МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Майя > История и культура >

В сердце «Края войны»: Реконструкция политической географии майя Центрального Петена в XVII в.*

А.В. Пакин

 

К середине XVI в. испанские владения поглотили почти все области, населенные различными народами языковой семьи майя-киче. Индейские государства Юкатана и Горной Гватемалы были ликвидированы, а потомки их правителей низведены до положения общинных вождей-касиков, нижнего звена колониальной администрации. Незавоеванной осталась только небольшая область, занимавшая центральную часть современного гватемальского департамента Петен, северную часть горной зоны («Сельва Лакандонов», часть департамента Уэуэтенанго и т. д.), Белиз и, возможно, часть мексиканских штатов Кампече и Табаско. Охраняемая непроходимыми джунглями и воинственным населением, она оставалась вне досягаемости для колониальных властей до конца XVII века, получив название «Края Войны». Населяли ее в основном индейцы майя двух языковых групп - чоланской (лакандоны,1 манче-чоль или чольти) и юкатеканской (ица, мопан и говорившие на юкатанском диалекте кехаче).

В самом центре области, на озере Петен-Ица, находился город-государство майя-ица Тайясаль, или «Tah Itza», последнее индейское государство на континенте. Тайясаль до самого конца своего существования сохранил в неприкосновенности свое внутреннее социально-политическое устройство. Поэтому он представляет особенный интерес для изучения политического устройства города-государства майя. К сожалению, авторы основополагающих работ по политической географии майя - американец Ральф Льюис Ройс и мексиканец Серхио Кесада - не уделили Тайясалю внимания, ограничившись рассмотрением государств Юкатана.2

Иную позицию занял отечественный исследователь В.И. Гуляев в своей работе о функциях и устройстве города майя, рассматривая Тайясаль вместе с городами-государствами юкатанских майя. Им были затронуты вопросы о количестве подчиненных селений, территории и границах. Однако спорный вопрос о местоположении города остался в стороне.3

До сих пор не было сделано ни одной попытки подробно реконструировать внутреннее устройство, управление, состав и границы Тайясаля на основе письменных и археологических источников. Подобная реконструкция позволит приблизиться к разрешению вопросов политической географии и заполнить пробел в наших знаниях о майя постклассического периода. Кроме того, такое исследование поможет нам составить более отчетливое представление об истории Центрального Петена в эпоху постклассики и уровне развития региона.

Тайясаль располагался в низменной зоне - области, где когда-то процветали города-государства майя классического периода. После кризиса IX-X вв. н. э. население Петена сильно поредело.4 В последующий постклассический период следы активности населения прослеживаются вокруг озера Петен-Ица и вдоль всего течения реки Белиз.5

Согласно интерпретации керамической традиции Центрального Петена позднего классического - раннего постклассического периодов американским археологом Арленом Чейзом в это время в Центральном Петене имело место сильное влияние юкатанских майя. На о. Флорес (озеро Петен-Ица) была обнаружена стела стиля Чичен-Ицы с поврежденной датой по «короткому счету», которую можно датировать 29 мая 815 г. К тому же периоду в Нохмуле (Белиз) относится прямое вторжение мигрантов с севера, связанных с Чичен-Ицой.6

Исследования американских археологов Дона и Пруденс Райсов показали, что пришельцы некоторое время продолжали сосуществовать с местным населением, сохранив собственную традицию изготовления керамики. Следы плавного перехода от поздней классической к постклассической традиции в изготовлении керамики обнаружены на побережье озера Петен-Ица (мыс Нима, Трес Насьонес, п-ов Тайясаль), а также на соседних с Петен-Ица озерах - Экешиль и Маконче.7 От классического периода возможно сохранились какие-то религиозные представления, в частности почитание стел. На поселении постклассического периода, существовавшем на территории воздвигнутого в эпоху классики храмового комплекса на полуострове Тайясаль, отмечено перемещение одной из стел с прежнего места к одному из строений.8

Юкатанские индейские хроники сообщают что, в 1224 г. в Петене появились «люди ица», изгнанные с Юкатана. Их правители основали местную династию, местопребыванием которой и стал Тайясаль, расположенный на озере Петен-Ица. Пробыв в лесах Петена около 20 лет часть ица вернулась на Юкатан.9

«Люди ица», хорошо известны по устным преданиям юкатанских майя, согласно которым они пришли на Юкатан с запада в X. в н.э. вместе с «тольтеками». Согласно легендарной традиции, они появились в Петене всего на два столетия позже. О происхождении ица было высказано множество самых разных предположений. Многие исследователи считают ица и других пришельцев (так называемых «тольтеков») майя-чонталь, начавших проникать на Юкатан и в горную Гватемалу с конца классического периода. К началу испанского завоевания ица были уже давно ассимилированы майя Юкатана.10

Династия, обосновавшаяся в Тайясале, носила родовое имя Кан Эк и правила до самого испанского завоевания в 1697 г. Очевидно, Тайясаль возник в результате взаимодействия местного населения с группами мигрантов с севера. И те и другие несомненно относились к народам майя, но к каким именно, сказать трудно. Язык ица Центрального Петена определяется исследователями как относящийся к юкатеканской группе и родственен языку майя-мопан.

Испанцы появились в Петене в 1524 г., когда Эрнандо Кортес решил пройти через его джунгли в Гондурас. Однако первая попытка завоевать Тайясаль была предпринята только в 1622 г., когда в лесную глушь был отправлен отряд капитана Франсиско де Миронеса. Отряд был полностью истреблен в одном из пограничных селений и неудача надолго отбила у властей охоту снаряжать военные экспедиции в Петен.

Но испанцы не могли остаться безучастными к существованию незахваченной области. Обитатели «Края войны» часто беспокоили испанские владения. Особенно свирепыми были майя-лакандоны, обитавшие вдоль среднего течения Усумасинты. Они спускались на лодках вниз по реке и разоряли испанские владения в Табаско и на побережье Мексиканского залива. Совершая набеги на Горную Гватемалу, они безжалостно жгли селения крещеных майя - только за 1552 год их было сожжено 19.11 А самое главное, от испанцев в леса Петена целыми селениями бежали крещеные майя с Юкатана, что наносило ущерб владельцам энкомьенд, лишавшихся рабочих рук. Многие беглецы достигали мест обитания ица и лакандонов.

Испанцы снаряжали экспедиции в сельву, возвращая беглых индейцев и переселяя в свои энкомьенды «лесных», т. е. еще никогда не попадавших под власть европейцев. На Юкатане разрешения на переселение «лесных» индейцев особенно активно выдавались в начале XVII в., в том числе служителям церкви и индейским вождям, мало чем отличавшимся от испанских энкомендеро.

Территория «Края войны» понемногу сокращалась, но это не приносило облегчения властям. В 1669 г. вспыхнуло восстание в селении Сахкабчен, на границе испанских владений. К восставшим присоединилось несколько пограничных селений. Только к 1682 г. удалось подавить восстание. В 1694 г. лакандоны снова спустились в Табаско, в очередной раз вселяя ужас в сердца его обитателей.12

Ситуация изменилась с прибытием на Юкатан нового губернатора Мартина де Урсуа-и-Арисменди, обещавшего королю подчинить «бесчисленных нечестивых индейцев» испанской короне. В 1695-1697 гг. совместными усилиями властей Гватемалы и Юкатана было предпринято решительное наступление на «Край Войны» сразу с трех сторон - Юкатана, Гватемалы и через Уэуэтенанго. Одновременно с завоеванием шло строительство дороги, которая проходя через Петен должна была соединить Гватемалу с Юкатаном.

Понимая, что дела принимают худой оборот, правитель Тайясаля Кан Эк послал в столицу провинции Юкатан - Мериду - посольство во главе со своим племянником, уроженцем пограничного селения Типу Мартином Чаном, с изъявлениями мира.13 Однако испанцы истолковали его заявление как желание подчиниться монарху Испании. В 1696 г. в Тайясаль отправилась миссия монахов-францисканцев во главе с Андресом Авенданьо-и-Лойолой. Обрадованные посольством Чана, францисканцы спешили укрепить позиции ордена в землях, подлежащих обращению в христианство. Одновременно с юга, из Гватемалы, туда же направилась другая группа францисканцев во главе с Франсиско Кано. Миссия Авенданьо прибыла первой. Монахи сразу же принялись читать проповеди и крестить детей, что вызвало возмущение индейских владык. Но главной целью миссии было проведение церемонии передачи власти королю Испании, чего Кан Эк никак не ожидал. Ситуация складывалась для него как нельзя более неблагоприятно. С одной стороны, потребовали абсолютного подчинения испанцы. С другой стороны, узнав, как испанцы восприняли посольство Мартина Чана, взбунтовались подчиненные вожди. Кан Эк начал колебаться. Когда вожди во главе с Ковохом - главой крупной общины, подчиненной Тайясалю, решили истребить священников, Кан Эк не смог, а может быть и не захотел спасти их от гибели. Их настигли в каноэ посреди озера и перебили. По показаниям двоюродного брата Кан Эка, правитель сам принял участие в жертвоприношении монахов миссии Кано, прибывшей после Авенданьо.14 И когда испанцы подошли к озеру Петен-Ица, Кан Эк готовился к обороне, отвергая предложения о мире.

13 марта 1697 г. галера с сотней солдат на борту отошла от берега, держа курс на Тайясаль. Первый же залп из огнестрельного оружия вызвал такой шок у воинов-ица в боевых ладьях, что они бросились спасаться вплавь. Достигнув берега, они продолжили бегство, увлекая за собой жителей Тайясаля. Тайясаль был «взят», а обитатели его рассеялись по сельве. Через несколько дней Кан Эк с небольшим числом спутников сдался испанцам, был крещен и вместе с Ковохом отправлен в Мериду. В течении ближайших лет был положен конец сопротивлению лакандонов, манче-чоль и других майя, населявших «Край войны». Территория Белиза, населенная майя-мопан, перешла в руки англичан. Так закончилась история «Края войны» и последнего индейского государства на континенте.15

Находясь в самом центре Петена, Тайясаль был со всех сторон окружен различными племенами и этническими группами майя. Источники называют их «nacion», не делая различий между отдельным селением или целой языковой группой, что затрудняет реконструкцию.16 Кроме того, государства майя не всегда имели рубежи, которые можно четко обозначить, как это хорошо видно на примере Юкатана. Бытовавшая долгое время точка зрения Р. Ройса, разбившего Юкатан на ровные участки «провинций»-«кучкабалей»,17 была пересмотрена и опровергнута Серхио Кесадой, внимательно изучившим терминологию источников. Термин испанских документов «provincia» при ближайшем рассмотрении мог обозначать не только «государство»-кучкабаль, но также просто географические области, в политическом устройстве которых могла царить полная анархия.18 Понятие границы между кучкабалями также имело некоторые особенности. Границами служили естественные ориентиры - пещеры, скалы, источники - отмеченные на специальных «картах». Характерной чертой этих ориентиров было то, что все они были населенными пунктами. Понятия границы как линии, очерчивающей замкнутое пространство, не существовало.19 Лучший тому пример - кучкабали Саки и Чичен-Ица, которые просто невозможно разграничить одной линией. Между кучкабалями имеются обширные буферные области, полные независимых селений. Следовательно, кучкабаль следует понимать как иерархическое объединение общин, не обязательно связанных территориальным единством.

Те из подчиненных селений Тайясаля, местоположение которых возможно установить, компактно расположены вокруг озера Петен-Ица и на его побережье. Соответственно реконструкцию «границ» Тайясаля следует проводить путем выявления наиболее удаленных селений.

На юге и востоке соседями Тайясаля были майя-мопан, занимавшие территории вплоть до мест обитания манче-чоль (т. е. майя-чольти), языковой подгруппы майя, и на восток до самого моря. По сообщению Вильягутьерре, южная граница ица и мопан проходила по неким рекам «Чахаль», в 10 лигах (т. е. 60 километрах) от озера Петен-Ица, и «Аин», «где были их каноэ, и по которой их предки сообщались с лакандонами».20 Точно на таком расстоянии прямо с востока на запад протекают река Пасьон и ее приток Сан-Мартин, которые вполне могли быть этими рубежами.

Упоминания о селениях в южном направлении исключительно редки. Двоюродный брат Кан Эка, верховный жрец Тайясаля, сообщал испанцам о своем путешествии на юг от озера Петен-Ица для переговоров с «батабами» каких-то 5 селений, каждое из которых ни от кого не зависит.21 По данным списка селений Петена 1702 г., на южном берегу имелось еще какие-то 3 селения.22 На полпути от реки Чахаль до Тайясаля находилось другое селение, Ишболь.23 Это наводит на мысль о малонаселенности территории к югу от озера Петен. Но принадлежность этих селений не указана, и мы не можем определить, была ли это буферная зона между мопанами и ица или владения Кан Эка. Этот случай - единственное исключение, когда мы не можем определиить границу по селению. Стоит отметить употребелние таких ориентиров как реки. Эти «универсальные» рубежи полностью отсутствуют на Юкатане, где источниками воды служат только карстовые колодцы. Впрочем, в случае с Тайясалем другие водные рубежи не упоминаются, хотя многие селения, судя по названиям, находились вблизи рек.

На северо-востоке Тайясаль граничил с испанскими владениями. Рубежом испанских владений служило поселение Типу, найденное недавно близ современного поселения Негроман на реке Макаль (Белиз).24 Крайним селением Тайясаля в этом направлении был упомянутый Йалаин, или Алаин («Явление крокодила»), находившийся в 4 лигах от озера, на полпути до Типу.25 На юго-востоке находились 3 селения неких Чайясов. Где-то за ними, в неизвестном направлении, начиналась территория политического объединения Кун Ахау («Cunahau»), в которое входило множество подчиненных селений во главе с «королем» Чумешеном («el rey Chumexen»), имевшее к тому же собственного верховного жреца и жреческую иерархию (el papa y sus sacerdotes). Кун Ахау, похоже, как-то входило в Тайясаль. После высадки испанцев в Тайясале, сюда бежал брат Кан Эка. По пути он останавливался в Йалаине, что позволяет нам поместить Кун Ахау на восток от озера.26

Область к северу от берега озера Петен-Ица изобилует селениями. В северо-восточном конце побережья находилось подчиненное Тайясалю политическое объединение Ковох («Couoh», искаж. «Cobox», «Cobol») из 12 селений, находившееся в дне пути от озера рядом с Алаином. Ближе к западному концу северного побережья, в 5 км от берега, в истоках реки Сан Педро Мартир находилось селение Кантетуль (совр. «Cantetul»), по некоторым данным относившееся к Тайясалю.27 Еще далее к северу от Петен-Ица обитали майя-кехаче, говорившие на юкатанском диалекте.28 Среди них выделялся род Чанов, селение которого - враждебный ица Пачечен - находилось в 14 лигах к северу от озера Петен-Ица. Другое селение кехаче - Чунтуки, находится и поныне в 50 км (т. е. около 10 лиг). точно на север от западного конца озера. Помимо него, на севере располагалось еще несколько селений майя-кехаче: Баткаб, Чумпич, Цукток (см. прил. 3).

К северо-западу от Тайясаля селились те же кехаче. В XVI в. они отделяли Тайясаль от города-государства майя-чонталь Акалан, а позже от испанских владений. К западу от Сакпуй - крайнего из известных западных селений Тайясаля - жили некие Хойопы («Joyopes»). Сакпуй - озеро всего в 10 км от озера Петен-Ица. К юго-западу обитали некие чинамиты («chinamit»),29 обитавшие в горах вдоль Усумасинты. Скорее всего, речь идет о лакандонах. Численность «чинамитов» по Вильягутьерре, достигала 9 тысяч. Ица вели с ними войны, но где они с ними граничили, неизвестно. Где-то в этом районе обитали Чакты и Пуки, как-то связанные с Тайясалем. В 1697 г. они, по данным источников, «отделились» от Тайясаля и отойдя на расстояние дня пути от озера, осели на временных поселениях на кукурузных полях-«мильпах». Обитали они на каком-то озерце («peten»). недалеко от озера Петен-Ица, близ дороги на Гватемалу, хотя никаких озер в этом направлении нет. Вероятно, они все же обитали к юго-востоку, или даже к северо-востоку, так как именно они пришли в 1622 г. в Типу, чтобы проводить в Тайясаль монахов-францисканцев Фуэнсалиду и Орбиту.30

рис. 1. Центральный Петен в конце 17в.

Таким образом, владения Тайясаля простирались в радиусе одного дня пути от озера Петен-Ица. День пути - расстояние от озера Петен-Ица до Алаина, т. е. 4 лиги ? 24 км. Но оно определялось, разумеется, на глаз, и не может служить надежным критерием. Можно согласится с В.И. Гуляевым, считающим, что площадь территории, занимаемая Тайясалем, не превышала нескольких сотен квадратных километров (см. рис. 1).31

Одним из самых спорных вопросов политической географии Центрального Петена является местоположение Тайясаля. Существуют три основные гипотезы.

Первая, самая ранняя, восходит к испанским хронистам. Практически все источники, начиная с Кортеса, помещают Тайясаль на острове посреди озера Петен-Ица, или, как его называли ица, Чальтуна (Chaltuna).32 Единственным подходящим для помещения Тайясаля островом исследователям долгое время казался остров Флорес, где ныне расположен одноименный город, центр департамента Петен. Флорес и другие островки озера в постклассику были несомненно обитаемы. Но неоднократные обследования и раскопки, проведенные на острове, не обнаружили, однако, ни следов крупного поселения, ни остатков монументальной архитектуры, которая согласно описаниям хронистов присутствовала в Тайясале.

Вторую гипотезу выдвинул в 1956 г. археолог Рубен Рейна, предложив искать Тайясаль на одноименном полуострове, где были обнаружены руины культового комплекса, построенного еще в классический период, о чем свидетельствовали две обнаруженные на его центральной площади стелы. Однако Авенданьо-и-Лойола, посетивший Тайясаль, составил карту, на которой указал расположение города и свой маршрут. Карта недвусмысленно располагает столицу ица на острове. Возможно, падре ошибся, истолковав слово «петен», которым обозначался Тайясаль, как «остров» и попросту не разглядел, что место, куда он прибыл, на самом деле таковым не является. Слово «петен» многозначно, и может обозначать остров, область или провинцию. По словарю из Мотуля, «петен» - плоская местность рядом с морем (junto al mar) на манер острова.33 Оно также может означать любую возвышенную местность, которая остается незалитой во время разлива реки.34 Подобные ошибки часто встречаются в документах колониальной администрации, где «петенами Тайясаля» именуются соседние с Петен-Ица озера.

Третью гипотезу предложил в 1976 г. Арлен Чейз, археолог из Пенсильванского университета. Он усомнился, что Тайясаль вообще находился на озере Петен, и предложил искать его на поселении Топоште, расположенном на островках озера Йашха. Еще в 1963 г. раскопки Вильяма Булларда обнаружили присутствие на поселении постклассических керамических комплексов Августин и Пашкаман. Архитектуре и планировке Топоште были свойственны постклассические черты, сближающие ее с архитектурой Майяпана (крытые «галереи» по сторонам храмовой площади, вход в святилище, перегороженный двумя колоннами, культовая платформа в центре площади и т. д.). Собственный керамический комплекс Топоште датируется 1250-1450 гг. и обнаруживает много сходных черт с керамикой Майяпана. Его распространение ограничивалось Топоште и округой озерца Маконче, расположенного в 7 км к востоку от озера Петен. Само поселение располагалось на 2 островах и насчитывало 142 здания на острове Канте и 68 - на острове Поште. Другие постклассические центры в Петене были к 1976 г. еще неизвестны.35

Чейз сослался на карту Авенданьо и описания Элорса-и-Рада, по словам которого Тайясаль состоял из 5 островков-«петенов». Имеются также указания, что Тайясаль находился в 17 лигах от селения Чунтуки, а озеро Петен-Ица на 3 лиги ближе. В 1697 г. испанцы на 3 г. были вынуждены покинуть Петен, когда же они вернулись, то, по мнению Чейза, просто перепутали озера (озеро Йашха всего в 30 км к востоку от озера Петен-Ица).36

рис. 2. Постклассический Тайясаль.

Занимаясь поисками Тайясаля, следует помнить, что по всей видимости, все «районы» и «кварталы» Тайясаля не концентрировались в одном месте, а были разбросаны по побережью и островам. Под «Тайясалем» подразумевается «Нох Петен», местопребывание правителя и ритуальный центр, где находились храмы всех его «районов». Поэтому из всех трех гипотез наиболее достоверной выглядит та, что располагает Тайясаль на одноименном полуострове с руинами. То, что город не мог находится на острове Флорес, следует уже из описаний хронистов. По данным Вильягутьерре, город состоял из трех частей - низменной, жилой, средней и возвышенной, где находились храмы и святилища, очень большие и «хорошо сделанные», числом 22.37 В одном из этих святилищ находились захоронения предков Кан Эка. Авенданьо отмечал, что «главный петен... очень высокий остров, с которого видно множество холмов в округе». Небольшой и плоский остров Флорес не попадает под это описание. В то же время обследования Арленом и Дайаной Чейзами полуострова Тайясаль, предпринятые в 1970-х гг., выявили существование на нем постклассического поселения прямо посреди храмового комплекса. Из 99 обследованных на полуострове точек, 44% дали поздний постклассический материал. По делению полуострова Тайясаль на 11 секторов, предложенном Чейзами, это будут секторы № 3 - северное побережье полуострова, № 2 - возвышенная часть, непосредственно примыкающая к сектору № 3, и № 1 - самая высокая часть, хребет, на котором расположен храмовый комплекс (см. рис. 2,3).38 Вырисовывается полное совпадение с описаниями столицы ица Вильягутьерре и Авенданьо-и-Лойолой.

Что же до гипотезы Чейза, то она выглядит вовсе невероятной. Допустим, что после ухода испанцы вернулись другой дорогой, но перепутать озеро Петен-Ица с Йашха вряд ли смогли бы. Уходя, они оставили в Петене союзников - вождя Алаина Чомач Шулу и Мартина Чана и потому не могли впоследствии заблудиться или «обознаться». Описывая путешествие в Тайясаль, совершенное монахами Фуенсалидой и Орбитой, Вильягутьерре сообщает, что они миновали озеро «Yaxhaa», местность вокруг которого была необитаема. Следующим пунктом было озеро Сакпетен, находящееся сегодня как раз на пути от современного озера Йашха к современному озеру Петен-Ица.39 Довод Чейза об отсутствии других упоминаний Йашхи в источниках совершенно несостоятелен - расположение озер относительно друг друга указано верно. Окрестности озера Йашха, по данным исследований американских археологов Дона и Пруденс Райсов, были в постклассику совершенно необитаемы.40 Тогда как по странному стечению обстоятельств большая часть селений и топонимов, упоминаемых в источниках в связи с Тайясалем и боевыми действиями в районе озера Чальтуна ныне расположена вокруг или вблизи озера Петен-Ица. Встречающиеся в хрониках патронимии ица также зарегистрированы сегодня в районе озера Петен-Ица. Фамилия Кан Эк - на острове Флорес, Ковох - в селении Сан-Хосе на северном побережье озера. В 1970-х гг. еще встречались старики, говорившие на майя-ица, называвшие озеро Петен-Ица «Чальтуна».41 Ссылка на несоответствие расстояния от озера Петен до селения Чунтуки, указанному в источнике, малоубедительна, так как разница невелика, а расстояние определено на глаз и вполне возможна ошибка. Таким образом, гипотеза Чейза выглядит неубедительной в свете различных данных.

Что касается культового центра Топоште, то его происхождение, очевидно, в самом деле связано с пришельцами с Юкатана. Юкатанские хроники упоминают некую местность «Tan Xuluc Mul»,42 где остановились пришедшие с Юкатана ица. Но по сообщению Авенданьо, Тан Шулук Муль находится в 14 лигах к северу от Петен-Ица, и, значит, Топоште никак не может быть стоянкой ица.43 Вероятно, что не только династия Кан Эк основала собственное государство в самом центре Петена. Отсутствие керамики Топоште в регионе (за исключением озера Маконче) говорит о незначительном политическом влиянии. Отказавшийся от своей гипотезы Чейз выдвинул предположение, что Топоште было владением некоего вождя, упоминаемого в списке «районов» Тайясаля как «халач виник» - титул, который на Юкатане имели только правители кучкабалей. Он и был, по мнению Чейза, настоящим правителем Тайясаля, который находился в состоянии «гражданской войны» с Кан Эком.44 Но еще Кортес писал, что правителя Тайясаля звали «Канек», и эта версия Чейза также маловероятна. На наш взгляд, Топоште вполне можно отождествить с Кун Ахау.

Авенданьо-и-Лойола утверждал, что Тайясаль состоит из 22 «районов», каждый из которых имеет своего вождя. Помимо них, в Тайясаль входило еще несколько других «петенов, или островков», числом от 4 до 7. И все они якобы имели одинаковую структуру. Но при более близком рассмотрении «районы» оказываются просто подразделениями Тайясаля - среди их вождей перечислены Кан Эк и два вождя фратрий-кучтеелей Тайясаля, которые никоим образом не могут являться подчиненными селениями (хотя возможность разбросанного характера их местоположения не исключена). Именно этим объясняется несоответствие списка Авенданьо данным хроник, озадачивавшее некоторых исследователей, а вовсе не тем, что селения были перечислены по именам вождей и имели совсем другие названия. Например, Ахтуль, «староста» деревушки Нич, «столицы» подчиненного Тайясалю селения Чакан-Ица не упомянут в списке. Нет там и вождя селения Алаин Чомач Шулу. С другой стороны, Пабло Хиль упоминает селение Маскин, вождь которого того же имени - Мас Кин, упомянут Авенданьо.45 Таким образом, селение могло называться по имени населявшего его рода, что видно также и из примеров с родами Чакта и Пук. Путаница возникла из-за того, что испанцы не понимали некоторых особенностей социальной организации майя, унаследованных от родо-племенной эпохи, где главную роль играла общность происхождения, а не соседство. Потому характер поселения «кварталов» и составлявших их родов-патронимий мог быть рассеянным. Испанцы же стремились разглядеть именно политическую вертикаль и видели в этих селениях столицу и подчиненные селения.

Отношения с Чакан-Ица могли иметь под собой совсем другую основу, нежели с «районами». Характер поселения самой Чакан-Ица был рассеянный. Помимо главной деревушки Нич, состоявшей из 10 домов, Чакан-Ица насчитывала еще несколько подобных поселений. Численность поселения достигала по словам Авенданьо 600 человек.46

Чакан-Ица располагалась к западу от Тайясаля на побережье озера. Рядом с Алаином располагалось селение Ночиха, принадлежность которого точно определить не удается, но вполне возможно, что оно также относилось к Тайясалю. К северу от озера, в истоках реки Сан-Педро-Мартир располагалось селение Кантетуль. Местоположение селения Бакпич, указанного Пабло Хилем, неизвестно. В хронике Вильягутьерре, состоящей из различных полуобработанных документов, есть любопытный рассказ о приходе к испанцам неких враждебных Тайясалю индейцев, возглавляемых вождем «Кинтанеком» (в английском издании 1984 г., в том же отрывке, цитируемом в сочинении Минса, «Quincantec»). За него выступали 5 селений - Чальтуна, Сакпетен, Маконче, Сака, Коба. За Кан Эка - 9: Ораптун, Сакпуй, Чее, Чача (селение из 60 семейств по списку 1702 г.), Сактиниль, Линиль, Обонкош, Чулуль и Экишиль. Одно из них - Сакпетен по другим источникам и по самому Вильягутьерре принадлежит Тайясалю, но тут закреплено за «Кинкантеком». При этом, два других селения на озерах, Экишиль и Сакпуй, совершенно правильно приписываются Кан Эку. Вероятно, что это была усобица Кан Эка с владыкой Кун Ахау. На эту мысль наводит порядок перечисления озер, на которых располагались селения, идущий строго с запада на восток. Под Чальтуной подразумевается какое-то селение на побережье, но, очевидно, не все озеро - в западной части хозяйничал Кан Эк.47

Что же до пресловутых «петенов», то ими, очевидно, являются соседние с Петен-Ица озера, часто не имеющие собственных «касиков», но входящих в Тайясаль. Таково, например, селение Эк Кишиль, расположенное на одноименном соседнем с Петен-Ица озере. Кан Эк сообщал испанцам, что оно возникло из мильперии - сезонного поселения на кукурузных полях, в остальное время необитаемого. Потому «своего касика у них нет, и они никогда его не имели». Именно это селение и озерцо Сакпуй Урсуа-и-Арисменди назвал в своей инструкции «петенами за пределами этого озера [Петен-Ица]».48 Касик же озера Сакпуй в это время «умер, и другой не был назначен». Другой «петен» - Моцкаль, имел всего одно домовладение («...un peten, donde esta una casa, no mas.»). Еще одно озеро - «Sacpeten» - относилось к Тайясалю согласно письму Пабло Хиля.49 Оно находится всего в нескольких километрах к востоку от озера Петен-Ица. Таким образом, слово «петен» может относиться не только к островкам, но и к поселениям на озерах вообще. Такие поселения часто действительно находились на островках, например, озеро Сакпуй имело 2 заселенных острова, столько же - озеро Экишиль.50 Раскопки Райсов вокруг Маконче помогают уточнить ситуацию.51 Следы значительного населения были обнаружены не только на островках, но и на побережье, в окрестностях. Таким образом, независимо от первоначального значения слова «петен» - «круглый, округ, округа», могущего означать остров, область, под ним в данном конкретном случае подразумеваются озера с рассеянным по его островкам и округе населением. Тогда становится понятным, почему называлось петеном и главное поселение Тайясаля, расположенное на одноименном полуострове и соседних островках.

Владения обьединения Ковох простирались на расстоянии дня пути от озера. Далее находились владения вождя Тутуль Ковоха, брата вождя Ковоха. «Столица» Ковоха носила то же имя, что все объединение и его вождь.52 Совпадение названия «столицы» и имени его вождя наводит на мысль, что ее населяли представители патронимии Ковох. Очевидно, что как и Чакан-Ица, это было одно сложное селение рассеянного типа, обитатели которого составляли единую общину.

Если не брать в расчет данные сомнительного отрывка из хроники Вильягутьерре, получится 9 (вместе с озерами - петенами) подчиненных селений. Уместнее, правда, назвать их общинами, так как точно известно, что два из них (Ковох, Чакан-Ица) состояли из нескольких рассеянных по ближайшей округе более мелких поселений со своими именами. Если включить в этот список Кун Ахау, само представлявшее из себя не менее сложное, чем Тайасаль, политическое объединение, получится 10 подчиненных селений и объединений разного ранга. Вероятно, именно о них говорил Мартин Чан губернатору Мериды, заявляя, что «королевство» («reino») Кан Эка состоит из 10 провинций.53

Внутреннее устройство Тайясаля в главных чертах было сходно с устройством юкатанских городов. Город-государство юкатанских майя состоял из «кварталов» («barrios» по-испански, «cuchteel» на майя), как их называют испанские хронисты. Деление города на кварталы и более мелкие районы было широко распространено в доколумбовой Мезоамерике и, по мнению некоторых специалистов, восходит корнями к родоплеменной эпохе, когда племя майя делилось на фратрии и роды. Каждое селение майя, будучи небольшой моделью племени, в точности копировало его структуру. В идеале «кварталов»-кучтеелей должно было быть 4, но обычно бывало меньше.54 Кучтеели возглавлялись вождями наиболее знатных и сильных родов. Глава «квартала» именовался ах куч каб (ah cuch cab) и носил титул «Ахав» (ahau) - «владыка», переводившийся испанцами как «король».55 Главы кварталов-кучтеелей составляли совет правителя, называвшийся так же - ах куч каб.

Тайясаль делился на 4 «квартала», главами которых были Ах Кит Кан, Кит Кан, Ах Матан и Ах Атси. Имя последнего - на самом деле титул «ah tzik» - «почитаемый». Титул часто встречается в гватемальских хрониках, где входит в титулатуру индейской знати. «Ах Атси» помечен в заявлении Мартина Чана губернатору Мериды не как «король», а как всего лишь «один из главных индейцев» - «...uno de los indios principales». Слово «principal» в испанских источниках означает некую общинную знать и просто уважаемых стариков - это очень пестрая и трудноразличимая внутри группа, которую испанцы отличали от «сеньоров» - правителей и ах куч кабов, т. е. лиц более высокого ранга. Упомянутый персонаж не входит в число последних и, значит, фратрий было 3, но, стремясь поддержать традицию, ица ввели в совет правителя четвертого члена. Косвенным подтверждением может служить рассказ Хименеса о происхождении разделения города на «кварталы», согласно которому великий сеньор, правивший островом (т. е. Тайясалем), умирая, завещал его трем сыновьям. Вильягутьерре, замечает, что ица поклонялись трем божествам - Хобо, Пакок и Хешчунчан. Вероятно, это прапредки правящих родов фратрий, и, как видим, их трое. Имена двух последних могут переводится соответственно как «происхождение или начало местности» и «след основания местности».56 Это обстоятельство, а также наличие двух одинаковых родовых имен в разных «фратриях» указывают на распад родовых структур. «Кварталы» имели свои собственные имена, хотя попытки испанцев перечислить их не всегда были удачны - в их число попадали соседние озера, политические объединения и т. п. Испанцы обозначали их словом «peten», которое должно было, по их мнению, означать остров.

«Фратрии» состояли из «больших семейств»-патронимий, имевших своего главу. Каждый род-патронимия имел собственный храм предков. Материалы по центральному Петену позволяют в отличие от Юкатана подробнее рассмотреть эту систему, благ.ря списку «районов» Тайясаля, приводимому Авенданьо-и-Лойолой (см. прил. 1). Список содержит имена и титулы вождей, по которым были перечислены все 22 «района». Многие из них вполне узнаваемы по декларации Мартина Чана и материалам следствия о гибели религиозных миссий - «Cit Can», «Matan» - главы кучтеелей Тайясаля, «Noj Ah Chata» - очевидно, вождь Чактов («Сhactos», у Вильягутьерре также «Chatos»), «Cin Chan» - один из «злодеев», на которых поочередно взваливали вину за убийство святых отцов. И это именно подразделения города, а не подчиненные селения, названия которых там полностью отсутствуют. Среди прочих перечислен и сам Кан Эк. Один из этих «районов» - «Ach Cat Backa» - упомянут в списке 1702 г. как селение «Baca», находящееся к северу от озера и имеющее собственную династию «королей». Другой пример - Маскин, упоминаемый Пабло Хилем как отдельное селение и тоже присутствующее в списке Авенданьо.57 Элорса-и-Рада прямо указывает на то, что «районы» Тайясаля имели вид «небольших селений» с собственными вождями для жертвоприношений.58 Но, исходя из описания Тайясаля Вильягутьерре Сотомайором, можно предположить, что храмы «районов» находились в одном месте, там, где пребывал правитель города, на полуострове Тайясаль. То, что для ритуальных целей могли использовать комплекс, построенный еще в классический период, не должно нас особенно удивлять. Точно так же поступали лакандоны, хороня своих вождей в храмах уже необитаемого Йашчилана.59 После исследований Д. и А. Чейзов, Д. и П. Райсов и Г. Джонса мы можем предполагать даже наличие прямой преемственности между классическими владыками города на полуострове Тайясаль и постклассическими правителями Тайясаля. Районы были населены представителями одной патронимии. Так, например, вождь «великий Чата» есть никто иной, как глава Чактов («Chactos», «Chatas»),60 обитавших где-то на пути в Гватемалу вместе с Пуками («Puques»). В этом случае их численность едва ли превысит численность обитателей Нича, где могло селиться несколько патриархальных больших семей. Численность одной патронимии могла достигать сотни человек.61 Другой пример - селение чанов, «подгруппы» кехаче, насчитывавших около 300 обитателей.62 Некие Туты так же несомненно принадлежали к Тайясалю, хотя в списке их нет. Вероятно, их вождь идет под одним из безымянных титулов («Noj Tzocan» ?). Они названы среди соучастников в убийстве монахов. Патронимии Тут и Чата зафиксированы у современных ица.63 Вильягутьерре утверждает, что все вожди Тайясаля имели дома в городе. Однако они вряд ли находились там все время, так как в чрезвычайных случаях - прибытии монахов, например - вожди прибывали в город из разных концов озера.

Помимо селений, в окрестностях озера имелось множество отдельно разбросанных домовладений и мильперий. Хроники упоминают некоторые из них (см. прил. 3).

Главы «районов» носили титул «Ач Чатан» («ach chatan»), или сокращенно «ач кат». Ч'ат'ан, в значении глагола означает «повиноваться, принимать совет».64 В списке встречаются и другие титулы. Один из «ач катов» носит титул «halach vinic», что как-то не вяжется с его положением главы рода. Как мы говорили, возможно, за этим титулом скрывается вождь Топоште-Кун Ахау по «имени» Чумешен. Его собственное имя - Кинтанек или Кинкантек также пострадало от затрудненного восприятия испанцами языка майя на слух, и могло звучать как «ах кин Канте» - «великий жрец из рода Канте». Перевод слова «чумешен» затруднен и, скорее всего, это какой-нибудь исковерканный титул.

Более любопытен титул ah tzetzin batab. «Tzetzin» - удвоенное «tzin», что в языке науа означает «принц» (в испанском переводе). Удвоение усиливает значение слова. «Район» «Backa» («Baca»)также выбивается из этой схемы, как имеющий свою династию «королей», вероятно, с титулом «ахав». Есть только одно объяснение - не все районы Тайясаля были населены исключительно одним родом-патронимией. Возможно, некоторые «районы» содержали набор из нескольких патронимий, одна из которых считалась доминирующей и по ней обозначали все сообщество. Поселений типа «одно селение = одна патронимия» в чистом виде могло быть не очень много, поскольку соперничество с другими родами требует поддержания численности селения на уровне, позволяющем его осуществлять.

В списке также несколько раз встречается титулы «noj» - «великий», «tzik» - «почитаемый» и «tzocan», перевести который затруднительно. Он не встречается ни в одной из областей Юкатана, и можно предполагать, что он восходит к классической эпохе. Примерно то же можно сказать и о титуле глав фратрий Тайясаля «ах кит» - «отец, вожак, бог». В раннеколониальных источниках он попадается лишь однажды - в «Сообщениях с Юкатана» его носят два из четырех основателей Исамаля, мифические прапредки патронимий Куц и Койи.65

Правитель Тайясаля, возможно, носил титул «ахав», переводимый испанцами как «король» («el rey»). Этот титул восходит к очень древним временам и встречается практически во всех языках майя. В отличие от юкатанских майя у ица, видимо, не было специального термина для обозначения правителя города. Должность передавалась в пределах рода Кан Эк по крайней мере в течении 200 лет (XVI-XVII вв.), хотя имеется странное сообщение Франсиско Хименеса, что в 1660 г. Кан Эка звали «Quitcam» - имя главы одного из «кварталов» Тайясаля. Правитель никогда не покидал своего города. Переговоры с вождями соседних селений вел верховный жрец.

Верховный жрец, «аh k'in», занимал второе после правителя положение. Помимо религиозных функций, жрец в особо важных случаях мог выполнять посольские поручения или вести переговоры.66 В восставшем Сахкабчене индеец с титулом «ах кин» обходил с отрядом подчиненные батабу селения, принимая изъявления подданства от их вождей.67 Ах кин Тайясаля принадлежал к роду Кан Эка. В годы испанского завоевания, 1695-1697гг., им был двоюродный брат правителя. Таким образом обе высшие должности находились в руках одного правящего рода.

Еще одним важным лицом был выборный военный вождь - «nacon» или «nacom», на Юкатане избиравшийся на три года.68 Вильягутьерре сообщает, что во время визита Фуенсалиды и Орбиты в Тайясаль, некий наком Поль («capitan Nacompol») пригрозил Кан Эку покинуть остров, если он не изгонит монахов.69 Во время последних переговоров с испанцами некий Иц Кан («Itzcan») подготовил остров к обороне.70 Возможно, это был последний наком Тайясаля.

Низшими должностными лицами в социально-политической иерархии были «tupil», выполнявшие в селении полицейские функции. Этим словом еще в нашем столетии старики-ица называли полицейских.71 Слово заимствование из языка науа («topilli» - «палка, розга»). Подобная должность известна у ацтеков и была распространена у юкатанских майя.72

Подчиненными селениями, как и на Юкатане, управляли батабы. Об этом говорится в одном из включенных в хронику Вильягутьерре сообщений.73 Этот титул имели и старики, управлявшие независимыми селениями к югу от Петен-Ица. Титул «ах-цецин-батаб» встречается в списке Авенданьо и, возможно, свидетельствует о претензиях на «тольтекское» происхождения части знати Тайясаля.74 Батабы были, должно быть, людьми уже преклонного возраста - в источниках сообщается о смерти не менее чем трех батабов различных селений за два г.75

Численность жителей Тайясаля трудно оценить более-менее достоверно. Данные, полученные Авенданьо от Кан Эка, вряд ли надежны. Вождь, по его словам, долго не мог ответить на этот вопрос потому что попросту не знал числа своих людей. Очевидно, он попросту отмахнулся от назойливого падре, назвав цифру в 24(!) тысячи человек.76 По сообщению Фуенсалиды, город, т. е. главное поселение, где располагалась резиденция правителя, называвшееся Нох Петен, состоял из 200 домов. Но вряд стоит тешить себя надеждой, что они были обитаемы все и притом постоянно. Скорее всего это были в основном так называемые «вакантные помещения», занимаемые вождями и сопровождающими их лицами только тогда, когда они приезжали в город на праздник или по другому поводу. Способ, предложенный В. И. Гуляевым - определение численности по количеству воинов, виденных монахами - весьма остроумен, но вряд ли более надежен.77 Во-первых, их численность была определена монахами на глаз, а глаза у страха, как известно, велики. Во-вторых, нет никакой гарантии, что среди этих воинов не было каких-нибудь соседей - союзников Тайясаля, или что его собственные вожди пришли в полном составе. Количество «районов» также плохой критерий для подсчета. Допустим, численность патронимии не превышает 100 человек, но она может быть гораздо ниже. Как мы уже говорили, число «районов» и патронимий не совпадало. На основе этого критерия можно только грубо прикинуть, что число жителей Тайясаля будет колебаться в пределах 2-3 тысяч.

В социальном устройстве общества ица, очевидно, как и на Юкатане, наблюдалось имущественное расслоение. Так, в соседней с Алаином Ночихе имелся «маленький пруд в середине [селения]» с возделанными плантациями какао.78 На Юкатане какао имело очень высокую стоимость и употреблялось в качестве денег даже после прихода испанцев. Плантации какао принадлежали обычно очень знатным общинникам и вождям. Тайясаль же находился между крупными торговыми городами-государствами - Акаланом и Нито. Кортес упоминает дома, построенные ица для приема проходивших через Петен торговцев.79 Есть данные, что он добрался до Тайясаля, пользуясь картами купцов майя. Однако с завоеванием Юкатана испанцами торговля по этим путям прекратилась, и возможно, какао уже не имело той высокой стоимости. Теперь «лесные» индейцы, населявшие «Край Войны», приходили в пограничные селения менять воск на соль и мачете, чему испанская администрация безуспешно сопротивлялась. Потеряла свой смысл и процветавшая некогда работорговля. В документах есть ряд указаний на ритуальный каннибализм в отношении захваченных пленников, но нет упоминаний об их использовании в качестве рабов. Единственное упоминание о существовании рабства у ица встречается у Вильягутьерре. После завоевания Тайясаля двое испанцев повстречали на берегу озера рабыню ах кин Канека, верховного жреца Тайясаля. Из расспросов выяснилось, что ах кин Канек «заставлял» ее заниматься гаданием.80 Прямых указаний на использование рабов для производства материальных ценностей нет и для Юкатана. Известно, что там их использовали в качестве прислуги, носильщиков и для какой-то работы в домах знатных общинников. Кроме того, рабов специально захватывали или покупали для принесения в жертву на религиозном празднике.

Завоевание Юкатана разрушило все связи, существовавшие между его городами-государствами и Тайясалем. Возможно, оно отразилось и на социальной структуре общества. Также могло иметь место взаимодействие майя-ица с пришлыми юкатанскими майя. Составитель списка селений 1702 г. отмечал, что среди майя Центрального Петена «много христиан», т. е. крещеных индейцев. Выросла зависимость от «импорта» металлических орудий труда - топоров и мачете. «Лесные индейцы» приходили выменивать их на воск в пограничных селениях. В своих показаниях на допросе, Кан Эк даже утверждал, что главной причиной отсылки посольства Мартина Чана в Мериду было желание установить торговлю, вызванное необходимостью именно в этих предметах.81

Оставшись после завоевания Юкатана испанцами в почти полной изоляции среди племен майя, Тайясаль сделал шаг назад в своем развитии. Торговля, способствовавшая социальной дифференциации, прекратилась. Пленников все реже обращали в рабство и все чаще приносили в жертву богам. Прогресс производительных сил, несмотря на толпы беглецов с Юкатана и проникновение металлических орудий труда, был недостаточно высок, чтобы привести к каким-нибудь качественным переменам в развитии региона. Когда испанцы начали натиск на Центральный Петен, его обитатели были еще более разобщены, чем их юкатанские и гватемальские соплеменники и даже среди вождей Тайясаля не было единства. Это настолько облегчило испанцам задачу, что завоевание, называемое звучным словом «конкиста» свелось к бесконечному «переселению» жителей мелких селений с места на место.

Археологические свидетельства относительно ранних контактов, общие черты в социальной организации и легендарная традиция обнаруживают прочные связи и сильное сходство общества Центрального Петена и в особенности Тайясаля с обществом постклассического Юкатана. Это позволяет считать Центральный Петен и Юкатан постклассической эпохи частью одного субъареала в областях, населенных племенами майя. При этом следует отметить и особенности, выделяющие Тайясаль из ряда прочих городов-государств определенная преемственность с цивилизацией классической эпохи, проявляющая себя в сохранении титулатуры ряда общинных вождей и возможной преемственности религиозных представлений.

Подробная реконструкция политической карты Тайясаля и Центрального Петена в сочетании с последними археологическими открытиями позволяют совсем иначе взглянуть на прошлое региона. Долгое время бытовавшее в майянистике мнение, что в постклассический период Центральный Петен был заброшенным, необитаемым регионом, где только чудом существовало одно-единственное государство, теперь не может казаться абсолютной истиной.

Материал, содержащийся в недавно опубликованных документах Главного архива Индий в Севилье позволяет утверждать о существовании не менее четырех политически организованных надобщинных объединений, имеющих подчиненные селения - Тайясаль, Сумпан во главе с «королем» Монпана, Йашмай, куда удалился Мартин Чан с отрядом вооруженных испанцами индейцев, и Кун Ахау-Топоште на озере Йашха, имеющее постклассический храмовый комплекс (см. приложения). Можно утверждать, что в постклассическую эпоху Центральный Петен был более развитым регионом, чем предполагалось ранее.

 


Приложение 1
Список «районов» Тайясаля Авенданьо-и-Лойолы.*

Названия «районов»

Комментарии

rey Ah Canec

Правитель Тайясаля.

noj Ah Chata

Возможно, вождь чактов.

Ah tzetzin batab

Титул. «Tzetzin» - удвоение от науализма «tzin» - «принц».

Cazique noj che

Вождь «великий Че». (?)

ach chatan ek

ach cat Cixban

noj tzo can Punab

«великий» tzucan Пунаб.

noj tzo can noj

Титул «великий» tzucan.

ach cat Baca

Вождь селения Backa к северу от озера, по списку 1702 г. имеющего собственную династию «королей».

ach cat halach vinic

Титул «великий человек». на Юкатане - правитель кучкабаля. Очевидно, титул вождя Кан Ахау.

ach cat Mulcah

ach cat Kinchil

ach cat Kinchan

Вождь, названный ах кином Кан Эком в числе участников расправы над миссией Авенданьо.

ach cat Kayom

ach cat Cit Can

Ah Сit Can, вождь 1 из 4 «фратрий Тайясаля.

ach cat Ytza

tzo can tzic

Титул «почтенный» tzucan.

ach can Matan cua

Ah Matan, вождь одной из четырех «фратрий Тайясаля.

ach can Batun

ach cat Pop

Вождь селения Poop (?).

ach cat Camal

Вождь Camal, сопровождал Кан-Эка, когда тот скрывался от испанцев.

ach cat Mas Kin

В Письме Пабло Хиля Маскин упоминается как отдельное селение, что связано с разбросанным характером поселений Тайясаля.

* Приводится по английскому переводу в издании Минса. (Means P.A. History of Spanish Conquest of Yucatan // PMP. 1908. Vol. 7.)

 

Приложение 2
Патронимии современных майя-ица.*

№№

Населенный пункт

№№

Населенный пункт

№№

Населенный пункт

Сан-Хосе

Сан-Андрес

Флорес

1

Batab

1

Cakmal(Ca'mal)

1

Canek (Kanek)

2

Bitzil**

2

Cocom

2

Chem

3

Cahuich (Cawich)

3

Chata (Chata')

3

Tok

4

Camal

4

Chi (Chi')

5

Campach

5

Panti (Panti')

6

Can

6

Quetzal

7

Cante(Cante')

7

Quijchan

8

Challax(Chayax)

8

Joma (Joma')

9

Chan

9

Mo

10

Chuc

10

Pat

11

Co

12

Cohuogh (Cowoj)

13

Coyi (Coyi')

15

Coyoc

16

Euan (Ewan)

17

Huex

18

Ko

19

Ku

20

Kumul

21

May

22

Mex

23

Panaj

24

Peche

25

Quixjabon

26

Quiтocte

27

Suntecun***

28

Tun

29

Tut (Tuut)

30

Tzul (Dzul)

31

Uss (Us)

32

Xiquen

33

Yacab

34

Yej

35

Zac (Sac)

36

Zacal (Sacal)

* Приводятся по данным Отто Шуманна (Otto Shumann G. Descripcion estructural del maya itza del Peten. Mexico, 1971).

** От bitzitzil, в переводе с пипиль - разновидность оленя (cierto venado).

*** От suntecun, на пипиль - «голова».

 

Приложение 3
Селения Центрального Петена

Селения Тайясаля

№ источника

Селение

Комментарии

1

Backpich

1,3,7,8

Cantetul

Современный Кантетуль. К северу от озера в истоках реки Акте.

4,5

Chacan Itza

Группа деревушек на берегу оз. Петен-Ица. Возможно, граничила с Ковохом. Вероятно вблизи озера Йалмохан (3-4 км. к сев.-зап. от озера Петен Ица), поскольку это название упоминается Кортесом как имя «сеньора» селения Чакан-Ица.

3,4

Chacha?*

Селение численностью в 60 «семейств»

3,4

Chactos?

Группа, обитавшая вместе с пуками на юге, на каком-то небольшом «петене», у дороги на Гватемалу

4

Chee?

4

Chulul?

1,2,3,4,7,8

Ekixil

Современное озеро Экишиль.

4

Linil ?

1,3,4

Motzcal

Отдельное домовладение.

1,3,7,8

Nohpeten

Сам Тайясаль, т. е. местопребывание Кан-Эка. На озере Петен-ица, полуостров того же имени.

4

Oboncox

4

Oraptun

1,4,7,8

Sacpeten

Современное озеро Сакпетен, у восточного побережья оз. Петен-Ица.

4

Puques

Патронимия, возможно, входящая в Тайясаль. Обитали на некоем «петене» на юге. Там же обитали Чакты.

1,2,3,4,7,8

Sacpuy

Современное озеро Сакпуй, 5 км к западу от оз. Петен-Ица.

4

Sactinil

4

Yalain

В 4 лигах на северо-восток от озера. Переселен испанцами в Чинола.

* Знаком вопроса помечены селения, принадлежность которых к Тайясалю сомнительна.

 

Селения Ковох*

№ источника

Селение

Предполагаемое местоположение

4

Calacua

3,4

Couoh

Родовое имя. Известно также на Юкатане.**

4

Chetein

4

Chuc

4

Ispeten

3

Naua

4

Okot

3,4

Saclemacal (Sachemacal, Caclemacal)

На одноименной реке на границе Чакан-Ицы. По другим данным, на побережье, что тоже допустимо.

4

Xatencul

4

Tiboh

4

Tulut (Culut)

* Все объединение располагалось в северо-западном конце озера Петен-Ица и простиралось на день пути от берега.

** Данные по юкатанским родовым именам взяты из податных списков 1570-1688 гг., приводимых в исследовании Антонио Бенавидеса (Benavides A. Geografia politica de Campeche en el siglo XVI. Mexico, 1991).

 

Прочие селения, племенные группы и политические образования Центрального Петена

№ источника

Селение

Предполагаемое местоположение

4

Acabob

Некое селение, воевавшее с Тайясалем. «Люди Каб». «Cab» - родовое имя, встречающееся на Юкатане.* Употреблено во множественном числе.

4

Ahcacabob

Независимое селение к югу от Петен-Ица. Употреблено вомножественньом числе.

4

Ahcanulob

Некое селение, воевавшее с Тайясалем. «Люди Кануль». «Kanul» - родовое имя, встречается на Юкатане. Употреблено во множественном числе.

4

Ahchemob

Некое селение, воевавшее с Тайясалем. «Люди Чем». «Chem» - родовое имя. Встречается на Юкатане. Употреблено во множественном числе.

4

Ahcitob

Независимое селение к югу от Петен-Ица. «Ah Kit» - «отец, предводитель, бог» (юкатек.). Употреблено во множественном числе. Титул мифических основателей Исамаля (см.: Relaciones historico-geograficos de la gobernacion de Yucatan.Mexico, 1983. P. 305. Т.1).

4

Ahkincolob

Независимое селение к югу от Петен-Ица. «Люди ах кин Коля». Коль - родовое имя, встречается у юкатеков.

4

Ahkuchanes

Независимое селение к югу от Петен-Ица.

4

Ahmoes

Независимое селение к югу от Петен-Ица. Правильно - Ah Mo - «Люди Мо». Мо - родовое имя. Встречается на Юкатане.

4

Ahtecob

Независимое селение к югу от Петен-Ица. «Люди ах Тек». Тек - родовое имя. Известно у юкатанских майя.

3

Balantun

4,5

Batcab

Селение кехаче.

3

Bochan

Высокий холм с «идолами на вершине», обнаруженный индейцами из Мумунти. К северу от озера Петен-Ица.

4

Cabicob

Независимое селение к югу от Петен-Ицы.

3

Chachahulte

4

Chaitzaes

4

Chaltuna

Озеро Петен-Ица, и, возможно, некие селения на восточном берегу.

3,4

Chanes

Патронимия майя-кехаче.

3

Chayases

Некая общность к юго-западу от оз. Петен-Ица. Возможно, патронимия с родовым именем Чайаш (см. прил. 2).

3

Chesic

4

Chinamitas

Индейцы, обитавшие в горах вдоль Усумасинты. Возможно, майя-лакандон. Возможно, имели столицей «петен» Тулунки.

4

Cholo

Мильперия.

4

Chulta

4

Chumpich

Ручей в 9 лигах от селения Цукток.

3,4

Chuntuqui

Селение кехаче.

4

Coba

4

Cocol

Деревня, теснимая Тутуль Ковохом в горы. очевидно, к северу-северо-западу от озера Петен-Ица.

3

Cunahau

Центр с подчиненными селениями. Имел собственного правителя. Где-то на востоке.

3

Dzac Itza

1

Dzoc

3

Expapantun

3

Guacmay

4

Hicul

3,4

Hoyop

Некая общность к западу от Сакпуй.

5

Ichmuxan

Протока в 3 лигах от Чакан-Ицы.

1

Ichtun

4

Ixban

4

Ixbol

На полпути от реки Чахаль до Петен-Ица (ок. 5 лиг ~ 25 км К югу от озера).

4,7

Ixpop

Селение на одноименном ручье в западном конце озера Петен-Ица.

3,4

Ixtut

5 лиг от Ковоха.

3

Yalkas

3

Yasbet

3

Yasle

3

Yaxmay

«Столица множества селений». В Йашмае обосновался Мартин Чан со своими людьми.

3

Yxa

4

Kimbatun

3,4,5,7,8

Maconche

Современное озеро Маконче, к западу от озера Петен-Ица. Рядом с озером Сак Петен.

3

Mumunti

Где-то на севере, в 2 днях пути от озера Петен-Ица, возможно, рядом с культовым «холмом» Бочан.

3

Musquisil

3

Musul

Народность [nacion] майя. Некоторые представители попадались в пограничном селении Типу.

3

Necnocche

5,4

Nich

«Столица» Чакан-ицы - рассеянного поселения, подчиненного ицам.

4

Nob

4

Nochiha

Рядом с Йалаином. 12 семейств. Переселена испанцами в 1697.

1

Nohpopol

4

Ohoyes

4

Pachechen

Селение Чанов, патронимии кехаче. Около 300 обитателей.

4,7

Picu

Мильперия в 2-3 км на юго-запад от озера Петен-Ица. Показана на карте 1968 г.

4

Poop

Деревня, теснимая Тутуль Ковохом в горы. Очевидно, к северо-северо-западу от озера Петен-Ица.

3

Queches

3

Quilac

4

Saca

«Белая вода». По предположению Д. Беляева, современное озеро Бланка к югу от озера Йашха (Belyaev D. Wuk tzuk and Oxlahun tzuk: Tikal and Naranjo in the late classic. 1998 - неопубликованный доклад на 3-й Европейской конференции майянистов).

1

Sacche

3

Sacsel

3,8

Sacyaxche

Возможно, современное Sayaxche, в 10 км от Сан-Мигель (по карте 1958 г.).

3

Simucuil

4

Suacualob

Некое селение, воевавшее с Тайясалем.

3

Sumpan

Селение во главе с неким «Монпана». Имело подчиненные селения.

3,8

Sununbitz

Современный Tzununhuitz - «Холм колибри».

1,6

Taximchan

Согласно Франсиско Кано один из главных вождей мопанов, воевавших с ица. Возможно, одноименное селение.

4

Tulunquuies

«Петен». Там же, где Чинамиты.

3,4

Tutes

Патронимия, входящая в Тайясаль. Обитала в одноименном селении.

4,5,7

Tzuctok

Селение кехаче к северу от озера Петен-Ица. 50 км от озера Лагуна Пердида.

1

Uicab

Родовое имя. встречается на Юкатане. Вероятно, селение одноименной патронимии.

3

Xalal

* Данные по юкатанским родовым именам взяты из податных списков 1570-1688 гг., приводимых в исследовании Антонио Бенавидеса (Benavides A. Op. cit.).

 

Список источников к приложениям

1. Письмо Пабло Хиля (Carta de Pablo Gil al capitan Francisco de Ariza, alcalde de Bacalar, sobre una embajada al Itza y su remision al governador de la provincia. Chunhuhub, 30 de oktubre de 1695 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T. 1: Idolatria y sublevacion).

2. Инструкция Мартина Урсуа-и-Арисменди (Instruccion del governador Martin de Ursua y Arizmendi al cabo Joseph Fernandes de Estenos sobre la reducсion de los indios del Peten. Peten del Itza, 9 del mayo de 1697 // Ibid.

3. Список селений 1702 г. (Lista y memoria de los pueblos y parajes de los veсinos de la laguna del Peten. Guatemala. 1702 // Ibid.

4. Хроника Вильягутьерре Сотомайора (Villagutierre Sotomayor, J. de. History of the Conquest of the Province of the Itza. Culver city, 1983).

5. Хроника Андреса Авенданьо-и-Лойолы (Means P.A. History of Spanish Conquest of Yucatan // 1917. PMP, vol. 7).

6. Отчет миссии Франсиско Кано (Means P.A. Op. cit.).

7. America Central. 1: 250 000. Washington, 1958-1968. (географическая карта).

8. Mapa preliminar de las rutas de Guatemala. Guatemala, 1956. (географическая карта).

 


КОММЕНТАРИИ

 

* Данная работа представляет собой расширенный вариант одноименной статьи А.В. Пакина (Пакин А.В. В сердце «Края войны»: Вопросы политической географии майя Центрального Петена в ХVII в. // Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000. С. 114-136). Однако при ее издании были опущены приложения, приводимые в настоящей публикации.

1 Язык современных майя-лакандон относится к юкатеканской группе, однако, как показало исследование Яна де Вос, они не имеют никакого отношения к лакандонам XVII в., от которых унаследовали только свое название. Настоящих лакандонов, говоривших на одном из чоланских языков, по-видимому, следует считать истребленными еще в XVIII в. Современные лакандоны происходят от юкатанских майя, бежавших в леса от испанцев на протяжении XVII - XVIII столетий. См.: Vos J. de. La paz de Dios y del rey: La conquista de la Selva Lacandona (1525 - 1821). Mexico, 1996.

2 См.: Quezada S. Pueblos y caziques yucatecos (1550-1580). Mexico, 1993. P. 19; Roys R.L. Political Geography of Yucatan Maya // CIWP. Washington, 1957. №613. P.10.

3 См.: Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979.

4 По данным последних исследований Д. и П. Райсов, в интересующей нас части региона за промежуток времени с позднего классического периода до 1000 г. население сократилось в районе оз. Йашха - с 6 тыс. до 700 человек, в районе озер Маконче и Сакпетен - с 6 до 3 тыс., и с 4 до 1 тыс. в районе озер Экешиль и Петенчель. См.: El poblamiento de Mexico. Mexico, 1993. T. 1. P. 251.

5 См.: Bullard W. The Central Peten Postclassic Tradition // Classic Maya Сollaps. Albuquerque, 1973. P. 232-245.

6 Cм.: Chase A. Postclassic Peten Interaction Spheres. The View From Tayasal // Lowland Maya Postclassic, Austin,1985. P. 196-198.

7 Cм.: Rice D. and P. Topoxte, Maconche and Central Peten Postclassic // Ibid. P. 174.

8 Cм.: Chase A. Op. cit. P. 191.

9 См.: Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. Л., 1963. С. 28-32. Есть, впрочем, иная интерпретация хронологии поздней истории майя Юкатана, датирующая приход ица в Петен XIV и даже XV вв. См.: Polloc H., Roys R., Proscuriacoff T. Mayapan, Yucatan, Mexico. 1969 // CIWP. Washington, 1969. № 619. P. 62. Мы и далее будем придерживаться версии Ю.В.Кнорозова, хотя последние археологические и эпиграфические исследования могут поставить под сомнения достоверность сообщений устной юкатанской традиции. См.: Voss A., Kremer J. Kakupakal, Hunpiktok and Kokom: Political Organization of Chichen Itza. 1998 (неопубликованный доклад на 3-й Европейской конференции майянистов).

10 См.: Thompson J.E. La grandeza y decadencia de los mayas. Mexico, 1995. P. 143-147; Fox J.W. The Postclassic Maya State Formation. Cambrige, Mass., 1987.

11 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.History of the Conquest of the Province of the Itza. Culver city, 1983. P. 44-45.

12 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. P. 45, 109, 112; Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

13 См.: Declaracion del embajador de Canec, Ah Chan, ante el gobernador Martin de Ursua-y-Arismendi. Merida. 29 de diciembre de 1695 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion. См. другие документы в том же разделе и сравните с тем, какую цель приписывают посольству испанцы.

14 См.: Interrogatorio al Canec, primo del rey Ahcanec // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

15 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. P. 150, 290.

16 Например, этим словом названы как поселения родственников - Чаны, Туты, Чакты, Пуки, Хойопы, Чайасы, так и этнические и языковые группы - мопан, кехач, мусуль, ица или отдельные селения неизвестной племенной принадлежности.

17 См.: Roys R.L. Political Geography of Yucatan Maya // CIWP. Washington, 1957. №613.

18 См.: Quezada S. Op. cit.

19 См.: Tsubasa Okoshi Harada. Tenencia de la tierra y territorialidad: conseptualizacion de los mayas yucatecos en visperas de la invasion espanola // Conquista, transculturacion y mestizaje: Raiz y origen de Mexico. Mexico, 1995.

20 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. P. 178, 350.

21 См.: Ibid. P. 343.

22 См.: Lista y memoria de los pueblos y parajes de los veсinos de la laguna del Peten. Guatemala, 1702 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

23 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. P. 231.

24 См.: Graham E., Jones D., Kautz R. Archaeology and Ethnohistory on a Spanish Colonial Frontier: An interim report on the Macal-Tipu project in Western Belize // Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985.

25 См.: Declaracion del padre Avendaсo-y-Loyola ante el govenador, 5 de mayo 1695 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion. Д. и П. Райсы считают Алаин частью поселения на озере Маконче. Но в списке селений 1702 г. Алаин и Маконче упоминаются как два различных селения, а информация Авенданьо опровергает эту гипотезу. См.: Lista y memoria...; Rice D. and P. Op. cit.

26 См.: Lista y memoria...

27 См.: Carta de Pablo Gil al capitan Francisco de Ariza, alcalde de Bacalar, sobre una embajada al Itza y su remision al governador de la provincia. Chunhuhub, 30 de oktubre de 1695 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

28 Выделять майя-кехаче в особую племенную группу, может быть, не стоит - самоназвание «Cehach» состоит из слов «keh» - «олень» и словообразующего именного суффикса «Ach», майя же Юкатана называли себя «Ah Maya» - «люди оленя» и «Ah keh» - «охотники на оленя». Возможно, кехаче одно из подобных самоназваний майя. См.: Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. М., 1974.

29 Слово «Chinamit» обозначало родовую общину в языке киче и других языках майя. См.: Пополь-Вух. М., 1953. Коммент. к с. 118. По Когольюдо, чинамиты обитали в горах, что тянутся вдоль Усумасинты. Единственными горами, расположенными вдоль этой реки в этой местности и являются горы Лакандон. Авенданьо ошибочно считал их горами Верапаса (См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. P. 303).

30 Вильягутьерре сообщает, что за иезуитами пришли «капитаны» ахав П'ук и Ах Чата П'оль с 20 индейцами. (См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 70). Чаты и Чакты у него - одно и то же.

31 См.: Гуляев В.И. Указ. соч. С. 210.

32 См.: Means P.A. History of Spanish Conquest of Yucatan // PMP. 1908. Vol. 7. P. 69.

33 См.: Calepino de Motul. Mexico, 1995.

34 См.: The Forest of Mexico. Mexico, 1994. P. 119.

35 См.: Bullard W. Monograps and Papers in Maya Archaeology. 1970 // PMP. Vol. 61; Bullard W. Peten Maya Settlment Pattеrn // 1960. AA. №3; Johnson J. K. Postclassic Maya Site Structure at Topoxte, Peten, Guatemala // The Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985.

36 См.: Chase A. Topoxte and Tayasal: Ethnohistory and Archaeology // AA. 1976. Vol. 41. №2.

37 Но чуть далее он утверждает, что их было 21. См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit. Р. 313.

38 Cм. Chase A. Postclassic Peten Interaction Spheres: The View From Tayasal // Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985.

39 См.: Villagutierre Sotomayor J. de.Op. cit.. P. 70.

40 См.: Rice D. and P. Op. cit.

41 См.: Otto Shumann G. Descripcion estructural del maya itza del Peten. Mexico, 1971. P. 9-10.

42 См.: Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. Л., 1963. С. 67.

43 См.: Means P.A. Op. cit. P. 69.

44 См.: Chase A. Op. cit. P. 204.

45 См.: Means P.A. Op. cit. P. 131; Carta de Pablo Gil...

46 См.: Means P.A. Op. cit.

47 См.: Ibid. P. 180-181. Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. 271.

48 См.: Instruccion de governador Martin Ursua-y-Arizmendi sobre la mejor manera de reduccion de los indios del Peten. 1697 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

49 См.: Carta de Pablo Gil...

50 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 343.

51 См.: Rice D. and P. Op. cit. P. 176.

52 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 343, 380.

53 См. Declaracion del embajador de Canec...

54 См.: Relaciones historico - geograficos de la gobernacion de Yucatan.Mexico, 1983. T. 1-2. ?. 118, 85, 322 («Relacion de Temul», «Relacion de Dzonot», «Relacion de Pozolocha y Chochola» - во всех трех случаях говориться о 2 - 3 ах куч кабах в селении).

55 С главой «квартала» его связывают гватемальские хронисты Ф. Хименес и Фуентес-и-Гусман. ( См.: Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971. С. 125, Сalepino de Motul...).

56 Хобо восходит к юкатанскому Хобонилю, главе Бакабов, покровителю пчеловодов и года со знаком Кан. Двое других названы Вильягутьерре «господами войны» (señores de la guerra) (См.: Rivera, Miguel Dorado. Cambios en religion maya desde el periodo clasico a los tiempos de Hernan Cortes // Los mayas de los tiempos tardios. Madrid, 1986. P.159-160; Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 315).

57 См.: Carta de Pablo Gil...; Means P.A. Op. cit. P. 19.

58 См.: Гуляев В.И. Указ. соч. С. 210.

59 См.: Bullard W. The Central Peten Postclassic Tradition // Classic Maya Сollaps. Albuquerque, 1973. P. 234.

60 Чакты как родовое имя ица зафиксировано в современном Сан-Андресе (См.: Otto Shumann G. Op. cit.; Приложения).

61 «Семья» насчитывала 8-15 человек. По Вильягутьерре - 10.

62 Нужно помнить, что все расчеты численности и расстояний сделаны испанцами на глаз и могут иметь большие погрешности.

63 См.: Otto Shumann G. Op. cit. P. 197.

64 Переход простого «т» в глотализованное «т'» невозможен. Несоотвествие, видимо, оъясняется тем, что Авенданьо вообще не выделял усиление согласных, хотя его транскрипции майяских имен довольно точные.

65 См.: Relaciones historico-geograficos... T.1. P. 305.

66 См.: Documentos de las tierras de Sotuta // Roys R.L. The Titles of Ebtun. CIWP. Washington. 1939. № 505. P. 425.

67 См.: Relacion de fray Cristobal Sanchez sobre los indios sublevados. Ulamal, 26 junio de 1669 // Documentos para la historia indigena de Yucatan. Mexico, 1996. T.1: Idolatria y sublevacion.

68 См.: Ланда, Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. Л., 1993. С. 157.

69 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 84.

70 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 290.

71 См.: Otto Shumann G. Op. cit. P. 9-10.

72 См.: Calepino de Motul. Op. cit.

73 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 342.

74 К тольтекам стремилась возвести своё происхождение знать большинства племён майя - от горной Гватемалы на юге, до Юкатана на севере, хотя в большинстве случаев подобная «родословная» вероятно является фикцией.

75 См.: Villagutierre Sotomayor J. de. Op. cit. P. 140; Carta de Pablo Gil...

76 См.: Declaracion del padre Avendano-y- Loyola...

77 См.: Гуляев В.И. Указ. соч. 210.

78 См.: Villagutierre Sotomayor Op. cit. P. 388.

79 См.: Cortes H. Cartas de relacion. Mexico, 1963. P. 272..

80 См.: Villagutierre Sotomayor Op. cit. P. 330.

81 См.: Declaracion del padre Avendaтo-y- Loyola...