МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Майя > Правители >

Династическая история Дос-Пиласа и Агуатеки

Дмитрий Беляев

 

В 1-й половине VII в. на юг от Петена, в Петешбатуне, появляется новая династия, представители которой также претендовали на титул «священный царь Муталя». Ее столица - «Озеро Водяного Дракона» - располагалась на месте городища Дос-Пилас.

Дос-Пилас. Макет-реконструкция

Археологические работы Петешбатунского проекта показали, что крупное поселение возникло здесь на рубеже VI-VII вв. на месте небольшой раннеклассичесокой деревни. За одно столетие к концу VII в. Дос-Пилас превратился в густонаселенный город площадью около 4 кв. км с населением 4000-5000 человек. Первым известным царем Дос-Пиласа был Бахлах-Чан-К'авииль (629 - после 692). Он был сыном «священного царя Муталя» К'инич-Муваан-Холя II.

Дос-Пилас. Стела основателя Дос-Пиласа - Балах Чан Кавииля.

В 657 г. кало'мте Йукно'м-Ч'ее'н II вторгся с севера в Муталь и разгромил Ну'н-Ухоль-Чаака I. Побежденный царь бежал, а все члены царского рода были заключены в темницу. В 659 г. Йукно'м-Ч'ее'н нападает уже на Дос-Пилас и вынуждает Бахлах-Чан-К'авииля бежать. В чем была причина этого неожиданного похода неясно, так как в позднейших надписях Бахлах-Чан-К'авииль утверждал, что был вассалом канальского царя еще в 648 г. Однако, похоже, что до 659-660 гг. два претендента на титул «божественного царя Муталя» действовали вместе.

В 672 г. Ну'н-Ухоль-Чаак I неожиданно вторгся в Петешбатун и изгнал Бахлах-Чан-К'авииля. На этот раз родичи рассорились окончательно и проигравший призвал на помощь кало'мте. В 677 г. Йукно'м-Ч'ее'н II нанес Ну'н-Ухоль-Чааку поражение, а в 679 г. Бахлах-Чан-К'авииль разбил его окончательно. В триумфальной надписи он с гордостью говорит, что «поверглось оружие Ну'н-Ухоль-Чаака, пролились моря крови и нагромоздились горы черепов Хушлаху'н-Цук, мутальцев, это повелел Бахлах-Чан-К'авииль, священный царь Муталя». После этого имя тикальского царя пропадает из источников.

Дос-Пилас. Фасад стелы 2.

Сменивший Бахлах-Чан-К'авииля Ицамнаах-Балам (около 695-698) и его брат Ицамнаах-К'авииль (698-726) перестали активно вмешиваться в политическую борьбу в Петене. Последнее упоминание о войне на севере датируется 705 г., когда произошло столкновение с Тикалем. При этом победа приписана не самому царю, а «хозяину К'ин-Балама», - могущественному сановнику и военачальнику, игравшему важную роль при новом царе. Отказавшись от войн за «мировое господство», Ицамнаах-К'авииль перенес основные усилия на укрепление своего влияния на соседние государства. Важнейшим из них было царство со столицей на месте городища Тамариндито, бывшее, видимо, самым важным до основания «Озера Водяного Дракона» в VII в. Местная династия претендовала на глубокую древность и считалась самой старой в Петешбатуне.

Первоначально отношения между двумя соседними политиями складывались достаточно мирно, но около 717 г. произошел военный конфликт и в Тамариндито сменилась династия. Новый царь Мо-Балам был женат на царевне из Дос-Пиласа, их сын и наследник стал вассалом Ицамнаах-К'авииля. Столица царства была перенесена из Тамариндито в Арройо-де-Пьедра. Раскопки на этом городище показали, что его расцвет приходится на VIII в. Расширение поселения в это время шло в западном направлении, в сторону Дос-Пиласа, который находится всего в 3 км.

Дос-Пилас. Стела 8.

Правление Ицамнаах-К'авииля характеризуется повышенным вниманием к ритуалам. В октябре 721 г. он предпринял сложный ритуал в ознаменование окончания 10-летнего календарного цикла: сначала принес жертвы в «Озере Водяного Дракона», в тот же день посетил Сейбаль, где «был украшен образ «G1»-К'авииля», и К'инич-Па'виц, где «была воздвигнута стела «G1»-К'авииля». «G1»-К'авииль - это местное синкретическое божество, представляющее собой соединение бога «G1» с К'авиилем; видимо, данный ритуальный объезд был связан с почитанием этой ипостаси. Смерть Ицамнаах-К'авииля в 726 г. была упомянута в надписи на костях из погребения Хасав-Чан-К'авииля I в Тикале. Естественно, что он назван не «царем Муталя», а «человеком из «Озера Водяных Змей»: «холодная война» двух ветвей династии по-прежнему продолжалась.

Трон перешел к «хозяину К'ин-Балама» - полководцу и сановнику Ицамнаах-К'авииля, принявшему тронное имя …н-Ти-К'авииль (727-741). Значительный перерыв между смертью Ицамнаах-К'авииля (22 октября 726 г.) и новым воцарением (6 января 727 г.) может указывать на династические сложности и внутреннюю борьбу.

Новый правитель фактически сделал второй столицей К'инич-Па'виц (Агуатеку). Город быстро оброс жилищами средней и мелкой знати, писцов, воинов, ремесленников. «Озеро Водяного Дракона», тем не менее, не приходит в упадок. Три из пяти стел «хозяина К'ин-Балама» были найдены в Дос-Пиласе.

Во внешней политике «хозяин К'ин-Балама» следовал своему предшественнику. Он продолжал поддерживать связи с Каналем. Так, один из наставников юного наследника престола был родом с севера. Само имя царя совпадает с одним из тронных имен канальского правителя Йукно'м-То'к'-К'авиля. Также он заключил династический альянс с южным царством Канкуэн.

Продолжая политику консолидации подвластных земель, новый царь в 735 г. подчинил Сейбаль - царство, уже вассальное южномутальским владыкам, и, очевидно, восставшее против их власти. Сейбальский правитель Йич'аак-Балам был взят в плен, но не был, как это традиционно полагается, принесен в жертву, а сохранил жизнь и даже трон.

В 741 г. престол «священного царя Муталя» перешел к К'авииль-Чан-К'иничу. Он возобновил активную экспансию за пределами Петешбатуна, прежде на северо-запад. В 743 г. был разгромлен Эль-Чорро и, возможно, подчинены царства верхней Усумасинты - Паталь, Лакамтуун. В результате К'авииль-Чан-К'инич столкнулся с Па'чаном-Йашчиланом, напавшим в 744 г. на Лакамтуун. В 745 г. К'авииль-Чан-К'инич предпринимает поход вниз по Усумасинте и берет в плен одного из па'чанских царевичей. Через три дня он победил царевича из Ик'а и захватил его в плен.

Практика постоянных передвижений по Петешбатуну при К'авииль-Чан-К'иниче даже усилилась. Кроме путешествий между «Озером Водяного Дракона» и К'инич-Па'вицем, он несколько раз посещал Сейбаль, где присутствовал при проведении обрядов и санкционировал назначение наследника престола. 2 июня 746 г. царь провел ритуал жертвенного кровопускания в Сейбале, а через два дня отпраздновал окончание 5-летнего календарного цикла и принес в жертву кровь в Тамариндито. К'авииль-Чан-К'инич несколько раз упоминается и в Канкуэне, откуда, видимо, происходила его мать.

Дос-Пилас. Центральная часть лестницы 2

Конец правления К'авииль-Чан-К'инича покрыт тайной. Надпись на иероглифической лестнице из Тамариндито перечисляет ряд событий, датирующихся 761 г., когда южномутальский царь вынужден был бежать (видимо, из своей столицы). Через семь дней был опустошен Тамариндито и в тот же день произошла битва с неизвестным противником. Победа в этом сражении приписана «G1»-К'авиилю - богу-покровителю царских домов Петешбатуна. Традиционно этот пассаж рассматривался как свидетельство восстания царя Тамариндито и его победы над своим сюзереном. Однако текст на иероглифической лестнице слишком темен, чтобы можно было говорить об этом с полной уверенностью.

Дос Пилас. Иероглифические ступени Трёххрамовой Пирамиды.

Поражение К'авииль-Чан-К'инича привело к оставлению «Озера Водяного Дракона». В 761 г. город был взят штурмом и разграблен. Археологи обнаружили, что главный храм комплекса К'инальха был разрушен, а на руинах были сожжены несколько человек. За короткое время все обитатели городского центра покинули свои жилища, оставшиеся же горожане бросили свои дома и укрылись от врага на Главной площади. В спешке были воздвигнуты укрепления, для строительства которых были разрушены храмы и дворцы. В таком виде прежняя столица просуществовала около 50 лет, а затем была окончательно заброшена.

Беглецы обосновалась в К'инич-Па'вице, где также были воздвигнуты укрепления. Быстрый рост, который испытал город, показывает, что он вместил в себя значительное население: знать, чиновников, воинов и мастеров из старой столицы.

Судьба К'авииль-Чан-К'инича неизвестна, возможно, он погиб в войне. Следующим «священным царем Муталя» назван Танте-К'инич, взошедший на трон в 770 г. Своим отцом он называет не К'авииль-Чан-К'инича, а неизвестного династа с титулом «хозяин К'ан-Балама». Танте-К'инич предпринимает активное строительство в новой столице, претендуя на восстановление державы своих предков.

Однако в действительности власть Танте-К'инича была гораздо слабее, чем ему бы хотелось. Практически одновременно с ним (в 771 г.) в Сейбале на трон взошел Ахав-Бот, также называющий себя «священным царем Муталя». По-видимому, он был одним из южномутальских династов, бежавших от врага. В Сейбале он сверг местную династию и основал собственное государство, которое простиралось на восток в саванну. Третья линия «царей Муталя» обосновалась в небольшом городке Ла-Амелия, на северо-запад от лагуны Петешбатун, около слияния рек Пасьон и Чишой. Единственный известный ее представитель Лачан-К'авииль-Ахав-Бот воцарился в 802 г. Еще более мелкий центр Агуас-Кальентес между 787 и 790 гг. управлялся «царем Муталя» Чак-Лакамтууном, возможно, отцом Лачан-К'авииль-Ахав-Бота. В дополнение в небольшом центре Эль-Карибе, лежащем между Ла-Амелией и Агуас-Кальентес, был свой правитель, правда, не претендовавший на происхождение из Муталя.

Отношения между многочисленными «священными царями Муталя» ясны не до конца. Вероятно, Танте-К'инич признавался старшим, поскольку он упоминается и в Сейбале и в Ла-Амелии. В то же время поднимают головы локальные династии. На юге активизировался царь Канкуэна Тахаль-Чан-Ак (757 - около 800), оставивший много надписей, в которых он апеллирует к своим предкам и повествует об их участии в войнах Йукно'м-Чее'на II в VII в., совсем не поминая Муталь.

Археологические и письменные данные создают впечатление, что весь регион был охвачен постоянной войной. Все крупные поселения были дополнительно укреплены. В Агуатеке кольца стен окружали ядро города, жилую зону, а также близлежащие поля. В Сейбале основные дворцовые и административные постройки находились в группе «D» на естественном холме, возвышающемся над рекой Пасьон на 80 м. Склоны холма были эскарпированы, а платформы, поддерживавшие здания, тесно примыкали друг к другу, образуя практически сплошную стену. Открытая Главная площадь в группе «А», располагавшаяся на речном берегу, была окружена стеной. Оборонительная стена по краю обрыва была обнаружена в Арройо-де-Пьедра. Однако укрепления окружали не только города, но и мелкие деревушки с населением в 100-200 человек. С юго-запада Агуатеку прикрывал мощный укрепрайон, образованный деревнями и фортами на вершинах холмов, окруженными каменными стенами с палисадом наверху. Некоторые из этих фортов были дополнительно соединены стенами, так что создавалась сплошная линия оборонительных сооружений.

Милитаризация общества отразилась в титулатуре знати - многие правители называют себя только военными эпитетами 'u-cha'an «хозяин пленника», не утруждая дополнительными именами.

«Война всех против всех» длилась до начала IХ в. Последнее упоминание Танте-К'инича датируется 807 г., а вскоре после этого его столица была взята штурмом и сожжена. Археолог Такеши Иномата, раскопавший город, пришел к выводу, что это произошло так быстро, что жители даже не успели спрятать или собрать свои вещи: посуда, зернотерки, предметы быта были брошены на полу. Арройо-де-Пьедра и Тамариндито ненадолго пережили этот разгром, и после 830 г. их центры были заброшены, и жизнь теплилась только на периферии.