МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Равнины > Статьи и переводы >

Символизм индейцев арапахо

Альфред Кробер, 1900; перевод weshki

 

Прошлым летом писатель предпринял от лица Американского музея естественной истории исследование индейцев арапахо, живущих теперь на Территории Оклахомы. Средства для этой экспедиции были получены благодаря щедрости мистера Морриса К. Джесапа. Некоторые из результатов этого исследования содержаться в данном документе. Индейцы Арапахо говорят на языке, принадлежащем к алгонкинской семье. Их культура принадлежит к культурам равинных индейцев.

При исследовании искусства примитивных племен в разных частях света несколько раз было показано, что геомертические орнаменты, которые по-видимому носят лишь декоративный характер, являются схематическими изображениями и упрощениями рисунков. Это так же верно и для арапахо. Даже то, что выглядит наиболее декоративно, с готовностью объясняется при расспросах, как реалистическое. Можно было бы заявить, что любой декоративный узор арапахо является также и изобразительным. Это подтверждается прямыми заявлениями самих индейцев.

Можно сказать, что примитивное изобразительное искусство, оставляя в стороне его чисто декоративный аспект, состоит из повторения нескольких характерных черт представляемого объекта. Две тенденции могут вызать изменение в этом состоянии. Возможный поиск точности воспроизведения природы. Это заставит искусство стать более реалистичным, подражательным. Или может существовать тенденция в дальнейшему выделению и чрезмерной подчеркнутости характерных черт - представление об объекте, вместо видения его. Это заставит искусство стать более символическим. Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая в кончном итоге развивается в письменность.

Искусство арапахо наполнено второй тенденцией, тенденцией символизма. Эта тенденция, как его наиболее яркая черта, и является предметом этой работы.

Средствами этого символического искусства являются вышивка цветным бисером, иглами дикобраза или волокнами растений; контурная, или рельефная резьба; и рисование. Гончарное искусство и ткачество не встречаются. Практически отсутствует трехмерная резьба (скульптура). Внешне искусство сильно напоминает искусство сиуанских племен. Его декоративное значение посредственно.

При обсуждении символизма искусства арапахо было бы удобно классифицировать символы на представляющие животных, растения, природные объекты, объекты, созданные человеком и абстрактные идеи.

Изображения животных, обычно преобладающие по частоте среди примитивных рас, во множестве встречаются и у арапахо, но они не в коей мере не преобладают.

Рис. 1-42

Можно было бы ожидать, что бизон, который обеспечивает практически все жизненные нужды, будет источником множества используемых символов. Это так на самом деле, но изображения самого животного редки и упрощены до одноцветного прямоугольника (рис.1). Позже будет показано, что это изображение практически совпадает с символами земли и изобилия, и это совпадение, очевидно, является причиной скудости изображений, представляющих само животное. Из птиц встречаются громовая птица, или орел (рис.2) и ворона (рис.3). Они изображаются почти так же, как и на наших серебряных монетах. Голова либо повернута в сторону, либо вытянута вперед. Громовая птица отличается молнией, иходящей из ее глаза, тогда как линия из ее клюва или хвоста указывает на дождь, который она вызывает. Черепаха обозначается пятью маленькими прямоугольниками, расположенными в шахматном порядке (рис.4), или прямоугольником с двумя выступами (рис.5). На некоторых поясах для танцев полоска кожи, обернутая кукурузной листовой оберткой (рис.6), представляет змею. Многоножки (рис.7,8), раки, или скорпионы (рис.9), стрекозы (рис.10), гусеницы (рис.11), личинки (рис.12) и пауки (рис.13) встречаются в основном на обуви.

Другие изображения животных можно встретить выполненными более реалистично на некоторых рисунках и резьбе. Эти животные: бизон, черепаха, ласка, карликовая лисица, олень, антилопа, рыба, ворона, громовая птица, сорока, козодой, утка и т.д. Эти изображения, однако, редко достаточно схематичны, чтобы считаться символами, и на самом деле являются пиктографами.

Отдельные части тела животных и людей изображаются редко. Сердце приблизительно треугольно по форме (рис.14,15). Иногда у животных оно изображено на своем месте, а иногда - одно, из-за того духовного значения, которое оно носит для нас. Мозг и глаза (рис.16) изображаются (на головном уборе, представляющем бизона) полосой шкуры, частично покрытой узором из кукурузной листовой обертки; с обеих сторон делаются петли из полосок шкуры, обвитых кукурузной листовой оберткой. В этом случае схематические орнаменты очень мало напоминают изображаемые объекты, за исключением их положения на голове того, кто их носит. Сердце и легкие (рис.17) символизируются двумя прямоугольными треугольниками и меньшим равнобедренным треугольником, присоединенным к ним своей вершиной. Мокасин с шахматным узором, где клетки либо оставляют пустыми, либо заполняют бисером, представляет грубую внутренность бизоньего кишечника (рис.18). Ромбоид, который обычно встречается в центре узоров, нарисованных на парфлешах, изображает и пуп, и глаз, последний, возможно, в случае окраски его внутренней части в красной и желтый (рис.19). Рука (рис.20) в следствие того, что бросает мяч, встречается на этом предмете.

Один из наиболее часто встречающихся символов - символ, представляющий бизонью тропу, или дорогу - линия (рис.21), или полоса (рис.22). Он часто расшряется за счет повторения, в случае которого примыкающие параллельные полосы часто разного цвета. Далее его часто усложняют поперечными полосами, которые добавляют больше цветов и создают узор, показанный на рис.23. Тот же самый узор, однако, также объясняется как следы, оставленные концами шестов для типи, которые тащат по земле при перемещении лагеря; а пересекающие полосы в этом случае становятся оврагами, которые нужно преодолеть, или местами привалов. В действительности, этот символ - полоса, или линия, - обозначает любую тропу. Беготня детей туда и обратно во время игр представлена множеством широких линий, идущих поперек подошвы детских мокасин, а линия под солнцем или утренней звездой обозначает путь этих светил, по мере их восхождения.

Следы бизона изображаются линией маленьких квадратиков внутри более широкой линии (рис.24). Маленькие черные квадратики на белой поверхности обозначают кроличьи следы на снегу (рис.25). Следы копыт оленя и антилопы изображаются при помощи двух прямоугольных треугольников, соединенных одной из вершин. В оленьем копыте (рис.26) треугольники располагаются так, чтобы их длинные катеты находились на одной линии; в копыте антилопы на одной линии находятся короткие катеты треугольников (рис.27). Следы лошадиных копыт представлены подковами (рис.28), а медвежьи лапы в одном из случаев - прямоугольниками, в которых заключены меньшие прямоугольники, когти не изображены (рис.29).

Арапахо пользуются маленькими кожаными сумками, или кисетами для краски, где держат свою краску для тела. Эти сумки обычно представляют мелких животных, вроде бобра (рис.30), рыбы (рис.31), ящерицы (рис.32), или лягушки (рис.33). Отверстие кисета - это рот животного, два шнурка, служащие для затягивания отверстия - передние лапы и т.д. Другими словами, весь предмет, подлежащий украшению, считается животным. Арапахо говорят, что в начале мира у их предков для кисетов с краской были только шкуры этих животных, и что отсюда возник этот обычай. Эти сумки частично расшиты бисером, и, как и можно было бы ожидать, вышивка часто поддерживает идею о том, что вся сумка - это животное. Таким образом у нас есть ребра (рис.34) и хвост (рис.35) бобра, четыре плечевых сустава лягушки и пища внутри нее (рис.36), отметки на теле ящерицы (рис.37) и т.д. Эти символы однако, сложны и многоцветны и с трудом вызывают ассоциацию с предполагаемой частью тела, за исключением их расположения. Иногда обозначается и окружение животного. Бахрома внизу "лягушки" изображает траву, на которой сидит животное (рис.33); на сумке-бобре бисер показывает течение потока, бобровую плотину и бобровые хатки (рис.38). Наконец на сумке, представляющей бобра, у нас есть явно неуместные узоры вроде наконечников копий, палаток и синего неба. Следует добавить, что эти кисеты для краски не всегда представляют животных. Они интересны, потому что являются единственными случаями адаптации предмета к форме животного или какой-либо другой, - черта, общая для искусства многих племен, в особенности применяемая в гончарном деле. Арапахо использовали этот прием не много и не очень сообразно.

Орнаменты на основе растений необычны, так же как и среди большинства примитивных племен. Деревья представлены грубым, но очень естественным символом (рис.39). В некоторых случаях этот символ представляет только кедр, тогда как обладающий листьями тополь отмечается дополнительными зелеными касаниями на концах ветвей (рис.40). Трава изображается короткими прямыми линиями, расположенными под различным углом друг к другу (рис.41), а также бахромой на кисете для краски выше (рис.33), а грибы - серией треугольников с ножками (рис.42).

Рис. 43-93

Неодушевленная природа предоставляет значительное разнообразие и большое количество символов. Солнце обозначается кругом (рис.43), луна - горизонтальным полумесяцем (рис.44,45). Любой из этих символов, однако, взаимозаменяем. Солнечные лучи представлены прямыми линиями, исходящими от солнца, или линиями, вытянутыми вниз от него (рис.46,47,48); а в танце солнца и церемонии мескаля - желтой бахромой из оленьей кожи. Радуга состоит либо из частично раскрашенных концентрических кругов внутри солнца (рис.49), либо из синих, красных и желтых параллельных соприкасающихся полос (рис.50). Символ молнии состоит из длинных зигзагообразных или волнистых линий, часто исходящих из глаза громовой птицы. Обычно состоя из двух - четырех линий разных цветов (рис.51,52). В одном достаточно сложном узоре широкие желтые полосы с красными краями обозначают раздваивающуюся молнию (рис.53). Дождь, как уже было сказно, изображается линией, идущей от громовой птицы (рис.54). Шнурки или ремешки, приделанные к вещам, тоже могут изображать дождь. А белые или прозрачные бусины на их концах - град. Символом утренней звезды является крест, но иногда она не отличается от других звезд. Крест может варьировать от двух пересекающихся линий (рис.55) до мальтийского креста (рис.56) или схожих форм (рис.57,58), и может быть усложнен применением разных цветов. Перпендикулярная линия под крестом представляет путь восходящей звезды (рис.59); горизонтальная линия под ним и соприкасающаяся с ним - горизонт, над которым она только начинает восходить, или ее близость к дню (рис.60). Говорят, что две короткие линии по обеим сторонам звезды изображают ее мерцание (рис.61). Другие звезды чаще всего представляются ромбоидом нескольких цветов (рис.62) в вышивке бисером, и пятиконечной "звездой" (рис.63) в резьбе или рисовании. Полдюжины ромбоидов, соединенных линией, идущей вокруг подошвы мокасина - это созвездие, вероятно, Северная Корона (рис.64). Две белые полосы с несколькими разноцветными отметками на них - Млечный Путь (рис.65). Этот последний - вероятно сокращенный узор, потому что близкородственные арапахо шайенны изображают Млечный Путь удлиненной Y, линией, которая разветвляется по ходу (рис.66). Крест, видимо, используют и для обозначения обычных звезд, так как существует много других символов (рис.67,68,69). Маленький узор, состоящий из трех квадратиков (рис.70), который, как сказали, является половиной звезды, довольно курьезен. Облака изображают по-разному, как будет видно из рис.71,72. На рис. 73 изображено облако, представленное темной областью внутри линий, обозначающих радугу.

Для неба, видимо, нет символа, кроме цвета. Линия, или полоса иногда истолковывается как небо; но в таких случаях ее форма может не иметь значения, лишь предоставляя возможность использовать цвета, символизирующие небо. Это голубой, синий, черный и желтый (для солнечного света). Земля обычно зеленая, хотя иногда, когда нужно представить осень в противовес весне, вместо зеленого используется желтый или коричневый. Форма символа земли варьирует в соответствии с идеей о том, что более важно. Там, где имеется в виду лишь поверхность земли, на которой стоят палатки, деревья и т.д., достаточно горизонтальной линии или полосы. (рис.74). Земля, понимаемая, как включающая, или содержащая все, представляется либо одноцветным прямоугольником (рис.75), либо пустым прямоугольником (рис.76), который обычно заполняется другими узорами. Символом собственно космоса является кольцо с четырьмя равноудаленными отметками (рис.77), которые иногда соединяются линиями (рис.78). Четыре отметки - это четыре "конца земли". Сходство этого символа с широко распространенными космическими символами, встречающимися к северу от Центральной Америки, очевидно.

Странный трехцветный узор, показанный на рис. 79, представляет озеро. Внешний край розового цвета представляет красную землю по берегам; черный цвет - воду; тогда как зеленый наверху - плавающую пену. Поток воды с бобровыми хатками уже упоминался (рис.38). Наконец, линии, образующие длинные стороны прямоугольников, которые заключают узор, нарисованный на парфлешах, и который обычно изображает землю или лагерный круг, иногда называются реками (рис.80). В целом, изображения воды скудны. А гор и холмов, с другой стороны, соотвественно часты. Обычная форма - равнобедренный треугольник, который делается более или менее тупым (плоским) в соответствии с обстоятельствами, но никогда не является более острым, чем равносторонний треугольник (рис.81,82). Разновидность его показана на рис.83, тогда как рис.84 - пример свободно нарисованной композиции. Горы в большинстве случаев покрыты снегом, но некоторые, чьи каменистые скалы все-таки видны, представлены знаком, который показан на рис.85. Гора, с которой в мир спустились бизоны, часто изображается, как на рис.86, 87, с квадратом или крестом, обозначающим отверстие или дверь. Снег представлен белым, но иногда белый кажется скорее нейтральным фоном. "Четыре разрушительных ветра" представлены четырьмя неправильными волнистыми линиями разных цветов (рис.88). Полосу, или спираль, окружающую палку, часто называют вихрем (рис.89).

Часто встречающийся символ, который можно было бы ожидать, - палатка. Это острый равнобедренный треугольник (рис.90), иногда становящийся равносторонним. С маленьким перевернутым треугольником на вершине, он представляет палатку с шестами, торчащими наверху (рис.92), тогда как два маленьких прямоугольных треугольника, добавленные к вершине, обозначают треугольные клапаны, которые служат для контроля вентиляции (рис.93). Более реалистичную форму, напоминающую один из пиктографов, иногда рисуют или вырезают (рис.94). На разрисованных парфлешах символ типи (рис.95) раскрашен зеленым, желтым и красным цветами. Зеленая там земля; желтые - шкуры или палатка, в красный внутри - огонь. Маленькие вытянутые или треугольные отметки в основании представляют колышки палатки; помещенные на вершине тупых треугольников, эти отметки являются монументами или кучами камней на вершинах гор, или бизоньими плащами стариков, висящими на палках, воткнутых в землю, чтобы молиться им (рис.96). Лагерный круг иногда обозначается тем же прямоугольником, что и знак земли (рис.76). Подобным же образом, линии, полосы и комбинации полос, которые изображают бизоньи тропы, в других случаях, как уже упоминалось, представляют следы переезжающего лагеря, и овраги, которые нужно пересечь (рис.23). Наконечники стрел и копий изображаются разнообразно - острыми равнобедренными треугольниками (рис.97), прямоугольными треугольниками (рис.98), или открытым острым углом (рис.99). Зазубренная стрела показана на рис.100. Лук обозначается просто полоской (рис.101). В этом случае снова положение в композиции более наводит на значение, чем форма и сам символ (рис.82). Однако, нет недостатка в более реалистичных изображениях лука и стрелы (рис.102).
Рис. 94-134

Арапахо также разработали символы для представления абстрактных идей. То же самое было найдено Эренрайхом у близкородственных им шайеннов (Ethnol, Notizblatt, 1899, II, p. 27). Иногда трудно получить точное значение символов, так как индейцы находят сложным использование абстрактных английских терминов, и невозможно пока еще точно изложить значение слов арапхо. Большинство этих знаков, это верно, так часты, что нет возможности ошибиться; но многие из определений должны пока остаться достаточно неопределенными.

Обычный абстрактный символ, возможно, наиболее обычный из всех, называется "хитени", и обозначает изобилие, или молитву об изобилии. Он значительно варьирует, но все формы связаны с квадратом или прямоугольником. Который, что следует помнить, также является символом земли и бизона. Тесная связь между этими идеями явно отражена в сходстве или идентичности их символов. Наиболее типичная форма этого символа - трапецоид. Этот символ всегда небольшого размера по сравнению с украшаемым объектом, часто мелкий. Среди его форм квадрат (рис.103), прямоугольник (рис.104), трапецоид (рис.105), ромбоид (рис.106) и квадрат, содержащий прямоугольник (рис.107). Обычно, когда размер символа позволяет, центральная часть его закрашивается в цвет, отличный от всего остального. Несколько узоров, являющихся комбинациями этого символа, показаны на рис.108,109,110. Было сказано, что символ в форме гребенки (рис.111) также в одном случае представляет собой обилие бизонов, но не является хитени.

Мысли (ум, желание, молитва) обозначаются линиями, либо параллельными, либо последовательными (рис.112,113). Иногда шнуры висячего украшения, которые обвиты черенками перьев, или украшены маленькими круглыми зеркальцами, имеют то же значение. В одном случае к шнурам, имеющим это значение, были добавлены медные бусы, маленькие жестяные цилиндры, или конусы и крашеный конский волос, которые обозначали завершенность мысли, или благодарность за исполнение желания (рис.114). Направление послания или молитвы к небесам обозначается прямой линией (рис.115); внимание к тому, что молитва должна быть получена, - узором, похожим на стрелу (рис.116). Сердце в абстрактном смысле тоже используется в символике этого племени.

Четыре возраста, или периода жизни человека, называемые "холмами", или "рубежами" жизни, изображаются четырьмя белыми полосами, каждая с четырьмя черными отметками на равных расстояниях (рис.117). Линия, которая на большей части своей длины разделена (рис.118), обозначает жизнь, одинокую в юности, но после удваивающуюся в браке. Прямая полоса - знак любой тропы - может также символизировать целомудренную жизнь. Четыре окружности белого цвета, каждая с четырьмя черными секторами, или радиусами, изображают четыре поколения по сто лет каждое, из которых сейчас проходит четвертое со времени создания мира (рис.119).

В этих случаях становится важным значение чисел, хотя в этом все еще остается нечто характерное, хотя по существу и не подобное объекту, что символизирует саму идею. Есть другие случаи, когда представлено только число, хотя ясно понимается определенный объект. Так, четыре линии на поясе, который надевают во время одного танца, означают четыре дня, которые длится этот танец. В другом танце линии на леггинах представляют количество "ку", которые сосчитал владелец. Иногда большое количество показано многочисленными линиями, штрихами или бахромой без какой-либо идеи о представлении точного количества. Даже цвета используют для представления чисел. Зеленая и желтая полосы или лоскуты оленьей кожи на одном и том же предмете, который носит символ брака, так же обозначают двойственность брака, без какого либо отношения одного цвета к мужу, а другого к жене. Определенное расположение черного, красного, желтого и белого, которое часто повторяется в разных формах и соотвественно с разным смыслом, обозначает, когда параллельными линиями идет поперек бизоньего плаща, четыре поколения, упомянутые выше.

Человеческая фигура (рис.120) изображается нечасто, за исключением рисунков и резьбы. Она обычно расположена в профиль. Женщина выделяется длинным платьем (рис.121). Духов могут изобразить черными (рис.122), или с пером на голове (рис.123), но ни одно из этих правил не существует без исключений. В одном случае перо заменено луком (рис.124). В объектах, представляющих голову, краска на лице (на лбу, щеках и подбородке) иногда обозначается линиями и точками (рис.125,126). Христианский крест, воткнутый в землю, и символ подковы, заполненный расходящимися, как лучи, линиями (гало) - узоры, используемые одним полу-обращенным (рис.127,128). Полукруглая полоса, содержащая треугольники (рис.129), изображает ряд людей, сидящих в палатке во время церемонии мескаля. В другом случае, восемь маленьких треугольных отметок вдоль и внутри окружности (рис.130), представляют рвоту, которая обычно остается за ночь после каждого участника церемонии. Палки, используемые для счета в играх, обозначены вышитыми бисером линиями (рис.131). Два изображения на рис.132,133 - символы паучьей сети. Трубка показана на рис.134.

Цвет в орнаментах арапахо используется почти всегда. Вполне понятно, что он обычно помогает реалистическому выражению и согласован настолько близко, насколько возможно, с цветом представляемого предмета. В действительности, иногда значение узора становится понятным только с помощью цвета (рис.11,50,79,85,122). Когда же, тем не менее, природный цвет предмета отсутствует, или, по мнению индейцев, неважен, он иногда накладывается, на наш взгляд, случайным образом. Так, у нас есть полураскрашенные бизоньи следы; следы антилопы, выкрашеные в синий; красные, черные, зеленые, или желтые мысли; розовые, зеленые, или синие бизоньи кишки; и т.д. Следует помнить, однако, что индейцы заявляют и верят в то, что различают цвета у звезд, молнии и других подобных объектов, которые для нас представляют лишь идею яркости; и что цвета иногда используются, чтобы выразить абстрактную идею различия, или число, без какой-либо попытки реального представления. Существует тенденция использовать цвета, как и формы, в иллюстративных целях; но это не заходит так же далеко, как с использованием форм, и существует чисто декоративное (т.е. более чем просто условное) использование цвета. Основные цвета также имеют свое собственное значение, которое они иногда несут безотносительно узора, в котором встречаются; таким образом, у нас есть символизм формы и символизм цвета в одном и том же объекте, абсолютно независимые друг от друга. Так, зеленый - это земля; красный - человечество (из-за крови и красной краски); желтый - дневной свет и, в результате, иногда рай; синий - небо; белый - снег; черный - ночь.

До сих пор разные символы и знаки описывались отдельно. Однако, как правило, они встречаются в комбинации. Отношение, или связь между символами в подобных комбинациях может быть трех видов. 1. Связь может быть условной, т.е. закрепленной использованием. 2. Связь может видимо отсутствовать; например, мокасин украшен знаками, представляющими землю, сердце и легкие, стрекозу, личинок и звезды. Но в случаях подобных этому, орнамент часто представляет сон или видение, и это создает связь между видимо несвязанными символами. 3. Связь между символами может быть тесной, и весь узор может даже рассказывать историю.

Пример такой связи показан на рис. 135, представляющем сумку, расшитую бисером. Синий фон - это небо. В нем летает громовая птица, или орел с обозначенными красным сердцем и белым - хвостом и маховыми перьями. Под ней полосы желтой молнии. Они окаймлены красным зигзагом, или раздвоенной молнией. Треугольники представляют вершины гор, поднимающиеся выше и выше, на которых отдыхала громовая птица, летя вверх. Под ней идет дождь. Он наполняет озеро в основании узора. По краям расположен белый снег, из которого возникают горы. Наверху, однако, там, где находится громовая птица, очень жарко и нет снега. Узор схожего характера, но гораздо проще, выполненный бисером, можно найти на мокасине (рис.136). Длинная белая полоса - это бизонья тропа, на которой стоит бизон (представленный зеленым прямоугольником). Поперечная полоса на конце - лук охотника. И из него в бизона выпущены зазубренные стрелы.

Рис. 135 Рис. 136

Связанный или повествовательный символизм встречается и в раскраске цилиндрической сумки из бизоньей шкуры, используемой в качестве медицинской сумки. Узор на ней показан плоским на рис.137. Внизу справа находится индейская баня, в которую владелец и изготовитель сумки отправился перед постом для обретения сверхъестественной силы. Этот орнамент также представляет маленький курган перед индейской баней, на котором лежит бизоний череп. Орнамент в виде рыбьего хвоста прямо над ним - это гора, на которой постился человек, и, как следствие, также представляет и его самого. Справа от него узор в форме полумесяца - это "попечитель" (солнце), также называемый "светящийся". Пъедестал или стебель этой фигуры представляет "информацию" (сверхъестественную силу), текущую вниз от этого существа на землю (горизонтальная линия). Слева тот же узор - представление его самого после того, как он получил информацию или силу; а справа от него, орнамент в виде рыбьего хвоста представляет саму эту медицинскую сумку. Но сумка сделана из бизоньей шкуры, и ее сверхъестественная сила заключается в основном в контроле над бизонами; поэтому тот же самый символ представляет бизона. Внизу слева - индейская баня, в которую человек отправился после своего поста.
Рис. 137 Рис. 138

Было упомянуто, что символы земли, бизона и молитвы об изобилии (хитени) часто совпадают. Сходство между ними поразительно показано на рис.138. Весь узор - это бизон, и находится где-то между реалистической картиной и обычным простым прямоугольным символом. Туловище, голова, ноги и хвост можно различить легко. В то же время весь узор также называется хитени - названием символа молитвы об изобилии. Изобилие также обозначено короткими линиями на концах ног. Три линии сбоку и маленькая вертикальная центральная линия - это бизоньи тропы. Любопытно, что они расположены так несимметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю - внешний, красный, обозначает саму землю; внутренний, зеленый - траву. Создатель узора не смог дать никакого дальнейшего объяснения повторению головы сзади тела, кроме того, что весь рисунок был копией сна.

* * *

Декоративное искусство арапахо таким образом носит сходство с системой пиктографов, используемых североамериканскими индейцами. Количество символов значительно; некоторые из них обозначают абстрактные идеи; обычна связь между символами, и они могут даже представлять историю. Все это предполагает рисуночное письмо.

В то же время здесь нет настоящей пиктографии. Описанные символы нельзя прочитать. Один человек может догадаться о значении узора другого; но он может и не понять его и даже истолковать неправильно.

К тому же не следует забывать, что это искусство, чем бы оно ни было, является также декоративным. Символы настолько же декоративны, насколько символичны. Они часто дублируются, делая две стороны украшаемого предмета симметричными. Этого не произошло бы в пиктографии. Иногда узор создается посредством повторения символа. Другой декоративный прием, который был упомянут, заключается в украшении предмета в виде целого животного. Временами одиночный символ искажается, чтобы сделать его симметричным. Все эти приемы чисто декоративны по сути.

Все эти методы украшения, однако, используются в искусстве арапахо в достаточной мере, чтобы выявить его декоративный характер и больше ничего. Узоры, образованные повторением, встречаются редко (см. рис.18,23,42). Искажение в целях симметрии встречается часто и очень незначительно (см. рис.1,5,8,10). Украшение целого предмета в виде животного практически ограничено одним небольшим классом кисетов. В заключение, в искусстве арапахо следует отметить и и декоративную и символическую тенденции; но символическая гораздо более развита и заметна.

 

«« назад