МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Энциклопедия заблуждений >

Космическое оружие тольтеков

Беляев Д.Д.

 

«Кариатиды» на платформе перед «Храмом Утренней звезды»

Одной из достопримечательностей мексиканского археологического музея под открытым небом в Туле (город Тула-де-Альенде, штата Идальго) являются четыре каменные скульптуры высотой 4,6 м, составленные из базальтовых блоков. В древности они поддерживали крышу так называемого «Храма Утренней Звезды», поэтому открывший их Хорхе Акоста назвал их «кариатидами». Однако широкой публике они известны как «атланты», хотя на самом деле в Туле есть настоящие атланты с поднятыми вверх руками.

«Атлант» из Толлана

Древние руины близ города Тула были впервые описаны Антонио Гарсиа (1832-1912), мексиканским историком, географом и писателем в 1873 г. Вскоре после этого французский путешественник и фотограф Дезире Шарнэ (1828-1915) провел в Туле первые археологические исследования, результаты которых были опубликованы. Шарнэ был уверен, что скромный городок к северу от Мехико и есть легендарный Толлан, столица древних тольтеков. Обнаруженные памятники архитектуры и скульптуры были очень похожи на виденные им раньше в Чичен-Ице.

В 1930-е гг. к гипотезам Шарнэ вернулись мексиканские историки и археологи. Вигберто Хименес Морено собрал многочисленные этноисторические и картографические данные, которые подтвердили локализацию Толлана в долине Тулы. Начавшиеся в 1940 г. и продолжившиеся до 1960 г. раскопки под руководством Хорхе Акосты открыли нам древний Толлан.

И почему-то именно «кариатиды» стали предметом больных фантазий на инопланетную тему. Началось все с знаменитого швейцарца Эриха фон Деникена – автора нашумевшей серии книг и фильмов про роль инопланетян в мировой истории. В фильме «Колесницы богов» (у нас шедшего под названием «Воспоминания о будущем») его шаловливые ручки дошли и до скульптур Толлана:

Эти монументальные скульптуры смотрят на страну как немые стражи, скрывающие глубокую тайну. Все одинаково одетые, у всех удивительные шлемы. Может быть, это воины? Но на груди у них, по-видимому, какие-то технические приспособления, а в руках прибор, значение которого еще не объяснено. Предполагают, что это неизвестное нам внеземное оружие.

Итак, Дэникен был первым, кто увидел у толланских скульптур «внеземное оружие». Однако вскоре его переплюнул мексиканский инженер Херардо Левет, предположивший, что это не оружие, а инструмент для горных работ, нечто вроде «огнемета» или «плазменного пистолета».

Этот бред творчески переработал мегаспециалист Захария Стичин, автор кучи криптобестселлеров про инопланетян, планету Нибуру, шумерских анунахов и прочая, прочая, прочая:

Кого изображали эти гигантские статуи? Обнаружившие их археологи назвали эти фигуры «идолами», пребывая в уверенности, что это изображения богов. Авторы научно популярных статей переименовали их в Атлантов, намекая на то, что они могли быть потомками богини Атлатоны («Та, что сияет в водах»), а также что они могли прийти из легендарной Атлантиды. Не наделенные таким богатым воображением ученые видели в них просто воинов толтеков, держащих пучок стрел в левой руке и атль атль в правой. Однако такая интерпретация вряд ли верна, поскольку «стрелы» в левой руке статуй изогнуты, а атль атль держали не в правой, а в левой руке. В то же время оружие в правой руке статуй (рис. 22 а) не было изогнутым, как атль атль. Что же это такое? [И далее опять про «плазменный пистолет / термоджет» Левета].

(Думаю, никого не удивит, что никакой «богини Атлатоны» в постклассическом пантеоне науа не было).

На постсоветской почве семена, посеянные Дэникеном, Леветом и Ситчиным, бурно проросли среди уфологов, пирамидологов и прочей безумной публики. Не могли пройти мимо и активисты «Лаборатории альтернативной истории», на форуме которых плазменные пистолеты тоже долго обсуждались.

Так что же такое держат в руках толланские «кариатиды»? Несомненно оружие. Но отнюдь не космическое. Это просто копьеметалки.

Прежде всего забудем про фантазии Ситчина. В Мезоамерике копьеметалки-атлатли не держали в левой руке. Это хорошо видно на рельефе Х в. из Чичен-Ицы (Нижний Храм Ягуаров, внутренняя стена, регистры D и E), где воины держат в левой руке дротики, а в правой - атлатли.

Рельеф Нижнего Храма Ягуаров, Чич’ен-Ица Астекский атлатль (нача. XVI в.) из Британского музея

Тем более атлатли не были изогнутыми. Вот астекский атлатль начала XVI в. из коллекции Британского музея.

В Мезоамерике широкое распространение получили копьеметалки с "кольцами". В отличие от простой, где хват происходит всей ладонью, в этом случае хват производится пальцами. Археологически для Северной Америки засвидетельствованы копьеметалки, где в конце ложа просверлено отверстие, куда вставляются пальцы. В нашем случае к ложу с двух сторон приделываются два полукольца или костяной объект с двумя отверстиями, в которые вставляются указательный и средний пальцы.

Резное каменное полукольцо от атлатля Теотиуаканские атлатли (IV-V вв.) Реконструкция процесса копьеметания

Впервые атлатли появляются в иконографии Теотиуакана, где выглядят очень своеобразно. Они с кольцами, но очень часто имеют в верхней части перья с двух сторон. Функции этих перьев неясны, возможно это балансир. Упор, в который упирается дротик, иногда рисуется как крюк (см. второй пример). На третьем примере хорошо видно, что хотя атлатль держат внизу всей ладонью, для броска его держат за кольца двумя пальцами.

А вот прорисовки атлатлей из Чичен-Ицы. Обратите внимание, что пальцы продеты в кольца.

Атлатли с рельефов Чич’ен-Ицы (Х в.) Атлатль в правой руке одной из толланский «кариатид». Атлатль у «Капитана Пернатого Змея»

Со всеми этим, взглянем на предметы в правой руке толланских "кариатид". Видно, что в отверстия вставлены два пальца. И это то же самое оружие, что держит в правой руке "Капитан Пернатый Змей" на приведенном выше рельефе из "Нижнего Храма Ягуаров" в Чич'ен-Ице (крайний левый персонаж, нижний ряд).

Дротики и изогнутые дубинки на статуях «кариатид» из Толлана.
Воины с дубинками в руках, рельеф на колонне 5, Южный храм, Большой стадион Чич’ен-Ицы

Итак, в правой руке атлатль. Вполне логично, что в левой дротики. Но что же тогда за «изогнутые стрелы», которые так возмутили мистера Ситчина?

На самом деле «стрелы» (точнее дротики) на скульптуре изображены. И они конечно же прямые и с наконечниками. Но их воины держат не в руке, а прижав к боку. В руке же каждый воин держит изогнутую дубинку, которая на рельефе идет поверх дротиков (см. фрагмент рельефа). Именно ее и принял Ситчин за «изогнутые стрелы». Вот такие же дубинки в Чич’ен-Ице. И тоже, заметим, в левой руке.

«Атлант» из Толлана
«Атлант» из Толлана

Теперь про «технические приспособления на груди». Им посвятил целое исследование все тот же Херардо Левет. И естественно пришел к выводу, что это не нагрудные пекторали, изображающие стилизованных бабочек, как считают все нормальные люди, а «специальные приборы» (что за приборы, правда, не очень понятно). Эта чушь легко опровергается при сравнении двух статуй-атлантов. У одной на груди тот самый таинственный «прибор». А вот у второй это просто пектораль в виде ягуара, в котором только больное воображение увидит «специальный прибор». Ну с больным воображением у вышеупомянутых мегаученых проблем нет.

 

 

Полезные ссылки

Шесть тольтекских погребений под площадью Конституции

Зачем тольтекские ремесленники трепанировали черепа?