МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Калифорния > История Калифорнии >

История Калифорнии

Калифорния была заселена еще палеонародами, но откуда пришли эти люди неизвестно. Известно, что половина первых поселений находилась на побережье, большинство из которых были сосредоточены в округе Сан Диего. Добиться чего-либо от местных народов не представляется возможным, так как древнейшие из нынешних обитателей Калифорнии - хоканские народы, утверждают, что они не только ни откуда не пришли, но и что люди как вид вообще происходят из Калифорнии (а не из какой не из Африки).

Сказать, что творилось в Калифорнии до прихода испанцев очень сложно, ну кроме того, о чем уже упоминалось в статье Народы Калифорнии: «самыми древними обитателями Калифорнии считаются хоканские народы, которые уже отделились друг от друга (возможно 2,500 - 2,000 лет до н.э.), когда в Калифорнию пришли пенутийские народы, разогнавшие хоканцев по углам и поселившиеся в Центральной долине и у подножия гор. После этого, около 500 г. до н.э., в регион с востока пришли юто-ацтеки, которые довершили разделение хоканских народов».

Следующими после юто-ацтеков в Калифорнии появились испанцы. В 1542 году некто Хуан Родригез Кабрильо проплыл вдоль южной части побережья. В 1579 его подвиг (правда уплыв гораздо севернее) повторил Френсис Дрейк.

После этих двух событий о Калифорнии узнали, но особого интереса к ее завоеванию никто не проявил. До 1769 года, когда испанцы, испуганные возможным вторжением на облюбованные ими земли других европейцев и «азиатов» (русские тоже в этом участвовали, но как говориться: главное не победа, главное - участие), решили укрепить свою власть в Новой Испании.

В связи с этим в 1769 году в Калифорнии появилась испанская экспедиция, состоящая из солдат под командованием Гаспра де Портола и францисканских миссионеров под командованием Хуниперо Серра. Их целью было обосноваться в Сан Диего, откуда можно было бы отправлять дальнейшие экспидиции. Испанцы добрались до Сан Диего и разделились - Портола пошел дальше на север в поисках залива Монтерей, а Серра остался в Сан Диего основывать миссию. Через месяц после ее торжественного основания, она была сожжена местными жителями. И хотя миссию перестроили пять лет спустя, но ни один индеец так и не пожелал креститься.

Однако, чего не смогли сделать миссионеры сделали солдаты - и уже через два года индейцам пришлось уступить. К 1823 году в южной Калифорнии была построена 21 миссия. Испанцы контролировали побережье Калифорнии от Сан-Диего до Сан-Франциско. Все местное население, какое они могли найти, крестили и сгоняли в поселения миссий, где тщательно промывали ему мозги на предмет утраты своей традиционной культуры и языка. Индейцев заставляли заниматься сельским хозяйством, чего до этого никто из местных народов не делал, и прочими чуждыми вещами, расценивая их в первую очередь как дармовую рабочую силу - единственная причина, по которой они вообще не были уничтожены. Хотя покидать миссии запрещалось, много народу, спасаясь в том числе и от эпидемий, бежало в недоступные испанцам районы, и скоро в миссиях остались только дети и старики.

Испанцы начали использовать войска, чтобы доставлять в миссии здоровых индейских мужчин и женщин. Однако жизнь в миссиях быстро превращала здоровых людей в больных. За время испанской миссионерской деятельности численость местного населения на подвластных им территориях сократилась на половину.

Дела индейцев пошли еще хуже, когда в 1821 году Мексика стала независимой, и к 1834-36 годам мескиканское правительство решило упразднить миссии. Упразднение состояло в разграблении всего их имущества и оставляло индейцев, живших там, в катастрофическом положении. Утратив связь со своей культурой и разучившись выживать в природных условиях, они вынуждены были пойти работать за ничтожную плату на мексиканские ранчо и в поселения.

Мексиканцы также начали продвигаться от побережья, где разворачивались все предыдущие события, вглубь Калифорнии. Захват новых земель в Центральной долине под ранчо привел к разрушению экосистемы региона, стычкам с местными племенами и бесконечной мести с обеих сторон.

Мескиканцы не отличались большим человеколюбием в отношении коренных жителей Калифорнии и урон, нанесенный индейцам в мексиканский период, был очень тяжелым, а на горизонте уже появились американцы.

В 1847-48 году, после победы в войне с Мексикой, они получили все ее юго-западные территории и Калифорнию. Условием уступки с мексиканской стороны было требование предоставить американское гражданство всем мексиканским гражданам, пожелавшим остаться на отошедших территориях. По договорам Мексики с Испанией индейцы Калифорнии были мексиканскими гражданами, но, естественно, никакого американского гражданства не получили. Калифорния была провозглашена штатом, свободным от рабства, но индейцев продолжали принудительно использовать на сельско-хозяйственных работах и в качестве прислуги.

В 1848 году в Калифорнии на индейских землях нашли золото, и оказалось, что индейцы вообще не имеют никаких прав, в том числе и на землю, на которой живут. Их присутствие просто игнорировалось, их земли заселялись, а все не желающие с этим соглашаться уничтожались. В Калифорнию приехали сотни тысяч золотоискателей, которые после окончания золотой лихорадки быстро переключились на фермерсто и лесозаготовки. Все это принесло новые эпидемии и экологическую катастрофу. И скоро в Калифорнии уже не на кого было охотиться, многие растения, использовавшиеся местным населением, исчезли. Белыми поселенцами была практически уничтожена среда обитания многих племен. Им больше нечего было есть и негде было жить. В замен им предлагалось обучаться сельскому хозяйству с тем, чтобы потом стать самым низшим классом белого общества.

Американских поселенцев обычно не устраивало присутствие индейцев в любом виде на завоеванных ими территориях. И обычно это решалось при помощи депортаций целых народов на запад, в Оклахому. Калифорнийские поселенцы не отличались какими-то особенными взглядами на коренное население и точно так же не желали видеть его на «своей» земле. Проблема была в том, что калифорнийских индейцев просто некуда было депортировать, но Калифорния не сдавалась в своих попытках извести их всеми доступными средствами.

В 1850 году Калифорнией был принят Акт об управлении и протекции над индейцами, который разрешал арест на срок до четырех месяцев (на деле гораздо больше) любого дееспособного индейца, если он слоняется без дела или ведет непристойный образ жизни. Аресты могли быть санкционированы любым (белым) жителем и стали повальными, а в северной Калифорнии распространилась подпольная торговля индейской рабочей силой.

В результате всего этого уже к 1870 году многие калифорнийские племена были объявлены вымершими, а оставшиеся утратили традиционый образ жизни. Численность коренного населения упала до своего нижайшего порога.

В отношении к коренному населению федеральное правительство и местные правительства штатов часто имели разные точки зрения. И ситуация в Калифорнии вызвала озабоченность в Вишингтоне, по приказу которого в 1851 году целых три индейских агента были посланы заключать договора со всеми (!) племенами Калифорнии об уступке земель в обмен на резервации и государственную помощь. Было заключено 18 договоров с несколькими десятками племен. Но в 1852 году договора не прошли ратификацию Сената из-за позиции штата Калифорния. В результате землю забрали, а решение об отмене сохраняли в тайне до 1905 года. В конце концов из-за возросшего напряжения между федеральным и местным правительствами, Конгресс постановил образовать 7 резерваций, изолированных от белых, где индейцев будут обучать сельскому хозяйству.

В 1887 году был издан так называемый Основной акт о распределении земель. Он был направлен на упразднение резерваций и передачу земли в частное пользование. Каждой индейской семье выделялось по 160 акров земли, остатки (достаточно огромные) были распроданы белым. Выделенную землю индейцам запрещалось продавать, но очень скоро запрет был снят и многие вынуждены были это сделать, чтобы хоть как-то обеспечить свое выживание. В Калифорнии, в отличие от других штатов, у племен к этому моменту уже почти не было земли, а многие индейцы южной Калифорнии (бывшие индейцы миссий) вообще не имели земли. После долгой борьбы, в 1891 индейцы миссий наконец получили резервации (ранчерии - небольшие поселения).

Одновременно Бюро по делам индейцев решило окультурить коренных американцев окончательно, и в 1879 году была открыта первая Индейская индустриальная школа в Карлайле, за которой в 1890м последовали школы-интернаты, куда в принудительном порядке забирали индейских детей, отучая их от традиционной культуры и языка. Индейские религии также попали под запрет. Эта практика была законодательно закреплена в отношении всех индейцев США и Канады и все коренное население Северной Америки, выросшее между 1890 -1930 годами, подверглось колоссальному промыванию мозгов.

В первой половине XX века (1928-58) американское правительство делало непрекращающиеся попытки упразднить резервации и ранчерии Калифорнии, но так и не смогло. На данный момент на территории Калифорнии находится около сотни ранчерий и резерваций.

В 1928 году отказ в ратификации договоров с индейцами Калифорнии был раскрыт и Конгресс разрешил племенам, подписавшим договора, потребовать возмещение за потери земель, которое в 1944 году было оценено в 17,053,941 доллар, 12,029,099 из которых федеральное правительство забрало себе как затраты на защиту калифорнийских индейцев. В конце концов в 1950 году каждый индеец из племен, подписавших договора, получил по 150 долларов.

Женщина из народа като

 

«« назад

дальше»»