МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины >

Две истории, рассказанные команчами

Э.Уоллес, Э.Хобел; перевод А.В. Зорина E. Wallace & E. Adamson Hoebel. The Comanches: Lords of the South Plains. Norman. 1952

Аха-Та-Иси (Горячий Кофе). Команчи. 1894 г.

Команчи. 1891 г.

Держащий-Орлиный-Хвост, шеф полиции. Команчи. 1891 г.

Со-Питти. Команчи. 1891 г.

Куана Паркер. Команчи. 1892 г.

Пятеро детей Куаны Паркера. 1892 г.

Портрет Куаны Паркера с тремя из его шести жен. Команчи. 1892 г.

Вунарди Паркер, дочь Куаны Паркера. Команчи. 1892 г.

Горб Бизона. Команчи. 1872 г.

Аса-То-Йет (Серые Леггинги). Команчи. 1872 г.

Аса-Хавие, иди Эса-Ха-Бит (Млечный Путь). Команчи. 1872 г.

Сваливает-Волков-В-Кучу (вероятно Эса-дова). Команчи.

Ако, полицейский. Команчи. 1898 г.

Альберт Аттокни (Одинокое-Типи). Команчи. 1926 г.

Тениква. Команчи. 1919 г.

Аса-То-Йет (Серые Леггинги). Команчи. 1872 г.

Дочь вождя Хо-Ве-О (Брешь-В-Соли). Команчи. 1872 г.

Ребенок в индейской люльке. Команчи.

Две индеанки. Команчи. 1892 г.

Мать Чиверса. Команчи. 1872 г.

Основным принципом политической организации команчей было разделение военной и гражданской власти, что примечательно для столь воинственного народа. Мирный вождь назывался paria-vo. Один из предводителей семейств становился верховным мирным вождем группы, прочие вожди возглавляли свои роды и входили в совет группы. Власть вождя была невелика, он был не более, чем primus inter pares, первым среди равных. Когда команча спросили, как они выбирают своих мирных вождей, тот с досадой отвечал: «Мы не выбираем их. Мы не подражаем белым людям, которые избирают себе предводителя каждые четыре года. Мирный вождь по заслугам своим ступает на свой путь». Вождь считался отцом своей группы, а люди - его детьми. Не было общеплеменных верховных вождей или совета племени. Вожди всех групп собрались вместе только в 1867 году накануне подписания договора на Медисин Лодж - впервые! Советы двух и более групп созывались, если того желали вожди каждой группы.

Военные вожди добивались своего положения своими подвигами и храбростью в боях. Обычно они бывали моложе вождей мирного времени. Каждая группа имела своего военного вождя и ряд военных предводителей более низкого ранга. Показательна в этом отношении история военного вождя группы Водяной Конь.

Жили два брата - 16 и 25 лет. Ни один из них не обладал магической силой. В старое время женщины причиняли много хлопот. Старший брат как-то объезжал вокруг лагеря и повстречал молодую женщину, идущую по следу коровы. Она предложила ему выйти на тропу войны. Они виделись на плясках и она, подойдя к нему, условилась о встрече. «Я молод, а ты хороша собой и уже замужем, - отвечал он ей, - если мы поступим так, то будут неприятности».

Позднее она вновь заговорила с ним на том же месте.

«Для юноши ты ужасный трус», - насмехалась она. Это уязвило его. Он отвечал ей: «Хорошо. Приходи на закате со своим имуществом. Я буду тут с двумя лошадьми».

Ее муж имел привычку курить вечером со стариками. Он велел ей вычистить типи. Когда старики собрались, он велел ей принести огня, а потом ложиться и слушать. Когда она легла, пришла сестра юноши с отличным одеялом и передала его ей, подсунув под край палатки. Затем женщина сказала своей собственной сестре, что выйдет на воздух. Набросив одеяло на голову, она прошла мимо курящих мужчин наружу. Один из них заметил: «Вот идет мальчик с прекрасным одеялом». Она встретилась со своим любовником и они бежали.

Наутро ее муж стал искать жену. Он пошел в типи юноши и спросил его отца, где его сын. Тот отвечал, что не знает, что его не было всю ночь. «Отлично, - сказал муж, - он бежал с моей женой!» Отец выразил ему свое сожаление и тот ушел. Позднее он вернулся, говоря: «Я хочу получить Возмещение (nanewawkuh)». Отец, подумав, сказал ему, что он может выбрать себе весь его табун. Младший брат согласился, сказав: «Все будет в порядке, если ты оставишь только моего любимого коня». Муж засмеялся: «Мне не хватает хороших коней!»

«Хорошо, они твои. Но я не могу отдать их тебе, пока не вернется мой брат». Мать также просила о том и муж согласился подождать.

В это время собирался военный отряд и младший брат захотел пойти на войну. Он был крепким юношей. Он решил показать людям, на что он способен. Он сказал о том отцу и отец отвечал, что доволен тем, что у его сына такие намерения.

«Хорошо, - сказал он, - более того, сын мой, я дам тебе сильного пони для встречи с нашими врагами. Ты должен иметь хорошего мула, чтобы сберечь пони. На него садись только в битве. В прочее время ты должен ехать на муле, а пони вести в поводу. Когда ступите на территорию наших врагов, оставь мула и пересядь на пони. Ему так же тяжело носить тебя, как тебе - встречаться с врагами. Потому делай короткие переходы и отдыхай. Потом двигайся вновь. И так четыре раза, сын мой. Делай так, и ты получишь пони, не знающего устали. Это знаменитый боевой пони среди нашего народа».

Когда юноша стал так поступать, люди удивлялись, но он следовал советам своего отца.

Пару ночей спустя они собрались на стоянке и предводитель отправил разведчика на холм высматривать врага. Вернувшись, тот сказал, что на другой стороне видел два типи. Возвращаясь, он шел по склону зигзагами. Когда военный отряд увидел его сигналы, воины вскочили на коней, схватили копья и натянули луки. Разведчик подошел к вождю с сообщением. Он видел входящих в типи двух мужчин. Они могли увидеть его и потому он тут же лег на вершине холма. Конные воины вперемешку поскакали вокруг холма. Они двигались в открытую. Да! Так они шли, а три семейства врагов удирали, подобно кроликам. Женщины были впереди. Трое мужчин скакали верхом позади, прикрывая их бегство. За ними гнались команчи. Один из врагов имел быстрого и крепкого коня. Он кружил взад-вперед и пытался сдержать команчей. Юноша на своем боевом пони ринулся на него с копьем в руке. Враг упал со своего коня мертвым. Двое других спрыгнули со своих лошадей. Они начали стрелять из ружей. Молодой команч повернул своего пони на них. В одно мгновение он поразил их копьем. Обернувшись, он осмотрелся. Кругом были мертвые враги. По дороге назад команчи растянулись вереницей. Впереди ехали сильные, но и их оставил позади его пони. Передовой ударял всех жертв, крича «a-he!» Прочие шли, держа скальпы.

Это был удачный набег и все вернулись в лагерь. По возвращении была устроена Пляска Скальпов. На следующее утро прекрасные молодые девушки оделись подобно воинам. Они встретили юного храбреца у входа в его типи. Они плясали Танец Вымогателей и пели. Вышел отец юноши. Он знал, для чего они тут собрались. Гордясь своим сыном, он дал девушкам двух лошадей.

Спустя некоторое время юноша отправился в набег уже как предводитель военного отряда. Он повел его на запад. Вступив на территорию врагов, он пересел на своего пони и делал все, как и в прошлый раз. Им пришлось столкнуться лицом к лицу с отрядом юта. Две линии воинов замерли друг против друга. Юноша выехал вперед и принялся разъезжать перед выжидающими юта. Вождь юта погнался за ним.

«Теперь, - сказал юноша одному своему спутнику, - делай то же, что и я». Он приостановился и, когда вождь юта нагнал его, стремительно ринулся на него и поразил насмерть копьем. С воплем помчался он прямо на прочих юта. Подобно молнии убил он двоих из них. Видя такую доблесть, воины его последовали за ним. Юта были разбиты и бежали. Наши люди долго преследовали их. Многих убили, но уцелевшие бежали. Утомившись, команчи повернули назад, скальпировав мертвые тела врагов.

Народ радовался, когда они вернулись в лагерь после таких великих подвигов. Была устроена большая Пляска Победы, продолжавшаяся почти до утра. Юные девушки опять плясали Танец Вымогателей и отец юноши дал им трех лошадей.

Позднее воины устроили Пляску Лошадей. Это означало, что они идут в набег. Юноша был с ними. В тот раз случилась битва с оседж. Врагов вели три вождя. Они были впереди и юноша, налетев, убил их всех. Постоянно в бою его сопровождал пес. Лишившись вождей, оседж продержались недолго. Команчи давили их, как тараканов, и снимали скальпы. Как и ранее народ устроил пляски, а отец юноши раздал четырех лошадей.

Прошло три года. Мальчик стал молодым человеком великой славы. Он был умелым бойцом, убийцей вождей. Носящие Военный Головной Убор встречались с ним. Они говорили с ним о его славных свершениях. Было решено, что юноша может достичь положения военного вождя.

Они сошлись в типи, бизонья покрышка которого была расписана белой глиной. Люди знали, что они сошлись, чтобы сделать юношу военным вождем. Ему было только 19 лет, но он был храбрец.

Одеяла и бизоньи плащи уложили ровным настилом, чтобы воинам было удобно сидеть. Первыми вошли Носящие Военный Головной Убор. Храбрейшие шли первыми, прочие следовали за ними. Пройдя вход, они повернули налево, обошли типи, и тот, кто шел впереди, сел справа от дверей. Они дошли до края настила и предводитель сел на западной стороне. Они стали ожидать юношу.

Когда его призвали, он вошел в типи, пошел налево и сел на свободное место рядом с предводителем. Предводитель обратился к воинам. Он повторил перечисление подвигов юноши и закончил речь такими словами: «Этот молодой человек всегда поступает храбро. Он благороден и смел. Он должен быть одним из нас. Он храбр, как никто, и мы сделаем его одним из нас. Более того, я уступаю ему свое место и почести. Отныне он вождь вместо меня».

Обернувшись к юноше, он взял в руки великолепный военный головной убор с двумя рядами перьев, и возложил на его голову, сказав: «Это лишь пучок перьев, но дается он тебе твоими друзьями».

Мальчик стал теперь военным вождем. Поэтому он подошел теперь к месту справа, к северу от входа, и сел там. Новички обычно садились в конце линии к югу от входа, но он был уже величайшим бойцом.

Завернувшись в одеяло, молодой военный вождь вышел, и тогда все последовали за ним.

Прошло 10 лет. Ему исполнилось 29 лет и он возглавил большой поход к мексиканской границе. Они напали на небольшой лагерь рядом с холмом, похожим на локоть. Они не заметили другого лагеря - больше этого - находившегося за изгибом «локтя». Они встретили более упорное сопротивление, чем ожидали. Команчей отбили и они потеряли своего предводителя. Он яростно сражался и убил много врагов. Им пришлось оставить его. Нога его была прострелена.

Когда силы вернулись к нему, он медленно последовал за своими людьми. Он странствовал одиннадцать дней, но не мог никак найти их. На одиннадцатый день в сумерках он подошел к ручью. Он поднялся на холм и осмотрелся. На другой его стороне он заметил лошадей и дымок от костра. Оставив свою лошадь позади, он подобрался к одинокому жилищу - хижине из веток. Он услышал разговор мужчины и женщины. Они говорили на языке команчей!

Он отложил свое оружие и шагнул к ним. Мужчина приветствовал его и пригласил к себе. Он предложил ему новое платье и постлал одеяло, чтобы тот мог сесть. Этот человек был уже стар. Он жил тут со своей семьей. Он был рад случаю поговорить. Когда они поужинали он сказал: «Теперь мы расскажем свои истории».

Вождь заметил, что его хозяин сказал своей жене, чтобы она пошла и застрелила сокола ради перьев для их мальчика. «Хорошо, я дам несколько перьев из своей связки, иди сюда и возьми», - сказал тогда вождь. Когда жена открыла сумку гостя, она внезапно увидела там принадлежности войны и поняла, что перед нею военный вождь. Хозяин пожелал узнать, кто его гость и спросил у него имя отца. «Мой отец никто, - отвечал тот, - но я сам достиг этих перьев». И он поведал историю своих подвигов, за которые он был удостоен этих перьев. Рассказал он и бегстве своего брата.

Тут одинокий человек узнал в нем своего брата. Они были счастливы соединиться опять.

Старший брат спросил о nanewawkuh за свою жену и узнал, что оно не было выплачено, так как он так и не вернулся к своей группе. Теперь пришло время возвращаться. Вместе со своим младшим братом, вождем, отправился он к своему народу. Жена и дети следовали за ним.

Когда они наконец достигли лагеря, их встретил дозорный. Он велел им обождать, пока он съездит в лагерь и предупредит их родителей. Вождь считался мертвым и семья его носила траур. Его жена потеряла сознание, услышав добрые вести, но пришла в себя и омыла спекшуюся кровь на своих ранах. Она осыпала себя красным порошком. Она была вне себя от радости.

Оба брата приехали и семья, спустя 13 лет, воссоединилась. Старик-отец обменял четырех лошадей на два больших типи - их он получил в подарок от кайова. То были новые дома для его сыновей.

Младший брат, великий вождь, сказал старшему, что тот должен вернуть свою жену обратно. «Если ты не приведешь другую жену, я сам позабочусь о твоих детях». Их мать сказала старшему брату: «Твой брат теперь большой военный вождь. Все должно быть так, как он говорит». Они послали за стариком. Он не хотел идти, пока его не убедила в том одна из его жен - теперь он имел четырех жен.

Когда старик вошел в типи, молодой вождь велел ему сесть между своим братом и его женой. Старик колебался, он был напуган.

«Все будет хорошо», - заверил его старший брат.

Сев, он обнял детей и был доволен.

«Мы решили отдать обратно твою жену, - сказал ему вождь, - завтра, когда ты вернешься, мы устроим пир. Приводи одну из твоих жен. После пиршества ты возьмешь эту женщину и ее детей в свою палатку». Старик и женщина, как некогда, сели на своих лошадей, согласившись приехать на следующий день.

Потом старик предложил двум братьям поставить свои типи возле его палатки. «Мы теперь братья. Мои жены будут ваши в любое время, только попросите».

 

***

 

В то время, как молодые воины соперничали в числе добытых ку, старые знахари и шаманы сходились между собой в колдовских поединках. Среди команчей сохранилась легендарная история об одной такой «битве чародеев».

Шаманы шайенов и арапахо использовали свою силу для вызывания злых духов. Однажды, когда команчи и шайены стояли рядом, шайенны указали на шамана, который может причинить смерть своей силой.

Шаман команчей услышал это и решил пойти посмотреть на этого шайена. Он сел на своего боевого коня, которым управлял без поводьев, и поскакал в лагерь шайенов.

Шайен вышел к нему с приветствием. Он спросил, чего он хочет. Команч отвечал, что желает курить. Шайен пригласил его в типи и сел на северной стороне, в то время, когда команч сел на южной, ближе к Солнцу. Шайен достал длинную трубку. Он набил ее табаком и разжег ее угольком из горевшего в центре палатки костра.

«Должен ли я теперь передать тебе трубку?» - спросил он гостя.

«О, любым путем и все будет хорошо», - отвечал команч, беря ее обеими руками. Он закурил, сделав четыре затяжки. На четвертый раз он втянул в себя яд шайена и ощутил это. Перед тем, как вернуть трубку хозяину-шайену, он подул в нее. Он потер свой живот и дунул. На руку изо рта упало перо овсянки.

«Что ты хотел сделать? - спросил он Шайена, - Я нашел это в чубуке твоей трубки».

«Ха, я не знаю ничего об этом, - отвечал тот, - можешь делать с этим все, что угодно».

Теперь была очередь курить шайену. Он пустил три клуба дыма. На четвертый раз он ощутил боль. Он покачнулся и дунул. Из его рта в руку упало орлиное перо.

«Что ты сделал?» - спросил он гостя.

«Я ничего не знаю об этом, - отвечал команч, - это, должно быть, твое перо, раз оно было в твоей трубке».

«Хорошо, тогда я отдам это перо тебе».

Снова закурил команч и на четвертой затяжке он ощутил боль и, дунув, изверг наружу черного клопа.

«Что это?»

«Не знаю. Наверное, что-то твое».

«О, нет. Скорее клоп твой, ибо трубка принадлежит тебе».

Закурил шайен. На четвертой затяжке выдул он тарантула.

«Что это? - спросил он удивленно, - Это твое?»

«О, нет, как и клоп, это не мое. Ты курил свою трубку».

Снова сделал четыре затяжки команч. На четвертый раз ощутил он ужасную боль и выдул колючую раковину. Шайен сказал, что не знает ничего и об этом. Шаман команчей вернул ему трубку. На четвертой затяжке большой кактус застрял в глотке злого шайенского знахаря. Он дул и дул, но никак не мог избавиться от него.

«Отлично, это был приятный день», - сказал команч, сел на коня и вернулся домой. Когда он вернулся в свою палатку, то услышал вопль из лагеря шайенов: шаман умер. Его магия была превзойдена и он умер с кактусом в глотке.

На следующий день Шайены прислали знахарю команчей лошадь, нагруженную подарками. Они были благодарны ему за убийство злого колдуна.

 

Команчи. 1891 г. Команчи. 1891 г.
Команчи. Церемония пейоте. Команчи.

 

«« назад