МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины > Переводы и статьи по истории и этнографии >

Истории команчи

Истории, опубликованные в диссертации Херваны Бекер Бэрнард "Команчи и его литература". Указано имя рассказчика и год, когда она была рассказана автору. Из газеты Комитета по сохранению языка и культуры команчи NM Tekwapha nomneekat newsletter; перевод weshki

 

Мальчик команчи, который попал в плен.
Большая стрела.
Охота за перьями.
Целитель и исцеленный.
Эхкап-та
На ах на
Каньон Красной Скалы.
Асе коно
Пиа мопитси кахни

 

Мальчик команчи, который попал в плен.
/Рейчел Моу-уат, июль 1940/

Давным давно, когда команчи были на тропе войны, во время битвы с осэйджами пропал мальчик. Осэйджи взяли его в плен и привели в свою страну. Там они привязали его к верхушке рамы из шестов. Его ноги и руки были изранены.

Дома его мать отец и сестра оплакивали его. Муж его сестры и два других воина отправились на его поиски.

Наконец они достигли лагеря осэйдж. Предусмотрительно оставшись в укрытии, они подождали пока не спустилась тьма, и они не смогли с большей безопасностью отправиться на поиски пропавшего мальчика.

«Вы двое останьтесь в засаде и стерегите лошадей», - сказал муж сестры мальчика после того как наступила ночь. «Я приведу его, если найду».

В это время осэйдж готовились к великому военному танцу - церемонии, которой они отмечали свою победу. Мальчик слышал, как осэйдж разводили костер прямо под его подвешенным телом. Пробыв без еды и воды в течение долгого дня под полящим солнцем, он почти умирал от своих мучений. Он слышал как неподалеку барабаны отбивали свой медленный ритм.

Осторожно подкрабываясь ближе и ближе к огню, муж его сестры внезапно услышал над собой стон. Посмотрев наверх, он в зловещем свете увидел тело.

«Это ты?» - хрипло прошепттал он.

«Да», - послышался слабый ответ. «Но нет никакой возможности вытащить меня отсюда и подвергать опасности твою жизнь. Я умру». Мальчик больше не мог говорить. «Я схожу за свой лошадью и потом заберу тебя домой. Я вернусь, ты слышишь?»

«Да», - тихо прозвучал слабый ответ.

Спешно муж сестры мальчика привел лошадь и одного из своих спутников. Великий танец подходил к своему пику, и осэйджи на счатстье забыли о своем пленнике. Перерезав веревки, привязывавшие мальчика в концам столбов, воин опустил его вниз на спину своей лошади и привязал, так как тот был слишком слаб, чтобы сидеть, и отправился домой.

Не только родвственники, но и вся группа команчи приветствовала мальчика по возвращении домой и прславляла его спасителей. Чтобы выразить свою благодарность, отец дал своему зятю в награду одну из лучших своих лошадей.

 

Большая стрела.
/Рэндлетт Паркер, июнь 1940/

Большая Стрела был великим охотником, лучшим в племени. Когда другие терпели неудачу, он был тем, кто приносил пищу голодным соплеменникам. Однажды он решил отправиться к северным племенам. Зная, что его не будет какое-то время, он созвал охотников племени и провел совет, где были выбраны те, кто будет заботиться о людях, на время его путешествия на север. Какое-то время пищи было в избытке, но когда бизоны начали свою ежегодную миграцию на юг, молодым охотникам стало все труднее находить и убивать добычу. Большое мастерство требовалось, чтобы выследить осторожных вапити и быстрых оленей. Так как никто из молодых охотников не был достаточно умел в выслеживании дичи, племя несколько дней находилось без пищи. Что могли они сделать? Если бы только Большая Стрела вернулся!

Далеко на севере человек сидел в доме совета с вождями великих племен. Это Большая Стрела слушал вождей, говорящих о своих народах. Медленный ритм барабана должно быть усыпил его, потому что он увидел себя стоящим на незнакомой горе, и рядом с ним стояла фигура, завернутая в шкуру бизона, и на голове ее было украшение из орлиных перьев к которому была прикреплена пара рогов бизона.

Повернувшись к Большой Стреле человек сказал: «Не бойся, подойди к краю утеса, потому что мне есть что показать тебе». Большая Стрела подошел к краю.

«Посмотри», - воскликнул голос. «Далеко в долине, что ты видишь, великий охотник?» Он увидел голодащих родственников и членов своего племени, кочующих с места на место в поисках пищи. Гремящий звук пробудил Большую Стрелу от сна. Он взглянул и увидел шамана, танцующего перед ним, поющего и трясущего погремушкой над головой. Шаман был странно знаком. Конечно же, он видел его раньше! Внезапно Большая Стрела узнал его - он был той фигурой на горе, завернутый в шкуру шаман его сна.

Утро застало Большую Стрелу далеко на пути к дому. Знакомые места мелькали по мере его движения на юг. Он приехал на старую стоянку, но только для того, чтобы узнать, что племя ушло. Поехав на запад, он нашел их разбившими лагерь у подножия большой горы. Новость разлетелась - Большая Стрела вернулся. Хорошая новость, потому что теперь у них будет еда.

Большая Стрела созвал всех охотников племени вместе. Ловушки и капканы были поставлены, чтобы поймать кроликов и другую мелкую дичь. Охотники видели, как Большая Стрела подошел к краю леса и исчез в высокой траве.

Потом они увидели то, что показалось странным животным, высовывающим свою голову из высокой травы. Они знали, что это Большая Стрела встал кверху ногами, совершенно неподвижно. Вскоре на краю леса появился олень. Заметив странного зверя в траве, любопытное животное осторожно приближалось, нюхая воздух. Когда олень подошел совсем близко, Большая Стрела, быстрый как молния, схватил свои лук и стрелы и убил оленя. С радостным криком несли охотники добычу в лагерь.

В эту ночь был устроен большой пир в честь Большой Стрелы, великого охотника.

 

Охота за перьями.
/Вайда Тахчау-вика, январь 1939/

Жил однажды индеец с женой и двумя сыновьями, который кочевал со своими соплеменниками с места на место, туда, где трава была достаточно хороша для лошадей племени. Старшый его сын был женат на молодой и красивой девушке из известной в племени семьи. Из-за того, что младший сын был известен своими смелостью и сноровкой, все любили его, включая молодую жену старшего брата. Старший брат долгое время ревновал к нему свою жену.

Однажды их родители, найдя необходимым отлучиться на несколько дней, оставили их троих по попечение лагеря. Когда они остались одни, в первый же день старший брат предложил пойти на охоту за перьями. В поисках они вышли к реке, текшей быстро и полноводно. Прямо на берегу реки стояло высокое дерево, на верхушке которого они смогли разглядеть птицу возле гнезда с двумя птенцами.

«Торопись! Заберись на верхушку дерева и достань их, пока они не улетели», - сказал старший брат. Когда мальчик полез наверх, брат приказал жене струбить дерево.

«Нет, конечно же ты не желаешь этого!» - заплакала она.

Она умоляла его, но когда муж пригрозил убить ее, плача она начала рубить дерево. Когда мальчик добрался до верхушки и уже мог дотянуться до птенцов, дерево начало падать в воду.

Поняв свое положение, он подвинулся к той стороне, которая должна была оказаться на поверхности воды. И в тот же момент он увидел, что бурный поток уносит его на бревне вниз по тчению.

На второй день после этого несчастья вернулись мать и отец. Сразу же они заметили отсутсвие любимого сына. Старший брат объяснил, что мальчик ушел на охоту и не вернулся. Был отправлен отряд для поисков, но его нигде не нашли.

На третий день, в сумерках дерево наткнулось на большой пень, стоявший на берегу. И в тиши этого места мальчик расслышал голоса. Оглядевшись вокруг он увидел бегущих к нему людей и узнал, что находится около дружественной индейской деревни. Индейцы приветствовали его и выслушали его историю. Дочь состоятельного вождя племени проявила интерес к его судьбе и пожелала усыновить его. Он также понравился и ее родителям.

Спустя шесть лет, показав себя стоящим человеком, он женился на девушке из этой деревни. На седьмой год он сказал своей семье и приемной матери, что скучает по своим людям и хочет повидать их.

Вся семья вождя участвовала в приготовлениях к путешествию. Спустя неделю, когда они были уже близко от поселения его родителей, они поставили на ночь лагерь. Индеец соседнего племени, пришедший повидать их тем вечером, внезапно воскликнул: «Да здесь мой давний дорогой друг. Узнаешь ли ты меня?»

И двое друзей провели вечер вспоминая приключения своей юности. На следующее утро они прибыли в деревню, и люди бросились навстречу приветствовать их. Среди соплеменников он нашел отца и мать.

«А где же мой брат?» - огорченно спросил мальчик. В своем сердце он давно простил старшего брата.

«Только услышав новость о твоем приезде», - вызвался рассказать один из стариков, - «он вскочил на лошадь и умчался прочь к холмам, проскакав на всем ходу через всю деревню».

 

Целитель и исцеленный.
/Херман Асенап, июнь 1940/

Давным давно индеец, который хотел стать шаманом, отправился в одинокое место на вершине холма и взял с собой больного человека. Хотя он знал, что для того, чтобы получить видение надо уснуть, всю первую ночь он провел в беспокойстве и тревоге, без сна. И на следующую ночь он остался на месте со своим пациентом. Будучи сонным, он быстро задремал. Пришло видение и голос четко произнес.

«Встаньте на рассвете. Идите на восток к подножию холма. Там вы найдете полноводный поток. Искупайтесь в ручье и два раза нырните по направлению на восток, а потом два раза - по направлению на запад. Всего четыре. Когда вы вынырнете в последний раз, вы увидите аллигатора, который послужит вам мостом через поток».

Следуя указаниям, оба человека искупались в ручье у подножия холма; дважды они нырнули на восток и дважды на запад; и нашли на западной стороне, куда они приплыли, аллигатора. И остановились там в тревоге и нерешительности. Зная, что они не смогут обрести сверъестевтвенные силы, если не повинуются полностью голосу Великого Духа, они перешли по нему через реку, и достаточно безопасно. На другой стороне они остановились помолиться аллигатору и поблагодарить за руководство, милосердие и доброту.

Внезапно оба они осознали, что получили особые силы, которые искали: больной исцелился, а второй человек стал шаманом.

 

Эхкап-та.
/Рейчел Моу-уат, июнь 1940/

Однажды в прежние времена Эхкап-та вышел на тропу войны вместе с другими воинами племени. Во время внезапной и неожиданной атаки из засады многие его соплеменники были ранены или убиты. Те, кто могли уйти, бежали во всех направлениях. Среди захваченых лошадей был и прекрасный военный пони Эхкап-та, и вскоре Эхкап-та нашел себя одиноким, голодным, усталым и заблудившимся.

После заката ему показалось, что кто-то следует за ним. Он оглянулся и посмотрел. В далеке позади себя он увидел на равнине странную форму, вырисовывающуюся на фоне вечернего неба. Он остановился, и форма остановилась. Он пошел, и форма снова последовала за ним. Дойдя до леса, напуганный и усталый, он присел у дерева отдохнуть.

Вскоре усталость принесла сон, а вместе со сном видение, в котором проявилась форма или призрак, шедший за ним. Он сказал: «Я следовал за тобой, но из-за того, что бы был напуган и полон подозрений, я не смог подойти близко. Я знал, что ты попал в беду, что ты голоден и заблудился, и я хотел помочь тебе». Призрак помолчал.

«Завтра, когда ты проснешся на рассвете, иди прямо на восток пока не дойдешь до ручья. Освежи себя в водах потока. Потом продолжи свой путь на восток. За холмом ты увидишь множество лошадей. Возьми одну и езжай домой». Видение растаяло.

На следущее утро, встав рано, Эхкап-та сделал так, как ему было сказано. Пойдя в сторону восходящего солнца он нашел ручей, искупался, перешел через холм, поймал одну из лошадей, которых нашел на другой стороне, и безопасно приехал домой.

 

На ах на.
/Рейчел Моу-уат, июнь 1940/

Давным давно, Наахна, молодая девушка команчи, жила с соплеменниками в лагере на берегу реки. Внезапно группа обнаружила, что она окружена осэйджами. Разведчики, наблюдавшие за лагерем, не предупредили об опасности. Лошади вокруг лагеря, которые были стреножены и готовы на случай внезапного нападения, были освобождены и угнаны. Команчи пришлось спасать свою жизнь бегством. Под градом стрел врага Наахна была ранена. Она упала на землю и притворилась мертвой. В беспорядке осэйджи перепрыгивали через ее тело, убивая всех вокруг. На ней было красивое платье из оленей шкуры и мокасины, но в разгаре сражения никто не остановился и не обратил на них внимание.

Некоторые команчи в безопасности достигли гор и леса, но многие, многие другие остались лежать ранеными и убитыми. Наахна притворялась умершей, пока все не стихло, и враг не ушел. После наступления темноты она начала передвигаться небольшими переходами. Те, кто остался в живых, вернулись, чтобы забрать те остатки своего имущества, которое могли найти. Одна женщина, которая не могла найти свою обувь, увидела мокасины Наахны, которая показалась ей мертвой.

«Что же, моя подруга», - сказала женщина на языке команчи, - «ты погибла и покинула нас, но я все еще хожу по этой земле. Мне жаль, но мне нужна твоя обувь».

Наахна узнала язык своего племени и повернулась, чем напугала женщину почти до безумия.

«Мне понадобится моя обувь. Я не мертва, я просто притворилась мертвой, потому что приняла тебя за врага. Можешь надеть мои мокасины, подруга, если увидишь, что меня в безопасности принесли к моим людям».

Наахна и многие другие раненые и выжившие люди были перенесены в безопасное место, где поставили новый лагерь.

 

Каньон Красной Скалы.
/Моу-уат/

Маленькие высокие мальчики, бегуны на тропе войны, возвращались домой через красный каньон. В далеке, среди деревьев они услышали крики о помощи. Голос спрашивал: «Есть ли здесь кто-нибудь, кто может мне помочь?» И в нем слышалось страдание. Посмотрев в направлении, откуда раздавались крики, они заметили как орел снова и снова взмывал в воздух и падал вниз. Подойдя к месту они нашли стоящего там Нанапи.

Гном произнес слабым голосом: «Я думал, что пришел мой последний час. Орел кидался на меня и рвал когтями. Я уже был готов сдаться, когда вы пришли и спугнули его».

Мальчики увидели, что у этого странного человека очень маленькое тело, выкрашенное в красный цвет, и очень длинные волосы. Они хлопали глазами от удивления, а маленький человечек исчез. Он совершенно пропал, и они нигде не могли найти его.

Удивляясь тому, что могло случиться с этим существом, они продолжили путь, но не надолго. Из-за усталости, голода и жажды, они решили провести ночь под прикрытием деревьев.

Этой ночью во сне их посетило видение - молодой человек предстал перед ними. Они узнали гнома в форме молодого человека.

«Вы спасли мне жизнь, и теперь я помогу вам. Я оставил два кусочка агата на том месте, где вы нашли меня. Пусть каждый из вас возьмет кусочек и съест его. И никогда вы не познаете болезней или смерти», - сказал человек в видении. «Я дам вам силу дожить до старости и сохранить здоровье в преклонном возрасте. Встаньте утром на рассвете и идите на восток, пока не дойдете до ручья. Там у вас будет вода. За ручьем на другой стороне холма будет несколько лошадей, которых вы сможете поймать и доехать домой к свой лагерь».

Они последовали указанию, данному в видении, и в безопасности вернулись домой.

 

Асе коно.
/Херман Эсенэп, июль 1940/

Эта история об Асе коно, сыне матери-апачи и отца-команчи. У матери не было выживших детей. Каждый из них умирал вскоре после рождения или в детстве. Наконец она с новорожденным ребенком, здоровым на вид мальчиком, пошла к шаману за советом. Она также хотела найти имя для новорожденного.

Шаман сказал женщине оставить мальчика в траве на том месте, где совсем недавно был разрушен индейский лагерь.

«Вскоре появится старуха с палкой», - сказал он. «Она будет что-то искать в отстатках покинутого лагеря. Найдет ребенка и потом все будет хорошо. И она даст ему имя». Полная надежды мать сделала так, как было указано. После того, как она укрыла ребенка на ложе из трав, пришла старуха с палкой, разрывая ею землю вокруг. Старуха нашла мальчика, дала ему имя Татоаодап и вернула его матери.

Мать жила счастливо со своим ребенком, которого она заботливо растила, пока он не вырос сильным храбрым мужчиной.

 

Пиа мопитси кахни.
/Дэниел А. Бэкер, май 1940/

В давние времена, до того как пришел белый человек, в пещере на южном склоне Горы Лося жил великан. Он был постоянной и страшной угрозой для индейцев, живших к югу от горы, так как каждые две недели требовал от них двух бизонов. Так как с годами бизонов становилось все меньше из-за частой охоты на них множества разных индейских племен, выполнять требование великана становилось все труднее. Медленно приходили белые люди. Они тоже организовывали охоту на бизонов.

Наконец, когда индейцы нашли, что почти совершенно невозможно доставлять требуемое количество бизонов, они устроили совет. Был выбран молодой храбрец, чтобы поговорить с великаном касательно их проблемы. В качестве замены был предложен скот.

Достигнув входа в пещеру воин крикнул: «Великий Великан, я пришел к тебе чтобы задать важный вопрос».

«Что бы хочешь?» - сказал великан.

«В прериях и горах нет достаточного количества бизонов. Не примешь ли ты взамен коров? Мы едим их уже много лет и находим очень вкусными».

«Коровы очень маленькие, но я буду доволен, если твое племя приведет мне двадцать штук», - ответил великан.

Итак бизонов заменили коровами, но смена диеты не пошла в прок великану. Он становился все более раздражжительным, нервным и грозным. Приход такого большого числа белых людей, принеся смятение в тихую горную страну, также потревожил и великана. Индейцы пытались смирить его гнев, приведя ему сорок быков.

Находя свою новую диету все более и более негодной, а вторжение белого человека невыносимым, великан покинул свою пещеру в поисках более уединеного места в большой горной гряде дальше к западу.

 

Аха-Та-Иси (Горячий Кофе). Команчи. 1894 г. Команчи. 1891 г. Держащий-Орлиный-Хвост, шеф полиции. Команчи. 1891 г. Со-Питти. Команчи. 1891 г.
Куана Паркер. Команчи. 1892 г. Вунарди Паркер, дочь Куаны Паркера. Команчи. 1892 г. Дочь вождя Хо-Ве-О (Брешь-В-Соли). Команчи. 1872 г. Две индеанки. Команчи. 1892 г.
Горб Бизона. Команчи. 1872 г. Аса-То-Йет (Серые Леггинги). Команчи. 1872 г. Аса-Хавие, иди Эса-Ха-Бит (Млечный Путь). Команчи. 1872 г. Сваливает-Волков-В-Кучу (вероятно Эса-дова). Команчи.
Ако, полицейский. Команчи. 1898 г. Альберт Аттокни (Одинокое-Типи). Команчи. 1926 г. Тениква. Команчи. 1919 г. Аса-То-Йет (Серые Леггинги). Команчи. 1872 г.
Команчи. 1891 г. Команчи. 1891 г. Команчи.

 

 

«« назад