МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Юго-восток >

Великий Уктена. Мифы чероки

Из книги Джеймса Муни "Мифы чероки"; подборка и перевод weshki', 2007 г.

 

Дочь Солнца
Змеиное племя
Уктена и Уланса'ти
Оган-уни'тси ищет Уктену
Красный Человек и Уктена

 

 

Дочь Солнца

Солнце жила на другой стороне небесной тверди, но ее дочь жила посреди неба, прямо над землей, и каждый раз, когда Солнце поднималась по небосводу на запад, она останавливалось пообедать в доме своей дочери.

Солнце ненавидела людей на земле, потому что они не могли смотреть прямо на нее, не перекашивая свои лица. Она сказала своему брату, Луне: «Мои внуки уродливы, они ухмыляются до ушей, когда смотрят на меня». Но Луна сказал: «Мне нравятся мои младшие братья. Я думаю, они очень красивы», потому что они всегда приятно улыбались, когода смотрели на него в небе ночью, так как его лучи были мягче.

Солнце завидовала и задумала убить всех людей, и каждый день, приближаясь к дому своей дочери, она посылала вниз такие знойные лучи, что устанавливался сильный жар, и люди умирали сотнями, пока каждый не потерял кого-нибудь из друзей, и не появился страх, что никого не останется. Они пошли за помощью к Маленьким Людям, сказавшим, что единственный способ спастись - это убить Солнце.

Маленькие Люди приготовили медицину и превратили двух людей в змей, Свиноносую змею и Медноголовую змею, и послали их следить за дверью дочери Солнца, чтобы укусить старую Солнце, когда та придет на следующий день. Они пошли вместе и прятались возле дома, пока не пришла Солнце, но когда Свиноносая змея собирался броситься, яркий свет ослепил его, и он смог только выплюнуть желтую слизь, что он и делает до сего дня, когда пытается укусить. Она назвала его мерзким и вошла в дом, а Медноголовая змея уполз не попытавшись ничего сделать.

Поэтому люди продолжали умирать от жары и пошли за помощью к Маленьким Людям во второй раз. Маленькие Люди снова приготовили медицину и превратили одного человека в великого Уктену, а другого в Гремучую Змею и послали их следить за домом и убить старую Солнце, когда она придет обедать. Они сделали Уктену очень большим с рогами на голове, и все решили, что он точно сделает свое дело, но Гремучая змея был так быстр и энергичен, что обогнал его и свернулся прямо снаружи дома, и когда дочь Солнца открыла дверь, чтобы посмотреть не идет ли ее мать, он бросился и укусил ее, и она упала замертво в дверях. Он забыл подождать старую Солнце и вернулся назад в людям, а Уктена был так зол, что тоже вернулся назад. С тех пор мы молимся гремучей змее и не убиваем его, потому что он добр и никогда не пытается укусить, если мы его не беспокоим. Уктена все время становился все злее и опаснее, так что даже от одного его взгляда на человека, его семья умирала. Много времени спустя люди держали совет и решили, что он слишком опасен, чтобы жить с ними, и они послали его вверх в Галанлати, где он и находится сейчас. Свиноносая змея, Медноголовая змея, Гремучая змея и Уктена все были людьми.

Когда Солнце нашла свою дочь мертвой, она вошла в дом и стала горевать, и люди больше не умирали, но теперь мир все время был темен, потому что Солнце не выходила. Они снова пошли к Маленьким Людям, и те сказали им, что если они хотят, чтобы Солнце снова вышла, они должны вернуть ее дочь из Цасгинаи, Страны Духов, в Усанхийи, Сумеречной земле на западе. Они выбрали для этого семь человек и дали каждому по пруту оксидендрума в ладонь длиной. Маленькие Люди рассказали им, что они должны взять с собой ящик, и когда они придут в Цасгинаи, то найдут всех духов на танцах. Они должны стоять вне круга, и когда мимо них в танце пройдет молодая женщина, они должны ударить ее прутьями, и она упадет на землю. Затем они должны положить ее в ящик и принести обратно к ее матери, но они не должны открывать ящик, даже чуть-чуть, пока снова не будут дома.

Они взяли прутья и ящик и шли семь дней на запад, пока не дошли до Сумеречной земли. Там было много людей, и они танцевали точно так же, как если бы были дома в своих селениях. Молодая женщина была во внешнем круге, и когда она подошла к тому месту, где стояли семь человек, один ударил ее своим прутом, и она обернулась и увидела его. Когда она проходила по кругу второй раз, другой прикоснулся к ней своим прутом, а затем еще один и еще один, на седьмом круге она выпала из круга, и они положили ее в ящик и прочно закрыли крышку. Остальные духи казалось не заметили того, что произошло.

Они взяли ящик и пошли домой на восток. Вскоре девушка снова вернулась к жизни и попросила, чтобы ее выпустили из ящика, но они не ответили и продолжили путь. Вскоре она снова позвала и сказала, что голодна, но они снова не ответили и пошли дальше. Немного погодя она снова заговорила и попросила пить и умоляла так сильно, что ее трудно было слушать, но люди, несшие ящик, ничего не сказали и продолжили путь. Когда они наконец были совсем рядом с домом, она снова позвала и попросила их немного приподнять крышку, потому задыхалась. Они испугались, что она действительно умирает, и немного приподняли крышку, чтобы дать ей воздуха, но как только они это сделали, внутри послышался трепещущий звук, и что-то пролетело мимо них в чащу, и они услышали крик иволги «квиш! квиш! квиш!» в кустах. Они закрыли крышку и снова пошли к селению, но когда они пришли туда и открыли ящик, он был пуст.

Поэтому мы знаем, что Иволга - это дочь Солнца, и если бы люди держали ящик закрытым, как им говорили Маленькие Люди, они принесли бы ее в целости и сохранности, и мы могли бы возвращать из Страны Духов и других наших друзей, а теперь они умирают, и мы не можем их вернуть.

Солнце была рада, когда они отправились в Страну Духов, но когда они вернулись обратно без ее дочери, она горевала и плакала: «Дочь моя! Дочь моя!» и плакала пока ее слезы не породили потоп на земле, и люди испугались, что мир может утонуть. Они собрали еще один совет и отправили своих прекраснейших молодых людей и женщин развлечь ее, чтобы она перестала плакать. Они танцевали перед Солнцем и пели ей лучшие песни, но она долго держала лицо закрытым и не обращала внимания, пока наконец барабанщик внезапно не изменил песню, тогда она подняла свое лицо и была так довольна увиденным, что забыла свою печаль и улыбнулась.

 

Змеиное племя

Общее название змей - индада'. Всех их считают анида'вэхи, «сверхъестественными существами», имеющими сокровенную связь с дождем и богами грома, и обладающими определенным влиянием на другие племена животных и растений. Говорят, что змеи, олени и женьшень выступают как союзники, и за ущерб, причиненный одному, мстят все. Отношение к змеям - смесь страха и благоговения, и принимаются все меры, чтобы не убить или не обидеть их, особенно гремучую змею. Убивший змею вскоре увидит еще одну. А если он убьет и вторую, вокруг него соберется их такое множество, что куда бы он не повернулся, будет поражен видом их блестящих глаз и высовывающихся языков и станет бродить словно сумасшедший, не умея найти дороги в лесу. Чтобы охраниться от этого несчастья, существуют определенные молитвы, которые посвященные произносят, чтобы змея не пересекла их тропу, а встретив первую змею в сезоне, охотник смиренно просит ее: «Да не увидим друг друга этим летом». Некоторые запахи, подобно запаху дикого пастернака, и некоторые песни, вроде песен Уникави, или танца Дома Селения, оскорбляют змей и злят их. Поэтому Уникави проводится только поздней осенью, после того, как они забираются в свои норы на зиму.

Если кому-то приснится, что его укусила змея, с ним следует поступить точно так же, как при настоящем укусе, потому что его укусил призрак змеи. Иначе место укуса точно так же разбухнет и будет покрыто язвами даже по прошествии многих лет. Из-за страха обидеть их, даже на словах, никогда не говорят, что человек был укушен змеей, но только что он был «поцарапан шипом». Большинство верований и обычаев, связанных с этим, имеют особое отношение к гремучей змее.

Гремучая змея называется утса'нати, что можно передать как «у него есть колокольчик», подразумевая погремок. В соотвествии с мифом, приведенным в другом месте, он был однажды человеком, и был превращен в его нынешнюю форму, чтобы спасти человеческий род от уничтожения Солнцем, миссия, которую он успешно завершил после того, как другие потерпели неудачу. Старики называют его также «ожерелье Грома», и убийство гремучей змеи - это уничтожение одного из наиболее ценных украшений бога грома. В одной из магических формул, обращенных к Маленьким Людям, сыновьям Грома, их молят забрать себе змею, вызывающую болезнь, потому что «это то, чем вы украшаете себя».

По очевидным причинам гремучая змея считается вождем змеиного племени и ее соотвественно боятся и почитают. Редкий чероки решится убить ее за исключением случаев абсолютной необходимости, и даже тогда преступление должно быть искуплено просьбой о прощении у призрака змеи, либо лично, либо через медитацию священника в соотвествии с определенным магическим обрядом. Иначе родичи убитой змеи пошлют кого-либо из их числа выследить и укусить обидчика с тем, чтобы он умер. Говорят, что единственное, чего бятся гремучие змеи - это растение смолевка, или «повелитель гремучей змеи» (Silene stellata), которая используется докторами для нейтрализации последствий укуса, и верят, что змея будет в страхе спасаться бегством от охотника, который носит маленький кусочек корня на теле. Разжеванная липовая кора также используется при укусе, возможно из-за предполагаемой оккультной связи между змеями и громом, так как это дерево считается защищенным от удара молнии.

Несмотря на страх перед гремучей змеей, ее погермок, зубы, мясо и жир высоко ценятся для оккультных и медицинских целей, змей для этого убивают особые священники, которые знают необходимые обряды и формулы для получения прощения. Этот способ добиться своего и повысить между тем свои доходы - обычный трюк индейских шаманов. Посторонних, желающих получить тайное знание, отговаривают тем, что это опасно, потому что новый посвященный почти наверняка будет укушен змеей, так как змеи могут «испытать» его, чтобы проверить, правильно ли он выучил магическую формулу. Когда гремучую змею убивают, ее голову следует отрезать и закопать в землю на глубину длины руки, а тело тщательно спрятать в полое бревно. Если оставить его подвергаться воздействию погоды, злые змеи пошлют такие потоки дождя, что все реки выйдут из берегов. Более того, они скажут своим друзьям, оленям и женьшеню в горах, чтобы те спрятались, и охотники не нашли их.

Зуб гремучей змеи, убитой священником с проведением правильных церемоний, когда змея была вытянута с востока на запад, используется для нанесения шрамов пациентам перед применением лекарств от некоторых болезней. Перед использованием доктор держит его между большим и указательным пальцами своей правой руки и обращается к нему в молитве, по окончании которой зуб «оживает» и становится готов для операции. Объяснение этому - напряженная, сильная хватка доктора заставляет его руку дергать и слегка двигать зуб между пальцами. Погремки носят на голове, иногда часть мяса съедается игроками в мяч, чтобы сделать их более устрашающими для соперников, но говорят, что это оказывает плохой эффект, заставляя их расходиться со своими женами. Из нижней половины тела, самой жирной, извлекается жир, который пользуется как среди индейцев, так и среди белых маунтинмэнов большой славой как средство от ревматизма и воспаления суставов. Доктор, приготовляющий жир, также должен съесть мясо змеи. Во время эпидемий жареную гремучую змею подвешивали в доме, и каждое утро отец семейства откусывал по маленькому кусочку и жевал его, затем смешивая с водой и обрызгивая изо рта тела остальных членов семьи, чтобы охранить их от заражения. Говорят, это верное средство, хотя и делает пациентов вспыльчивыми.

Медноголовую змею, во'диге-асколи, «бурую-голову», хотя и боятся из-за ее ядовитого укуса, ненавидят, вместо того, чтобы относиться к ней с почтением, как к гремучей змее. Считается, что она - потомок великого мистического змея и у нее «огненные глаза», из-за их особой яркости. Боа констриктора называют гале'ги «взбирающийся». Говорят, что если укусить его тело, это предотвращает зубную боль. Есть также и еще одно верование, возможно заимствованное от белых, что если повесить тело этой змеи на дерево, то через три (четыре?) дня пойдет дождь. Маленькая зеленая змея называется саликво'йи, и это же название носит одно растение, Eryngium virginianum, или медвежья трава, чьи длинные тонкие листья иногда напоминают зеленую змею. Как и в случае с констриктором, верят, что она может предотвратить зубную боль, и зубы сохранятся крепкими на всю жизнь, если покусать зеленую змею вдоль тела. Ее следует держать за голову и хвост, и разом сжать все зубы четыре раза посередине ее тела, но не прокусывая ее до мяса и не причиняя ей вреда. Некоторые информаторы говорят, что эту операцию нужно повторить четыре раза на таком же количестве змей, и что следует соблюдать определенные пищевые табу. Водяная мокасиновая змея, канэгво'ти, особо не почитается, но очень редкая лесная змея, которая говорят, очень похожа на нее, но имеет синие глаза, считается обладающей великой сверхъестественной силой, но не уточнено какой. Омерзительный, но безвредный свиномордый уж (Heterodon) называется даликста', «срыгивающий», из-за его привычки плеваться, и иногда квандая'ха, словом неясной этимологии. Прежде он был человеком, но был превращен в змею, чтобы убить Дочь Солнца. Из-за невыполнения этого задания его обычно презирают.

Рукопись Ваненаухи упоминает легенду о великом змее, называемом из-за своего окраса «земляной змеей». Увидеть его - предзнаменование смерти для того, кто ее увидел, и если его видело несколько человек, это предвещает какую-то большую беду в племени. Традиции и верования относительно Уктены, Уксухи и других мистических змеев см. под соотвествующими заголовками.

 

Уктена и Уланса'ти

Давным давно - хилахи'йю - когда Солнце рассердилась на людей земли и послала болезнь, чтобы уничтожить их, Маленькие Люди превратили человека в огромного змея, которого они назвали Уктена, «Остроглазый», и отправили убить ее. Он не смог этого сделать, и вместо него был послан Гремучая Змея. Это вызвало у Уктены такую зависть и злость, что люди стали боятся его и отправили вверх в Галан'лати, чтобы он остался там среди других опасных существ. Он оставил после себя других, почти таких же больших и опасных, как он сам, и они прячутся теперь в глубоких омутах на реках и одиноких перевалах в высоких горах - местах, которые чероки называют «Где живет Уктена».

Знающие говорят, что Уктена - это великий змей, такой же толстый, как ствол дерева, с рогами на голове, ярким, сверкающим подобно алмазу гребнем на лбу и чешуей, мерцающей как искры огня. По всей длине тела у него есть кольца, или пятна, и его нельзя ранить, кроме как выстрелив в седьмое от головы пятно, потом что под этим пятом находится его сердце и жизнь. Сияющий алмаз называется Уланса'ти, «Прозрачный», и тот, кто добудет его, может стать величайшим волшебником племени, но попытка добыть его стоит человеческой жизни, так как любого, кого увидит Уктена, так ошеломляет яркий свет, что он бежит к змею, вместо того, чтобы пытатся убежать от него.

Даже увидеть спящего Уктену означает смерть, но не для самого охотника, а для его семьи.

Из всех воинов, отправившихся на поиски Уланса'ти, только Оган-уни'тси вернулся с успехом. Восточные чероки до сих пор хранят принесенный им Уланса'ти. Он похож на большой прозрачный кристал, по форме почти как пуля, с кроваво-красной прожилкой, проходящей через центр сверху донизу. Владелец держит его в оленьей шкуре внутри глиняного кувшина, спрятанного в тайной пещере в горах. Каждые семь дней он кормит его кровью мелкой дичи, натирая ею весь кристал, сразу после убийства животного. Дважды в год требуется кровь оленя или другого крупного животного. Если владелец забудет покормить его в требуемое время, Уланса'ти может выйти ночью из пещеры в форме огня и полететь по воздуху, чтобы утолить свою жажду кровью волшебника или одного из его людей. Человек может избавить себя от этой опасности, сказав ему, когда убирает его, что тот не потребуется ему долгое время. Тогда Уланса'ти спокойно уснет и не почувствует голода, пока его снова не достанут, чтобы проконсультироваться. Тогда его снова придется покормить кровью перед использованием.

Ни один белый человек не должен видет его и ни один человек, кроме владельца не решится подойти близко к нему из-за страха внезапной смерти. Даже волшебник, который держит его, боится его и время от времени меняет место, где прячет его, чтобы тот не смог узнать пути наружу. Когда владелец умрет, его похоронят вместе с ним. Иначе он выйдет из своей пещеры, подобно сияющей звезде, чтобы искать его могилу ночь за ночью в течение семи лет, после чего, если так и не сможет найти его, он вернется обратно, чтобы уснуть навечно там, где владелец положил его.

Кто бы ни владел Уланса'ти, уверен в успехе в охоте, любви, вызывании дождя и любом другом деле, но его главное использование - пророчество. Когда с ним консультируются в этих целях, будущее видно отражающимся в чистом кристале, подобно дереву в тихом ручье, и волшебник знает, поправится ли больной, вернется ли воин из битвы, или доживет ли юноша до старости.

 

Оган-уни'тси ищет Уктену

В одной из битв с шавано, которые все были магами, чероки захватили великого шамана, чье имя было Оган-уни'тси, «Мать Сурков». Они связали его, приготовив для пыток, когда он попросил сохранить ему жизнь и предложил, если его пожалеют, найти для них великого чудотворца, Уланса'ти. Уланса'ти подобно сияющей звезде находится на лбу великого змея Уктены, и шаман, владеющий им, может творить чудеса, но каждый знает, что это невозможно, потому что встреча с Уктеной - неминуемая смерть. Они предупредили его обо всем этом, но он ответил лишь, что его медицина сильна, и он не боится. Они сохранили ему жизнь на этом условии, и он отправился на поиски.

Уктена обычно лежит в засаде в одиноких местах, чтобы застать жертв врасплох, и особенно часто посещяет горы Грэйт Смоуки. Зная это, маг сначала отправился к ущелью этой гряды на северной границе страны чероки. Он нашел там огромного констриктора, больше, чем все известные ранее, но это было не то, что он искал, и он посмеялся над ним, как над слишком маленьким, чтобы стоить внимания. Отправившись на юг к следующему ущелью, он нашел там большую мокасиновую змею, самую большую из виденных, но когда люди спросили его об этом, он сказал, что это ничто. В следующем ущелье он нашел зеленую змею и позвал людей посмотреть на «милую саликво'йи», но когда они увидели огромную зеленую змею, свернувшуюся кольцами на тропе, то убежали прочь в страхе. Отправившись к У'таваган'та, Лысой горе, он обнаружил там великую дия'хали (ящерицу), греющуюся на солнце, и хотя она была огромна и страшна, это было не то, что он искал, и потому он не обратил на нее внимания. Идя все дальше на юг к Валоси'йи, Лягушачьему Месту, он увидел огромную лягушку, сидящую в ущелье, но когда люди, которые пришли посмотреть на нее, испугались и бросились бежать от этого монстра, он стал дразнить их из-за того, что они испугались лягушки, и оправился к следующему ущелью. Он пришел в Дунисква'лган'йи, Ущелью Разветвленного Рога, и к волшебному озеру Атаго'хи и в обоих местах обнаружил гигантских рептилий, но сказал, что они ничто. Он подумал, что Уктена может прятаться в глубоких водах Тлануси'йи, Места Пиявок, в Хивэсси, где до этого видели другие странные вещи, и прийдя туда, он нырнул глубоко под воду. Он увидел черепах, водяных змей и двух огромных окуней, бросившихся на него и снова отступивших, но больше ничего. Он искал в других местах, все время идя на юг, и наконец он нашел спящего Уктену на горе Гаха'ти.

Бесшумно повернувшись, он на одном дыхании бросился бежать со всех ног вниз по склону горы, почти до основания склона. Там он остановился и собрал большой круг сосновых шишек и вырыл внутри него глубокий ров. Затем он поджег шишки и снова поднялся на гору.

Уктена все еще спал, и, вложив стрелу в свой лук, Оган-уни'тси выпустил ее ему в сердце, которое находилось под седьмым пятном от головы змея. Великий змей поднял свою голову, с алмазом впереди, испускающим огонь, он бросился прямо на врага, но маг, быстро повернувшись, со всех ног бросился под гору, перепрыгнул круг огня и ров одним прыжком и улегся на землю внутри.

Уктена попытался броситься в погоню, но стрела пробила ему сердце и в следующий момент он начал извиваться в смертельной агонии, плюя ядом по всему склону горы. Но капли яда не могли пройти через круг огня, и лишь шипели в пламени, а маг внутри остался невредим, лишь одна маленькая капля попала ему на голову, пока он лежал на земле. Но он не знал об этом. Кровь, такая же ядовитая, как и пена, потекла из раны Уктены вниз по склону темным потоком, но стекла в ров и не коснулась его. Умирающий монстр извивался, катясь вниз с горы, ломая большие деревья на своем пути, пока не достиг дна. Затем Оган-уни'тси призвал всех птиц леса на пир, и их прилетело такое множество, что по окончании пира не осталось даже костей.

По прошествии семи дней он пришел ночью на это место. Тело и кости змея пропали, все было съедено птицами, но он увидел яркий свет, сияющий во тьме, и пойдя на него, обнаружил на низко растущей ветке, там где его бросил ворон, алмаз с головы Уктены. Он тщательно завернул его и взял с собой, с этих пор он стал величайшим магом во всем племени.

Когда Оган-уни'тси снова вернулся в деревню, люди заметили маленькую змейку, свисающую с его головы там, где на нее попала единственная капля яда Уктены. Но всю свою жизнь он сам не знал об этом.

Там, где кровь Уктены заполнила ров, впоследствии образовалось озеро, и вода там была черной, и в этой воде женщины обычно красили луб для своих корзин.

 

Красный Человек и Уктена

Два брата вместе пошли на охоту, дойдя до подходящего места для лагеря в горах, они развели костер, и пока один собирал кору для жилища, другой пошел вверх по ручью искать оленей. Вскоре он услышал на верху гряды шум, словно боролись два животных. Он поспешил сквозь подлесок, чтобы посмотреть, что бы это могло быть, и когда добрался до места, увидел великого уктену, свернувшегося кольцами вокруг человека и душащего его. Человек боролся изо всех сил и закричал охотнику: «Помоги мне, племянник. Он твой враг, такой же как и мой». Охотник хорошо прицелился, поднес стрелу к голове и прострелил тело уктены насквозь, так что кровь хлынула из дыры. Змей с шумом ослабил кольца и упал с гряды в долину, катясь вниз и обдирая землю словно струя воды.

Незнакомец поднялся. Это был Асга'йя Ги'гагеи, Красный Человек Молнии. Он сказал охотнику: «Ты помог мне, и я отплачу тебе и дам медицину, чтобы ты всегда мог находить дичь». Они подождали до темноты и затем спустились вниз, туда, где лежал мертвый уктена, но к тому времени птицы и насекомые съели тело и остались лишь кости. В одном месте от земли исходили вспышки света, и начав копать там, прямо под поверхностью, Красный Человек нашел череп уктены. Затем он пошел к дереву, в которое ударила молния, и собрав горсть щепок, развел огонь и сжег череп уктены до углей. Он завернул их в кусок оленьей кожи и отдал охотнику, говоря: «Пока ты будешь хранить это, удача в охоте всегда будет с тобой». Он сказал охотнику, что когда тот придет назад в лагерь, он должен повесить медицину на дереве вне его, потому что она очень сильна и опасна. Он сказал ему также, что когда тот войдет в хижину, то найдет своего брата внутри при смерти из-за присутствия черепа уктены, но должен будет взять небольшой кусочек тростника, который дал ему Красный Человек, соскоблить часть его в воду и дать выпить своему брату, и тот снова будет здоров. Затем Красный Человек ушел, и охотник не смог разглядеть куда. Он вернулся в лагерь один и нашел своего брата очень больным, но быстро вылечил его лекарством из тростника, и в тот день и на следуюший и каджый день после этого он находил дичь всюду, куда бы за ней ни отправлялся.

 

«« назад

наверх