МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 


 


 

 


 

 

 


 

Loading

 

 

 

 

Современные индейцы >

Краткий комментарий к переводу Шестой декларации лакандонской сельвы

 

После очередных немногочисленных зато бесконечных глупостей на эту тему в русскоязычной электронной прессе, восполним немного информационную пустоту о новостях от сапатистов.

Итак, следуя тому, что уже традиция, все сенсации последних месяцев – неправда. «Маркос сложил оружие». «Маркос распустил свою (?!) армию». «Маркос легализовался и участвует в выборах». Вспомним, что несколько лет назад он уже несколько раз «скрывался из Мексики», «умирал от неизлечимой болезни», и пр. Как обычно, пошло. Как обычно, неумно и неинтересно. Как обычно – ложь до последнего слова.

А происходит следующее. Поскольку сапатисткое движение (внимание, не субкоманданте Маркос, который не более чем военный командир армии, и даже не САНО, которая лишь часть его, а автономные муниципалитеты, базы поддержки и тысячи симпатизирующих в Мексике и в мире), находится в постоянном процессе поиска ответов и решения множества реальных проблем, в июле прошлого года, после долгих размышлений и дикуссий, вступило в новый этап своей истории.

С самого начала этой истории сапатистам и их друзьям было очевидно, что если этот проект останется органичен горами юго-востока Мексики, рано или поздно он потерпит поражение. Без радикальных изменений в политической структуре страны, утопия выживания автономных индейских общин «на одной отдельно взятой территории» изначально обречена.

Превратившись чуть ли не в основной катализатор мирного свержения 60-летней диктатуры ИРП, сапатизм, в силу своего «антиавангардизма» не смог, да и не стремился стать эффективным двигателем коренных социальных преобразований в стране. Новые «демократические» власти, не пожалевшие сил для срыва процесса мирных переговоров с повстанцами, сделали ставку на их моральное и политическое истощение и изоляцию, обеспечили информационную блокаду в национальных СМИ и заявили о «фактическом исчезновении САНО». Понимая, что прямое военное решение вопроса предполагает для любого правительства слишком высокую политическую цену, власть взяла курс на изоляцию и забвение. Это оказалось проблемой, которую необходимо было решать.

С другой стороны – предыдущие инициативы сапатистов по созданию широких непартийных движений, направленных на изменение нынешней политической системы, в силу разных причин, потерпели неудачу. Несмотря на все симпатии и огромный моральный авторитет сапатистов в Мексике и мире, все попытки по созданию единого фронта левых сил в Мексике, до сих пор проваливались. Левые силы остаются разобщены и в лучшем случае способны лишь к краткосрочным совместным акциям для решения коньюктурных вопросов.

Новый историческй опыт самых разных стран все больше подтверждает тезис о том, что традиционные политические партии в наши дни уже перестали быть адекватным инструментом для социальных преобразований. В отличие от прошлых десятилетий, в высоких сферах «избирательной» политики границы между «левыми» и «правыми» все более размыты, борьба идей и социальных проектов, за очень редкими исключениями, оказывается заменена соображениями прагматизма, коньюнктуры и избирательного маркетинга. Нынешние профессиональные политики стали самой презираемой из профессий, для большинства населений большинства стран политика – грязь, и из-за этого – естественное нежелание миллионов в ней участвовать. В результате этого сфера принятия решений, связанных с жизнью и смертью целых поколений опасно коцентрируется в руках политических банд и контролирующих их международных экономических групп, чья социальная безответственность прямо пропорциональна их растущей власти. В то же время все больше людей, оказывающихся на обочине неолиберального «развития», лишившего их минимальных социальных гарантий, вынуждены заниматься вопросом элементарного выживания и нет никаких магических формул выхода из трагедии, которой стала сегодняшняя глобализированная реальность.

Почти пять лет назад в Мексике на смену мафии, именуемой Институционно-революционной партией, пришла к власти правая партия Национальный Альянс, возглавляемая бывшим управляющим мексиканским филиалом Кока-Колы Висенте Фоксом. Под привычные разговоры о «модернизации» страны, сворачиваются последние социальные программы и в ходе успешных приватизационных кампаний остатки Мексики переходят под полный контоль транснационального капитала и местных наркокартелей. Главная официальная «левоцентристская» сила – партия Демократического Социализма, чемпион в вопросах цинизма и непоследовательности (финансируемые ей ультраправые боевики продолжают убивать в горах Чьяпаса гражданских сапатистов, «в наказание» за отказ САНО поддержать ее на выборах), является фаворитом на предстоящих президентских выборов в июле 2006 г., и президентом по всей вероятности станет нынешний мэр Мехико от ПДС Мануэль Лопес Обрадор. Очевидно, что ни одна мексиканских политических партий не является альтернативой нынешнему неолиберальному проамериканскому режиму. Многие прогрессивные силы и левые движения, симпатизирующие сапатизму, готовы сегодня поддержать кандидатуру Лопеса Обрадора, как «меньшее из зол» (революционное прошлое многих членов ПДС + социальная риторика ее нынешних вождей + иллюзии, с которыми так трудно расставаться). Маркос в одном из недавних заявлений определяет ПДС как «левую руку правых». Позиция сапатистов в отношение ближайших президентских выборов – откровенное недоверие ко всем официальным политическим партиям и категорический отках от каких бы то ни было переговоров и сделок с их представителями.

В ответ на все это, в июле 2005 года сапатисты публикуют новый программный документ, который называется «Шестой декларацией Лакандонской сельвы», где впервые заявляют об антикапиталистическом характере своего движения, ставят непростой вопрос об определении и месте левых в сегодняшнем мире и сообщают о только что принятых решениях:

- начале создания нового единого национального левого антикапиталистического движения «слева и снизу», где готовы участвовать наравне и вместе с другими силами, без официальных политических партий и без цели участия в каких бы то ни было выборах в рамках нынешней системы;

- необходимости обсуждения, создания и принятия новой мексиканской Конституции, которая реально отразила бы требования большинства населения страны.

Для обсуждения всей этой тематики и разработки механизма создания такого широкого левого фронта, в течение августа и сентября 2005 г. сапатисты пригласили и провели на территории своих автономных общин сотни встреч с людьми и организациями Мексики, отозвавшимися на это предложение и поддержавшими основные идеи Шестой декларации Лакандонской сельвы.

С целью начала совместного создания такой новой силы, 1 января 2006 г. субкоманданте Маркос, именуемый в рамках этой кампании «делегатом Серо (делегатом 0)», без оружия и в сопровождении группы соратников из САНО выехал на мотоцикле «Сомбралус» («Светотень») из сельвы Чьяпаса и совершает поездку по всей Мексике, в рамках которой ежедневно проводятся встречи с людьми, организациями и движениями, проявившими интерес к участию в этой инициативе, и обсуждаются различные идеи и пути к осуществлению проекта. Эта поездка продлится полгода, т.е. до июля 2006 года и поскольку по времени она неслучайно совпадает с официальной избирательной кампанией, ее название «Другая кампания», а цель – делание «другой политики». Разумеется, сапатисты не претендуют на руководство этим движением и считают, что единственный возможный путь к созданию такого движения – это соблюдение полного равенства и уважения между всеми участниками. Естественно, большинство мировых и мексиканских СМИ, игнорирует эту новость.

Подробнее о «другой кампании» можно узнать напрямую из сапатистского сайта или из сайта мексиканской газеты La Jornada.

Заявить о своей поддержке Шестой декларации и высказать попутные мысли (желательно по-испански или хотя бы по-английски) можно на адрес.

В случае публикации «Шестой декларации», просьба сопроводить ее этим комментарием, иначе наш читатель, дезинформированный средствами информации, вообще ничего не поймет.

Олег Ясинский
Сантьяго, Чили
26 февраля 2006 г.