи быть так же хорошо понятым, как бледнолицый при помощи букв.

Существует более двухсот знаков в основном использовании для всех целей корреспонденции. Предметы представлены их изображениями.

Знаки, используемые при рисуночном письме:

Приглашение индейца прийти на церемонию весной делется в следующей форме:

Весь текст будет читаться так:

«Слушайте слова Сагима.
Великий Шаманский Вигвам будет готов через восемь дней.
Вы, кто живете в лесах возле Озер и у потоков воды, приплывайте на своих каное или приходите по земле на церемонию Великого Духа».

Наверху, вигвам и шаманская ограда или храм представляют хранилища мадицины, записей и место действия. Вигвам представлен с человеком в нем; точки наверху обозначают коилчество дней.

Эти рисунки использовались оджибвеями до знакомства их с европейскими обычаями. Когда это случилось, они в большой степени забросили свою коррепонденцию с другими народами, за исключением особых посланников, и стали очень осторожны в выдаче информации о своей религии белым, потому что они, белые, смеялись над ней. В этом месте стоит отметить, что какими бы смешными ни казались простые обряды и церемонии, при помощи которых необразованный индеец выражал свою веру Великому Духу, они были дороги и священны для него, и насмешку никогда не следует использовать чтобы освободить его заблуждающийся ум от давно сформированных мнений. Это был бесплодный способ - исправить его через насмешки; и человек никогда не сможет пропитать свой ум принципами истинной религии при помощи таких средств.

Во время опасности или войны, бусы и раковины использовались для передачи сообщения, и этот обычай все еще в моде.

Эти бусы и раковины окрашивались и каждая имела свое значение, в соотвествии с положением на нити. Черный означал войну или смерть. Белый - мир и благополучие. Красный - сердце врага. Частично красный и белый или оба смешаны - начало мира или начало войны.

Числа обозначались на ракушках. Узел давал понятие о начальной точке, или имени человека, посылающего сообщение. Нанизывая ракушки и бусы, сначала нанизывали конец сообщения, так чтобы первое слово послания было последним. Этот способ корреспонденции наиболее обычен.

Триста лет назад делавары посылали сообщения таким образом шауни в Сандаски на озере Эри, а те оджибвеям на озерах Верхнем и Гурон.

Этот способ использовался Понтиаком в его обращениях к индейцам на Мичигане, Гуроне и на равнинах запада во время войн. Индейцы говорят, что эти бусы не могут врать, потому что человек не может переделать их или добавить к ним что-либо во время путешествия.

 

«« назад