МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография и культура >

Глава X

Andrew J. Blackbird (Mack-e-te-be-nessy), «History of the Ottawa and Chippewa Indians of Michigan And Grammar of Their Language» (1887); перевод weshki

 

Традиции оттава в отношении их ранней истории - Их войны и конфедерации с другими индейскими племенами.

Много столетий назад, до открытия американского континента белыми людьми, как говорят традиции оттава, они жили вдоль берегов одного из крупнейших притоков реки Сент-Лорнес, ныне известного как река Оттава. Оттава населяли страну в верховьях этой реки, покоряя все остальные племена идейцев, которые им довелось повстречать, за исключением индейцев чиппева и стокрибджей. Они всегда были дружески и близко связаны с этими племенами, и в результате никогда боевая палица не поднималась ими друг против друга. Их языки имеют общее происхождение, так что они могли вполне понимать друг друга. Их нравы и обычаи во всем совпадали. Их легенды, особенно о потопе, и их вера в Высщее Существо, великого творца всего Китчи-ма-ни-то - почти во всем одинакова; также и их вера в злого духа, чье место обитания было под землей. Этому божеству они приносили жертвы, так же как и другим богам. Эти подношения в те дни назывались подношениями мира, или подношениями вниз. Они никогда не приносили в жертву злому духу плоть животных. Их подношением этому божеству была поджаренная кукуруза, которую размалывали и затем готовили из нее мамалыгу; ее приносили в жертву злому духу не потому что любили его, но для того чтобы смирить его гнев.

Хотя чиппева говорят почти на том же самом языке, что и индейцы оттава и стокбриджи, все же они, видимо, принадлежат к другому роду индейцев, так как они много выше, чем оттава и стокбриджи, и шире в плечах - держат грудь очень прямо и ходят твердо. Их гораздо больше, чем индейцев оттава. Они живут от нижней Канады к северо-западу, до Манитобы. Существует три разновидности чиппева, каждая говорит на своем диалекте. Чиппева в Канаде, в окрестностях пролива Макино, островов озера Мичиган, Су-Сэнт-Мэри и к западу от Верхнего Озера гораздо более просвещенны и образованны, и их мы называем обычными чиппева; те, что на равнинах, дальше к северу и северо-западу от Верхнего Озера, - «дикие чиппева»; а тех, что к северу от Верхнего Озера в сторону Гудзонова залива, мы называем «жителями лесной глуши». Эта маленькая раса жила исключительно охотой и рыбалкой и иногда сталкивалась с большими трудностями, особенно когда дичи было мало. Чиппева на тропе войны были очень храбрым народом, и их главными врагами были индейцы сиу на равнинах. Они на языке оттава назывались «на-до-вэ-си», а на языке чиппева «а-бван». Во множественном числе - «на-до-сэ-си-вог» и «а-бван-ог». «На-до-вэ-си-вог» - смертельные враги оттава и чиппева, и они менее всех заботятся о своей жизни, потому что они учат своих детей с младенчества не бояться смерти. Но оттава все же считались наиболее древним племенем индейцев, и другие племена называли их «своим большим братом». Хотя они и меньшая раса по сложению, чем многие другие племена, они были известны как наиболее мудрые и проницательные люди. Каждое племя, принадлежащее к алгонкинской семье индейцев обращалось к оттава за добрым советом; они были так же храбры на тропе войны, как чиппева, и очень опытны.

У каждого племени индейцев был свой герб, или символический знак, под которым они были известны друг другу. Эмблемой оттава является лось; чиппева - морская чайка; жителей лесной глуши - кролик; эмблемой подземного народа, к которому я принадлежу, - вид ястреба; эмблемой индейского племени сенека - развилка дерева. Индейцы оттава в Мичигане почти вымерли, потому что в штате осталось только две или три семьи, чьей эмблемой является лось, что указывает на то, что они происходят от чистой крови оттава; а те, кто называют себя оттава в этом штате - потомки других племен индейцев, некоторые даже сенека ирокезской семьи - прежде смертельные враги оттава. Причиной этого смешения являются смешанные браки и военнопленные прежних времен.

Первым человеком, подписавшим договор 1836 года, был чиппева из индейцев Грэнд Ривер, чье имя было «Мишинини», который был потомком «жителей лесной глуши», чьей эмблемой был кролик. По этой причине все остальные чиппева, которые приехали в Вашингтон для заключения договора с правительством, были недоволны этим делом и пытались игнорировать подпись Мишинини, потому что они считали, что первая подпись должна была быть поставлена чистым оттава или чистым чиппева, потому что они обладали правами на землю в Мичигане. А «жители лесной глуши», как они считали, не могли претендовать на эту землю, которую они уступили правительству Соединенных Штатов. Но правительство не знало об этом различии, как бы то ни было - все, что оно хотело, была земля. Потому все вожди оттава и чиппева подписали этот договор не по свободной воле, а по принуждению

Традиция не объясняет, почему оттава постоянно двигались в этот ранний период на северо-запад, но несмотря на это, предполагается, что это происходило из-за их смертельных врагов, ирокезов Нью-Йорка, так как они постоянно находились в состоянии войны с шестью индейскими нациями. Довольно часто ирокезы нападали на них, но традиции говорят, что почти в каждой битве оттава выходили победителями над ирокезами. Оттава в отмщение тоже отправлялись в ирокезскую страну скальпировать ирокезов; а затем устраивали празднества по поводу этих скальпов, пируя и танцуя вокруг них. На этом этапе существования они были чрезвычайно свирепыми и воинственными людьми, сражаясь не только с этими племенами, но со многими другими к западу и югу, добираясь даже до стран чокто и чероки, и к флатхедам, сиу и к расе подземных людей на западе.

Продолжая двигаться вверх вдоль этого прекрасного водного потока, оттава наконец пришли к большому озеру, истоку реки. Окружающая озеро местность была удивительно красива. Они немедленно назвали ее Ки-чти-ни-биссинг, и это название она сохранила до сих пор. Здесь оттава решили остановиться и занять прилегающую страну. По этой причине они поставили свои полатки и образовали большую деревню. Они продолжали жить в окрестностях озера бессчетные века. И там у них тоже было много тяжелых битв с ирокезами, но ирокезы не смогли победить их или выгнать из этой страны. Но наконец оттава стали недовольны местом. Они решили, что это место было часто посещяемо каким-то управляющим духом, который был не расположен к ним. Вероятно, они пришли к такому заключению сталкиваясь иногда с большими несчастьями в этом месте во время войны с ирокезами. Я расскажу здесь один случай, который произошел с оттава приблизительно в это время, и который стал причиной их веры в то, что божество этого места было к ним неблагосклонно. Можно посчитать его чистым вымыслом, но каждый оттава и чиппева до сего дня верит в то, что это действительно произошло.

Женщина пошла на берег озера Ки-тчи-нибиссинг чтобы постирать свою одежду, взяв с собой своего младенца, который был привязан к доске, в соответствии с обычаем индейцев. Когда она пришла на берег, она оставила ребенка у самой кромки воды, чтобы он мог видеть свою мать за работой. Ее вигвам стоял недалко от озера, и несколько раз она бегала в нему за чем-то. По возвращении она была ужасно удивлена, не найдя своего ребенка там, где она его оставила несколько минут назад.

Она бросилась бежать по деревне плача и крича, и говоря, что кто-то похитил ее ребенка. Несколькими днями позже двое влюбленных сидели на вершине самого высокого холма, который стоял позади деревни. Пока они говорили друг другу о любви, они услышали, как горько плачет ребенок в земле прямо под ними. Каждый, кто слышал эту новость, сразу говорил, что это должно быть тот самый ребенок, который таинственно исчез на берегу несколькими днями раньше. На следующий день были созваны все волшебники, и им было предлжено разгадать эту тайну. Некоторые из них пошли и ввели себя в состояние ясновидения, которое было очень обычной практикой среди оттава и чиппева в мое время, и до сих пор практикуется там, где христианство не преобладает среди индейцев. Другие волшебники построили палатки, в которых они вызывают своих излюбленных духов, чтобы общаться с ними. Эта практика, которую мы могли бы назвать спиритизмом, была в ходу среди индейцев так же, как среди белых в наши дни. Форма этих палаток была как у круглой башни, построенной из длинных шестов, вкопанных в землю, десяти или двенадцати футов в высоту, и затем полностью покрытой материей или шкурами животных, кроме верха, который оставался открытым. Затем волшебник, или проводящий церемонию входит с маленькой волшебной погремушкой вроде барабана. Они всегда разводят костер рядом с палаткой, чтобы присутствующие и зрители могли разжечь свои трубки, так как обычно они много курят во время церемонии. Волшебник тоже сидит около костра, и начинает говорить с людьми, рассказывая им, что может вызывать различных духов, даже духов тех, кто еще живет в этом мире, и что они могут услышать их и задать им вопросы, какие пожелают. После чего он начинает петь особую песню, которую вряд ли кто может понять. Затем он или входит в полатку подползая снизу, или сидит снаружи с остальными зрителями, и просто бросает что-то из своей одежды в палатку - свое одеяло, или плащ, или куртку. И тут же палатка начинает дрожать, по всей видимости наполнившись ветром. Затем сверху донизу слышны разные голоса, некоторые говорят на неизвестных языках, и когда зрители задают вопросы, они могут получить ответ на неизвестном языке, но среди духов всегда есть специальный переводчик, который объясняет, что говорят другие духи.

После того, как волшебники закончили свое колдовство, один из них, которого они считали величайшим из всех, спустился к берегу, к месту, где пропал ребенок. Вода там довольно близко от берега была очень глубока. Он нырнул в озеро и оставался под водой долгое время. Наконец он выплыл и сообщил, что нашел вход глубоко под водой, в проход, который похоже вел к вершине холма. Он считал, что через этот проход ребенка притащило на вершину холма какое-то злое чудовище, и все остальные вошлебники согласились с этим мнением. Поэтому они вернулись в свою деревню, чтобы держать еще один совет, и решили копать там, где укажут волшебники, и попытаться найти проход. Они нашли проход, вырыв очень глубокую яму, которая, говорят, до сего дня видна у Ки-тчини-биссинга. Пока они копали, два сверхъествественных чудовища выскочили оттуда; наконец на вершине холма они обнаружили полость, где нашли мертвое тело ребенка.

«« назад