МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Майя > История и культура >

Фрески из Бонампака

Сафронов А. В.

Карта Бонампака.

По сравнению со многими известными в настоящее время городищами древних майя, Бонампак относительно невелик, можно даже сказать, зауряден, в нем нет выдающихся архитектурных комплексов и большого количества монументов. Тем не менее, Бонампак получил широкую известность благодаря великолепным настенным росписям, сохранившимся в одном из храмов главного акрополя. Бонампак был обнаружен в 1946 г. американским фотографом Джайлом Херли благодаря помощи местных жителей - майя-лакандонов. Однако изучение фресок, а затем и археологические работы в Бонампаке начались с 1948 г. после экспедиций известных исследователей культуры майя Франца Блома и Карлоса Фрея.

Акрополь.Бонампак.

Общая схема - расположение трехкомнатного Здания 1, где нашли фрески, на бонампакском акрополе

Главным архитектурным комплексом Бонампака является акрополь, расположенный на северном склоне небольшого холма, и площадь перед ним, ограниченная с трех оставшихся сторон невысокими платформами. На акрополе, имеющем два основных яруса, было сооружено около полутора десятков различных храмовых и дворцовых сооружений. Настенные росписи были найдены в самом большом из них - Храме 1 (или Здании 1, по археологической терминологии), находящемся на нижнем ярусе и обращенном своим фасадом на север к главной площади. Здание практически не разрушилось с течением времени, поэтому его внутренние помещения остались целыми. Здание 1 построено по традиционной для архитектуры древних майя схеме с ложным сводом. Размеры Здания 1 составляют 15Х5 м, что является небольшим сооружением, по сравнению со многими известными постройками подобного типа. Внутреннее пространство храма - длинный коридор - было разделено на три комнаты, каждая из которых имеет отдельный вход. Росписями были покрыты все внутренние стены, а также своды каждой из комнат. Для удобства изучения и анализа комнаты были пронумерованы (соответственно, 1-я, 2-я и 3-я, слева на право, если стоять лицом к фасаду). Внутренние стены комнат с росписями принято обозначать сторонами света. Дверные проемы были перекрыты каменными притолоками с вырезанными на них рельефными изображениями. Кроме того, широкий фриз храма по всему периметру здания был украшен богатым штуковым рельефом, от которого к настоящему времени сохранились лишь отдельные фрагменты.

Об истории Бонампака известно не очень много, во многом по причине небольшого количества монументальных текстов, прежде всего исторического содержания. Помимо самих росписей, которые также содержат иероглифические тексты, на городище было обнаружено три стелы, четыре притолоки и четыре рельефных камня с надписями. Все монументы датируются VII-VIII вв. Однако, исследования нескольких последних лет, благодаря изучению эпиграфических памятников из других городищ (Яшчилан, Пьедрас-Неграс и др.) и монументов, происходящих из данного региона, но находящихся в музейных и частных коллекциях, дали много новых сведений по истории древнего майяского города, именуемого в настоящее время Бонампак.

Судя по всему, Бонампак не является очень древним городом. Период его наибольшего расцвета пришелся на VII-VIII вв. - конец классического периода. В это время он являлся столицей достаточно значимого царства Шукальнах, а со 2-й половины VIII в. и центром объединенного царства Аке-Шукальнах. Первые сведения о царстве Шукальнах относятся к сер. VI в., но согласно косвенным данным появление царской династии Шукальнаха следует относить к началу V в. Вероятно, первоначально столица Шукальнаха располагалась в другом городе в 10 км к западу от Бонампака - археологическое городище Лаканха (стоит на западном берегу одноименной реки). Но во 2-й половине VI в. столица перемещается, возможно, под влиянием некой внешней опасности, из Лаканхи на восточный берег реки в Бонампак. К этому времени относится и начало массового монументального строительство на бонампакском акрополе, а Лаканха стала небольшим областным центром. Возможно, перемещение столицы произошло в царствование шукальнахского царя Яхав-Чан-Мувана I (кон. VI в. - 608 г.). Уже с VI в. Шукальнах попадает в сферу интересов более могущественного соседа - Пачанского царства. Пачанские цари, видимо, поддерживали династию Яхав-Чан-Мувана I, а конфликтные ситуации возникали в те периоды, когда к власти в Шукальнахе приходили ставленники других царств, прежде всего Сакци. Начиная с конца VII в. царство Сакци все активнее начинает проводить экспансионистскую политику в данном регионе. В середине VII в. Сакци предъявляет претензии на трон царства Аке - западного соседа Шукальнаха, и контролирует его вплоть до середины VIII в. В 40-е гг. VIII в. "Knot-Eye"-Балам, происходивший из местности Паталь (где-то к востоку от Бонампака), восходит на престол Шукальнаха, а затем объединяет под своей властью и Аке, опираясь на поддержку Сакци. Однако власти пришлого царя сопротивлялась местная знать, лидером которой стал сахаль Ах-Сак-Телеч (центр подвластной ему области, располагался, видимо, в старой столице Шукальнаха - городище Лаканха). Судя по всему, царю "Knot-Eye"-Баламу и местной знати после нескольких лет войны удалось придти к мирному соглашению, и после смерти "Knot-Eye"-Балама трон объединенного царства унаследовал Ах-Сак-Телеч, а затем, в 776 г. его сын Яхав-Чан-Муван II. Причем, царство Паталь, откуда происходил "Knot-Eye"-Балам, стало вассалом шукальнахского царя. Яхав-Чан-Муван добился поддержки могущественного северного соседа Пачана, женившись на сестре Ицамнах-Балама IV. С помощью войск Пачана он в 787 г. одерживает грандиозную победу над давним соперником - царством Сакци. Таким образом, к концу VIII в. два относительно небольших царства Шукальнах и Аке превращаются в сильное единое государство и верного союзника Пачана. Кстати, следует отметить, что царство Аке являлось более древним, а потому шукальнахские цари считали почетным носить титул «божественный царь Аке», хотя центр объединенного царства находился в Бонампаке - столице собственно Шукальнаха.

Комната 2 - разгар сражения, царь лично захватывает пленника

Комната 2 - праздничная церемония по случаю победы - торжественное принесение пленников в жертву перед царем

Храм 1 и его великолепные настенные росписи, созданные приблизительно в начале 90-х гг. VIII в. были посвящены той самой победе Яхав-Чан-Мувана II над Сакци в 787 г., ознаменовавшей конец длительного противостояния между двумя царствами. Главное место в композиции настенных росписей занимает средняя комната (Комната 2) (см. все фрески), в которой на восточной, южной и западной стенах представлена масштабная сцена битвы между войсками Шукальнаха и Сакци. Причем, центральной место (на южной стене, т. е. прямо напротив входа) занимают фигуры Яхав-Чан-Мувана, с копьем наперевес захватывающего пленника, и его противника - царя Сакци Йет-Кинича. Верхнюю часть композиции занимают военачальники и приближенные царей. Остальное пространство занимает изображение схватки между простыми воинами, причем, слева находятся воины Шукальнаха, а справа воины Сакци. Весьма интересно, что в первых рядах справа стоит особый отряд воинов Сакци, вооруженных копьями и одинаковыми щитами - очевидно, царская гвардия. На северной стене (над входом) показана триумфальная сцена - победитель Яхав-Чан-Муван в окружении своих приближенных стоит на вершине пирамиды, а под ним захваченные в бою противники и его войско. Яхав-Чан-Муван не мог не упомянуть своего сюзерена - царя Пачана - Ицамнах-Балама IV, который также принял участие в войне против Сакци, хотя, судя по всему и не участвовал именно в этой битве, а одержал свою победу за несколько дней до этого. Ему посвящена рельефная притолока над входом в комнату (Притолока 2), на которой Ицамнах-Балам изображен, захватывающим пленника - представителя царского рода Сакци.

Комната 1 - фрагмент торжественной процессии

Росписи в двух других комнатах изображают торжественные процессии и ритуальные танцы в честь победы Яхав-Чан-Мувана. В Комнате 1 (см. все фрески), в верхней части композиции (на красном фоне по всему периметру комнаты) показана дворцовая знать в парадных белых одеяниях и обряд по облачению царя в костюм для танцев (северная стена, над входом). В нижней части (на синем фоне) изображен танец правителя и двух его приближенных (южная стена) под аккомпанемент музыкантов (трубы, барабаны, «маракас»). На танце также присутствует знать и знаменосцы с лакамами (lakam - «знамя» (др. яз. майя)) Над входом в комнату помещена притолока с изображением самого Яхав-Чан-Мувана, также захватывающего пленника (Притолока 1).

Комната 1 - фрагмент торжественной процессии

Комната 1 - фрагмент торжественной процессии

В Комнате 3 (см. все фрески) изображена другая торжественная процессия, также посвященная празднованию победы. Вверху на северной стене (над входом) представлены царь и знать в парадных одеждах. В верхней части восточной стены - придворные дамы, готовящиеся к торжествам. Большую часть южной, восточной и западной стен занимает сцена с изображением ритуального танца, в котором принимает участие царь, стоя наверху пирамиды, и его многочисленное окружение. Костюмы танцующих отличаются от тех, что использовались в другом танце. Над входом в комнату находится рельефная притолока (Притолока 3), изображающая отца Яхав-Чан-Мувана II - Ах-Сак-Телеча. Здесь представлено событие почти полувековой давности, когда сахаль Ах-Сак-Телеч захватил одного из представителей рода царя "Knot-Eye"-Балама.

Комната 3 - продолжение праздника - танцевальная массовка

По замыслу Яхав-Чан-Мувана II росписи этого храма, поставленного на фасадной части акрополя, должны были увековечить знаменательную победу и его имя, а также свидетельствовать о возросшем могуществе объединенного царства Аке-Шукальнах.

Такой вот вполне обычный, по меркам древних майя, храм стал всемирно известен именно благодаря тому, что он оказался единственным, в котором почти полностью сохранились позднеклассические росписи. В настоящее время не вызывает сомнений, что у древних майя классического периода была повсеместно распространена традиция росписи внутреннего пространства наиболее значимых культовых и дворцовых сооружений. Однако в силу климатических условий и недолговечности материалов (росписи выполнялись натуральными красителями по оштукованной стене) настенные росписи майя очень плохо сохранялись. Помимо Бонампака сохранились фрагменты настенных раннеклассических росписей в одном их зданий Вашактуна, в погребениях Тикаля и Рио-Асуль, постклассические росписи в Чичен-Ице, Эк-Баламе, в Муль-Чике, сходные по тематике с бонампакскими, и фрагменты росписей в многочисленных постклассических храмах северо-восточного побережья Юкатана. И совсем недавно в Сан-Бартоло (Петен, Гватемала) были обнаружены великолепные настенные росписи преклассического периода, изображающие миф о сотворении мира.