МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Юго-восток >

История катавба

Перевод Абакумова А. статьи Lee Sulzman "Catawba History".

 

От автора. Эта статья - одна из цикла кратких работ по истории индейских племен Северной Америки. Всего их планируется 240. Основная моя задача - попытаться свести в единое целое и сделать доступным широкому читателю огромный материал, накопленный учеными-индеанистами к настоящему времени. Я не претендую на абсолютную полноту изложения. Все мои статьи открыты для отзывов и комментариев.

Расселение

Племя проживало в долине р. Катавба (у границы между Северной и Южной Каролиной) и далее на запад, до р. Броуд - границы с чероками.

Численность

До прихода европейцев катавба делились на два самостоятельных племени - собственно катавба и исва, которые затем слились в одно. Их общая численность могла достигать 10 тысяч человек. Первые точные подсчеты, проведенные англичанами, выдали цифру в 5 тысяч. В конце XVII - первой половине XVIII в. катавба охотно принимали к себе беженцев из других сиуанских племен Юго-Востока, разбитых в колониальных войнах. Но число катавба росло недолго. Племя постоянно несло большие потери в результате войн, болезней и спаивания индейцев спиртным. В 1728 г. оно насчитывало всего около 1400 человек, из них 400 воинов. Однако страшная эпидемия оспы, поразившая катавба через десять лет, сократила племя еще наполовину. Поколение спустя, в 1759-60 гг., оспа пришла снова, и лишь 400 человек пережили эпидемию. Перепись 1826 г. выявила всего 110 катавба.

В настоящее время около 1200 потомков катавба проживают у Рок-Хилл в Южной Каролине. Всего людей, причисляющих себя к этому племени, насчитывается 2600. Племя катавба признано федеральным правительством и штатом Южная Каролина.

Этнонимы

Слово «катавба» означает «речной народ». Жители Каролины начали его использовать только после 1715 г. Cами себя индейцы называли «Ийай» («люди») или «Ниай» («настоящие люди»). В старых испанских документах это племя часто именуют «исва» (варианты эсо, исо, исса, айса). Виргинцы в XVII в. часто называли катавба «ушери» (ушераи, уси).

Другие названия племени:

Анитагуа (чероки)
Куттава
Плоскоголовые
Ойадагароны, тадиригроны (ирокезы)

Язык

Принадлежит к семье сиу, но стоит в ней особняком. Ученые даже не причисляли язык катавба к семье сиу до начала XIX в.

Племенные подразделения

Первоначально существовало два самостоятельных племени, которые затем объединились: собственно катавба и исва. У катабва было много поселений, но от большинства не сохранилось даже названий. В 1728 г. поселений было шесть, и все стояли на р. Катавба. Самым северным из них был город Новаса. В 1781 г. городов осталось два - Ньютон и Тёки-Хед (Голова Индейки). Они также находились на р. Катавба.

Культура

Происхождение племени катавба точно не установлено. Данные археологии показывают, что племена сиу обосновались в Каролине задолго до прибытия европейцев, и катавба, возможно, входили в их число. По другой версии, катавба пришли в Каролину сравнительно недавно - где-то в середине XVII в. Ранее они проживали на севере (в верхнем течении р. Огайо или даже в Канаде), но их изгнали оттуда сенека в начале Бобровых войн. Это вроде бы подтверждают уникальный язык катавба и их постоянная вражда с ирокезами, но некоторые обычаи племени (в частности, уплощение голов маленьким мальчикам) скорее свидетельствуют о долгой жизни на Юге. Как бы то ни было, катабва прочно обосновались на границе между двумя Каролинами только к середине XVII в.

Деревни катавба состояли из круглых, крытых корой жилых домов. В каждой деревне имелся храмовый комплекс, где проводились торжественные собрания и религиозные церемонии. Занимались катавба земледелием (причем как женщины, так и мужчины, и снимали два урожая в год), охотой и рыболовством. Ирокезы называли катавба «плоскоголовыми», потому что они, как и другие племена Юго-Востока, имели обычай уплощать лбы младенцам мужского пола. Катавба издавна воевали с ирокезами, а также с чероками, шауни, делаварами и несколькими алгонкинскими племенами Приозерья, союзными французам. Воины-катабва имели грозную репутацию и сеяли страх одним своим видом. Уплощенный лоб, прическа «хвост пони» и характерная боевая раскраска (один глаз обводили черным, другой - белым, а оставшуюся часть лица раскрашивали черным), на самом деле могли напугать кого угодно.

Гордый народ и опасный противник, катавба связали свою судьбу с англичанами вскоре после основания колоний в Каролинах (1660-е гг.). Их решимость поколебалась только однажды и на короткое время - в 1715 г. В остальном же они показали себя верными союзниками англичан в войнах с другими индейскими племенами, французами и испанцами. Также, если требовалось, они помогали искать беглых рабов. У плантаторов даже вошло в привычку проводить новых рабов перед строем воинов-катабва в боевой раскраске - дескать, от этих бежать бесполезно.

Услуги, оказанные катавба английским поселенцам, оказались столь весомыми, что власти Южной Каролины попытались привязать их к себе, выделив резервацию. На протяжении XVIII в. племя постепенно воспринимало образ жизни белого человека. Но долгое время - до 1883 г. - они оставались консервативными в вопросах религии. А затем прибыли миссионеры-мормоны, и им удалось обратить катавба в свою веру в рекордный срок. Менее чем через год почти все катавба стали мормонами, и являются ими и в настоящее время.

История

Полагают, что первыми европейцами, кто повстречался с племенем катавба, были конкистадоры Эрнандо де Сото. Они могли проходить по их землям в 1540 г. Однако в их отчетах племеня, по описанию похожее на катавба, не упоминается. В 1567-67 гг. с айса (или исва) виделся Пардо, но он тоже ничего на сей счет не говорит. А в 1653 г. с «ушери» познакомились английские колонисты из Виргинии.

Еще до прихода европейцев катабва враждовали с чероками. Когда в 1660-м, спасаясь от ирокезов, в Южную Каролину бежало племя шауни, чероки убедили их поселиться на границе между ними и катавба. Они намеревались использовать шауни как буфер против воинственных соседей, и вскоре между катавба и шауни действительно началась война. А с другой стороны, из долины р. Камберленд, в Каролину пришло племя ючи. И катавба пришлось сражаться и с ними.

Но это было еще не все. Ирокезы не собирались оставлять шауни в покое. Военные отряды сенека, иногда вместе с союзными делаварами, по «Тропе Воинов» - из Нью-Йорка вниз по р. Сусквеханна в Пенсильванию, а оттуда по предгорьям Аппалачей на юг - хлынули в Каролину. Ирокезский «потоп» накрыл не только шауни, но и соседние племена - и катавба в том числе. Но не всегда «римлянам северных лесов» в их походах сопутствовал успех. Бывали случаи, когда катавба задавали ирокезам жестокую трепку и гнали обратно до самой Пенсильвании. Причем иногда даже догоняли.

В ситуации, когда кругом враги, катавба и обратились к англичанам. У них они нашли то, что искали, - ружья. И колонисты нашли то, что искали, - союзника.

Война между ирокезами и катавба продолжалась с краткими перерывами почти сто лет. Но она была невыгодна англичанам - оба племени были их союзниками, поэтому колонисты желали положить ей конец. У ирокезов, однако, была другая точка зрения. Они считали себя партнерами только Нью-Йорка, а дела Виргинии, Каролины или их индейских союзников интересовали их мало. При посредничестве англичан катавба заключили-таки мир с ирокезами в 1706 г., но он длился недолго. Лига ирокезов тогда подошла к пику своего могущества и хотела подчинить другие племена своим имперским амбициям. А катавба гордость не позволила уступить своим заклятым врагам. Переговоры зашли в тупик, и набеги сенека возобновились.

В войнах с ючи и шауни катавба добились большего. Отлично вооруженные, они успешно сдерживали воинов-ючи, затем перешли в наступление и отбросили ючи на юго-запад, под защиту Конфедерации криков. В 1707 г. катавба одержали крупную победу над шауни, и те бежали на север, в Пенсильванию. Там они нашли приют у делаваров и, как ни странно, у ирокезов. А те из шауни, кто остался в Каролине, вскоре разделили судьбу ючи.

В то же время часть воинов-катавба была призвана на английскую службу и пошла воевать с французами, появившимися на побережье Мексиканского залива. В 1703 г. катавба атаковали французский форпост у Мобильской бухты. Пятью годами позже они вместе с чероками и алибаму приняли участие в кампании против племени мобил, главным проводником французских деловых интересов в регионе. Естественно, сами французы не могли смотреть на это спокойно, и вскорости катавба стали регулярно «навещать» их индейские союзники. А в 1711 г. против англичан восстало ирокезское племя тускарора: не в силах больше терпеть унижения от колонистов Северной Каролины, тускарора взялись за оружие и призвали на помощь другие племена. Удар по Северной Каролине был столь мощным, что колония оказалась в отчаянном положении и послала за подмогой к южному соседу.

Южная Каролина выслала на север экспедицию в 30 белых ополченцев и полтысячи воинов катавба и ямасси. В двух сражениях в 1712 г. они разбили тускарора. Было заключено перемирие, и избавители собрались по домам... но неблагодарные соседи отказались возместить их расходы. Южнокаролинцы выщди из затруднения привычным способом: они захватили несколько сот тускарора и продали их в рабство. Естественно, тут перемирие и закончилось. И на будущий год южнокаролинцам пришлось возвращаться на север - правда, воинов катавба и ямасси они привели уже вдвое больше. Они быстро и окончательно подавили восстание. Большое число тускарора попало в плен; многих замучили до смерти, а еще 400 индейцев обратили в рабов. В 1714 г. тускарора в авральном порядке начали исход к своим родичам в Нью-Йорк, а в 1722 г. стали шестым членом Лиги ирокезов. Они накрепко запомнили катавба как «карателей», и у ирокезов появился лишний повод для сведения счетов с плоскоголовыми.

А когда тускарора ушли, катавба и ямасси к своему удивлению оказались в том же положении, что и их недавние противники. Английские купцы навязывали индейцам свои товары (обычно виски) в кредит и опутывали их беспросветными долгами. А «в уплату» англичане похищали жен и детей индейцев, чтобы продать на плантации. Возмущенные индейцы подняли в Каролине восстание. Оно известно как «Война ямасси 1715 г.» Ударив внезапно, повстанцы взяли несколько английских фортов, но затем военное счастье им изменило. Колонисты скоро оправились и потопили восстание в крови. В 1717 г. был заключен мирный договор. Целый ряд мелких сиуанских племен в ходе подавления восстания исчез с карты Каролины. Но катавба судьба пощадила. Более того, они усилились, приняв в племя большое число беженцев. А затем власти Южной Каролины «оправдали» катавба - они помнили их былые заслуги, к тому же «признали» справедливость индейских требований - и дружба была восстановлена.

Но несмотря на ассимиляцию соседей, численность катавба неумолимо сокращалась. В 1728 г. - через семьдесят лет войн, эпидемий, спаивания индейцев виски - осталось всего 1400 катавба. Ужасная катастрофа случилась спустя десять лет - больше половины племени выкосила оспа. В 1733 г. катавба заключили мир с огайскими виандотами (едва ли не главным союзником французов), и воины племени смогли получить хоть какую-то передышку. Но столкновения с Лигой ирокезов, несмотря на мирные инициативы британского правительства и протесты южных губернаторов, продолжались до 1752 г. К тому времени катавба могли выставить лишь 120 воинов из общей численности в 700 человек. Им удалось сохранить независимость от Лиги, но они заплатили на это страшную цену. На конференции в Олбани в 1759 г. катавба официально помирились с ирокезами, но у них остался еще один заклятый враг - племя шауни.

Катавба служили разведчиками в английской армии в начале Девятилетней войны с французами (1754-63 гг.). Война в очередной раз сократила численность племени вполовину и деморализовала тех, кому посчастливилось остаться в живых. В последний раз катавба пошли воевать за «красных мундиров» в 1760 г., против старых врагов - чероков. Тогда у них оставалось всего 60 воинов.

В 1758 г. катавба покинули свои последние города в Северной Каролине и окончательно переселились на юг. По договорам в Пайн-Хилл (1760) и Огасте (1763) им отвели резервацию в 15 квадратных миль по р. Катавба, у границы между двумя Каролинами. В 1763 г. в бою с шауни погиб последний великий вождь катавба Хейглар, и это ознаменовало конец их былого могущества.

Резервация катавба с самого начала подвергалась нападкам со стороны белых поселенцев. В 1761-65 гг. многие колонисты просто игнорировали границу и самовольно селились на индейской территории. В 1763 г. племя обратилось к властям Южной Каролины с протестом, но не получило ничего, кроме пустых обещаний. Однако даже это не могло поколебать их верность: катавба выступили на стороне колонистов в начавшейся войне за независимость от Англии. В повстанческой армии они выполняли привычную службу разведчиков. Когда в Южную Каролину вторглись английские солдаты, катавба отошли в Виргинию, но после сражения при Гилфорд-Кортхауз (1781) вернулись обратно.

После войны тяжба вокруг резервации вспыхнула с новой силой, и естественно, что индейцы ее проиграли. Владения катавба продолжали сокращаться, а к концу 1820-х годов практически вся резервация была продана или сдана в аренду белым. Уделом последних ста десяти катавба, сгрудившихся на последней квадратной миле, стала беспросветная нищета.

В 1840 г. катавба продали остатки своей земли Южной Каролине по договору в Индиан-Форд. Индейцев в очередной раз обманули: ведь по тогдашним американским законам только федеральное правительство имело право заключать такие сделки. Таким образом, договор в принципе был недействительным. Племя переселилось в Северную Каролину, но местные власти отказались выделить им резервацию, и многим катавба пришлось вернуться ни с чем. А оставшихся пригласили к себе северокаролинские чероки: общая нужда заставила забыть о прошлых распрях. Тем не менее, большинство катавба отказалось жить на чужбине, и в 1847 г. вернулось в Южную Каролину. Все, что у них там оставалось, - это 600 акров от их старой резервации, и, естественно, на всех этого не хватило. Две попытки переселить катавба в резервацию племени чокто, в Оклахому, провалились. Племя осталось в Южной Каролине. В Гражданской войне 1861-65 гг. солдаты-катавба сражались на стороне конфедератов.

По переписи 1910 г. от катавба осталось всего 124 человека. Племя было признано штатом Южная Каролина, а федеральный центр сделал это только в 1941 г. Но ненадолго. В 1959 г. катавба обратились в Конгресс с просьбой ликвидировать их племенной статус. Это было сделано для того, чтобы отказаться от племенного землевладения - очевидно, индейцы решили, что каждый, обзаведясь собственным участком, сможет эффективнее бороться с нуждой. После этого многие катавба уехали к чокто, в Оклахому.

Но затем катавба передумали и в 1970-х годах восстановили племенной совет. В реогранизованном виде его признали власти Южной Каролины. А в 1994 г., после долгих битв в суде, племя катавба вернуло себе федеральное признание.

 

«« назад